Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) (версия для печати) / Православие.Ru Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) Православие.Ru , 18 апреля 2002 г. / Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I (634-644) вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар I закрепил за ИПЦ Святые Места, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан. Необходимо отметить, что мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и, когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем. Согласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказания облагались поголовным налогом (харадж), который составлял 4 динария в год. Не желающих подчиняться либо казнили, либо продавали в рабство. От уплаты хараджа человек избавлялся в трех случаях: если он принимал ислам, если продавался в рабство либо, если умирал. Характерно, что священнослужители и монахи, согласно договору с Омаром I этим налогом не облагались. Невидящих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли «зимми». Жизнь «зимми» могла быть отнята за поношение Корана, Пророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. Примечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принуждая их изменять вероисповедание.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь; Дворкин А. Историческое развитие христологической доктрины Армянской церкви//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 1997. 1. Двести лет истории крестовых походов, конечно, затронули не только православных христиан. Латинские пришельцы селились в самой колыбели христианства. Ко времени их пришествия в регионе веками существовали многочисленные местные христианские Церкви. Вспомним, что большая часть исламской территории первоначально была христианской. Арабы и турки в глазах латинян были не только язычниками и неверными, но и оккупантами принадлежавших христианам земель. Завоевание Иерусалима европейцами в основе своей виделось возвращением утраченной христианской собственности. Накануне Первого Крестового похода нехалкидонское население Сирии состояло главным образом из армян, сирийских яковитов, ливанских маронитов и рассеянных групп несториан. За границами франкских государств находилось многочисленное население коптов в Египте и Несторианская церковь, широко распространенная по всей Персии и Центральной Азии. Можно не упоминать, что жизнь под арабским политическим господством сильно ослабила эти народы и конфессии. Правда, исламское общество позволяло им существовать. Ислам распространял определенную терпимость на христиан и иудеев, считая их «находящимися под защитой подданными», или «дхимми». Однако, несмотря на эту защиту, все немусульмане рассматривались как граждане второго сорта. Они страдали из-за неравенства перед законом, фанатизма толпы, различных видов психологического давления, унижений и оскорблений. Периодически они сталкивались с жестокими гонениями и насильственными обращениями в ислам. Так что положение христиан в исламских странах всегда было достаточно шатким, не говоря уже о том, что принадлежность к гражданам второго сорта создавала определенный «менталитет гетто».

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

     Название “Сирия”, как и имя ее столицы, Дамаска, хорошо знакомо любому читателю Библии. Дамаск упоминается уже в книге Бытия, и это понятно - по убеждению археологов, это древнейший на земле непрерывно обитаемый город. Одно из ключевых событий христианской истории - и истории мира вообще - обращение Святого апостола Павла, происходит именно на пути в Дамаск. Именно в Дамаске начинается миссионерское служение Апостола - хотя мы знаем, что христиане там были уже до него. Сирия - это земля, где христианство существует непрерывно со времен Христа и Апостолов. Христиане жили здесь и во времена Восточной Римской (Византийской) империи, и после исламского завоевания, и под властью Османской империи - и, надо сказать, что долгие века мусульманам и христианам вполне удавалось уживаться мирно. Отношение турецких властей было в целом благожелательным, и регион, как правило, мог служить примером гармоничного сосуществования последователей разных религий. После распада Османской империи регион оказался под контролем Франции, а после Второй Мировой Войны возникло независимое сирийское государство. Оно было не особенно стабильным - и его послевоенная история полна переворотов, пока, наконец, в 1966 году власть не перешла к движению Баас - арабским националистам, которые были склонны подчеркивать величие арабской культуры и стремиться к ее возрождению. В результате внутреннего конфликта в движении власть сосредоточилась в руках Хафеса Аль-Асада, отца нынешнего президента Башара Асада. Диктатуре Хафеса Аль-Асада удалось стабилизировать политическую ситуацию и положить конец серии переворотов, которые сотрясали страну до этого. Правление Аль-Асада было суровым - что проявилось, в частности, в таком событии как “резня в Хаме” — когда в феврале 1982 армия Сирии подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом город Хама с целью подавить восстание исламистского движения «Братьев-мусульман». По разным оценкам, погибло от 17 000 до 40 000 человек. П осле того, как Хафес Асад скончался от сердечного приступа в 2000 году, бразды правления принял его сын, Башар.

