Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Аракишвили. Фотография. 1953 г. (ГЦММК) [Аракчиев] Дмитрий Игнатьевич (23.02.1873, Владикавказ - 13.08.1953, Тбилиси), груз. композитор и музыковед-этнограф, акад. Грузинской АН. Учился в Москве у А. А. Ильинского и А. Т. Гречанинова . Изучал фольклор и духовную музыку, исследовал структурные особенности груз. церковных песнопений. Провел 4 экспедиции (1901-1908) в различные регионы Грузии, где записал более 500 песен, а также песнопения литургии. Автор очерков о груз. церковной музыке. В композиторском творчестве А. выделяются опера «Сказание о Шота Руставели» и произведения камерно-вокального жанра. Соч.: Краткий исторический обзор грузинской музыки. Тбилиси, 1940; О грузинской духовной народной музыке с приложением напевов на литургии св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии//Тр. Муз. этногр. комиссии. М., 1906. Т. 1; О музыкальной структуре народных духовных песнопений Восточной Грузии//Материалы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6. Лит.: Бегиджанов А. Д. И. Аракишвили. М., 1953; Донадзе В. Музыкальное наследие Грузии (классический период)//Грузинская музыкальная культура. М., 1957. М. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/75820.html

Е. О. Казьмина «Музыка и жизнь» Издавалась в Москве с 1908 по 1912 г. между 1-м и 10-м числом каждого месяца. Главная контора и редакция журнала располагались по адресу: Тверской бульвар, д. 60, кв. 9. Редакторы журнала - А. Л. Маслов и Д. И. Аракишвили (Аракчиев) (соредактор); с 2 за 1909 г.- Маслов. Издатели: К. Д. Алексеев, с 1911 г.- Маслов. Объем от 16 до 40 страниц. Формат 30,5×23,5 см, с янв. 1910 г. был уменьшен до 25,5×18 см. Основные авторы - Маслов (под псевдонимом А. Ливин), Аракишвили, А. В. Никольский . С журналом сотрудничали: А. М. Архангельский , Ф. В. Владимирский , М. М. Клечковский, Компанейский, С. Н. Кругликов , Липаев, Г. В. Шварц, К. Р. Эйгес, Н. А. Янчук, авторы, писавшие под псевдонимами Nomina sunt odiosa и П-в. 1 вышел 10 февр. 1908 г. В программной ст. «Музыка и жизнь» Янчук объяснил выбор названия журнала ссылкой на изречение В. А. Жуковского : «Жизнь и поэзия - одно» - и кратко изложил цели, к-рые ставила перед собой редакция. Заявляя, что «высшее искусство» не может быть достоянием лишь привилегированных классов, что «для человека бедного и менее культурного музыка имеет воспитательное значение», журнал видел свою задачу в пропаганде устройства общедоступных народных консерваторий и театров, концертов, учебных курсов, муз. съездов, выставок, в популяризации музыкального «искусства со всесторонним освещением музыкальной жизни, как русской, так и иностранной». Журнал отстаивал идею свободы муз. творчества, как светского, так и духовного, и независимость от цензуры. Лит. часть журнала являлась основной и наиболее значимой и имела несколько отделов 4 за 1908 вышел без лит. части). В библиографическом отделе печатались отзывы о сочинениях по теории музыки, о музыкальных произведениях, светских и духовных; при этом указывались не только художественные достоинства или недостатки муз. пьес, но и уровень их трудности или легкости при исполнении; оговаривалась степень пригодности хоровых произведений для хоров разных составов и сил. Библиографический отдел дополнял отдел «Новости музыкальной литературы».

