Так называемые «Церковные Каноны» (Canones ecclesiastici) и их значение в вопросе о церковных должностях в древности Источник « Церковные Каноны » – очень древний памятник христианской анонимной литературы греческой, обратившей на себя особенное внимание в последнее время в западной науке. Название: « Церковные каноны » дается этому памятнику в отличие от «Правил апостольских», так как полное название этих канонов может приводить к смешению их с правилами апостольскими; в полном виде название памятника читается так: « Церковные каноны святых апостолов» ( καννες κκλησιαστικο τν γων αποστολων). Памятник издан был впервые немецким ученым Биккеллем с подстрочными примечаниями и предварительными объяснениями в сочинении: «История церковного права» (Bickell. Geschichte des Kirchenrechts. I Band, s. 107–132 Giessen. 1843). Но в первое время по его издании, памятник, по-видимому, не обратил на себя должного научного внимания. В настоящее же время Церковные Каноны возбудили значительный интерес в научных сферах Запада. Побуждением к этому было то, что в памятнике открыто сходство и довольно близкое с недавно найденным и обнародованным тоже древним христианским памятником: «Учение Двенадцати Апостолов», обратившим на себя, как известно, общее и серьезное внимание в научной литературе, в особенности на Западе. Известный немецкий церковный историк Адольф Гарнак, в самое последнее время, издал памятник: « Церковные Каноны » дважды: в первый раз в сочинении: Die Lehre der zwölf Apostel nebst Untersuchungen zur ältesten Geschichte der Kirchenverfassuug und des Kirchenrechts (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Leipz. 1884), а второй раз в сочинении: Die Quelle n der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung des Lectorats und anderen niederen Weihen (Texte und s. w. Leipz. 1886). В этом после днем сочинении под именем: apostolische Kirchenordnung и разумеются не раз уже названные нами Церковные Каноны .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов – Καννες κκλησιαστικο τν ποστλων. Под таким названием известен древний литературный памятник, в первый раз изданный в свет по эфиопскому переводному тексту еще в 1693 году Людольфом (в его Commentarius ad suam historiam Aethiopicam, р. 314–323), а по греческому оригинальному тексту (по венской рукописи Codex Vindobonensis hist. gr. 7 – XII века) обнародованный впервые в 1843 г. Биккелем (в его Geschichte d. Kirchenrechms, Giessen 1843, 8. 107–132) под заглавием: Α διαταγα α δι Κλμεντος κα καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλων, под каким названием оно было переиздано затем Делагарде и Питрой. По мнению Биккеля, подтвержденному вескими соображениями, первоначальным названием памятника нужно признать: Καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλωμ, (см. также у Функа, Гарнака и Шаффа). Добавочные же слова: α διαταγα α δι Κλμεντος – составляют позднейшую вставку, нисколько не указывающую на авторство Климента (римского), с именем которого обыкновенно связывались и другие известные теперь древние памятники церковно-канонического характера („Постановления апостольские“, „85 правил апостольских“), – вероятно, потому только, что предание приписывало Клименту рим. участие, если не в кодификации церковных правил, то по крайней мере в составлении некоторых из них, в проведении их в жизнь молодого христианского общества. Памятник известен в литературе также и под другими названиями. У Делагарце (в Analecma Ante-Nicaena II, Londini 1854, р. 451–460) он издан под названием: Consmimumiones ecclesiae Aegypmiacae, у митр. Ф. Вриенния (в его издании „Учения 12 апостолов» 1883 г.) он называется πιτομ ρων τν γων ποστων καθολικς παραδσεως согласно названию в Codex Ottoberianus), а у Гильгенфельда (в Novum Testamentum extra canonem receptum, fascicul. IV, Lipsiae 1866, p. 93–106) он получает уже название: „Duae viae vel judicium Petri». Что касается Делагарде, то он, издавая памятник (в коптской редакции), имел в виду, очевидно, его распространение в коптской (египетской) христианской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Наше духовное законодательство составляет особую и отдельную часть от общего свода законов Российской Империи. Духовный регламент основанием для действий Духовной Коллегии в управлении подлежащими ее ведению делами указывает «Закон Божий в Священном Писании предложенный, також каноны или правила соборныя святых отец и уставы гражданские, слову Божию согласные». Указывая эти источники, Регламент замечает, что содержащиеся в них постановления, «собственные себе книги требуют, а здесь не вмещаются». Оставляя таким образом на обязанности самой Коллегии находить нужные для ее целей законоположения. Регламент и не представляет свода сих законов. Равным образом и Устав духовных консисторий, изданный спустя 120 лет после Духовного регламента, только исчисляет руководственные источники духовного законодательства, для действий епархиального управления и суда, но не представляет свода сего законодательства, возлагая на обязанность консисторий извлекать нужные для их судебной и административной практики законы. Устав духовных консисторий буквально гласит: «основания епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) каноны, или правила святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отецов в) Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения. Приведенная статья Устава духовных консисторий в перечислении источников духовного законодательства предполагают осложнение их тем, что называют новые, о которых не упоминал Духовный регламент, как наприм. Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода. Поименованные и Духовным регламентом, и Уставом духовных консисторий руководственные источники духовного законодательства представляются сколько разнообразными по их существу, столько же и разнохарактерными по содержанию заключающихся в них постановлений. Прежде всего следует заметить, что поименованные источники содержат законоположения различного авторитета, смотря по их происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» 11 сентября 2013 г. 14:43 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия , на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10). Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).

