Рубрики Библиография. «Фома» – апрель 2015 16 мин., 27.04.2015 Поделиться 1-я страница обложки –- человек, спускающийся к земле на раскрытом белом парашюте (AGF FOTO RM/phodo srl/DIOMEDIA) и надпись «Как нам вернуться на землю». См. рубрику «Тема номера. Как нам вернуться на землю» (С.12-30).   Пролог : (на заставке фото MarkKillmer) Лидия Червинская . « Эта Пасха почти настоящей была …». Стихотворение. 1956//Фома. - – апрель 2015. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Я, снова я и любовь. О чем важно вспомнить в последние дни Великого Поста //Фома. - – апрель 2015. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Светлое Средневековье Евгения Водолазкина . Известный писатель вере, книгах и жизни. [Беседа с писателем Евгением Водолазкиным, автором романа «Лавр», получившим в 2013 году премию «Большая книга»] . Беседовал Виталий Каплан . Фото Сергея Петрова. Материал проиллюстрирован миниатюрами из Радзивилловской летописи (XIII в.)//Фома. - – апрель 2015. – С.6-11. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Евгений Германович Водолазкин » (С.7). Тема номера. Как нам вернуться на землю:   Вместо предисловия. Из интервью Валентина Распутина (13.01.37 – 14.03.2015) газете «Аргументы и факты», (1329) от 19 апреля 2006 г. Фото Виталия Зайцева и «РИА Новости»//Фома. - – апрель 2015. – С.12-13. - (рубрика « Тема номера. Как нам вернуться на землю »). Алексей Щукин . Босиком по асфальту. Чем грозит расставание с землей и что полезно знать о крестьянстве //Фома. - – апрель 2015. – С.14-20. - (рубрика « Тема номера. Как нам вернуться на землю »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Игорь Манылов , начальник Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы»//Фома. - – апрель 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Зачем вы вернулись на землю ? На вопрос редакции журнала ответили люди, интерес которых к жизни вне мегаполиса вылился в конкретные идеи и проекты. Подготовила Дарья Баринова //Фома. - – апрель 2015. - С.21-23. – (рубрика « Тема номера. Как нам вернуться на землю »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-144-...

24 апреля. Лазарева суббота. [Когда Иисус узнал, что болен Его друг Лазарь, то тут же отправился к нему в Вифинию. Но к тому моменту, когда Он пришел, Лазарь был уже четыре дня как мертв и лежал в погребальной пещере. Иисус заплакал о смерти друга. А потом повелел отвалить камень, закрывавший вход в пещеру, и сказал Лазарю, чтобы тот выходил. И Лазарь вышел из могилы... Весть об этом чуде быстро разлетелась между иудеями. Именно тогда первосвященники и фарисеи решили убить Иисуса]. Ил. — С.5; 25 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). [Иисус далеко не в первый раз входил в Иерусалим. Но теперь жители города встречали Его с царскими почестями, с криками: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9). Причиной этому стало небывалое событие, происшедшее накануне, — воскрешение Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле. Люди поверили, наконец, что Иисус — тот самый Мессия, грядущий Царь Израиля, которого они ждали много столетий. Через несколько дней, увидев, что Иисус арестован, эти же жители Иерусалима будут кричать Понтию Пилату: .. .возьми, возьми, распни Его! (Ин 19:15)]. Ил. — С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда. Господь прощал, а нам зачем ? [ " Если мне или, что еще хуже, моим ближним делают какое-то зло, почему я должен прощать? Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на которых спотыкается наш человеческий ум, пытаясь усвоить евангельский призыв к прощению врагов. И замешательство только растет, когда мы, подобно Петру, спрашиваем: но сколько же можно прощать такое, достаточно ли семи раз, например?..«]. Фото свящ. Игоря Палкина, Владимира Ештокина//Фома. апрель 2021. — С.6-7. — (рубрика « Колонка главного редактора »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает адвокат, преподаватель Глеб Глинка //Фома. апрель 2021. — С.98-99/3-я стр. обложки/. — (рубрика « Эпилог »). Парсуна номера: « Парсуна» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас» , в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» народного артиста России Дмитрия Певцова.

