Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Скородумов Иван Васильевич; 14.01.1888, с. Ребовичи Тихвинского у. Новгородской губ.- 26.11. 1955, Буэнос-Айрес), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи священника. После учебы в Тихвинском ДУ поступил в 1902 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1908 г. по 1-му разряду. В том же году был зачислен на казенный счет в СПбДА. Во время учебы в академии управлял студенческим хором, активно участвовал в Златоустовском и философском кружках. Сблизился с ректором академии Ямбургским еп. Феофаном (Быстровым ; впосл. архиепископ). В 1912 г. окончил СПбДА с присвоением степени кандидата богословия за соч. «Монашество по св. Иоанну Златоусту». 1 нояб. того же года назначен помощником смотрителя Яранского ДУ в Вятской губ. 13 нояб. пострижен Астраханским еп. Феофаном (Быстровым) в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского. 18 нояб. рукоположен еп. Феофаном во диакона, 21 нояб.- во иерея. 17 дек. 1913 г. переведен помощником смотрителя Полтавского ДУ. Полтавской епархией в это время управлял еп. Феофан, к-рый, когда болел, поручал И. произносить проповеди. 22 дек. 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России назначило И. смотрителем Лубенского ДУ, но, видимо, к исполнению должности он не приступил, т. к. в связи с отступлением войск ген. А. И. Деникина был эвакуирован в Крым. 2 мая 1920 г. возведен в сан архимандрита. 2 июня прикомандирован к штабу ген. П. Н. Врангеля в качестве проповедника. Объезжал позиции белых войск. После эвакуации армии ген. Врангеля из Крыма И. с дек. 1920 по февр. 1921 г. окормлял рус. военные госпитали в К-поле. Затем переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впосл. Югославия). До 1922 г. пребывал в качестве духовника в одном из серб. мон-рей. Позднее Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен настоятелем правосл. общины в г. Херцег-Нови и законоучителем находившейся там рус. гимназии. С 1924 г. директор гимназии, также преподавал Закон Божий, историю и географию. С июня 1925 г. законоучитель кадетского Донского им. императора Александра III корпуса в г. Горажде. 13 сент. 1929 г. Североамериканским и Канадским архиеп. Аполлинарием (Кошевым) назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Монреале (Канада). 11 июня 1930 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ определен епископом Монреальским, викарием Североамериканской и Канадской епархии. 12 окт. того же года в Белграде состоялась хиротония И., к-рую возглавил Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) . После хиротонии И. совершил путешествие по Карпатской Руси, посетил правосл. миссию во Владимирове (Ладомирове), в с. Чертижне и Медзилаборце.

http://pravenc.ru/text/578106.html

Приход Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке отметит свое 75-летие Нью-Йорк, 11 ноября 2003 г. Свято-Отеческий приход Седьми Вселенских Соборов Русской Православной Церкви Заграницей был основан 12 февраля 1928 г. приснопамятным архиепископом Аполлинарием (Кошевым), сообщается на официальной странице Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Сохранивший верность Русской Православной Церкви Заграницей, приход был первым основанным после отхода митрополита Платона от соборной Зарубежной Церкви. В первые годы приход находился в Манхеттене между 128-й и 129-й улицей на 5 авеню. В конце 30-х церковь переехала на 153-ю улицу в западной части города. С годами, приход разрастался и стал духовной пристанью для сотен русских эмигрантов, покидавших Европу и Дальний Восток и поселившихся в Нью-Йорке. Благодаря деятельности многолетнего настоятеля, протоиерея Александра Красноумова, начали собираться средства на сооружение настоящего храма. Это удалось осуществить в 1962 году, когда под руководством протоиерея Сергия Каргая и старосты прихода Михаила Б. Гончарова, была куплена земля и воздвигнут