http://pravenc.ru/text/182373.html

Сообщения о мероприятиях, проводившихся в различных учреждениях, об открытии новых общественных организаций в городах России и за рубежом помещались в отделе «В музыкальных обществах и ученых учреждениях». В отделе «Новости» публиковались материалы о докладах в различных ученых музыкальных обществах и кружках, а также вкратце сообщалось о выставках, экскурсиях, конкурсах, присуждениях премий. Отдел «Критика» не только информировал о культурных событиях, но и оценивал их. Кроме критико-библиографических статей, журнал печатал статьи педагогические и научно-муз., затрагивающие теорию искусства, теорию и историю музыки, муз. археологию и этнографию. В нотном отделе, открытом с целью пробуждения интереса к творчеству молодых композиторов, печатались лучшие произведения совр. авторов, в т. ч. духовные: «Отче наш» грузинского распева в переложении Аракишвили (1908. 5), Херувимская песнь Никольского (1908. 10). С сер. 1908 г. в журнале всесторонне освещались Всероссийские съезды регентов и хоровых деятелей, проходившие в Москве. Журнал приветствовал это начинание как «способ общения музыкальных тружеников» и с 5 не только публиковал материалы, документы и резолюции, принимаемые на съездах, но и предлагал подписчикам познакомиться с различными мнениями рус. музыкальных деятелей об этом мероприятии. С 3 за 1909 г. появились отделы «Музыкальная жизнь провинции» и «За-границей», в к-рых сообщалось о наиболее значительных культурных событиях в небольших городах России и за рубежом. В этом же году периодически выходили критические обзоры школьной лит-ры. Авторы статей на школьные темы пытались решить вопрос о введении пения в качестве обязательного предмета в школьное образование, обсуждали воспитательные ценности эстетики и важность разъяснения эстетических понятий в школах, рассказывали, как поставлено школьное дело в Болгарии, Москве и т. д. В 1910 г. в отделе «Народно-певческое дело» печаталась информация о съездах учителей. С 3 в этом отделе публиковался проект программ уроков пения в начальной школе на 1-й ступени обучения, рассчитанный на 4-летний курс. Программы были разработаны специалистами-педагогами в одной из подкомиссий учебного отдела при Имп. Об-ве распространения технических знаний.

http://pravenc.ru/text/182373.html

Лит.: Джамбакур-Орбелиани А. Пение, песнопение и напевы иверийцев//Цискари. 1861. 5. С. 141-160 (на груз. яз.); Мачабели Д. Обычаи грузин//Там же. 1864. 5. 49-73 (на груз. яз.); Карбелашвили П. Груз. светские и духовные напевы. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Карбелов В. Сб. груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский Канонарь VII в.: (Груз. версия). Тифлис, 1912; он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзагелов), еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Thibaut J. Нотные знаки в груз. рукописях//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 207-212 (на франц. яз.); Аракишвили Д. О муз. структуре народных духовных песнопений Вост. Грузии//Мат-лы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6. С. 217-238; Чиджавадзе О. К расшифровке муз. знаков//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). 1954. 6. С. 35-37 (на груз. яз.); он же. «Чрели» груз. пения//Там же. 1967. 12. С. 75-78 (на груз. яз.); он же. К вопросу о методике обучения груз. церк. пению в древней Грузии//Вопр. музыкознания: Сб. науч. тр. Тбилисской гос. консерватории. Тбилиси, 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка: Вопр. истории и теории. С. 61-66 (на груз. яз.); Чхиквадзе Г. Древнегруз. муз. культура//Груз. муз. культура: Сб. ст. М., 1957. С. 7-20; Ингороква П. Расшифровка груз. муз. нотописи античной эпохи и ср. веков и восстановление древней груз. музыки//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1958. 2. С. 124-176 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. поэзия V-X вв.//Собр. соч.: В 7 т. Тбилиси, 1965. Т. 3 (на груз. яз.); Гвахария В. Развитие груз. муз. систем (X-XVIII в.). Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Метревели Е. Две древние редакции груз. Ирмология: (По рукописям X-XI вв.). Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Метревели Е. , Чанкиева Ц. , Хевсуриани Л. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Росебашвили К. К вопросу о традиции церк.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Рукопись М. унаследовала его дочь А. А. Гроздова. В 1899 г. Н. С. Кленовский сделал обработки песнопений литургии, записанных М. Эти обработки вошли в сб. «Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста грузинского (кахетинского) распева», изданный П. И. Юргенсоном в 1902 г. Гроздов передал рукопись груз. песнопений Кленовскому, когда тот работал в Тифлисе директором муз. уч-ща и дирижером симфонических концертов Тифлисского отделения Русского музыкального об-ва. Песнопения, предназначенные для 3-голосного муж. хора, Кленовский переработал для 4-голосного смешанного хора. Как видно из предисловия к сборнику, при переработке песнопений он стремился «избегнуть гармонической жесткости и угловатости, столь часто встречаемой при гармонизациях мелодии в ладах, непривычных еще для нашего уха, воспитанного на европейской музыке» (Песнопения на литургии. 1902. С. 4). Подобный подход Кленовского к первоисточникам песнопений вызвал неоднозначную оценку. В «Русской музыкальной газете» были опубликованы полемические статьи Н. И. Компанейского , Д. И. Аракишвили (Аракчиева), Гроздовой и А. Д. Кастальского ; позднее в груз. прессе появились отклики Аракишвили и З. И. Чхиквадзе, к-рые отмечали, что по сборнику Кленовского невозможно составить к.-л. представление о рукописи М., поскольку в нем сохранен неизменным только 1-й голос, а все остальное изменено (Иверия. 1902. 265. С. 4; 1903. 24. С. 4). Изменения муз. языка груз. песнопений были критически оценены Компанейским, а Кастальский приветствовал подобный подход к первоисточнику. По его мнению и по мнению Гроздовой, несмотря на изменения, Кленовский сохранил дух и характер груз. народной гармонии. При разности во мнениях во всех публикациях была высказана одна и та же мысль: рукопись М. вызывает большой интерес и ее необходимо издать. По сведениям Аракишвили, Гроздов «был большим поклонником композитора Кастальского, вел с ним переписку и даже передал ему некоторые свои рукописи, среди которых... была и Мревлишвилевская рукопись песнопений кахетинского напева» ( Аракишвили. 1954. С. 16).