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Содержание Ноябрь Декабрь 1853 год Январь Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1854 год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1855 год Январь Февраль Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1856 год Январь Февраль Март     4-го Ноября 1869 года, скончался прот. Родион Путятин , известный русский проповедник, слава о котором гремела везде и всюду по России в свое время. Как проповедник, он был известен от царских палат до убогой хижины простого поселянина. Его меткия краткия поучения так усваивались слушателями, что многое из них долго после передавалось из уст в уста. Многое вошло даже в уклад жизни и стало своего рода нравственным небольшим сводом законов, которым руководились в своей жизни люди. „О. протоиерей, батюшка так сказал – и достаточно было для многих. Многое из его проповедей для некоторых имело такое же почти значение, какое имеет для нас слово Христа Спасителя. В настоящее время прошло уже более 40 лет со дня смерти о. прот. Родиона Путятина . Но память о нем, как пастыре-проповеднике, жива еще и до сих пор. История уже успела забыть за это время многих выдающихся государственных деятелей, мужей науки, архипастырей, занимавших высокие посты. Но имя прот. Родиона Путятина не забыто и ныне Еще и теперь читают его проповеди наши пастыри. В библиотеках многих русских православных храмов еще до сих пор можно встречать томики прежних изданий его проповедей. Еще и теперь его проповеди охотно покупаются многими даже из наших крестьян. И теперь нередко можно выслушать доброе слово о почившем протоиерее,, как незабвенном пастыреучитель. Как и прежде, так и теперь многие приходят помолиться на могилке, как приходили они и к живому. Так тесна его связь с пасомыми. Достаточно сказать, что его проповеди уже вышли 22-м изданием, чтобы видеть, как жива память о прот. Родионе Путятине до сих пор. Такая завидная доля успеха далеко не есть удел даже и более известных писателей, чем о. Родион Путятин . Даже и таким знаменитым нашим церковным проповедникам, как митроп. Филарет, архиеп. Иннокентий Херсонский , не выпала столь завидная доля.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Содержание Введение Предисловие Введение, содержащее указание литературы Краткие в сочинениях: Пространные в сочинениях: Понятие канонизации и слово: канонизация О канонизации святых в Греческой церкви: I. Канонизация святых в Русской церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547-го и 1549-го годов II. Макариевские соборы 1547-го и 1549-го годов III. Пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода  А. Список святых, время канонизации которых известно точным или приблизительным образом Б. Список святых, время канонизации которых остается неизвестным XII века: XIII века: XIV века:  XV века: XVI века: XVII века: IV. Время от учреждения св. Синода до наших дней Обращаемся к святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию Обращаемся к местным святым, канонизованным в текущий Синодальный период, насколько они нам известны Киевские святые Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Ближней или Антониевой пещер Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Дальней или Феодосиевой пещере V. Русские святые в святцах печатных богослужебных книг и в печатных святцах, отдельно изданных Список святых первой группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март Апрель Май Июнь Июль Август Список святых второй группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Месяцесловы уставов 1682-го и 1695-го годов и нынешнего Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Июнь Июль Август Алфавитный список Русских святых, находящихся в главе Устава, содержащей последование по месяцеслову Русские святые в синодике недели православия VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской церкви Списки почитаемых усопших I. Список усопших, на самом деле почитаемых II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых Приложения А. Греческие I. Список епископов – патриархов Константинопольских, II. Хронологический список императоров и императриц Константинопольских и лиц из императорских семейств, III.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буданов М.А. Некоторые особенности взаимоотношений княжеской и архиереской власти в Северо-Восточной Руси во второй половине XII века (Международный исторический журнал, N14, март-апрель 2001) Бесспорен тот факт, что в средние века идейное наполнение политической борьбы имело религиозный характер. Нередко внутрицерковная полемика обусловливалась сугубо светскими политическими причинами. В данном отношении Древняя Русь не была исключением. В связи с этим особенно интересна фигура владимирского князя Андрея Боголюбского - прежде всего, своим принципиально новым для Руси подходом к церковной политике. В исторической науке часто можно встретить тезис, что церковный авторитет был чрезвычайно важен для укрепления единоличной власти Андрея в своем княжестве. Наверное, так оно и было. Однако при более внимательном рассмотрении событий во Владимиро-Суздальском княжестве во второй половине XII в. можно обнаружить более глубокие корни в деятельности этого князя и тесные связи с позднейшей историей Московского государства. Изучение государственно-церковных отношений на Руси должно помочь в поиске наиболее вероятных целей церковной политики этого незаурядного государственного деятеля. Для начала целесообразно будет рассмотреть историю учреждения епископских кафедр в указанный период. Византийские канонические установления, от которых должны были идти древнерусские, предполагали наличие епископа в каждом городе, независимо от величины. Т.е. появление нового епископства следовало за возникновением самого города. Инициировать создание очередной архиерейской кафедры мог патриарх или же император. Но в любом случае решающее слово оставалось за василевсом При первом же взгляде на древнерусскую церковную историю вскрывается ряд серьезных отличий от византийской практики. Во-первых, епископства появляются далеко не в каждом русском городе, а чаще всего они учреждаются в центре крупных удельных княжеств, т.е. до середины XIII в. епископств было около полутора десятков. Во-вторых, источники прямо называют основателями новых епархий именно князей. Первая особенность объясняется тем, что в полуязыческой стране главной опорой христианских священнослужителей были представители светской власти. Эта зависимость имела характер и политический, и экономический.