http://patriarchia.ru/db/text/3225779.ht...

Правило 2 Седьмого Вселенского Собора, Никейского Поскольку мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих ( Пс. 118:16 ) : то и всем христианам сие сохраняти есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оные. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати священныя правила, и святое евангелие, и книгу божественного апостола, и все божественное Писание, и поступати по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашея составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний, якоже изрек великий Дионисий. Аще же колеблется, и не усердствует тако творити и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, да не жречествуеши мне ( Ос. 4:6 ). ( Ап. 58 , 80 ; I Всел. 2 ; Трул. 19 ; Лаод. 12 ; Сердик. 10 ; Карф. 18 ) . Это правило предписывает, чтобы в епископа был поставляем тот, кто хорошо изучил Св. Писание и каноны и о ком есть свидетельство, что он способен и других поучать. В толкованиях на 58 и 80 Ап. правила мы говорили вообще о том, каков должен быть епископ в отношении познаний, чтобы быть достойным высокого своего сана. В настоящем правиле это раскрывается подробнее и таким образом устанавливается точный закон. А именно: устанавливается, чтобы кандидат в епископа показал основательное знакомство с Св. Писанием, равно и с каноническим правом. Относительно первого правило приводит основание, что сущность ( οσα) священной иерархии составляют богопреданные слова, т.е. истинное ведение ( αληθιν επιστμη) божественных книг 1321 , и между ним указывает Евангелие и Апостольские книги и все божественное Писание, а отдельно еще и псалтирь. Псалтирь правило упоминает потому, говорит Зонара в толковании этого правила, «дабы таким образом и народ свой наставлял посвящать себя в тайны, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2015 Зачем нужны каноны? Кандидат богословия, преподаватель канонического права на кафедре церковно-практических дисциплин СПбПДА, священник Александр Миронов полагает, что не нужно спешить объявлять древние каноны устаревшими. Иерей Александр Миронов Канон (греч. κανν — брусок, который служил мерной линейкой, в переносном смысле — правило, норма) — общеобязательное для всей Церкви установление апостольской традиции, Вселенских и некоторых Поместных соборов и отцов Церкви. В отличие от догмата, который касается вероучения, каноном регулируются вопросы церковного устройства, дисциплины, частной и публичной жизни христианина. Иерархия Соборов — Отец Александр, зачем нужны каноны? Их всё равно никто не знает и не исполняет? Имеют ли они какое-то отношение к реальной церковной жизни? — Во-первых, я не согласен с тем, что их никто не соблюдает, потому что в нашей Церкви много святых, в том числе неявленных, которые точно соблюдали каноны. Во-вторых, каноны необходимы в Церкви, чтобы поставить границы, переходя которые, человек бы понимал, что он совершил нечто совершенно неприемлемое. Да, много примеров несоблюдения канонов, но они относятся к тем случаям, когда Церковь проявляет снисхождение к своим членам: в первую очередь к мирянам, во вторую, — к клирикам. Это означает, что каноны существуют прежде всего не для того, чтобы наказывать, а для того чтобы уврачевать. Иерей Александр Миронов родился в Тамбове в 1970 году в церковной семье (мать — сотрудница епархиального управления, отец — отставной офицер, певчий хора). служил в армии в ВДВ, неоднократно бывал в горячих точках. В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 2010 году был рукоположен во пресвитера ко храму святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске . Кандидат богословия. В СПбПДА с 2010 года преподает «Историю источников канонического права», «Брачное право» и «Правила Вселенских соборов». — Почему непререкаемым авторитетом обладают лишь те каноны, которые были созданы в эпоху Вселенских соборов, то есть до IX века? Ведь за это время столько всего поменялось? Почему не создаются новые каноны?

