2й период (14 лет) включает три путешествия, которые начинались в Антиохии и завершались в Иерусалиме. 3й период – время пленения (5 лет) и последующего затем освобождения от уз на один или два года. Мученическая кончина Павла наступила в 66–67 (?) г. Поскольку иудеи в большинстве отвергали благовестие, апостолы обращались к язычникам. Однако принцип благовествовать сначала иудеям, а потом язычникам сохранялся и далее. Промежуточным звеном были иудейские прозелиты, то есть язычники, которые не принимали иудейского закона, но держались иудейской нравственности. Христианизация язычников обозначила проблему необходимости соблюдения обрядового закона Моисея (в первую очередь обрезания, т.е. обращения их в еврейскую веру). Это заставило св. апостолов совместно со священниками, согласно заповеди Христовой «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), собраться в 51 г. на первый Апостольский Собор в Иерусалиме. Интересно, что председательствовал на Соборе не Петр, как, наверное, хотелось бы католикам, а епископ Иерусалимской Церкви св. ап. Иаков – «брат Господень». Предложение ап. Иакова было принято единодушно как резолюция Собора. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян.15:28, 29 ). Обратим внимание на Богочеловеческий, «угодно Святому Духу и нам», характер постановления этого Собора, как, собственно, и других Соборов Церкви. Постановление «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» является снисхождением в пользу евреев, и, согласившись на иерусалимское постановление, Павел в тайниках своего сердца уже отрицал его обязательность. Постановление имело временный характер. Для христиан из иудеев закон Моисея был обязателен. Обратим внимание на пассивный характер формулировки «золотого правила»: «не делать другим того, чего себе не хотите». Здесь указан необходимый минимум. Заповедь Христа носит активный характер: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

3. Для удобства объяснения и усвоения глубинного смысла Таинства, допустимо условное разделение Его на духовно-мысленную и храмовую формы... Ошибаюсь? 4. Количество подготовительных к храмовому Причастию действий ограничивается способностью потенциального причастника находиться в памяти Божией при их/действий/совершении… (Например. Если на искреннее мысленное произнесение «мытаревой молитвы» в памяти Божией едва-едва хватает силы внимания, то какой, простите, смысл вычитывать формально все необходимые Каноны и Правила… без Бога? Лучше уж попытаться сохранить концентрацию внимания на ощущении присутствия Господа во время мысленного произнесения 5-8-и слов «Иисусовой молитвы…»). Нет? 5. По Великим Праздникам не отталкивать от Чаши вообще никого из желающих причаститься – «постящихся, не постящихся…» – но, конечно, лишь после исповеди… Или что-то вроде этого… Сантехник. 17.11.13. Ошибаюсь? Простите… р.Б. андрей 7 ноября 2013, 12:32 Полностью за проект, не нужно послаблений. Как же без таинства Исповеди,очищающего душу и помогающего в борьбе с врагом. По себе знаю какая легкость на душе после исповедания грехов. И еще , я слаб и грешен и не знаю как я буду готовится к причастию Без исповеди. Игорь 1 ноября 2013, 17:58 Мое мнение, что причащаться мы должны на каждой литургии, на которой присутствуем. К этому призывал нас Господь: 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее ВСЕ, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.(Матф.26:26-28) " пейте из нее все " . Вся литургия, как апостольский путь ведет нас к Чаше. Причастие, как прообраз Тайного Вечере. И те, кто не желают по каким либо причинам принять тело и кровь Спасителя поступают, как если бы кто из апостолов на Тайной Вечере отказался принять Его тело и кровь. Согласитесь, выглядит нелепо. А таинство Исповеди.. так это иное таинство, не имеющее прямого отношения к Причастию. К исповеди призывает нас наша христианская совесть которая у каждого верующего находится в состоянии постоянного покаяния, признает свою немощь и уповает на Божью помощь.

http://pravoslavie.ru/64015.html

5. Кроме того, первенство Римского епископа среди прочих кафолических иереев – это все-таки не то же самое, что положение первенствующего епископа какого-то народа среди подчиненных ему священнослужителей. Римский епископ первенствует в чине (τξις) и скорее называется первым, на деле же по большей части оставаясь равным; первый же епископ каждого народа лишь на словах равен остальным, а на деле первенствует. Божественные апостолы не просто говорили так, не просто устанавливали такие правила, каноны и определения, на деле поступая иначе и действуя каждый сам по себе, нет. Даже блаженный Павел, хотя в нем говорил Сам Христос, хотя и был он назван «избранным сосудом», но и он приходил к бывшим прежде него апостолам и советовался с ними, делая общим свое и их благовестие, чтобы все усилия не были напрасны. А Божественный Петр, этот вождь Двенадцати (ξαρχος τς Δωδεκδος), вершина апостольского собрания (τν ποστλων κρος)? Когда Павел исправлял его, он терпел, он молча принимал упреки. Хотя и больше у него было права, чем у нынешнего папы, сказать, что его поступки – закон для всех остальных, как бы объявленный корифеем священного хора, он так не говорил. Напротив, он с радостью принял обличение и не возражал суждениям Павла. Что об этом говорит блаженный Павел в своем послании к Галатам? «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» ( Гал. 2:11 ) и «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» ( Гал. 2:14–16 ). А до того, когда возник спор об обрезании, относительно имевших тогда силу предписаний Закона Моисеева, и апостолы и иерусалимские пресвитеры поставили перед Церковью этот вопрос, желая понять, как правильно поступать в этом деле, что было тогда? Отвечать должны были Павел, Варнава и некоторые другие братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

