В 1843 г. Й. В. Биккель издал краткий трактат на греч. языке «Каноны св. апостолов» ( Bickell J. W. Apostolischen Kirchenordnung// Idem. Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. Bd. 1. P. 107-132). В 1848 г. Г. Таттам опубликовал коллекцию Л.-к. п. на бохаирском диалекте копт. языка, состоящую из Канонов св. апостолов, анонимного текста, к-рый впосл. стал обозначаться как Египетский церковный чин, или Апостольское предание, 8-й книги «Апостольских постановлений» (в одной из редакций) и Апостольских правил . Эта коллекция со временем стала именоваться Александрийским синодосом, или Климентовым семикнижием ( Tattam H. The Apostolical Constitutions, or the Canons of the Apostles in Coptic: with an English Transl. L., 1848). В 1854 г. П. А. де Лагард опубликовал текст Дидаскалии апостолов на сир. языке (Didascalia Apostolorum syriace/Hrsg. P. A. de Lagarde. Lpz., 1854). В 1856 г. он же издал сир. версию Канонов св. апостолов и Эпитомы 8-й книги «Апостольских постановлений» (в рукописях этот Л.-к. п. также имеет заголовок «Постановления св. апостолов через Ипполита»; Lagarde P. A., de. Reliquiae juris ecclesiastici antiquissimae. Lpz., 1856). В 1870 г. Д. Б. фон Ханебергом был опубликован текст арабских Канонов Ипполита ( Haneberg D. B., von, ed. Canones S. Hippolyti arabice. Münch., 1870). Неск. годами позже был открыт самый древний из известных Л.-к. п.- «Дидахе», сохранившийся в греч. оригинале, 1-е издание к-рого осуществил Филофей Вриенний ( Θιλθεος (Βρυννιος), μητρ. Διδαχ τν δδεκα ποστλων. Κωνσταντινοπολις, 1883). В 1883 г. Лагард издал Александрийский синодос на саидском диалекте копт. языка ( Lagarde P. A., de., ed. Aegyptiaca. Gött., 1883). В 1899 г. патриарх Антиохийский Игнатий Ефрем II Рахмани осуществил публикацию Завета Господа нашего Иисуса Христа ( Ignatius Ephraem II Rahmani, ed. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1899). В 1900 г. Э. Хаулер опубликовал т. н. коллекцию Веронского палимпсеста, включающую Дидаскалию апостолов, Каноны св. апостолов и т. н. Египетский церковный чин (Апостольское предание) на лат. языке (Didascaliae apostolorum fragmenta veronensia Latina/Ed. E. Hauler. Lpz., 1900). В 1904 г. Дж. У. Хорнер издал еще 2 версии Александрийского синодоса - на арабском и эфиоп. языках ( Horner G. W. The Statutes of the Apostles, or Canones Ecclesiastici. L., 1904). В 1913 г. Ф. Но выпустил на сир. языке Климентово восьмикнижие, состоящее из Завета Господа нашего Иисуса Христа (кн. 1), Канонов св. апостолов (кн. 2), Египетского церковного чина (Апостольского предания) (кн. 3), варианта 8-й книги «Апостольских постановлений» (кн. 4-7), Апостольских правил (кн. 8) ( Nau F. La version syriaque de l " Octateuque de Clément. P., 1913).

http://pravenc.ru/text/литургико-канонич...

