Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г.

http://pravenc.ru/text/75834.html

вариантах иконографических схем. В ряде памятников особенно подчеркнута роль К. и Мефодия не только как просветителей, но и как крестителей болгар. На формирование подобных образов оказала влияние литография по рис. худож. В. Кацлера, напечатанная в 1864 г. в Вене по заказу издателя Х. Г. Данова и посвященная болг. революционеру Т. Райнову ( Божков. 1989. С. 171. Обр. 118). Она получила широкое распространение и стала популярным образцом для болг. иконописцев. Равноапостольные К. и Мефодий названы на гравюре болг. просветителями, представлены на фоне Преслава - древней столицы Первого Болгарского царства (893-972). В 1864 г. А. Керклисийский создал икону К. и Мефодия с 4 житийными сценами, повторяющими сюжеты росписи в ц. Успения Пресв. Богородицы в Вербице близ Преслава. В 4 углах в медальонах помещены сцены крещения язычников; обширная надпись сообщала о создании братьями азбуки в 855 г. В 1864 г. А. Атанасов и Г. Данчов-Зографина в росписи храма св. Недели Араповского мон-ря поместили житийный цикл К. и Мефодия со сценами «Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку», «Рукоположение Кирилла в священнослужителя», «Постриг Кирилла», «Кирилл крестит кн. Бориса, Мефодий проповедует», «Кирилл рукополагает первосвященника», «Кирилл проповедует Христово благовестие», «Рукоположение Мефодия в священнослужителя», «Постриг Мефодия», «Мефодий рукополагает священноинока», «Успение Мефодия», «Успение Кирилла». Неск. сцен из Жития в то же время украсили монастырскую часовню над источником: «Святые Седмочисленники», «Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку», «Крещение Преславского двора». В 1866 г. по образцу литографии 1864 г. тревненский иконописец Ц. Симеонов представил святых в архиерейских облачениях: св. Мефодия - со скипетром и раскрытой книгой, у К. свиток с азбукой и крест; между ними - река, по берегам стоят храмы и гражданские постройки (вероятно, изображение Преслава). В 1874 г. Симеонов воспроизвел эту композицию на иконе из ц. св. Архангелов в Трявне. Вариант подобного изображения представлен на иконе Х.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г. Собор был расписан в 1864 г. худож. А. Атанасовым и, возможно, его учеником, активным участником болг. национального движения, худож. Г. Данчовым . Атрибуция основана на частично уцелевшей надписи: «...1864 юни 13 писа Георги». Поскольку Данчову в период росписи было всего 18 лет, нек-рые исследователи полагают, что речь может идти о др. мастере. Надпись над оконной нишей в алтарной апсиде сообщает, что украшению церкви содействовал «игумен Мулдавской обители архим. Софроний», впосл. игумен А. м. Среди росписей храма - житийные циклы св. Недели, вмц. Параскевы, св. Иоанна Предтечи; в апсиде - изображение Божией Матери «Ширшая Небес». На части фресок, датируемых 1870 г., изображены 10 сцен из жизни святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия : создание слав. азбуки, проповедь св. Кирилла народу, смерть и погребение св. Кирилла и др. Патриотическая тенденция, характерная для искусства периода болг. возрождения, нашла отражение в наличии среди образов храма изображений болг. святых: блгв. царя Бориса II, , свт. Илариона Мегленского, епископов Марко Преславского и Иеронима Пловдивского, Патриархов Иоакима и Евфимия II Тырновских, мч. Онуфрия Габровского и др., отдельно представлен житийный цикл прп. Иоанна Рыльского (10 сцен), в т. ч. изображение встречи святого с болг. царем Петром. В отличие от большинства обителей Пловдивского округа, где служили на греч., богослужение в мон-ре совершалось на болг. языке. В 1862 г. при мон-ре была открыта школа с преподаванием на болг. языке. В обители подвизались деятели болг. национального движения архимандриты Софроний и Сергий. В период игуменства архим. Софрония и при участии архим. Герасима была оборудована мастерская, выпускавшая эстампы патриотического содержания, распространяемые по всей стране. Широко известна литография, посвященная покровительнице мон-ря св. Неделе работы асеновградского мастера Димитра. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. мон-рь был сожжен отступавшими башибузуками и восстановлен после освобождения страны от османского ига. В наст. время в мон-ре 3 монаха. Монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения.