http://sedmitza.ru/text/443934.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Изобразительность неразлучна с Евангельским повествованием...» (Деян. VII Всел. Соб.) (Телепрограмма 28.02.04) (комментарий в цифрах и фактах) В.И.Нестеренко. " Скит св. Анны на Афоне " Василий Нестеренко 1967 — родился в Павлограде 1980-1985 — учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью 1985-1994 — учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова 1985, декабрь — 1987, октябрь — служба в рядах СА 1988, осень — “Молодость России”, Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале в “Манеже”, Москва 1989, весна — Всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва (ЦДХ) 1989, осень — Всесоюзная осенняя выставка в “Манеже”, Москва 1989, ноябрь — Групповая выставка молодых художников в Болгарском культурном центре, Москва 1990, весна — Выставка академического рисунка в национальной Академии художеств в Праге, Чехословакия 1990, апрель — Персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва 1990, май — Групповая выставка студентов художественных вузов Москвы в ЦДХ 1990, май — Покупка Киевским художественным музеем картины “Чернобыль” 1991, апрель-май — Персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию 1991, июнь — Всероссийская выставка портрета в Галерее МОСХа на Кузнецком Мосту, Москва 1991, сентябрь — 1992, июнь — дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта

http://sedmitza.ru/text/398974.html

Апрель 1698 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1. Снег с дождем заволакивали солнце; лошади, утомленные вчерашнею дурной дорогой, нуждались в отдыхе; по этой причине и в ожидании лучшей погоды имели мы сегодня дневку. Многократно упоминаемый шкловский губернатор, которому также вверен и Городецкий замок, держит здесь неимоверной величины медведя, и мы часто с большим удивлением на него смотрели. 2. Вновь трогаясь с места, выслали мы несколько вперед лучшую запряжку лошадей. Конюх, при ней состоявший, подвергнулся большой опасности. Пылкие кровные лошади промчали и протрепали его на порядочном расстоянии, так что его жизнь была бы в опасности, если бы не прибыл вовремя его товарищ и не удержал лошадей. Около трех часов, после обеда, приехали мы в город Горки, весьма длинный и заселенный евреями. Ночевали мы у евреев. В комнатах была еще кое-какая чистота, но спавшие в сараях нашли там гадость, доводившую их до дурноты; даже нашлись такие шутники, которых поймали в том именно угле, где находилась голова спящего конюшего. 3. Посол отправил секретаря с двумя конюхами в Смоленск дать знать тамошнему воеводе о своем приближении. Затем посол, со всем поездом, остановился на ночлег в польском порубежном городе Кадин. Секретарь же ночевал в Досугове, пограничном городе Московии. Близ Радзина небольшая речка составляет границу Литвы и Московии. Достойно внимания, что 15 лет тому назад, при заключении мира между этими государствами, уполномоченные с обеих сторон, собираясь на этой речке, всегда оставались каждая сторона на своей земле. 4. Секретарь еще накануне послал за местным старостой с тем, чтобы тот приготовил послу удобное помещение. Но так как оказалось, что вчерашний посланный не хорошо исполнил свое поручение, то сегодня, чуть свет, секретарь и послал за старостою. Явясь наконец к секретарю, староста стал уверять, что накануне никто у него не был. В это время один из слуг секретаря, знавший русский язык, побил и обругал пришедшего. Поступок этот совершен был, однако, помимо желания и приказания секретаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/439179/

Апрель 1699 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1. Несколько татарских крымских орд вторглись в пределы московские и со стремительной быстротой проникли до самой Азовской крепости. Никто не смел отразить внезапной опасности, страх, охвативший всю область, усугубил смелость и силу неприятелей. Враги оставили по себе памятниками невознаградимые несчастия и следы неслыханной жестокости. Повсюду ограблены жители селений, опустошены поля, сожжены деревни и разорены посады. Эти разбойничьи шайки увели с собой в жесточайшее рабство многих офицеров, еще большее число солдат и неимоверное множество жителей. 2 и 3. Исповедающие греко-русскую веру с неменьшим, чем римляне, благочестивым усердием поклоняются образам святых и на их ходатайство справедливо возлагают большую надежду и упование, однако ж далеко менее того, которое, по законам священной религии, обязаны иметь к Богу как Всевышнему Существу и Создателю всего мира; они только уповают на святых, как на друзей Бога и наших заступников. И потому особенное чествование, оказываемое русским святым и их образам, отнюдь непредосудительно. Очень сомнительно, чтобы набожность их была суеверна, когда больные, дряхлые люди, которым уже не может помогать врачебная наука, прибегают, как к целебному средству, к обряду, состоящему в том, что священник прикасается к их голове образом святого, к которому они питают особенное благоговение. Однако же если кто захочет поглубже узнать, почему оставленная Илиею милоть получила чудотворную силу, то ему окажется понятным, что перст десницы Бога, к которому обращено все наше благочестие, все почитание, все поклонение, как к последней цели нашей, всегда дивен и чудесно проявляется во всех деяниях. Поэтому считал я нужным упомянуть здесь, что воевода Шеин участвовал, при большом стечении московских жителей, в торжественном ходе с иконой к дому какого-то больного, лежавшего в постели. 4. Сегодня русские отправляют с большим торжеством праздник Благовещения Пречистой Деве Марии; слышна праздничная пальба из пушек и ружей. Русские думают, что празднуя начало спасения человека должно выказывать большую радость.