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Аракчиев Д. И., Гроздова А. А. Два письма по поводу отзыва г-на Н. И. Компанейского о литургии груз. расп. в гармонической обработке Н. С. Кленовского//РМГ. 1902. 51/52. Стб. 1292-1297; Чхиквадзе З. [Рец.:] Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста груз. (кахетинского) расп. Н. Кленовского//Иверия. 1902. 265. С. 3-4 (на груз. яз.); Компанейский Н. И. Литургия св. Иоанна Златоуста груз. расп.//РМГ. 1902. 42. Стб. 998-1011; Кастальский А. Д. Письмо в редакцию//Там же. 1903. 7/8. Стб. 206-207; Аракишвили Д. И. [Рец. на изд.:] Кленовский Н. Песнопения на литургии Св. Иоанна Златоустаго груз. (кахетинского) расп.//Иверия. 1903. 24. С. 3-4 (на груз. яз.); он же (Аракчиев Д. И.). Краткий очерк развития груз., карталино-кахетинской нар. песни с приложением нотных примеров и 27 песен в нар. гармонизации. М., 1905; он же. О ладовой структуре нар. песен Зап. Грузии. Тб., 1954 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Мемуары. Тб., 1932 (на груз. яз.); Тавзишвили Г. История народного образования и педагогической мысли в Грузии, 1801-1870. Тб., 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Очерки из истории нар. образования, XIX в. Тб., 1951 (на груз. яз.); Цамцишвили А. А. Мревлишвили, 1823-1889//Грузинские деятели нар. образования и нар. учителя/Ред.: В. Швангирадзе. Тб., 1955. Сб. 2. С. 3-8 (на груз. яз.); Мшвелидзе А. Музыкальное образование в Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Грузинское церк. пение в период экзархов//Грузинское церк. пение: Народ и традиция: Докл. науч. конф. 16 марта 2001 г. Тб., 2001. С. 173-202 (на груз. яз.; резюме на рус. и англ. языках); Кастальский А. Д. Статьи, мат-лы, воспоминания, переписка/Ред.-сост.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; 5) (по указ.); Жужунадзе Б. Новые тенденции в груз. церк.-певч. традиции XIX в. Тб., 2009 (на груз. яз.); Мачуришвили Г.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Алексеев Константин – ноты для хора АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН СИЛЬВЕСТРОВИЧ (1889–1951) Известный хоровой дирижер, домбрист, педагог и композитор. Родился в Ярославле. С 1907 года регент хора Чудовского монастыря в Кремле. В 1910 занимался по музыкально-теоретическими дисциплинам в Московской народной консерватории у Д. И. Аракишвили. С 1915 учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу композиции А. Н. Корещенко и А. Т. Гречанинова, в 1922–23 годах — в Московской консерватории по классу дирижирования Н. А. Малько. В 1918 год заведовал хоровой студией Музыкального отдела московского Пролеткульта, где также работал А. Д. Кастальский. В 1919–25 годах дирижер оркестра народных инструментов, организованного Г. П. Любимовым. С 1928 преподавал игру на домре в Музыкальном училище им.Октябрьской революции, был заведующим отделом русских народных инструментов и руководителем оркестра учащихся. С 1935 художественный руководитель и дирижер оркестра народных инструментов Центрального дома художественной самодеятельности в Москве. Был также дирижером Государственного оркестра русских народных инструментов. В 1941–42 художественный руководитель и дирижер хоровой капеллы Всесоюзного радиокомитета. По инициативе К. С. Алексеева в оркестр народных инструментов введены тембровые баяны, имитирующие тембры деревянных и медных духовых инструментов. Автор хоровых произведений, инструментальных пьес, романсов, оркестровых аранжировок, методических пособий и хрестоматий. О регентской деятельности этого разностороннего музыканта свидетельств не так много. Регентовал в церкви иконы Божией Матери «Неопалимая купина» близ Девичьего поля, а так же в храме великомученицы Екатерины на Всполье г. Москвы. Известно, что в 1934 году хор под его управлением пел в храме святых мучеников Флора и Лавра (главный придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте») на Зацепе; там же солировала его жена Зинаида Васильевна Алексеева (сопрано). Затем К. С. Алексеев был регентом в Николо-Кузнецком храме. Известен также как церковный композитор. О церковном пении Популярное Свежее Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 775 тыс. Всего записей 8719 ©2024 Азбука певческая к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kliros/metka/kompozitor...