http://pravoslavie.ru/63867.html

  разделы   рассылка  распечатать Журналы заседания Священного Синода Русской православной церкви от 19 июля 2006 года ЖУРНАЛ Слушали: Отчет Преосвященнейшего епископа Брянского и Севского Феофилакта о жизни и деятельности епархии в 2005 году. Справка: В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (гл. 5 п. 7) решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви (Журнал от 11 апреля 2006 г.) епископ Брянский и Севский Феофилакт был приглашен на заседание Священного Синода для предоставления отчета о состоянии дел во вверенной ему епархии. Постановили: 1. Одобрить представленный на заседание Священного Синода отчет епископа Брянского и Севского Феофилакта о жизни и деятельности епархии в 2005 году. 2. С удовлетворением отметить продолжающееся возрождение духовной жизни в Брянской епархии. 3. Считать важным развитие православного религиозного образования, а также усиление работы с местными средствами массовой информации и увеличению социальной деятельности. ЖУРНАЛ Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принесении в пределы Русской Православной Церкви десницы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 7 июня по 18 июля в России, Украине, Белоруссии пребывала святая десница Пророка Иоанна Крестителя, хранящаяся в Цетиньском монастыре (Черногория). По церковному преданию история почитания десницы Пророка связана с именем святого апостола и евангелиста Луки, который перенес эту Святыню с места погребения тела Крестителя Господня – Самарийского города Севастии в Антиохию. В эпоху арабских завоеваний, в виду близкой опасности захвата Антиохии, десницу перевезли в Константинополь, а во время крестовых походов Святыня была перенесена на о. Мальта. В 1799 году, при императоре Павле I, десная рука Пророка Иоанна была доставлена в Россию, где находилась сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем их перенесли в Сербию.

http://religare.ru/2_31578.html

Ассирийские христиане были вынуждены бежать из Сирии в Ливан, где они нашли убежище Ассирийские христиане были вынуждены бежать из Сирии в Ливан, где они нашли убежище      Может ли выжить христианство на Ближнем Востоке, сталкивающееся со все более жестокими гонениями и конфликтами в этом регионе, колыбели христианской цивилизации? Корреспондент Би-би-си Джейн Корбин пересекла весь Ближний Восток, включая Ирак и Сирию. Она изучала участь живущих там христиан, сотни тысяч которых вынуждены бежать перед угрозой воинствующего ислама, набирающего силу в этом регионе. По мере того, как я карабкаюсь вверх по крутой и извилистой горной тропе над равниной Ниневия в Ираке, я все отчетливее различаю монашеские песнопения и аромат благовоний, доносящиеся из монастыря Святого Матфея, построенного в IV веке. В былые времена, когда христианство было официальной религией Римской империи, монастырь населяли около 7000 монахов. В ту пору практически все жители были христианами. С того времени число последователей Христа заметно сократилась, и сегодня обитель населяют лишь шестеро монахов - и ни один паломник не отваживается посетить ее. " Мы находимся на самой линии фронта с ИГИЛ, и люди боятся приезжать сюда, - рассказывает мне отец Юсуф. - Мы беспокоимся обо всем: о наших людях, о нашей семье, о христианстве " . Монастырь охраняют бойцы курдского ополчения. Находясь в долине, я слышала звуки канонады и видела поднимающиеся к небу клубы дыма после воздушных ударов, нанесенных авиацией союзников по позициям ИГ (или ИГИЛ) - так называемого " Исламского государства " . Они захватили долину Ниневия в прошлом году, вынудив десятки тысяч христиан бежать из Мосула, второго по величине города в Ираке, а также близлежащих городов и сел. Несколько семей получили убежище в монастыре - подобное происходило на протяжении столетий, с того момента, как мусульманские армии впервые прошли через долину в VII веке, в эпоху арабских завоеваний. " ИГ не жалеет никого " Юная Нардин в свои тринадцать лет уже очень хорошо осведомлена о том, что делают боевики ИГ с девочками, которых они считают неверными. " Они очень жестоки, очень суровы, - от страха она переходит на шепот. - Каждому известно, они хватают девочек-езидок и продают их на рынке " .