Догмат Догмат . Обрусевшее слово догмат есть греческое существительное δγμα от глагола δοκω, от прошедшего совершенного времени его – δδογμαι. Как в самом греческом языке, так и в других языках, заимствовавших из него слово догмат, это последнее всегда означало и теперь означает именно бесспорную истину, твердо установленное положение, нечто вроде математической или логической аксиомы, возвещаемое притом публично и потому общеобязательное, т. е. на практике за ним удержалось одно из второстепенных его значений. Краткий очерк употребления слова догмат у классических писателей, в Библии, в творениях отцов и учителей церкви и у богословов покажет наглядно, какие значения имело и теперь имеет это слово. У Платона в «Государстве» догматами называются правила или нормы относительно справедливого и прекрасного, которые должны быть внушаемы детям. Демосфен догматами называет гражданские законы. Цицерон (Quest. acad.) свидетельствует, что догматами называются такие положения философии или мудрости, которых никто не может отвергать, не погрешая против истины, так как нельзя отвергать закон истины и правды. По словам Цицерона с понятием догмата или определения (decretum) соединяется представление об устойчивом и твердом, чего нельзя поколебать никакими доводами. Сенека (Ер. 95) догматами называет основоположения, собственно, нравственного закона, причем от них должно отличать вытекающие из них конкретные и частные предписания. Таким образом, у классических писателей, греческих и римских, догмат означало бесспорную умозрительную философскую истину, общее нравственное основоположение, нравственное и эстетическое правило, гражданский закон. Вообще же оно означало у них, несомненно, истинное и бесспорное основоположение или правило, относящееся к области философии теоретической, философии практической или нравоучительной и к законодательству. В Ветхом Завете, в переводе LXX, слово догмат употреблено в книге Даниила ( Дан.2:13, 3:10, 6:8 ) и в книге Есфирь ( Эсф.3:9 ), и во всех случаях означает постановления верховной власти, царские указы. И в священных книгах Нового Завета догмат означает закон, то гражданский, то священный или Божий. Так, в Евангелии от Луки ( Лк.2:1 ) догматом названо повеление кесаря о производстве всенародной переписи (ср. Деян.17:7 ). В книге Деяний ( Деян.16:4 ; ср. Деян.15:22,25 ) догматами названы постановления апостольского собора, а в посланиях к Колоссянам ( Кол.2:14 ) и Ефесянам ( Еф.2:15 ) – постановления закона Моисеева. Согласно с этим Иосиф Флавий учение ветхозаветного Священного Писания называет догматами Божиими (C. Apion. I, 8). Но учение Христа и апостолов, в частности как умозрительные истины этого учения, так и практические правила, или нравственные законы его, в Священном Писании нигде не названы догматами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов – Καννες κκλησιαστικο τν ποστλων. Под таким названием известен древний литературный памятник, в первый раз изданный в свет по эфиопскому переводному тексту еще в 1693 году Людольфом (в его Commentarius ad suam historiam Aethiopicam, р. 314–323), а по греческому оригинальному тексту (по венской рукописи Codex Vindobonensis hist. gr. 7 – XII века) обнародованный впервые в 1843 г. Биккелем (в его Geschichte d. Kirchenrechms, Giessen 1843, 8. 107–132) под заглавием: Α διαταγα α δι Κλμεντος κα καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλων, под каким названием оно было переиздано затем Делагарде и Питрой. По мнению Биккеля, подтвержденному вескими соображениями, первоначальным названием памятника нужно признать: Καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλωμ, (см. также у Функа, Гарнака и Шаффа). Добавочные же слова: α διαταγα α δι Κλμεντος – составляют позднейшую вставку, нисколько не указывающую на авторство Климента (римского), с именем которого обыкновенно связывались и другие известные теперь древние памятники церковно-канонического характера („Постановления апостольские“, „85 правил апостольских“), – вероятно, потому только, что предание приписывало Клименту рим. участие, если не в кодификации церковных правил, то по крайней мере в составлении некоторых из них, в проведении их в жизнь молодого христианского общества. Памятник известен