7 [ст.] На личность ли смотрите (а раньше апостол говорил (1 и 2 ст.) 9 , что он заочно против коринфян отважен [слав.: дерзает в них], – смело и величественно, со властию пишет им, так как, напротив, в лицо смирен в них, потому что пришествие тела немощно и слово уничиженно)? – зрите, то есть, что касается того, когда я буду у вас, смотрите: если кто почитает себя Христовым, тот пусть хорошенько рассмотрит себя, потому что, как он Христов, так и мы Христовы; пусть тот испытает себя, как пробным камнем, учением Христовым. Что же касается меня, говорит, то если я и больше похвалюсь своею властию, данною мне Господом для создания, а не для разорения вашего, – сделаю это без малейшего зазрения совести. Не сделаю же этого (то есть не скажу, как много я могу сделать с вами по власти, данной мне Господом) для того, чтобы не показаться, что я хочу только устрашить вас своими посланиями, – так как послания, скажут, тяжелы и со властию, а приход тела – немощен, и слово – слабо, как звук, биющий воздух. Такой (кто думает так) пусть знает, что каковы мы в словах послания вдали от вас, таковы и на деле, у вас. Мы не смеем присоединять себя к тем, которые хвалят самих себя: измеряя себя сами в себе и прилагая себя только самим себе (что несправедливо: надобно избирать образец, по которому бы оценивать себя, например, высочайший образец – Господь Иисус, потом Божия Матерь, апостолы и святые), они поступают как неразумные. Мы же не станем хвалиться без меры, но по мере правила, меру коего разделил нам Сам Бог, пославший нас на проповедь, что мы достигаем своим благовестием даже и до вас, потому что я, точно, говорю сущую правду, что и у вас утвердил благовестие и не простираю себя, своих успехов дальше, не хвалюсь без меры чужими трудами, надеясь в сытость нахвалиться вами, по моему правилу, при распространении вашей веры; да думаю и в дальнейших странах благовестить и также не готовым хвалиться по чужому правилу. Кто хвалит себя, тот пусть хвалится о Господе. Не тот искусен, кто себя хвалит, но кого – Бог . Пастырь святой жизни, одушевленный апостольскою ревностию о спасении овец Господних, может обращать это слово апостольское со своим перефразом к пасомым. Во всяком слове апостола заключается удивительная нравственная сила, как воистину в слове Божием: потому-то священник должен не только употреблять в своих проповедях слова Господа, апостолов и евангелистов, но и проникаться их духом. Апостол говорит, между прочим, что если бы он и похвалился больше своею властию, данною от Бога на создание Церкви, то сделал бы это безо всякого стыда, потому что похвалился бы справедливо. Так и мы можем хвалиться. Нам тоже, по преемству от апостолов, перешла большая власть от Господа Иисуса Христа. Но искусен не тот, кто хвалится, а кого Бог восхваляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

II. ПОСТАВЛЕНИЕ ЛАИКОВ 1 . В Ветхом Завете физическое рождение определяло принадлежность к избранному народу: только дети Авраама были наследниками обетования Божия. Несмотря на прозелитизм, который особенно был силен ко времени пришествия Христа – «вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; но, когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» ( Мт. 23,15 ) – сами неофиты не считались во всем истинными членами Израиля, а только их потомки. В Новом Завете принадлежность к Церкви определяется духовным рождением: «истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3,5 ). Начиная с первой апостольской проповеди в день Пятидесятницы, таинство крещения, как крещения Духом и водою, без которого невозможно спасение, является единственным способов вступления в Церковь . Древняя церковь знала так называемое крещение кровью – «baptisma sanguinis», – но это было исключение из общего правила, вызванное особо-трагическими временами в жизни Церкви: во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Но и это исключение обуславливалось содержанием догматического учения о крещении, как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (martus), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровью соответственно восполнялось. Другими словами, крещение кровью заменяло таинство крещения только во время гонения и перед самой смертью – «если он (оглашенный) потерпит насилие и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной крови» 26 . Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась, как таинство крещения. В крещении человек, умирая для прежней жизни, духовно рождается черезДуха, как новая тварь, для новой жизни в Церкви. Жизнь в Церкви есть служение Богу через Церковь и в Церкви. «Приемля царство неколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить (latreuwmen) благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 2,28 ). В крещении мы принимаем благодать для служения (laitreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