http://pravoslavie.ru/78755.html

Ближний Восток - библейский регион, где продолжаются гонения на христиан. Этот факт признают в мире, под ним подписались в совместном заявлении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск. О том, как живет население Ближнего Востока, какова судьба прихожан Русской Церкви в Дамаске и Бейруте, в каком состоянии там пребывают русские храмы, корреспонденту " Интерфакс-Религия " Наталье Федотовой рассказал представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриархе, настоятель русского прихода в Бейруте игумен Арсений (Соколов). - Что Вы наблюдаете, постоянно находясь рядом с эпицентром военного конфликта? - Ближний Восток - колыбель христианства. И не только христианства. Это вообще родина религии и культуры как таковых. И, как Вы верно заметили, это библейская земля. Она свята не только для христиан, но и для представителей всех авраамических религий (к которым, помимо всем известных трех - христианства, иудаизма и ислама, относятся еще несколько менее известных), для которых Ближний Восток - не просто одна из земель, а единственная и уникальная в своем роде земля - земля пророков, земля Писания, земля, где звучало слово Божие. А для нас, христиан, это еще и земля, где это Слово воплотилось, где родился, жил и умер за жизнь мира Спаситель и Господь наш Иисус Христос, где Он воскрес и откуда вознесся. Ну а в целом, более половины населения планеты считает Ближний Восток своей духовной прародиной и поэтому не может относиться равнодушно к тому, что там происходит. Ведь от того, что происходит в этом регионе, зависит в конечном итоге судьба всего человечества. Все ближневосточные события, какими бы незначительными они порой ни казались, имеют глобальное измерение. Наверное, поэтому Ближний Восток - очень чувствительный регион, очень нервный. Это не Португалия, " спящая красавица Европы " , и не Острова Зеленого Мыса, где и вовсе время остановилось и не происходит решительно ничего. Население ближневосточных стран живет в состоянии постоянного стресса. В наше время этот нервный стресс, очевидно, достиг крайнего накала, что на Ближнем Востоке случалось уже не раз - при тотальном и всесокрушающем ассирийском терроре в VIII веке до Р.Х., во времена восстаний против римлян в I-II веках христианской эры, во времена арабского завоевания VII века и так далее.

http://pravoslavie.ru/93915.html

В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»). На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня. Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа. Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран. Персидское и арабское завоевания [ править править код ] В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест. В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии. В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест. В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху. В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине. В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма. Период крестовых походов [ править править код ] В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Владимир Немыченков. " О значении религии для победы в войне: Император Никифор Фока " 29.11.2022 12:26:48 Для победы над врагом армия нуждается в помощи Божией, испрашиваемой в молитвах не только священников, но и всех воинов. Император Восточной Римской империи (Византии) Никифор II Фока (ок. 912–969) был выдающимся полководцем. Еще до восшествия на престол он вел успешные войны, возвращая империи земли, утраченные ею в результате арабских завоеваний. Среди его наиболее значительных военных успехов – освобождение от арабских пиратов острова Крит в 961 г. В следующем 962 г. он взял Алеппо (Халеб), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии. Армия Никифора на Крите. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.. Победоносный император В 963 г., когда внезапно скончался император Роман II, восточные войска, находящиеся в Каппадокии (область на востоке современной Турции) провозгласили своего полководца Никифора императором. Въезд императора Никифора II Фоки в Константинополь через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. Коронация императора Никифора II Фоки в Константинополе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Он стал первым после долгого перерыва византийским императором, лично участвовавшим в затяжных военных кампаниях. В ходе трех сирийских экспедиций Никифору удалось добиться решительного перелома в борьбе с разобщенным внутренними конфликтами арабским миром, и в его правление Византия перешла от обороны к планомерной  «реконкисте» прежних владений Римской империи  на Ближнем Востоке. В ходе 1-го похода (964-965) были взяты  Адана, Мопсуестия  и  столица Киликии - Тарс , одновременно был освобожден от арабов и присоединен к Византии остров  Кипр  (965). Вверху: армия Никифора Фоки берет Мопсуэстию. Внизу: послы от Тарса. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Включение Киликии в состав империи открыло византийским войскам путь в Сирию и Финикию, рейд по которым Никифор совершил в ходе 2-го похода (966).

http://radonezh.ru/2022/11/29/vladimir-n...