В кон. XIX - нач. XX в. груз. церковные песнопения печатались и в др. изд-вах. В Москве фирмой Юргенсона были изданы на рус. языке «Песнопения на литургии св. Иоанна Златоустаго грузинского (кахетинского) роспева» под ред. Н. С. Кленовского (М.; СПб., 1896), в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии» (1905) напечатана «Литургия св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии», записанная Д. И. Аракишвили . В 1898 г. в Тифлисе в литографии Г. И. Демурова была напечатана 2-я ч. сборника свящ. В. Карбелашвили «Карталино-кахетинский распев на «карбеловский лад»» - «Утреня», в 1909 г. Тифлисским филармоническим об-вом была издана «Литургия св. Иоанна Златоустого» в переложении З. Палиашвили . В 60-х гг. XX в. фольклорист К. Росебашвили сделал магнитофонные записи образцов груз. церковного пения с голоса последнего выдающегося представителя Шемокмедской школы, «полного певчего» Артема Эркомаишвили . На основе записей, выполненных путем последовательного наложения 3 голосов груз. многоголосия, Росебашвили сделал нотные расшифровки, к-рые были изданы в Тбилиси Грузинским отделением Музфонда СССР в виде 2 сборников серии «Грузинское церковное пение»: «Имеретино-гурийский распев» (1968) и «Гурийский распев» (1976). Интенсивная работа по изданию грузинских церковных песнопений началась на рубеже XIX и XX вв. Т. Гочиашвили подготовила сб. «Песнопения Двунадесятых праздников: Гурийско-имеретинский обиходный распев» (Тбилиси, 1995-1998. 3 т.). По инициативе и при поддержке Центра церковного пения Грузинского Патриархата в 2000-х гг. издан ряд сборников песнопений различных груз. певч. школ, подготовленных М. Эркванидзе и Д. Шуглиашвили (расшифровка фонозаписей, собирание материала, редактирование рукописного материала). Сборники объединены в серию «Грузинское церковное пение», в 2002 г. вышел том «Шемокмедская школа: По записям А. Эркомаишвили/Сост. и перелож. на ноты: Д. Шуглиашвили» (2-е изд.: 2006), последующие тома имеют нумерацию (1999. Т. 1: Имеретино-гурийский распев: Вечерня, утреня, литургия/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2002. Т. 2: Гелатская школа: Песнопения двунадесятых и непереходящих праздников/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2005. Т. 3: Карталино-кахетинская школа: Вечерня, утреня, литургия/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2006. Т. 4: Песнопения Постной и Цветной Триодей: Гелатская школа/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2008. Т. 5: Литургия св. Иоанна Златоуста: Гелатская и шемокмедская школы/Ред.-сост.: М. Эркванидзе).