XV. Учением о наивысшей видимой главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и её управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только Римский епископ Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1. Единая, 2. Святая, 3. Соборная (вселенская) и 4. Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть... И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10, 14 и 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том, 1. что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своей общей главе, вместе с которой составляют одно тело, 2. что они исповедуют одно учение, 3. что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же святые Таинства, 4. что они соблюдают одни и те же общие правила 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1) Единая; 2) Святая; 3) Соборная (вселенская) и 4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:14, 16 ). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том: 1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело; 2) что они исповедуют одно учение; 3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства; 4) что они соблюдают одни и те же общие правила. 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее.    XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217—222). в) О свойствах Церкви     402. Каковы главные свойства Церкви?    Главные свойства Церкви таковы, что она есть:    1) Единая;    2) Святая;    3) Соборная (вселенская) и    4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна     403. Почему может быть Церковь только одна?    Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь.     Пояснение:    Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:14, 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого.     404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять?    Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство.     405. В чем состоит внутреннее единство Церкви?    Внутреннее единство Церкви состоит в том:    1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело;    2) что они исповедуют одно учение;    3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства;    4) что они соблюдают одни и те же общие правила.     406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?»    Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А ведь каждое преступление даже самой малой заповеди порождает «гнойные раны души», о коих напоминает нам преподобный учитель наш Критский. И каждое преступление даже самой малой заповеди — особенно тогда, когда оно остается без надлежащего учительного обличения, — укрепляет нестойкие души в том ложном мнении, что и большие заповеди можно преступать безнаказанно. И — рассыпается общество церковное, и встает на его место себялюбивое собрание «беззаконнующих втуне» (Пс. 24:3), «путь которых — как тьма, ибо они не знают, обо что споткнутся» (Притч. 4:19).    Но будет ли дано нам время, чтобы приложен был к ранам души нашей пластырь, успеем ли мы умастить их елеем и вином — делами покаяния, умилением со слезами?    Итак, или мы спасаемся — н тогда поступаем так, как заповедал нам Господь наш, Который есть — «Любовь» (1 Ин. 4:16) так, как учат нас святые отцы и учители наши. Ибо «любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2 Ин. 1:6).    Или мы ходим в своей воле (или, вернее сказать, — в воле тех, кто диктует нам свои правила, во лжи своей выдавая их за нашу собственную волю). Но в своей воле еще никто не спасся. Напротив, своевольные — отпали и продолжают отпадать от истинного пути спасения, составляя свои собственные бесчинные сборища — собрания без смысла, без должного чина и порядка, а где — и без апостольского преемства богоустановленной иерархии и даже вовсе без иерархии, собрания, составленные «во имя свое» (Ин. 5:43), во всем противоположные истинной Церкви, о коей сказал Христос: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).     «Будем же, — по апостолу, — внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24), но всегда памятуя справедливые в своей суровости слова Господни: «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. ...И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:18, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Внимая апостольскому учению о скорбях, терпении и надежде, возьмем из него для себя правила в руководство. Апостол Павел желал, чтобы последователи Иисуса Христа хвалились скорбями. Поэтому мы, если и не имеем столько великодушия и мужества, чтобы почитать за счастье терпеть скорби, встречающиеся на пути спасения, по крайней мере, будем стараться встречать их без смущения, с благодушием, с искренней готовностью переносить их ради Христа, нашего Спасителя.    Находясь под бременем болезней, убожества или тяжких обстоятельств, будем убеждены, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18), если по благодати Христа Спасителя удостоимся быть участниками Его царства. Будем смиренно просить помощи у Господа, чтобы не изнемочь в печали и со спокойствием духа преодолевать всякие несчастья, непоколебимо уповая на благость и человеколюбие Господа Спасителя, ибо Он — Помощник несчастным, Он — Утешитель скорбящим, Он — Врач больным, Он — Покровитель вдовиц, девственников и девственниц, Он — Отец сирот, Он — Надежда безнадежных.    Но будем заботиться и о том, чтобы и самим нам не быть виновными перед Господом за тяжелую участь наших ближних. Кому не известно, что легче рассуждать и проповедовать о перенесении скорбей, нежели переносить их? Святой апостол Петр, говоря о взаимной любви и терпении скорбей, умоляет христиан внимать себе: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1Пет. 4:15), утратив христианское и человеческое достоинство.    Быть завистником, или распутным, или ленивым, или пошлым, или грубым, — вот скорби поистине ужасные; вот клейма, трудно смываемые; вот позор семьи, неутешные скорби мужа, жены, детей, отца, матери и всех, нежно любящих и любимых. «А если, — говорит ап. Петр, — страдает каждый из нас как христианин, то не стыдись, брат мой, или сестра моя, или дочь моя, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет. 4:16).    Как бы тяжела ни была наша скорбь, не будем колебаться в надежде на Господа. С какого времени наши сердца восприняли ее? С самого св. Крещения. Она продолжает изливаться в спасительных Таинствах исповеди и Св. Приобщения Тела и Крови Христовой, дающих нам право, подобно ап. Павлу, взывать к Спасителю: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010