http://aquaviva.ru/journal/?jid=73902

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАНОНЫ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» один из литургико-канонических памятников древней Церкви. Название Оригинальное название этого сочинения неизвестно. В основной греч. рукописи имеется заглавие - «Постановления через Климента и церковные каноны святых апостолов» (α διαταγα α δι Κλμεντος κα καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλων). Вероятно, к «К. с. а.» относится только 2-я часть заглавия, тогда как 1-я указывает на «Апостольские постановления» (в данной рукописи «К. с. а.» соединяются с Эпитомой 8-й кн. «Апостольских постановлений»). Первый издатель греч. текста Й. В. Биккелль назвал памятник «Апостольский церковный чин» (Apostolische Kirchenordnung), чтобы отличать его от Апостольских правил . Позже данное название получило широкое распространение благодаря работам А. фон Гарнака (в наст. время оно сохраняется в нем. и англ. традиции (как Apostolic Church Order)). У франц. ученых принято иное наименование - «Церковное постановление апостолов» (Constitution écclésiastique des apôtres или L " Ordonnance apostolique). В то же время многие ученые (вслед за П. де Лагардом и Ф. К. Функом) называют этот памятник «Церковные каноны [апостолов]» (Canones ecclesiastici apostolorum - CPG, N 1739), основываясь на заглавиях греч. рукописи и вост. версий текста (напр., в саидской версии - «Это каноны наших святых отцов, апостолов Господа нашего Иисуса Христа, которые они установили для Церкви»; в арабской версии - «Это каноны отцов наших апостолов, которые они приняли для устроения Церкви через Климента»; правда, в вост. версиях «К. с. а.» являются лишь частью больших сборников канонов). Текстология Сохранился полный греческий текст (30 глав) памятника в рукописи Vindob. Hist. gr. 7 (45). Fol. 4v - 7v, ок. 1200 г. Известны также неск. неполных вариантов текста, в к-рых в основном представлены главы 4-14 (ГИМ. Син. греч. 162. Fol. 284v, сер. X в.; Ottob. gr. 408. Fol. 88v, XIV/XV в.; Napol. II C 34 (35). Fol. 83, XV в.; Paris. gr. 1555 A. Fol. 177, XV в.). Впервые греч. текст по основной рукописи был издан Биккеллем ( Bickell. 1843), затем многократно разными учеными с добавлением разночтений по др. рукописям ( Lagarde, de. 1856; Pitra. 1864; Hilgenfeld. 1866). С критическим аппаратом или без него «К. с. а.» часто публиковались в приложении к «Дидахе» , начиная с 1-го издания митр. Филофея Вриенния (наиболее важные: Harnack. 1884; Funk. 1887). Издание Т. Шерманна ( Schermann. 1914; рус. пер.: Фокин . 1998) наиболее полное и часто цитируемое. Последнее по времени издание с англ. переводом: Stewart-Sykes. 2006.