в литературе также и под другими названиями. У Делагарце (в Analecma Ante-Nicaena II, Londini 1854, р. 451–460) он издан под названием: Consmimumiones ecclesiae Aegypmiacae, у митр. Ф. Вриенния (в его издании „Учения 12 апостолов» 1883 г.) он называется πιτομ ρων τν γων ποστων καθολικς παραδσεως согласно названию в Codex Ottoberianus), а у Гильгенфельда (в Novum Testamentum extra canonem receptum, fascicul. IV, Lipsiae 1866, p. 93–106) он получает уже название: „Duae viae vel judicium Petri». Что касается Делагарде, то он, издавая памятник (в коптской редакции), имел в виду, очевидно, его распространение в коптской (египетской) христианской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Содержание Отменение запрещения вдовым священникам священнодействовать 1. Особые граматы вдовым священнослужителям 2. Запрещение вдовым священникам служить: а) в женских монастырях и, б) в домовых церквах 3. Побуждение ко вступлению в монашество 4. Обычай вдового диакона не удостаивать хиротонии во пресвитера, без пострижения в монашество 5. Некоторые обычаи в отношении к жене умершего священника Судьба священнослужителей не сохраняющих в чистоте вдовства своего 1. Последствия в отношении к священству 2. Последствия в отношении к браку 3. Церковные епитимии 4. Последующие отношения к церкви 5. Право службы в других должностях по духовному ведомству 6. Гражданские права вдовых священнослужителей, вступающих во второбрачие     Вопрос о пересмотре действующих в настоящее время постановлений, касающихся гражданских прав священнослужителей белого духовенства, слагающих с себя сан по случаю вдовства и вступающих во второбрачие возник в 1859 году, и с того времени доселе остается неразрешенным. Действующие ныне постановления по этому предмету. основанные на Высочайшей резолюции, последовавшей 22 Февраля 1839 года на докладе Св. Синода, признаны в 1859 году, требующими некоторого изменения в смысле ослабления их в строгости по отношению к слагающим сан вдовым священнослужителям. Но тогда вопрос остался неразрешенным. Ныне как слышно из верных источников, в непродолжительном времени, предстоит новое обсуждение сего вопроса в законодательном порядке. В виду сего обстоятельства, а равно я в виду важности самого вопроса для церкви, духовенства и общества, читателям «Христианского Чтения» предлагается полное историко-каноническое изложение постановлений о вдовых священнослужителях, имевших, действие в православной, в особенности, русской церкви. Ни в древних правилах греческой церкви, ни в поздних не находим никакого особого постановления на случай вдовства священнослужителей. Коронное, изначальное правило, чтобы клирики высших степеней, начиная с иподиакона, были единобрачны 1 , и другое правило, чтобы клирики, не имеющие жен, не держали в домах своих лиц женского пола, исключая самых близких родственных 2 , – были достаточны. Нарушения сих правил, открывавшиеся в некоторые времена, как напр. в конце VII века, вызывали только подтверждение сих самых правил, но не вызывали никаких новых мер к поддержанию их. Трульский собор, усмотрев довольно многочисленные нарушения правила о единобрачии высших клириков, только повторил апостольское правило о единобрачии и чистоте жизни священнослужителей, указав и тоже самое последствие, на случай несоблюдения, какое определено апостольским правилом. – именно, что не соблюдший сего правила не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священного чина 3 . Никаких особых мер, кроме указания на эту невозможность быть в клире не соблюдшему правила, не принято. Никаких мер предупреждения не указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Скачать epub pdf 1. Догмат Подобно многим христианским терминам, слово «догмат», как правило, употребляется в разговоре, в средствах массовой информации в искаженном виде причем слову этому придается отрицательный оттенок чего-то мертвящего, застывшего в стагнации. На самом же деле слово το δγμαпроисходит от греческого глагола δοκειν, который означает «думать, полагать, верить». Но «δγμα» означает уже не мнение, а конечный результат – твердое убеждение, положение, ставшее предметом согласия, или религиозную истину, ставшую предметом несомненной веры 1 . Поэтому еще в глубокой греко-римской древности термин «догмат» стали прилагать к такого рода философским учениям, которые были общеизвестны и бесспорны. У Платона в диалоге «Государство» догматами называются постановления и решения правительства, относящиеся к понятиям справедливого и прекрасного. Св. Исидор называл Сократа «Законоположником догматов аттических», а учение Платона и стоиков – догматами. Догматами в этом же смысле могли называться древними церковными писателями религиозные верования язычников (Созомен) и лжеучения еретические ( Евсевий Кесарийский ), как имевшие притязания на усвоение себе неоспоримой истины. 