http://pravenc.ru/text/75834.html

на гравюре «Болгарские книжники» Н. Иванова из Пазарджика, отпечатанной в Белграде в 1858 г. ( Василиев. 1970. С. 114. Фиг. 15), на иконе 1860 г. тревненского иконописца Симеонова из ц. Св. Троицы в Свиштове. В 1863 г. иконописец Н. Тодорович изобразил К. молодым, а Мефодия - седым (Там же. С. 115. Фиг. 19). В росписи 1889 г. по сторонам входных ворот мон-ря св. Петки Мулдавской возле Асеновграда оба святых изображены пожилыми архиереями, над вратами - буквы кириллицы. Подобные изображения есть в соседних храмах: в Араповском мон-ре, в с. Хвойна, в с. Лесидрен близ Тетевена и др. Отличается образ 2-й пол. XIX в. из ц. К. и Мефодия в болг. г. Русе, на к-ром св. братья показаны в крещатых ризах и головных уборах с крестами, подобно изображениям свт. Кирилла Александрийского. На свитке в правой руке К. написана глаголица, а в раскрытой книге у Мефодия помещен кириллический текст. Подобная икона была создана Х. Молдау в 1902 г. для ц. К. и Мефодия в Зографском монастыре. На иконе 1861 г. Д. Зографа из ц. Пресв. Богородицы в Скопье К.- молодой, в монашеских одеждах, Мефодий - средовек в архиепископском облачении. Подобное изображение есть на гравюре 1867 г. из Хиландарского мон-ря, созданной по заказу проигум. Анфима Хиландарца из Тырнова. В небесном сегменте представлена Пресв. Богородица (Там же. С. 118. Фиг. 44). Монахом и архиереем соответственно изображены К. и Мефодий на фресках Н. И. Образописова в ц. вмч. Георгия в с. Долни-Лозен (ныне Лозен) близ Софии, на иконе 1886 г. Е. Попдимитрова в ц. Св. Троицы с. Горановци возле Кюстендила и на иконе 1886 г. Й. Недялкова в храме с. Байлово близ Софии. Вариантом парной композиции представляется иконография с аналоем (или столом) в центре, на к-ром лежит Свящ. Писание. На сев. стене Преображенской ц. часовой башни Зографского мон-ря в росписи 1869 г. К. и Мефодий показаны ровесниками, в одинаковых архиерейских облачениях, с митрами на головах, стоящими возле маленького столика, на к-ром лежит Евангелие, и держащими развернутый свиток с кириллицей; рядом св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

