Отсутствие приветствий от лица Онисифора в послании, а также фраза «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» могут служить указанием, что его считают там умершим. Это же подтверждают и слова «Павла» о том, что «один Лука со мной» в 2 Тим 4:10. Вместе с Онисифором Церковь празднует сегодня память апостола из 70-ти Евода или Еводия (4 янв., греч.— 28 апр.). Он, в отличие от Онисифора, не упоминается в Новом Завете. Самое древнее свидетельство о нем приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский: «В Антиохии после первого епископа Евода славен был Игнатий, второй епископ» . Евод стал первым епископом в Антиохийской Церкви после того, как апостол Петр ее покинул . Согласно «Посланию к Антиохийцам», приписываемому Игнатию Богоносцу, епископу Антиохии, но в действительности составленному, вероятно, в конце IV века , Евод был поставлен во епископы апостолами Петром и Павлом . Однако святой Иоанн Златоуст в похвальном слове сщященномученику Игнатию специально отмечает, что именно последний принял епископское посвящение из рук Петра . Блаженный Феодорит Кирский, не упоминая о Еводе, как и Златоуст говорит об Игнатии, представляя его преемником Петра, который избрал его для епископского служения в Антиохийской Церкви . На тот факт, что Игнатий был вторым епископом в Антиохии, косвенно указывают еще ряд церковных авторов III–IV веков, а кроме того византийские списки апостолов от 70-ти . Данное противоречие уже в древности, по-видимому, пытались разрешить путем примирения свидетельств. Так, в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) утверждается, что Евод был поставлен во епископа апостолом Петром, а Игнатий — апостолом Павлом . Скорее всего, это свидетельство основано на сообщении из книги Деяния апостолов о том, что церковное служение Павла в Антиохии происходило раньше церковного служения Петра . Апостол Павел входил в круг «пророков и учителей», которые осуществляли руководство Антиохийской общиной . После того как Павел отправился в Малую Азию и Грецию, Евод мог воспринять от него лидерское служение. При этом указание на него как на «епископа» относится ко времени не ранее рубежа I и II веков, когда такая терминология начинает использоваться в церковных кругах Антиохии ; более того, едва ли до этого времени в антиохийских общинах мог установиться монархический епископат, поэтому вполне возможно допустить, что Евод был не единственным лидером, а одним из.

http://bogoslov.ru/article/1100925

Однако поздние церковные писатели с позиций последующего устройства Церкви пытались решить этот вопрос путем унификации предания. Так, византийский историк VI века Иоанн Малала писал, что «через десять лет по вознесении Господа нашего и Бога Иисуса Христа первым, кто после святого апостола Петра был рукоположен во епископа Великой Антиохии, находящейся в Сирии, стал Евод» . В правление императора Нерона апостол Петр, «направляясь в Рим, проходил через Великую Антиохию. В то время скончался Евод, епископ и патриарх Антиохии, так что апостол Петр рукоположил Игнатия, который и принял сан епископа Великой Антиохии» . Иоанн Малала приписывает Еводу инициативу именовать последователей Христа христианами, тогда как раньше они носили наименования «назореи» и «галилеяне» . Симеон Метафраст (XI в.) в «Житии сщмч. Игнатия Богоносца» замечает, что на Антиохийской кафедре «Евод наследовал Петру, а Игнатий — Еводу». На основании всех свидетельств можно с уверенностью утверждать только то, что Евод был одним из лидеров второго поколения в Антиохийской Церкви после апостола Петра и был поставлен на это служение кем-то из первоверховных апостолов. В западной традиции Евод почитается как мученик. О мученичестве Евода впервые в IX веке упоминает Адон, архиепископ Вьеннский . Антиохия названа местом мученичества Евода и в Мартирологе Узуарда. Считается, что он был казнен в последние годы царствования императора Нерона (37–68 годы правления) . В Римском Мартирологе, согласно с древними западными мартирологами, день мученической кончины святого Евода отмечается 6 мая (даты здесь и ниже указываются по старому стилю). В византийских синаксарях память Евода почитается вместе с памятью апостола от 70-ти Онисифора – 7 сентября и 28 апреля , а также в праздник Собора всех апостолов 30 июня . Подобного рода сочинения, даже подчас сходные по жанру, в большом количестве появляются как одновременно с Пастырскими посланиями (например, «Дидахе»), так и в III–V веках («Каноны святых апостолов», «Апостольская дидаскалия», «Апостольские постановления»). Подробнее о разительных отличиях стиля, лексики, богословской терминологии, церковного устройства в Пастырских посланиях и признаваемых практически всеми аутентичных посланиях Павла см. (в качестве введения в данную проблематику): Jerome D. Quinn. Timothy and Titus, Epistles to. B. Documents and Data//The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 6. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