http://pravenc.ru/text/1470263.html

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Каноны – это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права, причем одинаково во всех поместных Православных Церквах во все века церковной истории. Со времени, когда окончательно сложился канонический корпус Церкви, с 883 г. (это год издания Номоканона Патриарха Фотия в XIV титулах), Церковь не добавила в него ни одного нового канона и ни одного из него не исключила. Таким образом, сама история Церкви поставила каноны так высоко, что у нас есть основания говорить о неизменности тех основ церковного права, которые в этих канонах содержатся. Известный и весьма авторитетный православный богослов архимандрит Юстин (Попович) писал даже: «Святые каноны – это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов – солнцезрачных небесных истин». О высоком месте канонов в Предании Церкви говорит и то обстоятельство, что VII Всел. Собор в правиле, посвященном образовательному цензу кандидатов во епископы, поставил их рядом со Священным Писанием: «Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священные правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание». Но утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. Хорошо известно, что дисциплина наказаний, содержащаяся в правилах, была в реальной епитимийной практике основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда стали применяться при назначении епитимий не канонические сроки отлучения от Причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне Патриарха Иоанна Постника , содержащем несравненно более мягкие санкции, хотя Номоканон Иоанна Постника не был включен в основной канонический свод и в иерархии авторитетных источников церковного права он стоит ниже канонов. Его рассматривают не более, чем как дополнение к основному каноническому корпусу. Впоследствие дисциплина прещений по отношению к мирянам продолжала эволюционировать в сторону смягчения, так что у нас, в Русской Церкви, в XVIII веке отлучение от причастия кающихся грешников на длительные сроки было положительно воспрещено высшей церковной властью под угрозой извержения из сана, но при этом, разумеется, никто не отменял сами каноны, содержащие запрещенные к практическому употреблению в церковно-судебной практике санкции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОННИК богослужебная книга правосл. Церкви, в которой собраны различные каноны с добавлениями (келейных молитв, служб суточного круга и др.). К. считается книгой для келейной молитвы (мн. песнопения и молитвы, содержащиеся в К., повторяются в др. книгах, предназначенных для келейного чтения,- Псалтири следованной , Часослове , Акафистнике ). В южнославянской традиции книги, идентичные по составу К., известны с XIV в. (см.: Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic Kanonnik (1331-1332): A Comparative Textual and Structural Study Including an Analysis of the Russian Computus (Scaliger 38B, Leyden Univ. Library). The Haug, 1968). К. не был известен на Руси до принятия Иерусалимского устава . Название книги «Канонник» (или «Канунник») появилось только в рукописях XV-XVI вв. (в колофонах, полистных записях и пометах на пустых листах). Книга также могла называться «Каноны». Состав К. в списках и изданиях XIV-XX вв. неустойчив, в книгу могли входить отдельные каноны и целые службы (со стихирами, с седальнами и со светильнами). Каноны, как правило, имеют тропарь и кондак празднику или святому, которым посвящен канон. Каноны в К. обычно выстроены в соответствии с последовательностью литургических тем седмичного круга богослужения : воспоминание Воскресения Христова в неделю (воскресенье), Небесных сил - в понедельник, св. Иоанна Предтечи - во вторник, Пресв. Богородицы - в среду, апостолов и свт. Николая, еп. Мирликийского,- в четверг, Креста - в пятницу, всех святых - в субботу. Рубрики могут содержать предписание петь канон в соответствующий день седмицы (или накануне этого дня). Посвящение среды прославлению Пресв. Богородицы, а не Креста связано с традицией древнеслав. Октоиха и Параклита (см., напр., южнослав. списки и печатные издания XV-XVII вв.). К субботе в К. относится и последование канона с Акафистом Пресв. Богородице, связанное с субботой Акафиста. Особой разновидностью К., включающего каноны для келейного чтения на 4 недели, является рукопись ГИМ. Син. 470, XVI в. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 276-282). Однако цикл седмичных канонов присутствует далеко не во всех списках К., что обусловлено неустойчивостью его состава.

http://pravenc.ru/text/1470255.html

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 2. О сущности церковных канонов В любом государстве, какой бы ни был его стой, существуют основные законы, по которым это государство управляется. Церковь также имеет свои правила-каноны, которыми в церковной жизни должны руководствоваться епископы, священство, монашество и миряне. Без церковного законодательства нарушается вся церковная дисциплина, а c появлением расколов, ересей, сектантства пострадают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостоличность. Поэтому каждый епископ перед своей хиротонией дает присягу свято хранить священные каноны как этого требует 2-ой канон Трулльского 1-ый канон VΙΙ Вселенского собора. Все догматы веры, принятые на Вселенских соборах, как и канонические постановления тех же соборов, богодухновенны, ибо все они были приняты с помощью благодати Святого Духа. Русская каноническая школа в конце XIX и в начале XX обратила большое внимание на сущность самих канонов Церкви. Во время подготовки к церковным реформам богословами и канонистами был поднят вопрос: все ли каноны неизменны, как и догматы веры, или есть такие каноны, которые могут быть изменяемы с изменением исторической жизни Церкви? По отношению к сущности самих канонов определились две точки зрения: консервативная и либеральная. Первую точку зрения представлял тогда епископ Антоний Волынский, который отождествлял Православие c точным соблюдением всех канонов. Канонам, таким образом, придавалось догматическое значение. Епископ Антоний в своем отзыве о церковных реформах говорит: «Постановления св. Апостолов и святых семи Вселенских и девяти Поместных соборов есть неизменно действующее право Церкви, ее высший законодательный устав, учредивший и саму св. Библию в ее настоящем составе. Выступая против священных канонов, то таким образом восстаем и против Православия» 37 37. Епископа Антония в общих чертах поддерживает иеромонах Михаил, который очень неодобрительно отзывается о либеральном течении: «Церковное право перестало быть «христовым», что оно не храм, созданный Духом Божим, а монашески человеческая постройка». Такой взгляд на каноны иеромонах Михаил явно не признает: «Когда такие упреки направляются по адресу Церкви и церковного права, как церковного закона, то они (критики) несомненно обнаруживают только каноническое невежество». И это, говорит иеромонах Михаил, потому, «что канон жив и живоносен», ибо «он для всех сторон жизни намечает путь живой и правый, он живет для жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010