2 В Священном Писании в книге Деяний Святых Апостолов догматами называются апостольские определения, имеющие уже непосредственное отношение к жизни христианской Церкви. «Проходя же по городам, они (апостолы Павел и Сила) передавали верным соблюдать определения (τα δογματα), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Дн. 16, 4). Это были вероучительные и дисциплинарные решения Апостольского Собора, которые имели силу обязательного закона для всех членов Церкви Христовой. Однако уже к IV веку в Церкви постепенно произошло разделение понятий «догмат» и «канон». Само слово «догмат» стало прилагаться только к предметам вероучения, а нравственные заповеди и вопросы церковной дисциплины стали обозначаться терминами «канон», «правило». Догматами стали называться истины веры в отличие от истин литургических, канонических, нравственных и т. д. Причем особенно важно то, что на Вселенских Соборах слово «догмат» употреблялось только для вероучительных истин, имеющих несомненный, непререкаемый и непреложный характер. Преп. Викентий Лиринский пишет: «Догматам небесной философии не свойственно подвергаться какому-либо изменению, отсечению или уродованию, подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

I. Папское законодательство получило для себя разные формы выражения. Общее название папских законов – тоже самое, которое у римлян служило для обозначения императорских указов – constitutiones. Для актов, не имеющих общего значения, а относящихся к отдельному случаю или к отдельному лицу, удержался римский же термин – rescripta. Так как обыкновенно подобные акты вызывались или апелляционными жалобами на судебные решения низших инстанций, или назначением на церковные должности или бенефиции, то рескрипты были или rescripta ad lites или rescripta ad beneficia. По внешней своей форме, папские конституции стали появляться или в виде булл (bullae) 789 , или в виде т. н. бреве (literae breves). Буллы пишутся на толстом черноватом пергамене старинным галльским шрифтом, употреблявшимся во времена пребывания пап в Авиньоне, обыкновенно на латинском языке, без знаков препинания и без заголовка, так как начальные слова буллы – именно имя папы с добавлением: servus servorum Dei – пишутся в строку; к ним привешивается свинцовая печать на белом или красноватом снурке, шелковом или пеньковом. Бреве издаются в менее торжественных случаях; начало их восходит к Клименту IV (1265–1268). Бреве пишутся на белом, тонком, продолговатой формы пергамене, обыкновенным латинским шрифтом, на латинском, или на итальянском языке, без знаков препинания, с именем папы в заголовке. На левой стороне самого документа оттискивается печать (annulus piscatoris), на которой изображен апостол Петр сидящим в рыбачьей лодке с ключом в правой руке 790 . С XIV столетия ведут свое начало т. н. правила апостольской канцелярии (regulae cancellariae apostolicae), которые суть не что иное, как инструкции, даваемые папой, состоящим при нем центральным церковным учреждениям относительно производства известных дел, именно относительно того, как должны быть осуществляемы высшие, центральные права папы (jura reservata) в отношении к замещению церковных должностей, а также в отношении к рассмотрению апелляций и дарованию диспензаций 791 . Выработался обычай, по которому каждый, вновь вступающий на кафедру св. Петра, папа одобряет программу, которой держался его предшественник в указанных отношениях, так что составилось известное количество правил (72), которые неизменно одобряются и публикуются каждым папой 792 , по вступлении его на кафедру. Когда, с учреждением конгрегаций кардиналов, явилась более