http://sedmitza.ru/lib/text/439218/

Апрель 1869 г. 1 апреля 1869. 1 апреля 1869. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко от злоб моих и от смущения и тесноты адовых избавил еси мя по молитве покаяния моего, и не затворил еси мене в руках греха, и поставил ecu на пространне 65 нозе мои [ Пс. 30, 9 ], и не посрамил меня в служении. Согрешил пред Господом Богом моим, яростно поступив с братом моим Василием, чтецом, когда он оказал невнимание и пренебрежение к моему замечанию касательно невежества его править утренний великопостный канон и сказал: где мое незнание, – и когда не хотел на предложение мое остаться в церкви для приготовления к службе. Груб, непокорен, своенравен, упрям. Отец Матфей, с коим он служит, испортил его. Когда дьячок не слушал моего предложения остаться в церкви, не хотел слушаться и взял пальто и шапку, я в порыве негодования взял его за ворот и вырвал из рук шапку. Не надо бы этого было делать, а донести на него начальнику или предоставить отмщение Богу. Самоуправство – знак гордости. Среда Пятой недели Великого поста. После утрени хотел дьячка приготовить к отправлению вечерни пред Преждеосвященной обедней – и сам расстроился, рассердился. Вот как враг строит нам везде козни! Боже! Избави нас от лукавого. Кротости, смирению, невозмутимости духа при неисправностях подчиненных научи меня, ибо и сам бываю часто неисправен и нуждаюсь в снисхождении и кротком обращении других. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними. Любовь долготерпит, милосердствует... не завидит... не превозносится, не гордится... вся терпит [ 1Кор. 13, 4, 7 ]. Елико велик ecu, толико 66 смиряйся [ Сир. 3, 18 ]. А в мире обыкновенно бывает так, что чем кто выше поставлен, тот тем более как бы вправе считает себя гордиться пред низшими. Низший гордится – ему простительнее, потому что гордится по глупости, невежеству, грубости; высший гордится – непростительно, ибо гордится при большем развитии и просвещении разума: имея большее ведение, он должен быть слугою всех, должен других склонять к смирению, ко всякой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апрель 1 апреля Четверг Светлой недели. Пришел к концу утрени: проспал. Встал довольно легко, но чувствовал некоторый нелад в теле оттого, что на ночь поел черной икры с ржаным хлебом, и поел довольно. На ночь избегать есть всего обременяющего. Вчера, 31-го марта поутру, часов в семь с половиной, напился чаю сладкого и с куличом, оттого сердце стало немощно для молитвы: служа молебен, я претыкался по наветам врага. Надо непрестанно возгревать в себе благодать и воздержание наблюдать неотменно. 2 апреля Вчера и третьего дня, как и сегодня, понос, и по этому случаю не служил вечерни и всенощную служить отказался. Огорчение со стороны отца протоиерея и дьячка Кутузова. Ради поправления желудка я выпил рюмку коньяку: дьячок передал это протоиерею, а тот выговор прислал мне чрез мою прислугу, чтоб я меньше пил коньяку, как будто я пьяница. Бог да простит ему клевету его. Когда я был очень огорчен этим, Бог утешил меня искренним участием моих добрых знакомых Горемыкиных. Мать Варвара Николаевна Горемыкина прислала сына своего, подполковника артиллерии Ивана Дмитриевича с бутылкою сваренного с корицей и гвоздикой кагору с выражением глубокого соболезнования о моей немощи. Награди их, Господи, всем воздающий по делам; в нюже 28 меру мерят, да возмерится им. Кто будет верить чувству наших собратий – отцов протоиереев? Все основано у них на одном интересе, на деньгах, и за деньги готовы они продать сто раз брата своего: ни в грош тебя не ставят. Бог да судит им. Нас иногда ни в грош не ставят потому, что и мы не ставим в грош, не уважаем тех, которые нас не уважают. Большею частию это бывает между братиею по служению и, увы, между духовною братиею, и между духовною братиею наибольше бывает вражда из-за денег. Деньги, деньги мутят тех, которые должны бы зреть непрестанно горé и жить во взаимной любви, в смирении и незлобии, в терпении и долготерпении. Искреннее соучастие в моей скорби телесной и душевной гг. Горемыкиных да научит и меня искренно соболезновать людям в их скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010