http://bogoslov.ru/article/1100925

В греческ. Минеях ( Никодима Святогорца ) говорится, что Ераст, о коем пишет ап. Павел в послании к Римлянам, именуемый экономом иерусалимской церкви, был епископ города Панеады (10 ноября). У св. Димитрия Ростовского (в Четьи Минеях 4 января): «Ераст святый, бысть эконом иерусалимской церкви, потом же епископом Панеады». Преосвященный Феофан (в толковании на послание к Римлянам пишет: «Ераст из 70-ти сперва был экономом в церкви иерусалимской, а потом епископом Панеадским» (Москва, издание 2-е, ч. 2, 1890. стр. 411). По преданию восточной церкви, Ераст скончался мирно ( εν ειρηνη) в глубокой старости; по римскому Мартирологу он скончался мучеником, (Martyrio vitam fmivit) и у католиков считается епископом г. Филипп преемником Епафродита; память его 26 июля; в Восточной церкви память св. Ераста совершается 10 ноября и 4 января в Соборе св. 70 апостолов (Подробные сведения о св. Ерасте у архиеп. Димитрия, Собор св. 70-ти апостолов, вып. 2, 146–180 стр.). Святой апостол Куарт В книгах Нового Завета не упоминается св. Евод если не подразумевать его под именем Еводий в послании ап. Павла к Филиппийцам 8 . Но церковное предание согласно причисляет св. Еводия к 70 апостолам, считая его учеником ап. Петра, который и поставил его епископом Великой Антиохии: Ο αγιος αποστολος Ευοδον ητον εις απο Ευδομηκοντα Αποστολων και εγινεν Επισκοπος εις την μεγαλην Αντιοχειαν υστρον απο τον αποστολον Πετρν (Никодим, Синаксарь 7 сент. 1868. I, 28). Св. Димитрий Ростовский митрополит в Четьи Минее (под 7 сентября) сообщает, на основании сказания Симеона Метафраста о св. Еводе следующие сведения: «Евод святый бе един от седмидесяти апостол в великой Антиохии, по св. Петре первый бысть епископу великий словесе Божия проповедник, его же св. Игнатий Богоносец в Послании своем к Антиохийцам поминает, глаголя: поминайте блаженнаго Евода, отца вашего, иже первый вам от апостолов пастырь поставлен бысть: убо да не постыдится вас ради отец, истиннии будете сынове, а не прелюбодейцы; сей св. Евод о пречистой Деве написа, яко в пятьнадесятое лето жития своего от Рождества ради Спаса Миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Боже, ушима нашима: Евангелие от Матфея, зачало 1. Ряд же недели оставляется. Причастен: Хвалите Господа: Другий: Радуйтеся, праведнии: О предпразднстве Христова Рождества ведати подобает. От 20-го дне начинается предпразднство. Пост убо есть, поклоны же в церкви не бывают. Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии. Детство его прошло в последние годы земной жизни Господа Иисуса Христа. По церковному преданию, он был тем отроком, которого Иисус Христос взял на руки и сказал: «Если не обратитесь, не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). Святитель Игнатий был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова († нач. II в., память 8 мая, 26 сентября). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Святой Игнатий... воспитывался под руководством апостолов, неразлучно находился при них и был их соучастником во всем». Именно они вдохнули в юношу мужество, твердость духа, пламенную любовь к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Около 67 года скончался первый епископ Антиохийской Церкви святой Евод, апостол от 70-ти (память 7 сентября). Его преемником был избран святитель Игнатий. Он принял и рукоположение от апостола Петра. Святитель Игнатий ревностно трудился во славу Божию, воспитывая вверенных ему словесных овец стада Христова. Управляя Антиохийской Церковью около 40 лет, он утверждал в вере новообращенных, воодушевлял и ободрял малодушных и неопытных, предостерегал и защищал паству от еретиков и лжеучителей. Сам он, по словам святителя Иоанна Златоуста , явил в своем лице все достоинства епископа, «имел все добродетели, какие только возможны для людей – был и праведен, и благочестив, и воздержан, и трезвен, и целомудрен, и кроток» («Похвальное слово святому Игнатию»), После видения Ангелов, воспевавших песнь Святой Троице на двух противоположных сторонах