настоящий каменный храм на той же 153-й улицы кварталом выше. Также, был приобретен приходской дом и устроена школа для русских детей. Хотя Свято-Отеческий приход и небольшой, он все же остается духовным оазисом для всех православных. В нашем приходе находится первая копия чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, привезенная из Киева. Свято-Отеческий приход остается верным учению Православной Церкви и постановлениям Седьми Вселенских Соборов, сохраняя все традиции Русской Православной Церкви Заграницей. С большой радостью сообщаем что мы будем отмечать 75-летие нашего прихода. К этому юбилею, Свято-Отеческий приход заказал храмовую икону и службу святым Отцам Седьми Вселенских Соборов. Высокопреосвященнейший митрополит Лавр возглавит богослужения 15 и 16 ноября 2003 г. Мы также ожидаем прибытие Преосвященных архиепископа Илариона и епископа Гавриила. 11 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8153.html

16 янв. 1920 г. отбыл в К-поль, 15 февр. переехал в Белград, затем в Сремски-Карловци. Проживал в мон-ре Гргетег . В авг. того же года участвовал в составе серб. делегации в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве. С сент. преподавал Закон Божий в Донском Мариинском ин-те благородных девиц, размещенном в г. Бела-Црква. Послал доклад о Женевской конференции председателю ВВЦУ ЮВР митр. Антонию (Храповицкому). В письме Е. предложил митр. Антонию создать организационную структуру Русской Церкви за границей. 15 окт. 1920 г. на прошедшем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР Е. был назначен управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея. Сообщение об этом Е. получил только в дек. того же года, когда ВВЦУ ЮВР было уже эвакуировано в К-поль. 24 янв. 1921 г. митр. Антоний подтвердил в указе об учреждении Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), что до восстановления отношений со Всероссийским Патриархом Е. вверено управление всеми западноевроп. рус. приходами, включая приходы в Софии и в Бухаресте; проч. же рус. церкви за границей - на Балканском п-ове и в Азии - подлежали юрисдикции ВЦУЗ. Ввиду этого настоятель рус. посольской ц. в Париже прот. Иаков Смирнов подал Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) , в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить назначение Е. 8 апр. Патриарх свт. Тихон в указе на имя Финляндского архиеп. Серафима (Лукьянова) предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе под управлением Е. вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом. 26 апр. 1921 г. Е. вступил в должность управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе. В мае переехал в Берлин. В Германии Е. организовал возвращение верующим закрытых во время первой мировой войны рус. правосл. храмов, способствовал созданию новых правосл. общин в лагерях рус. военнопленных и в поселениях беженцев из России. В июне 1921 г. принял участие в рус. монархическом съезде в Бад-Райхенхалле. В июле заочно избран в состав ВЦУЗ, переехавшего в Сремски-Карловци. В нояб.-дек. участвовал в работе Русского Всезаграничного церковного Собора (см. Карловацкий Собор ). Разошелся во мнениях с большинством участников Собора по вопросу о формулировке и порядке голосования воззвания о восстановлении монархии в России. Согласно Е., в воззвании было «две мысли: а) о монархии и б) о династии. На первой мысли мы все согласились, ибо она была представлена в церковном освещении, вторая мысль - чисто политическая - встречает наше разногласие». Вместе с архиеп. Анастасием (Грибановским) , епископами Вениамином (Федченковым) , Аполлинарием (Кошевым) , Сергием (Королёвым) и еще 29 участниками Собора выступил с заявлением об отказе от голосования по этому пункту. Митр. Антоний считал, что вопрос о династии, напротив, можно квалифицировать как «моральный, нравственный, а следовательно и чисто церковный». Сторонники Е. оказались в меньшинстве.