регулированная сравнительно с прежним временем централизация церковного управления, некоторым конгрегациям было предоставлено право издавать указы с характером аутентического толкования законов, т. е. с характером закона же. Так в особенности это право получила конгрегация собора тридентского (congr. concilii Tridentini interpretum) в области применения и дальнейшего развития постановлений тридентского собора 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы канонического, литургического и дисциплинарного характера, и представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв.; кроме того, содержат нек-рые оригинальные тексты. Названия книг: I - О мирянах, II - О епископах, пресвитерах и диаконах, III - О вдовицах, IV - О сиротах, V - О мучениках, VI - О расколах, VII - Об образе жизни, благодарении и христ. посвящении, VIII - О дарованиях, рукоположениях и церковных канонах; содержание книг шире этих названий. Книги I-VI являются переработкой всего текста «Дидаскалии» (1-я пол. III в.); они были использованы при реконструкции греч. текста «Дидаскалии», сохранившейся в переводах на сир. и др. языки ( Funk. Didascalia). Гл. 1-32 VII кн. включают достаточно сильно переработанный (по сравнению с «Дидаскалией») текст «Дидахе» (посл. четв. I в.), в гл. 33-49 помещены различные литургические тексты (кроме гл. 46, где перечисляются первые епископы важнейших городов, поставленные апостолами), частично заимствованные из Библии, частично не встречающиеся в более ранних памятниках. Гл. 1-2 VIII кн. предположительно содержат текст литургико-канонического памятника 1-й трети III в., отождествляемого с утраченным «Апостольским преданием о харизмах [дарованиях]» (J. Magne); порядок тем в гл. 3-45 точно соответствует порядку тем в «Апостольском предании» (III в.), с к-рым тем не менее в отличие от «Дидаскалии» и «Дидахе» указанные главы А. п. редко обнаруживают текстуальное сходство; в 47-й гл. помещены 85 Апостольских правил ( Metzger. T. 1. P. 15-24); небольшая гл. 48 является заключением. Кроме библейских книг в А. п. часто цитируются различные апокрифические деяния, а также подлинные и псевдоэпиграфические послания сщмч. Климента Римского ( ок. 101) (Ibid. P. 24-30). Лит. цельность А. п. доказывает единство памятника, составитель к-рого попытался согласовать между собой все указанные источники, однако в тексте остались небольшие противоречия: согласно II кн., лобзание мира на литургии предшествует мирной ектении (57. 17), а согласно VIII - следует за ней (11. 9); об ап. Иакове, брате Господнем (см. Иаков Праведный ), в ряде мест говорится как о живом (II 55. 5; VI 12-14; VIII 4. 1), но дважды (V 8. 1; VII 46. 2) - как об умершем. Авторство и датировка

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Глава III. Фактическая история проповеди II века § 39. «Учение св. двенадцати апостолов» Переходя к изучению отдельных фактов церковного учительства во II веке, мы прежде всего должны остановиться на «учении св. двенадцати апостолов» – διδαχ τν δδεκα ποστλων – недавно (в 1883 году) изданном достопочтенным митрополитом Филофеем Вриеннием древнейшем памятнике христианской церковно-учительной литературы. 109 Написание его относят одни – к концу I и началу II века, к периоду «первого порядка преемников апостольских», по выражению Евсевия (русский издатель этого памятника – г. К. Попов ); 110 другие – ко времени между 120–160 годами (Вриенний и д-р Мюральт); 111 третьи – ко времени между 135–165 годами (Гарнак). 112 К какому бы из указанных периодов времени ни относилось его происхождение, во всяком случае, несомненно, этот памятник, в ряду произведений духовной литературы послеапостольского времени, составляет одно из главных звеньев, связующих канонические апостольские писания с церковно-учительными произведениями следующего периода. Кто бы ни был его автор (1), он дошел до нас не поврежденным, в том виде, в каком был первоначально написан, и содержит в себе чистое и не поврежденное учение апостольское, что доказывается полным сходством и даже тождеством всех содержащихся в нем мыслей с мыслями, содержащимися в тех или других книгах священного писания Ветхого и Нового Завета или в произведениях мужей апостольских. 