Чем же объясняют сектанты свое непризнание православного священноначалия?   Сектанты говорят, что наши пастыри грешны, а поэтому они и не признают их. Что ответить сектантам на это?   Должно выяснить гордецам-сектантам, что безгрешных людей на свете нет, потому что, как говорит Апостол Иаков, «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).    Также и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Конечно, отрадно было бы, если бы священниками у нас были святые Ангелы, но Господь положил, чтобы Его благодать в созданное Им Церкви действовала и через грешных людей. Не уничтожают ли грехи пастырей благодати священства?   Нет, не уничтожают, так как, если бы благодать уничтожалась грехами, тогда и священства законного совершенно не было бы, потому что нет ни одного человека безгрешного. Иуда был, по свидетельству Евангелиста, вор (Иоан. 12:6), однако, и его Господь посылал на проповедь, и именем Господним он творил чудеса (Мф. 10:1—4). Ап. Павел и Варнава поспорили между собою (Деян. 15:37—41), однако, за этот грех они не лишились благодати священства.    Ап. Петр и Варнава «лицемерили, и когда Ап. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской», то обличил Петра. Однако, согрешившие Ап. Петр и Варнава не лишились благодати священства (Гал. 2:9—14).    Известно также, что многие, современные Ап. Павлу, пастыри были корыстолюбивы, поэтому он, посылая Филипийцам еп. Тимофея, говорит: «я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу» (Филип. 2:20, 21). Однако тогдашние пастыри, страдавшие недугом корыстолюбия, не лишены были благодати священства.    Не лишаются благодати священства и наши пастыри за то, что имеют человеческие недостатки. Какие еще обвинения возводят на пастырей сектанты?   Сектанты обвиняют пастырей за то, что они берут плату за совершение треб. Основательно ли это обвинение?   Нет, не основательно, потому что вознаграждение за требоисправление всегда было в христианстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чем же объясняют сектанты свое непризнание православного священноначалия? Сектанты говорят, что наши пастыри грешны, а поэтому они и не признают их. Что ответить сектантам на это? Должно выяснить гордецам-сектантам, что безгрешных людей на свете нет, потому что, как говорит Апостол Иаков, «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). Также и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Конечно, отрадно было бы, если бы священниками у нас были святые Ангелы, но Господь положил, чтобы Его благодать в созданное Им Церкви действовала и через грешных людей. Не уничтожают ли грехи пастырей благодати священства? Нет, не уничтожают, так как, если бы благодать уничтожалась грехами, тогда и священства законного совершенно не было бы, потому что нет ни одного человека безгрешного. Иуда был, по свидетельству Евангелиста, вор ( Иоан. 12:6 ), однако, и его Господь посылал на проповедь, и именем Господним он творил чудеса ( Мф. 10:1–4 ). Ап. Павел и Варнава поспорили между собою ( Деян. 15:37–41 ), однако, за этот грех они не лишились благодати священства. Ап. Петр и Варнава «лицемерили, и когда Ап. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской», то обличил Петра. Однако, согрешившие Ап. Петр и Варнава не лишились благодати священства ( Гал. 2:9–14 ). Известно также, что многие, современные Ап. Павлу, пастыри были корыстолюбивы, поэтому он, посылая Филипийцам еп. Тимофея, говорит: «я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу» ( Филип. 2:20, 21 ). Однако тогдашние пастыри, страдавшие недугом корыстолюбия, не лишены были благодати священства. Не лишаются благодати священства и наши пастыри за то, что имеют человеческие недостатки. Какие еще обвинения возводят на пастырей сектанты? Сектанты обвиняют пастырей за то, что они берут плату за совершение треб. Основательно ли это обвинение? Нет, не основательно, потому что вознаграждение за требоисправление всегда было в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