попеременно, святитель Игнатий Богоносец установил в церковной службе такое же антифонное пение (пение попеременно на два лика или хора). В 106 году римский император Траян (98–117) одержал победу над даками. В благодарность он приказал принести языческим Богам жертвы, а христиан, которые откажутся это сделать, предавать смерти. Во время начавшегося гонения святитель Игнатий укреплял души своих пасомых. При новом походе на восток, путь императора лежал через Антиохию, где ему указали на святителя Игнатия Богоносца как на руководителя христиан и их главную опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Руку эту не украл я – раздробил И осколками всех нищих оделил. О неведущие Бога! Ради вашего спасенья Разделил меж бедняками я эти мертвые каменья: Может быть, от помрачения души ваши разрешатся, Во Христе живого Бога признать согласятся». Преклонил Созонт колена, Богу помолился – И в огне всепоядающем с распростился. Кровь за истину он пролил, превозмог врагов, Ибо страждущим всегда помочь был готов. Силу Божию с небес ныне он ниспосылает – Сей источник благостный в нем не иссякает. 2. Свв. апостолы Евод и Онисифор . Принадлежали к числу семидесяти Апостолов. Евода с великой похвалой вспоминает священномученик Игнатий Богоносец в своем Послании к Антиохийцам. Евод был учеником апостола Петра и его преемником в звании епископа Антиохийского. Апостол Петр, его наставник, рукоположил Евода во епископа Антиохии. Святой Евод написал трактат о Пресвятой Богородице, в котором изложил, как Пречистая Дева Мария была введена в храм, будучи трех лет от рождения; как в храме оставалась она 11 лет; как на 15-м году жизни была Она передана святому Иосифу на соблюдение и как [в том же году] (то есть на 15-м году жизни) родила Она Господа. Написал он и еще одно произведение под названием «Светило». Однако оба его сочинения были утрачены в эпоху гонений на христиан. Святой Евод был убит за Христа во время пребывания императора Веспасиана в Антиохии. Святого Онисифора упоминает апостол Павел ( 2Тим. 1:16–18 ) как своего искреннего друга и помощника. Пострадал он за Христа в Колофоне, где был епископом. Как повествуют, привязали его к диким коням и растерзали. Так сии верные Христовы воины благочестно послужили на земле и преставились в радость Господа своего. 3. Св. мученик Евпсихий . Сын сенатора Дионисия. Был жестоко мучим за Христа, биен и стружим, после чего полумертвым брошен в темницу. Явился ему Божий Ангел и исцелил его. Выпущенный из темницы, он раздал свое имение: нечто уделил нищим, а нечто – своим клеветникам. Вновь схвачен и стружим до тер пор, пока не предал свою душу Богу. Из его ран вместо крови потекло молоко и вода. Пострадал в правление императора Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В триех летех, рече, введена бысть в церковь Господню, идеже пребысть единонадесять лет: таже дванадесятому наставшу лету, священническими руками Иосифу в сохранение дана бысть, у него же пребываше четыре месяца, от ангела радостное прия благовестие, и породи свет миру Христа в пятьнадесятое лето своего жития». Кроме сего св. Евод оставил много полезных сочинений, но все они погибли в те многобедственные времена, когда церковь Божия подвергалась гонениям, и посему до нашего времени не дошли. В настоящее время известна только книга его под названием «Светило» о которой у поминает греческий историк Никифор (жил в 14 веке). Римские Мартирологи (мученические акты) говорят, что св. Евод пролил свою кровь за Христа и скончался мучеником в Антиохии в 66 году при императоре Нероне. В то время в Антиохии одним иудеем, по имени Антиохом, было произведено возмущение, для прекращения коего прибыл сюда в Антиохию полководец Веспасиан (впоследствии император), тогда же многие из иудеев приняли христианскую веру и св. Евод, как епископ г. Антиохии, был умерщвлен по подозрению в сочувствии к возмутителям. Предание приписывает св. Еводу наименование последователей Иисуса Христа «христианами», но едва ли это верно, так как название христиан верующим в Иисуса Христа было дано ранее ( Дeяh. XI, 26 ). Память св. Евода в Православной церкви совершается 7 сентября, вместе с Онисифором, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. Святой апостол Онисифор О св. апостоле Онисифоре упоминает св. Павел в 2-м послании к Тимофею. «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но был в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день, и сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь». (I, 