http://pravenc.ru/text/187191.html

В Сербии, которая стала ядром нового государства – Югославии, к русским беженцам отнеслись с особым гостеприимством в благодарность России за спасение Сербии в первую мировую войну. Архиепископ Евлогий (Георгиевский), прибывший в Белград в феврале 1920 г. вместе с архиепископом Минским Георгием (Ярушевским), епископами Сумским Митрофаном (Абрамовым) , Челябинским Гавриилом (Чепурным) и Белгородским Аполлинарием (Кошевым), вспоминал об искреннем радушии и гостеприимстве сербских архиереев, короля Югославии Александра, простых сербов» 776 . В Югославии и Болгарии русские беженцы могли молиться в местных православных храмах. Церковная жизнь эмигрантов в Западной Европе сосредоточилась вокруг русских церквей в столичных и курортных городах: в Париже, Вене, Берлине, Брюсселе, Лондоне, Копенгагене, Дрездене, Висбадене, Карловых Варах, Марианских Лазнех, Женеве, Ницце, Канне, Мюнхене, Флоренции. Православные храмы существовали также в Харбине, ставшем крупным центром русской эмиграции в Китае. Киевский митрополит Антоний и Волынский архиепископ Евлогий первоначально собирались затвориться в монастырях, на Афоне или в Сербии. Митрополит Антоний считал, что всякая деятельность русского высшего церковного управления за границей должна быть прекращена, а духовное окормление беженцев должны взять на себя поместные православные Церкви. «Затем, ознакомившись с действительным положением русской эмиграции и узнав о намерении генерала Врангеля во что бы то ни стало сохранить военную организацию для возобновления борьбы с большевиками, владыка Антоний,– пишет его биограф,– пришел к непоколебимому убеждению в необходимости сохранить русскую церковную организацию» 777 . Архиепископ Евлогий сообщал тогда из Женевы в Константинополь митрополиту Антонию: «Много овец осталось без пастырей... Нужно, чтобы Русская Церковь за границей получила руководителей. Не думайте, однако, что я выставляю свою кандидатуру» 778 . Между тем еще 15 октября 1920 г. в Симферополе Высшее церковное управление на юге России назначило управляющим церквами в Западной Европе архиепископа Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В нач. янв. 1920 г. вместе с архиепископами Евлогием (Георгиевским) и Георгием (Ярошевским) , епископами Митрофаном (Абрамовым) и Аполлинарием (Кошевым) Г. эмигрировал из Новороссийска и 18 февр. прибыл в Белград. По благословению Белградского митр. Димитрия (Павловича , впосл. Сербский Патриарх) Г. поселился в Гргетегском мон-ре . В июле 1921 г. включен в состав Высшего церковного управления за границей . Участвовал в работе Карловацкого Собора 1921 г. , где возглавлял просветительский отдел. 2 сент. 1922 г. избран членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Был законоучителем в Харьковском девичьем ин-те имп. Марии Феодоровны в г. Нови-Бечей, затем в 1-й русско-серб. девичьей гимназии в г. Велика-Кикинда. Часто приезжал в Белград, где читал лекции для членов Белградского братства прп. Серафима. По поручению Архиерейского Синода РПЦЗ рецензировал изданную митр. Антонием (Храповицким) в 1924 г. кн. «Опыт христианского православного катехизиса», на к-рую Г. был составлен одобрительный отзыв. В кон. 20-х гг. в связи с ухудшившимся состоянием здоровья был вынужден оставить преподавательскую деятельность. 13 мая 1930 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан архиепископа. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни. По отзывам современников, Г. был прекрасным специалистом в области литургики и церковного пения, одним из лучших проповедников своего времени. Архим. Киприан (Керн) отмечал, что Г. «был тонкий литургист, отличный знаток истории каждого чина, ценитель и знаток богословского смысла каждого последования, каждой молитвы, каждой стихиры» ( Киприан (Керн), архим. С. 132). Г. большое внимание уделял многоголосной обработке церковных распевов (знаменного, киевского, греческого, сербского). Большинство богословских, литургических и муз. рукописей Г. было утеряно при отъезде в эмиграцию, сохранились конспекты его лекций в Белградском братстве прп. Серафима, а также записи нек-рых проповедей Г. В наст. время часть его муз. произведений готовится к публикации церковнопевч. комиссией при Архиерейском Синоде РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/161319.html