4) Четвертая руководящая мысль Апостола о характере христианской свободы есть вводная, именно: он, Апостол Павел есть живой пример того, как надо жить и поступать по правилам истинной христианской свободы ( 1Кор. 8:9 ). Значение своего примера Св. Павел раскрывает таким образом. Я Апостол ( 1Кор. 9:1–3 ). «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? (т. е. не имею ли полномочия действовать вполне в качестве Апостола, как все прочие 52 ? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе (т. е. не я ли основал вашу церковь – Коринфяне?» ( Деян. 18:11, 18 ). Нарочитое упоминание о видении Господа объясняется тем, что противники Св. Павла всегда отказывали ему в апостольском достоинстве на том именно основании, что он будто бы не видел Господа Иисуса, и не был им лично призван, как другие Апостолы. 1Кор. 9:2–3 . «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего апостольства вы в Господе (т. е. доказательством служат те обильные духовные дарования, которые излились на Коринфян вследствие проповеди апостольской). Вот мое защищение (уверительное) против осуждающих меня (т. е. не признающих моего апостольского достоинства)!» Как Апостол, могу пользоваться содержанием от верующих ( 1Кор. 9:4–14 ). 1Кор. 9:4 . Во-первых, по примеру прочих Апостолов: «или мы не имеем власти есть и пить» (т. е. получать готовое пропитание за труды благовестия, по владычному закону – Лк. 10:8 . Феодор.)? 1Кор. 9:5 . «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы и братья Господни, и Кифа», т. е. водить за собой усердную женщину христианку для своих послуг и требовать для нее, как и для себя, готового содержания? «Как за Господом следовали верные жены, снабжавшие учеников необходимой пищею ( Лк. 8:3 ), так и за некоторыми Апостолами следовали жены, которые показывали в себе горячую веру, привязаны были к их учению и содействовали божественной проповеди 53 (Феодорит). 1Кор. 9:6 . «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Вероятно, Коринфянам известно было, что Св. Варнава и по разлучении с Павлом действовал подобно ему, по предмету содержания себя (Еп. Феофан). Св. Златоуст замечает при сем: «видишь ли, как душа Св. Павла смиренномудра и чиста от всякой зависти, как он не умалчивает о том, кто участвовал в трудах?»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвой и постом ( Мк.9:29 ): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, – повествует святой Лука, – совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. – «Много раз, – говорит Апостол, – был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:26–27 ). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду – то есть пощение поневоле – от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст . Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ), – «колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. – Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

8 .3. Второе путешествие апостола Павла (52–54 гг.) ( Деян. 15, 39–18, 22 ) Прожив некоторое время в Антиохии и утвердив там Церковь , апостолы Павел и Варнава вместе со спутниками Силою и Иоанном-Марком, разделившись на две группы, предприняли новое путешествие. Варнава с Марком отплыли на о. Кипр, а Павел с Силою отправились пешком вдоль берега Средиземного моря на север в город Тарс. Святой апостол Павел посетил во втором путешествии следующие места: в Малой Азии – Сирию, Киликию (Тарс), Ликаонию (Дервия, Листра, Икония), Антиохию Гисинийскую, Галатию и Фригию, Троаду (древняя Троя); в Греции – Неаполь; во Фракии – Филиппы, Амфиполь, Фессалоникли (Салоники), Верию, Афины. Город Афины представлял особенно удобное место для евангельской проповеди. Афиняне отличались философским образованием: на улицах и площадях города постоянно велись споры о разных вопросах, так что, кроме синагоги, апостол мог находить слушателей для своей проповеди и под открытым небом. Но гордые своим философским образованием, представители школ стоиков и эпикурейцев высокомерно и поверхностно отнеслись к апостольской проповеди. Они даже не поняли самого главного в ней. Слыша в проповеди апостола имя Иисуса и слово «воскресение», они думали, что он проповедует каких-то новых богов. Жаждующие услышать разъяснений от апостола Павла, греки схватили его и привели на высшее афинское судилище – ареопаг. Здесь апостол произнес блестящую речь, которая может назваться образцом ораторского искусства и христианской проповеди ( Деян. 17, 22–31 ). «Афиняне, – начал свою проповедь апостол Павел, – по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17, 22–23 ). Закончил свою проповедь апостол благовестием о Христе, воскресшем из мертвых. Не веровавшие в воскресение мертвых философы  эпикурейской школы стали смеяться над проповедником и говорили: «Об этом мы послушаем тебя в другое время» ( Деян. 27, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем как апостолы