О. В. Л. Почитание у южных славян Зарождение почитания К. (под слав. переводом имени - Неделя) в болг. и серб. землях связано с перенесением ее мощей в Тырново (ныне Велико-Тырново) представителями болг. династии Асеней (1-я треть XIII в.), хотя точная дата и обстоятельства перенесения, как и дальнейшая история мощей, неизвестны. Слав. перевод греч. проложного Жития был выполнен еще в период визант. владычества над болг. землями (1018-1195 гг., см.: Иванова К. Житийна литература//КМЕ. Т. 1. С. 694) или в связи с перенесением мощей. Самый древний список, в к-ром святая именуется греч. именем, находится в болг. Прологе XIV в. на март-август (София. НБКМ. 1014. Л. 144б - 145б). На основе этого Жития патриарх Тырновский свт. Евфимий , вероятно в самом начале своего Патриаршества (1375-1393), составил Похвальное слово в честь К., в к-ром впервые использовал слав. перевод ее имени. Известны 3 списка Похвалы: 2 в молдав. рукописях XV и XVI вв. и в Рильском панегирике Владислава Грамматика 1478-1479 гг. Впосл. была сделана общая версия Жития, объединившая проложную версию с Похвальным словом ( Партений. 1974). В связи с тем что св. Неделей называлась и Св. Пасха, сложно установить, когда началось освящение болг. храмов в честь К. Самая древняя известная болг. ц. св. Неделя находилась в с. Крибул (XIII(?) - XIV вв., см.: Николова Б. Православните църкви през българското средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 130), но ее точное посвящение неизвестно. Нек-рые храмы, вероятно, изначально были посвящены Христову Воскресению, а позже их покровительницей была названа великомученица. Так, храм св. Недели в Софии, о существовании к-рого известно с XIV в., в XVI в. назывался Иисус Христос или Господня церковь, а когда в сер. XIX в. после перестройки он стал кафедральным, то К. была названа его покровительницей. Помимо неск. приходских церквей в Болгарии К. посвящены храмы мон-рей Араповского (1859), Витановского (сер. ХХ в.) и в г. Неделино. В честь К. освящены неск. храмов в Черногории, Хорватии и Сербии.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Алина – просто слишком трагично всё воспринимает. Всегда так, и теперь так. Ведь он повторял ей, повторял: я никогда тебя не оставлю, этого и в мыслях у меня нет. И вдруг первое, что она предлагает, – перерубить? Нет, он ей в этом не соучастник. Алина-Алина, я ведь тебя люблю! Помни об этом. От ходьбы, от движения к действию – уже не так жгло. Смягчалось. Возвращалось в привычные размеры, в привычный ход. (А та лёгкость, нет, – всё ж залегла уголочком в груди, держалась). Он шёл мимо тёмной каменной высокой монастырской стены, облепленной заснеженными лавочками. И вдруг миновал широкую калитку, полотнище её было распахнуто. Мелькнуло тёплым светом – и он шагнул назад, задержался против проёма. Полотнище было распахнуто – и дальше были распахнуты церковные двери – и виделись внутренние остеклённые: там, дальше, было немало огня, различались столпы подсвечников со свечами, служба уже началась или готовилась. Но ни звука не было слышно сюда и даже не видно фигур внутри – священника, или монастырских, или прихожан. Если служба шла – то как будто сама, без людей, ночная. Поколебался – не зайти ли? Но нет, телеграмма не ждала, надо было спешить. Зашагал к телеграфу. Единою задачей влачимый черезо всю жизнь, и всегда спеша, – так он и прошагивал всегда. 75 Темнота… Тишина. Но – не могила, ты – в жизни ещё. А полмига, четверть мига, пока не вернулась память никакая, ни о чём, – лежишь как не знавшая горя: проснулась. Только – полмига. И тут же – уколом! – самое последнее, вчерашнее! Но не последнее одно, а – уколами – уколами сразу и вся цепь. И всё это – в голову больную, в грудь больную, нет сил!… Что бы вот так – ничего не вспомнить, просто полежать? Просто отдохнуть, послушать, как тихо, тихо, тихо по всей Араповской, во всём Тамбове. Нет! передачей молоточков – Письмо вчерашнее – Могилка детская – Женькина смерть, Типуленьки – Последние дни его – Из Тамбова опоздала – Пустынная горечь от свидания – Двое суток блаженных, не знающих о беде, – в этой самой комнате? Могилка сельская, в осени сырой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Но и к тёте-монашке почему-то никак нельзя. Руки дрожат – ключ уронила. Теперь – ключа не найти. Если в щель порога… Вовсе бы бросила, ушла, – нельзя, сестре жить. Заплакала. Всё держалась, а вот заплакала: ну где он, железа кусочек?… По всей Араповской – ни души. Если где засветились, то – ещё за ставнями. Медленно встают. Медленно живут. Молятся по часу. Фонари – на углу Большой. И фонарь на углу Долевой, близко, но сюда не достаёт. Вернулась за спичками. С тётей – что ж? Она давно, давно в монастыре. Святой – быть легко. Но грешную понять невозможно. Женщине не испытавшей – понять испытавшую невозможно. Чиркала, чиркала, ветер задувал. Нашла наконец, вот куда завалился. Заперла. Положила в укрыв. И пошла. Если бы к тёте – то по Большой, до Вознесенского за Студенец. Не выбирала, пошла к Долевой. Сыро. Темно. По Долевой и ветрено. Через лёгкий платок голову продувает. И хорошо. Никого навстречу, так и шла одна. Никого у калиток. Кажется, с первым бы заговорила! – никого. Тёплыми вечерами весь Тамбов – на скамеечках, у калиток. Сейчас – никого. И – к кому ж она? Всё закрыто. И все по домам. Когда-то считала: чем хуже – тем интереснее жить, а как дела исправятся – всё укладывается в слишком покойные рамки, скучища. Не-е-ет, это пока не провалишься. А из проруби – руку подайте! руку подайте! вытащите меня к вам! Шесть лет она Фёдора любила, а Женьку – шесть месяцев. Но весь мир была ему – она одна, он-то ничего в мире больше не знал. И – преполна была. И зачем опять эти письма? К своей полноте – зачем ещё звала его? Столько лет удерживалась – не стать навязчивой, нежные слова заставляла иронией, переписывала, если получалось нежно. А тут – на одной ноге заскакала. Как будто если та “другая” будет с ним – он станет счастлив? Да нисколько. Ему и не нужно ни любви, ни счастья, ни близкого человека. Он беден душой и, наверно, неисправим. Никогда не переступит по земле собственными ножками. Никогда не вымолвит даже “мама”. Ничего не успел. Со вчерашним письмом как же явиться к тёте, как голову поднять, – потаскуха? Уже довольно было ребёнка от женатого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