http://pravenc.ru/text/293876.html

С осени 1894 по февр. 1902 г. К. жил в Тифлисе, где был директором музыкального уч-ща и дирижером симфонических концертов Тифлисского отд-ния Русского музыкального об-ва (в 1900 и 1901 также дирижировал в С.-Петербурге). В это время он создал 2 коронационные кантаты, 2 кантаты к Пушкинским празднествам, «Грузинские песни» для соло, хора и оркестра. Вероятно, тогда же К. написал хор на слова В. А. Жуковского «Многи лета, многи лета, православный русский царь» (впервые исполнен 8 сент. 1900 в польск. г. Спале в присутствии имп. четы; изд.: М., 1902). В 1902 г. по приглашению Смоленского переехал в С.-Петербург; до 1903 г. был помощником управляющего и инспектором регентского класса Придворной певческой капеллы , а в 1904-1906 гг.- помощником ее начальника (А. Д. Шереметева). После ухода в отставку изредка выступал как дирижер симфонических концертов, руководил оркестровыми классами на муз. курсах Е. П. Рапгофа. К. принадлежит также музыка 10 «Хоров, написанных по случаю столетия Отечественной войны» на народные слова и на стихи рус. поэтов (изд.: М.: И. Д. Сытин; СПб.: Сельский вестник, б. г.). Вкладом К. в рус. церковную музыку является соч. «Песнопения на Литургии св. Иоанна Златоуста грузинского (кахетинского) распева» (соч. 1899 г.; изд.: М.: П. Юргенсон, 1901; церковнослав. и груз. тексты). Одна из основных целей К. была в том, чтобы «грузинский распев получил возможность стать таким же достоянием Русской Православной Церкви, каким являются распевы болгарский, греческий и другие» (С. 3). История создания «Песнопений...» описана в предисловии к изданию, датированном 25 мая 1899 г. В их основу была положена рукопись груз. обедни с типичным муж. составом хора (2 тенора и бас), предоставленная Х. Н. Гроздовым , тогда директором народных уч-щ Тифлисской губ. Запись была сделана еще в 40-х гг. XIX в. знатоком груз. музыки А. Е. Мревловым (Мревлишвили) с голоса настоятеля мон-ря Шуамта архим. Софрония (Макаева), который заботился о сохранении древнего пения. Используя подлинную мелодию, К. желал «избегнуть гармонической жесткости и угловатости, столь часто встречаемой при гармонизациях мелодий в ладах, непривычных еще для нашего уха, воспитанного на европейской музыке» (С. 4). Этот художественный компромисс был типичен для рус. церковной музыки нач. ХХ в., но именно он и стал предметом оживленного обсуждения в «Русской музыкальной газете» в связи с изданием «Песнопений...». Н. И. Компанейский и Д. И. Аракишвили (Аракчиев) считали недостатком произведения К. игнорирование ладовых особенностей груз. напевов, специфического многоголосия. В защиту К. выступили А. А. Гроздова (дочь Мревлова и жена Гроздова) и А. Д. Кастальский , по мнению к-рых К. сохранил дух и характер груз. народной гармонии, особенно в каденциях.

http://pravenc.ru/text/1841289.html

С 1893 г. жил в Москве. В 1895-1901 гг. дирижер Русского хорового об-ва (РХО), в 1899-1906 гг.- Русской частной оперы С. И. Мамонтова и Оперного театра С. И. Зимина, а с 1925 г.- Большого театра. Под рук. И.-И. 9 марта 1913 г. силами соединенных хоров РХО, Московской консерватории и Синодального уч-ща церковного пения было осуществлено 1-е в Москве исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха. С 1893 г. профессор, в 1905-1918 гг. директор, в 1919-1922 гг. ректор Московской консерватории; преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. По приглашению С. В. Смоленского преподавал в Синодальном уч-ще (1894-1896), был членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще (1916-1917). В числе учеников И.-И.- известные музыканты Д. И. Аракишвили , А. М. Баланчивадзе, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, З. П. Палиашвили , Ю. С. Сахновский и др. В 1924-1925 гг. ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории. Имя И.-И. в 1924 г. присвоено муз. уч-щу, в 1996 г.- образованному на его основе Музыкально-педагогическому ин-ту в Москве, а также муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине. В своих муз. произведениях И.-И. опирался на традиции рус. классики, его творчество отличается жанровым многообразием: он - автор 6 опер, 2 симфоний, увертюры «Яр-Хмель» (ор. 1, 1881), 6 оркестровых сюит, в т. ч. «Кавказских эскизов» (op. 10, 1895), симфонической поэмы «Мцыри» (op. 54, 1924) и др. сочинений для оркестра, ряда кантат, в т. ч. «Коронационной приветственной кантаты» для детского хора на слова В. Буслаева (ор. 12, 1895), музыки к исторической пьесе В. М. Гончарова «Ермак Тимофеевич» (op. 50) для голоса, хора и оркестра, камерной музыки, свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, свыше 100 сочинений для голоса и фортепиано. К духовной музыке И.-И. обратился в кон. 90-х гг. XIX в. под влиянием Смоленского (см. письмо И.-И. Смоленскому от 12 апр. 1902 г.: РГИА. Ф. 1119. 137. Л. 4-5). Тяготея к циклическим формам, создал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (18 номеров, в т. ч. причастный стих «Утвердися сердце мое во мне» на текст 1 Цар 2. 1-10) и «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (12 номеров, 1904; гл. обр. неизменяемые песнопения, за исключением «Господи, воззвах» и степенн, к-рые также являются авторскими сочинениями), а также жанровые циклы «Два запричастных стиха» и «Пять херувимских песней».

http://pravenc.ru/text/673803.html