оставались там и учили, иудеи, которые в Антиохии и Иконии разглашали, что они не говорят ничего истинного, а все лгут, пришли и сюда и до того восстановили против апостолов общественное мнение, что из толпы народной начали бросать в Павла камнями, и, когда он пал без чувств, то, почитая его умершим, вытащили за город. Когда же ученики собрались вокруг Павла, он пришел себя, встал и пошел в город; а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедавши евангелие в Дервии и приобретши довольно учеников, апостолы на возвратном пути опять посетили Листру, Иконию и Антиохии писидийскую. Рукоположивши в каждой церкви пресвитеров, они отплыли в Антиохию сирийскую, из которой были отправлены. § 11. Апостольский собор в Иерусалиме По возвращении апостола Павла в Антиохию, пришли туда некоторые уверовавшие евреи и стали внушать обращенным из язычества, что они не спасутся, если не будут исполнять закона Моисеева, а те утверждали, что закон Моисеев для них не обязателен. В церкви Христовой явилось разделение; обрезанные не хотели иметь общения с необрезанными, христиане из евреев – с христианами из язычников; те и другие не могли вкушать пищи вместе. Апостол Павел без сомнения доказывал временное, приготовительное значение закона Моисеева и потому не считал его обязательным для христиан из язычников. Но христиане из евреев стояли за свое. Недоумение и спор не могли быть разрешены авторитетом одного апостола Павла, потому что он в глазах иудействующих христиан не был спутником Иисуса Христа. Для разрешения возникшего спора обратились к апостолам старейшим и притом самовидцам Господа и с этой целью отправили посольство в Иерусалим. В числе посланных были апостолы Павел и Варнава. Состоялся собор (51 г.) апостолов и пресвитеров. После долгих рассуждений встал апостол Петр и напомнил собранию, что сердцеведец Бог , избравший его первого для проповеди язычникам, даровал Духа Святого язычнику Корнилию и его домашним в той же полноте, как и уверовавшим иудеям, и не положил различия между обрезанными и необрезанными. «Что же вы ныне, – заключил апостол, – искушаете Бога, желая возложить иго, которого не могли понести ни отцы наши ни мы?» После этого Варнава и Павел рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Наконец, встал председатель собора апостол Иаков, брат Господень, и сказал: «Я полагаю, не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и не делали другим того, чего сами себе не желают».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Часть 3 Из Дамаска новообращенный Савл на три года удаляется в Аравию, по мнению некоторых исследователей, в Наботею - там была большая иудейская диаспора. Святитель Иоанн Златоуст полагает, что в Аравию апостол отправился не только для проповеди, но и для молитвы и Богомыслия. Видимо, во время пребывания в Аравии его молитвенное общение с Господом поставило перед апостолом некоторые вопросы, на которые он не решался ответить самостоятельно. Поэтому он возвращается в Иерусалим, чтобы увидеться с апостолом Петром, Иаковом и другими апостолами. Он почувствовал необходимость сверить свои взгляды с позицией «самовидцев и служителей Слова». К путешествию в Иерусалим его также могло подвигнуть желание проповедовать благовестие в том месте, где он был его упорным гонителем. В иерусалимской общине некоторые отнеслись к нему с недоверием. Однако апостол Варнава ввел его в круг иерусалимских христиан. Во время молвы в храме он получает откровение от Господа о том, что его проповедь не будет иметь успеха в Иерусалиме, а сам он станет апостолом язычников. Поэтому из Иерусалима он отправляется к себе на родину - в Тарс, откуда его через некоторое время апостол Варнава призовет в Антиохию. «Здесь Павел вместе с Варнавой целый год трудился над образованием Церкви. Успех был столь велик, что Церковь Антиохийская впоследствии сделалась, как известно, Матерью восточных Церквей. Святой Лука по этому поводу замечает, что ученики в Антиохии первыми стали называться христианами (ср.: Деян. 11, 26)». (1) Приблизительно в это время апостолу Павлу было особое Богоявление, о котором он пишет в одном из писем. Правда, будучи человеком скромным, он не признается, что это происходило с ним самим, а с неким человеком, который был вознесен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2-4)». Таким образом Господь готовил его к новым трудам на апостольском поприще.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/11/...