Глава V. Кипрская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Кипрской Православной Церкви 1. Церковь со дня основания до завоевания Кипра английским королем Ричардом Львиное Сердце (1191): распространение христианства на Кипре; церковный центр Кипра; участие кипрских епископов в деяниях Вселенских Соборов; церковные писатели периода византийского господства на Кипре; монашество; отношения Кипрской Церкви с Антиохийской; объявление автокефалии; положение Церкви во время арабских нашествий 2. Латинское господство: утверждение на острове католической иерархии; сокращение православных епископий; верность киприотов Православию 3. Церковь во время правления турок: возведение кипрских Предстоятелей в этнархов; устройство Церкви; тяжесть положения православных киприотов после Морейского восстания 4. Английское господство на Кипре: отношение к Православной Церкви англичан; борьба киприотов за самоопределение Кипра; репрессии англичан по отношению к духовенству; Церковь после Второй мировой войны; избрание на Архиепископский престол Макариоса III; борьба его и других иерархов за предоставление независимости Кипру 5. Церковь со времени получения Кипром независимости: избрание Архиепископа Макариоса президентом; выступление против Архиепископа Макариоса Священного Синода Кипрской Церкви; решения Великого и Верховного Синода; вооруженный антиправительственный мятеж, его последствия; продолжение дела Архиепископа и президента Макариоса после его кончины 6. Известнейшие Архиепископы 7. Особо чтимые святые 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви: статистические данные; монастыри; духовное просвещение; положение Кипрской Православной Церкви в стране; организация Церкви; управление; деление на епископские округа; приходы; церковный суд 9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению 10. Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Епархии Кипрской Православной Церкви Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Чернопиджачники " против Иешуа 28.09.2006 300 Время на чтение 10 минут Христианская община страны, составляющая достаточно представительную группу населения, объединяет десятки течений, основными их которых являются православная, католическая, протестантская и армянская церкви. При этом нет ни одной церкви, которая выступила бы от имени самого Израиля. Можно вспомнить о небольшом количестве переселившихся сюда православных из Росси, о христианах-палестинцах из числа граждан Израиля и о крайне немногочисленных прочих христианах из евреев - но еврейской церкви как таковой не существует. Это тем более удивительно, что первыми последователями Иисуса были именно евреи - апостолы. Как известно из " Деяний " и " Посланий " апостолов, довольно много сынов Израилевых, было среди первых христианских общин. После смерти Учителя общины Его последователей, объединившиеся в Апостольскую церковь, были, по крайней мере, в Иерусалиме и его окрестностях, преимущественно иудео-христианскими. Как пишет в своей книге " Христос и первое христианское поколение " Епископ Кассиан (Безобразов), " Апостольская Церковь была Церковь чисто иудейская. Все ее члены были людьми Моисеева Закона. Они его соблюдали в точности, и вся их жизнь протекала в тесной связи с Иерусалимским Храмом " . Однако храм, как известно, был разрушен, евреи изгнаны из Земли Обетованной, а на месте бывшей иудейской столицы император Адриан приказал построить типичный римский город Элию Капитолину. После провозглашения христианства государственной религией Византии, местная церковь становится по своему составу нееврейской, преимущественно греческой. С арабским завоеванием, и особенно после крестоносцев, основным христианским контингентом в Святой Земле стали пожелавшие креститься арабы, плюс немногочисленные армяне, сирийцы. Сейчас, похоже, апостольские времена, когда в Израиле христианами были в основном евреи - возвращаются. Трудно не заметить того, что с образования государства Израиль после двухтысячелетнего рассеяния здесь начала возрождаться национальная еврейская Церковь. И это не удивительно, ведь как говорит апостол Павел, в последние времена иудеи наконец обратятся к Христу: " Ибо не хочу оставить вас, братия о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется " Рим. 11:25-29 ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010