113 Как известно, этого отнюдь нельзя сказать об однородных с ним по характеру «правилах апостольских» и «постановлениях апостольских», которые, по первоначальному происхождению восходя также к первобытным временам церкви, в течение времени подверглись дополнениям и изменениям, с которыми и известны в наличной древнейшей христианской литературе. В канонических апостольских посланиях, писанных каждое по вызову частных обстоятельств и большею частью к поместным церквам, как ни высок их авторитет, ни в одном не содержится полного обозрения или изложения учения церкви, как оно существовало в век апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Глава IV. История проповеди III века на Востоке § 44. Лица проповедующие, их подготовка к проповеди. – Начало записывания проповедей. – Места и времена проповеди. – Объем проповедей. – Внешнее положение проповедника и слушателей во время проповеди. – Κρτος. – Теория проповеди на Востоке в III веке В постановлениях апостольских (VIII, 32), как мы видели подтверждается право всеобщего учительства; но, если судить по известным нам фактам, в III веке оно уже окончательно не существовало. Из переписки епископов Кесарийского и Иерусалимского с епископом Александрийским, по делу об Оригене , видно, что об этом праве в это время, т. е. в первом десятилетии III века, существовало лишь одно воспоминание. Должностные лица в церкви, епископы и пресвитеры, в следствие установившихся правил и обычая, были единственными проповедниками, обязанными к этому служению по самому своему званию, и лишь в виде редкого исключения может быть делились своим правом учительства с мирянами, выдававшимися какими-либо особыми достоинствами. В споре по делу Оригена последнее слово осталось за епископом Александрийским, который утверждал, что миряне не имеют права учить, и для того, чтобы доставить это право Оригену , защищавшие его епископы должны были сделать его пресвитером. В течение III в. епископы делают попытку ограничить безусловное право учительства даже для пресвитеров. Апостольские постановления, хотя вообще и стараются возвысить власть епископа, но относительно проповеди пресвитер в них является все еще на ряду с епископом: «Затем пресвитеры по одному, а не все вдруг, пусть увещевают – παρακαλετοσαν, exhortentur – народ, а после всех их – епископ» (кн. II, гл. 57); «повелевает, чтобы пресвитер только учил – διδσκειν, doceat – возносил (т.е. совершал евхаристию), крестил, благословлял» (кн. III, гл. 20). 141 Диаконы в третьем веке вовсе не имеют права церковной проповеди, по крайней мере в постановлениях апостольских (III, 20) об этом праве их не упоминается и даже в виде исключения не встречается на пространстве всего столетия ни одного случая их проповеди, в роде того, какой представляет в IV веке Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков» 28.10.2013 469 Время на чтение 13 минут Священник Павел Гумеров 17 октября сего года в Петропавловском благочинии г. Москвы прошло обсуждение документов Межсоборного присутствия. Мне было поручено подготовить доклад о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков» на собрании Юго-Восточного викариатства. В докладе я постарался выразить не только и не столько свои мысли, но мнение священнослужителей нашего благочиния, среди которых много весьма опытных и мудрых как в пастырской, так и в семейной жизни отцов. В целом все отцы выразили согласие с изложенными в этом документе положениями, но были высказаны пожелания и предложения внести определенные дополнения. Я думаю, нет нужды останавливаться подробно на всем тексте документа и полностью его приводить, многие уже ознакомились с ним, к тому же проект документа «Упорядочение практики совершения браков» можно легко найти в интернете. Рассмотрим лишь некоторые детали. В пункте 2 данного проекта говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака». Хотелось бы, чтобы этот очень правильный пункт был усилен. Например: «только после государственной регистрации...» И еще: «священник, венчающий брак без наличия государственной регистрации, совершает антиканоническое деяние». Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую. Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. - свящ. П.Г. ). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010