117 Письмо братии монастыря Рача (в день св. Филарета Милостивого, 1953). 118 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. Никиты Халкидонского, Лесковац, 1953). 119 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. великомученицы Евфимии, 1955, монастырь Девич). 120 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 27 авг. 1964 г.). 121 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 12 мая 1976 г.). 122 Письмо монахине-иконописице (накануне памяти св. пророка Илии, 1966 г.). 123 Письмо духовному чаду (10 авг. 1970 г.). 124 Письмо бывшему ученику, впоследствии священнику (на второй день Рождества, 1961). 125 Последнее письмо родной сестре Стойне и племяннице Наде, посланное из монастыря Челие в Лесковац (в день св. Иоанна Златоуста, 1979). 126 Проповедь в 15-ю Неделю по Пятидесятнице, на Св. Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35—46, в монастыре Челие в 1961 году. Как и большинство проповедей о. Иустина, эта проповедь произнесена без предварительно написанного текста (кроме конспекта главных мыслей на двух листах). Проповедь записывалась от руки, с известными естественными пропусками и погрешностями передачи слов о. Иустина, но в целом отражает содержание выраженных им духовных мыслей. 127 Проповедь произнесена в 1964 году в монастыре Челие. 128 Проповедь произнесена в 1974 году в монастыре Челие (в тот год праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы приходились на один день). 129 Ср.: Ибо тварь с надеждою ожидает откровение сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т. е. человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим.8:18—22). — Примеч. ред. 130 Это одна из редких предварительно полностью написанных проповедей о. Иустина (сохранилась в рукописи с датой: Успение Пресвятой Богородицы, 1963). 131 Эта проповедь тоже предварительно написана (на рукописи стоит дата: 12 25 сент. 1945 г.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Кончина иеромонаха Иоиля вызвала всеобщее сожаление, так как «своею любовью к ближним он привлекал к себе сердца всех знавших его, не только братии монастыря, но и мирян». Отпевание почившего старца было совершено настоятелем монастыря в сослужении братии. Погребен о. Иоиль на братском кладбище рядом с могилой схиигумена Феодора. Келейные записи иеромонаха Иоиля И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. Иоиль 2, 28 Об о. Иоиле можно сказать, что он был «мистически настроен, часто переживал сверхъестественные явления». И это духовное состояние старца отразилось в его записях. После смерти отца Иоиля были найдены два его дневника. Они хранятся в архиве Финляндского Валаамского монастыря под одним номером и никогда не были изданы. На обложке первого архивариус монах Иувиан написал: «Келейныя записи иеромонаха Валаамского монастыря о. Иоиля». По содержанию дневники старца представляют собой описание видений неведомого старца и иных подвижников, а также выписки из святоотеческой литературы, главным образом посвященные православному учению о видениях и снах. Как правило, описание видений заканчивается назидательным выводом, который старец обращает не только к себе, но к каждому, кто будет читать его дневник. Вот одно из видений, записанное о. Иоилем в 1909 г.: «Меня смущала мысль, почему мы живем так плохо и нерадиво, столько согрешая, тогда как знаем из Слова Божия, что за грехи наказывает Господь и по смерти отсылает в ад. Усердно молился я Господу Богу, да откроет Он мне путь мой. Молился долго и усердно около года, до сего дивного видения. В одну ночь во сне приходит ко мне светлый юноша, показавшийся мне чудным, и говорит: – Иди и посмотри путь монашеский. Увидав сего чудного юношу, я сотворил Иисусову молитву и осенил себя крестным знамением. После этого мы с ним вышли из монастыря, и вот я вижу дорогу, ведущую к востоку, в высоту, около нее – большая высокая площадь, и на ней собралась наша братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню   Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню       Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню, жертвует всем, и своим покоем, лишь бы достичь некоторым образом чувства благодати Божией, быть согретым Христом, в объятиях (ангали) Христовых, соединиться, почувствовать со­дружество с Богом, единство с Ним, стать единым с другими людьми, как Святая Троица, как три Лица Святой Троицы, Которые едины.   Это очень важно понять, что настоящий аскет уходит из этого мира  (монастыря)  не от разочарования.   Когда он живет в монастыре, он, конечно, страдает, но тем не менее он уходит не от отчаяния. Нет! Наоборот, настоящий монах – это человек, который и монастыре был утешенным (паригорименос), имел верных друзей (синтрофья).   (В р.п. этот абзац переведен так: " Живет там, страдает, но не убегает отчаянным из мира. Он уходит весьма уте­шенным и в окружении великих товарищей... " - Такой набор слов вызывает сожаление - исихазм.ру).      Его верные друзья — это вся природа, и птицы, и звери, и все свя­тые, мученики и ангелы. А главное, вместе с ним —это Богородица со Своим Сыном.         Источник монашеской жизни — Священное Писание   Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?   Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12,1).   И Христос разве не говорит:    Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет кре­ста своего и следует за Мною, тот не достоин Ме­ня (Мф. 10, 37-38)?   И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни од­ного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отри­цать преподобного Симеона Нового Богослова, то от­речешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел…         Поучения: перейти к оглавлению второй части Поучений... Порфирий Кавсокаливит   Автобиография Карта сайта   Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=1254

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010