16–18). В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского о блаж. Онисифоре сказано: «Онисифор святый, его же воспоминает Павел святый в 2-м послании к Тимофею, глаголя: да даст же милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокой и вериг моих не постыдися: бысть епископ в Колофоне и в Киренеи» (янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Евдоксий комит, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Ромилом и др. 6 сент. Еодоксия дева. муч. Александрийская, с Киром и Иоанном, ок. 311 года. 31 янв. Евелпист, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Евер, не приложившийся к совету столпотворения. В нед. праотец. Евиласий, муч. Кизический в 303 году, с Фавстой. 6 февр. Евкарпий, муч. Никомидийский, с Трофимом. 18 марта. Евкарпий воин, муч. Амисийский, с Климентом Анкирским, ок. 310 года. 23 янв. Евклей, из 10 мучч. в Пергим Памфил. при Диоклетиане. 1 авг. Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийской в 4 в. В субб. с. Евлалия девица, мученица Варкинонская, при Диоклетиане, ок. 303. 22 авг. Евлампий и Евлампия, мучч. Никомидийские, 303 года. 10 окт. Евлампий муч., с Диомидом и др. 3 июля. Евлампий муч., сконч. от меча, 5 марта. Евлампия, мученица Никомидийская ок. 303, с Евлампием. 10 окт. Евлогий, муч. Палестинский. 5 марта. Евлогий, еписк. Едесский, исповедник при Валенте, с др. 25 авг. Евлогий, преп. Египетский 4 века. В субб. с. Евлогий, архиеп. Александрийский, ум. 607. 13 февр. Евмений, еписк. Гортинский. 3 века. 18 сент. Евника мученица, с Терентием н Неонилой. 28 окт. Евникиан, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Евноик, из 10 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Евод, ап. из 70, и Онисифор. 7 сент. Евод, муч. Вифинский при Диоклетиане, с Феодотией, своей матерью. 29 июля. Евод, муч. Никомидийский, с Каллистой и Ермогеном. 1 сент. Евпл диакон, муч. Катанский при Диоклетиане. 11 авг. Евпор, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Евпраксия, преподобная Фиваидская, прест. позже 410 года. 25 июля. Евпраксия преп., вторая сего имени. В субб. с. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. при Адриане. 7 сент. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. при Иулиане. 9 апр. Евсевий, муч. Керкирский, уч. ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Евсевий, муч. Александрийский при Валериане. с Гаием и др. 4 окт. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и прочие, мучч. Никомидийские 303 года. 24 апр. Евсевий, муч. Никомид., с Вассом и др. 303 года. 20 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сентябрь [В случае, когда дни памяти или имена мучеников не удалось привести в соответствие с современным месяцесловом, сохранены данные оригинала.] 1. Святые братья родные Евод, Ермоген и сестра их Каллиста были усечены мечом. Изображение: Св. Евод и Ермоген лежат на земле, обезглавленные, один юный, другой старец; близ них св. Каллиста стоит на коленах подле палача, держащего меч. 2. Святой мученик Мамант – скончался, когда у него исторгли чрево. Изображение: На горе стоит дом и в нем св. Мамант, юный, без бороды, лежит навзничь; воин вонзает трезубец в живот его. 3. Святой священномученик Анфим усечен был мечом. Изображение: За воротами укрепленного города св. Анфим, молодой, с бородою едва показавшеюся, в архиерейском облачении, обезглавленный стоит на коленях; за ним один палач держит окровавленный меч, а спереди другой палач держит отсеченную голову. 4. Святой Вавила и с ним три младенца были усечены мечом. Изображение: Св. Вавила, в архиерейском облачении, старец с широкою бородою, лежит обезглавленный; подле него три младенца на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 5. Пророк Захария, отец Предтечи, умерщвлен был между храмом и алтарем. Изображение: В храме под сению водружена трапеза; пред нею св. Захария, старец с длинною бородою, в священнической еврейской одежде, стоит, подняв к небу глаза и руки; а воин, держа его за волосы, что на темени головы, мечом пронзает его шею. 6. Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон, юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсеченные головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач мечом усекает его в выю. 7. Святой Созонт убит был кольями. Изображение: Святой лежит на земле; два воина бьют его толстыми деревянными кольями. 8. Святые Руф и Руфим усечены были мечом. Изображение: Один из них с остроконечною бородою, а другой с проседью, лежат обезглавленные; подле них стоит палач с мечом. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Сей святой Евод написал о Пресвятой Деве, что она пятнадцати лет от рождения родила Спаса мира Христа. «Трех лет, — пишет он, — она введена была в храм Господень, где и пребывала одиннадцать лет; когда же исполнилось ей двенадцать лет, она была отдана священниками Иосифу, чтобы он охранял ее. У него она пробыла четыре месяца, когда получила от ангела радостное благовестие и в конце пятнадцатилетнего возраста родила свет миру — Христа». Кроме сего святой Евод оставил много других полезных сочинений, но все они погибли в те многобедственные времена, когда Церковь Божия подвергалась гонениям, и посему до нашего времени не дошли. В настоящее время известна лишь книга под названием «Светило», о которой, впрочем, есть упоминание только у древнего историка Никифора 2 ]. О самом святом Еводе встречается известие в римских мартирологах 3 ], где говорится, что он пролил свою кровь за Христа и скончался мученическою смертью. Некоторые утверждают, что святой пострадал в Антиохии при императоре Веспасиане 4 ]. В то время, говорят они, в одном городе было произведено неким иудеянином, по имени Антиохом, большое волнение; изменив своей вере, он стал приносить жертвы идолам, причем многие иудеи были убиты за непоклонение идолам. Тогда весьма многие иудеи приняли христианскую веру и епископам своим имели блаженного Евода, который, как начальник и пастырь их, был в скором времени умерщвлен 5 ]. Святой Онисифор принадлежал также к лику семидесяти Апостолов. О нем Апостол Павел в послании к Тимофею говорит: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» (2Тим.1:16-18). Сей Онисифор был епископом в Колофоне 6 ] и пострадал за веру, приняв мученическую смерть. Об его мученичестве свидетельствуют мученические акты, в которых повествуется, что святой Онисифор после многих мучений был растерзан дикими лошадьми и вместе с Еводом водворился в сонме исповедников Божиих в небесных селениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Близость Яннуария к учению Августина согласовывалась с его убеждениями о том, как нужно относиться к тем аспектам учения Церкви, понимание которых вызывает затруднения. Как и Евод, он призывал к смиренному принятию того, что человек пока не может уразуметь. Понимание приходит через веру в Свящ. Писание и через смиренное послушание, укрепляющее веру, а не посредством разума и дискуссий. Это дар Божий, который подается тому, кто принимает писания Отцов и Учителей Церкви и с терпением и доверием посвящает себя их изучению. 27 Без сомнения, Яннуарий был старательным исследователем антипелагианских творений Августина, а также сознательным восприемником и распространителем учения о благодати своего интеллектуального наставника. Неизвестно, помогло ли его письмо успокоить ту смуту, которая поднялась в Адрумете. Однако, как уже говорилось, его почтительное отношение как к Августину, так и к учению Церкви, наряду с близкими подходами Евода и Валентина, позволяет нам сделать некоторые заключения относительно состояния североафриканской церкви. 28 Во-первых, к Августину относились с очевидным почтением. Приятие его учения со стороны североафриканских собратьев священников особенно поразительно, если принять в расчет, что не только Яннуарий, ничем не примечательный священник, или Валентин, настоятель скромного монастыря, но также и Евод, епископ, многолетний друг и сотрудник, вполне полагались на этого человека. Впрочем, их поведение не столь уж удивительно. Когда в Адрумете поднялось волнение, Августину было уже за семьдесят. Более сорока лет он был епископом Гиппона, портового города, занимавшего второе по значению место после Карфагена среди североафриканских городов. Автор таких произведений, как Confessiones, De Trinitate и De civitate Dei, непререкаемый лидер кафоликов в их победах над донатистами и пелагианами, Августин был признанным поборником и защитником Православия в христианской Северной Африке. Для североафриканского церковного деятеля спорить с Августином в это время было бы равносильно измене обязательствам перед местным и церковным сообществом, по крайней мере в фигуральном смысле актом предательства, а также проявлением еретичества. Почти со всех точек зрения этот человек был гигантом, а в более тесном мире со всеми его серьезными, но уже побежденными противниками сила этого гиганта только возрастала. Таково было положение Августина в конце его жизни. 29

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010