1Кор.9:6 .  Или один я и Варнава не имеем власти не работать? «Или един аз и Варнава не имамы власти еже не делати?» То есть Господь дозволил всем проповедующим благовестие «от благовестия жити»; и мы ли одни лишены сего права? Потом Апостол доказывает справедливость и необходимость сего и житейскими обычаями. 1Кор.9:7 .  Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? «Кто воинствует своими оброки когда? Кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Кто пасет стадо, и от млека стада не яст?» Так показав, что и воин питается от военной службы, и садовник вкушает плодов, и пастух добывает себе пищу из молока пасомых им, Апостол присовокупил: 1Кор.9:8 .  По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 1Кор.9:9 .  Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? «Еда по человеку сия глаголю? Не и закон ли сия глаголет? В Моисеове бо законе писано». Если же кому покажется это человеческим рассуждением, тот пусть слышит, что ясно повелевает закон. «Да не заградиши устне вола молотяща» ( Втор. 25, 4 ). «Еда о волех радит Бог?» 1Кор.9:10 .  Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. «Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежди должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею своего упования причащатися». Не то говорит Апостол, что у Бога нет попечения о волах. Ибо печется Бог и о них, но печется ради нас, потом что ради нас их и создал. Потому и блаженный Давид сказал: «Прозябающему на горах траву и злак на службу человеком» ( Пс. 146, 8 ). 1Кор.9:11 .  Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? «Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» Дав гораздо большее, погрешаем ли, если берем гораздо меньшее? 1Кор.9:12 .  Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 2 Гал.2:1 .  Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Гал.2:2 .  Ходил же по откровению, и пред­ложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. «Потом по четыренадесяти летех паки взыдох во Иерусалим с Варнавою, поем с собою и Тита. Взыдох же по откровению». Павел и Варнава много времени провели в Антиохии и уловили весьма многих из язычников, повелевая им жить по закону благодати. Но некоторые из защитников закона, пришедши из Иудеи, покушались убедить уверовавших из язычников, чтобы возлюбили житие по закону. Великие же проповедники истины, Варнава и Павел, отвергли предлагаемое ими учение. Пожелав уверить собрание верующих, что так угодно и великим апостолам, пошли они во Иудею, уведомили апостолов о сделанном ими и принесли послания, ясно повелевавшие не возлагать на язычников ига законного, но «огребатися от идоложертвенных и блуда и удавленины и крове» ( Деян. 15, 29 ). Сие, думаю, и рассказывает божественный Апостол. «И предложих благовествование, еже проповедую во языцех, на едине же мнимым, да не како вотще теку, или текох». Сказал «мнимым», то есть знаменитым; предложил же им «на едине», потому что многие ревновали о законе, как сказал божественный Иаков. Сие же: «да не како вотще теку, или текох» – сказал Апостол не в отношении к себе, но в отношении к другим, то есть чтобы все дознали согласие проповеди и то, что проповедуемое мною угодно и другим. Гал.2:3 .  Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться. «Но ни Тит, иже со мною, Еллин сый, нужден бысть обрезатися». Вот самое сильное доказательство, что и по мнению апостолов уверовавшим из язычников не должно хранить закон. Ибо Титу, который был не обрезан и призван из эллинов, не предписали обрезаться, хотя и очень многие желали противного. Ибо сие говорит Апостол. Гал.2:4 .  А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010