Вскоре после смерти Первоиерарха прибывшие по этому поводу на проходивший 2224 сентября 1936 г. собор архиереи единогласно избрали на пост председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей митрополита Анастасия (Грибановского) , который долгое время пребывал в Сремских Карловцах в качестве помощника владыки Антония. 44 Первым мероприятием митр. Анастасия стала реорганизация РПЦЗ, которая была разделена на четыре митрополичьих округа – Ближневосточный, Дальневосточный, Западноевропейский и Северо-Американский. Позднее, 26 мая 1942 г., к ним был присоединен пятый – Среднеевропейский (что было осуществлено с согласия германского правительства). В него вошли церкви Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, а также часть оккупированных западных областей СССР – Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии. Митрополитом этого округа был назначен Серафим (Ляде). В начале 1930-х гг. в юрисдикции РПЦЗ, кроме русских общин на Балканах, находились: Западноевропейская епархия во главе с архиепископом Серафимом (Лукьяновым) в Париже, Германская епархия во главе с епископом Тихоном (Лященко) в Берлине, Северо-Американская епархия во главе с архиепископом Аполлинарием (Кошевым), Харбинская епархия во главе с архиепископом Мелетием (Заборовским), Иерусалимская Духовная миссия, возглавляемая архиепископом Анастасием (Грибановским) и Китайская Духовная миссия, которой руководил архиепископ Симон (Виноградов). «С перемещением в конце 1930-х гг. Архиерейского Синода из Сремских Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь же – на Крунской улице, 20, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся, фактически его кафедральным собором, митрополит провел и первые годы войны». 45 Встав во главе РПЦЗ, митрополит Анастасий «осторожно, но планомерно и настойчиво укреплял органы ее управления», 46 стремясь к материальной независимости от Сербского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний расценил действия митрополита как грубое попрание канонов, вследствие чего в 1926 г. отношения между РПЦЗ и митрополитом Платоном были разорваны. Параллельно с Североамериканским округом митрополита Платона в Северной Америке начала действовать епархия Русской Зарубежной Церкви, возглавляемая епископом (затем архиепископом) Аполлинарием (Кошевым). Неудачные судебные тяжбы не охладили горячие головы сторонников автокефалии. 2 февраля 1927 г. митрополит Платон создал «Святую Восточную Православную Кафолическую и Апостольскую Церковь в Северной Америке» 988 , которую возглавил один из его викариев архиепископ Евфимий (Офейш). Проект возражений не встретил – под документом о создании новой структуры поставили подписи митрополит Платон и пятеро его викариев 989 . Каноничность данного образования была крайне сомнительна и внесла еще большую путаницу в русские церковные дела. Теперь в Америке в управлении митрополита Платона оказались и Североамериканская митрополия (или округ), и некий «Священный Синод» под председательством архиепископа Евфимия. При этом обе структуры включали одних и тех же архиереев. Тем не менее 19 декабря 1927 г. этот «Священный Синод» разослал уведомления Поместным Церквам о создании новой независимой Церкви. По всей видимости, если бы независимая Американская Церковь была создана по благословению Московского Патриарха, со стороны Константинополя это бы не вызвало громких протестов. Однако самочинный характер создания новой структуры дал Фанару отличный шанс нанести удар по самой идее американской автокефалии. 1 декабря 1928 г. Патриарх Василий III издал послание, где новая « Церковь » отвергалась, причем отвергалась именно как «русская». «Конституция упомянутой Церкви, – заявил Патриарх Василий, – всецело незаконна. Следовательно, Мать Св[ятая] Церковь отвергает эту новую Русскую Церковь». Решение было поддержано Синодом Элладской Церкви, 7 марта 1929 г. издавшим послание о неканоничности евфимиевского «Синода» 990 . Митрополит Платон, не желая осложнений с православным Востоком, поспешил откреститься от нового проекта, будто бы созданного без его участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Иванович Калнышевский родился в 1691 году. Относительно его происхождения исследователи расходятся во мнениях: высказываются предположения, что его отец Иван Калныш (Калнышевский) был из казаков; по другим версиям, он принадлежал к духовному сословию или был подольским шляхтичем. Не позднее 1740-х годов он прибыл в Запорожскую Сечь, где был записан в Кущевский курень. Первое указание на деятельность П. Калнышевского в Запорожье относится к 1750—1752 гг., когда он, в звании войскового есаула, был помощником тогдашнего кошевого, престарелого Григория Федорова, в борьбе с гайдамаками — отрядами повстанцев, действовавшими на землях Правобережной Украины в XVIII веке. В 1755 г. он участвовал в депутации, посланной в Петербург для «некоторых войсковых нужд» — главным образом для того, чтобы хлопотать о возвращении Запорожью земель, захватываемых его соседями. Возвратившись в Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьей, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с тою же целью, что и предшествующая. Но обе они не привели к благоприятным результатам. По возвращении в 1760 г. Петр Калнышевский снова ненадолго был избран войсковым судьей и оставался в этом звании до 1762 года, до своего избрания кошевым атаманом. После этого он вновь отправился в Москву в составе делегации Запорожской Сечи для присутствия на коронации императрицы Екатерины II. В 1763 г. Калнышевский под влиянием запорожской «голоты» был смещен с атаманства; неудачными для него оказались и выборы в следующем году. В 1763 г. он отправился на богомолье в Киев, где получил от киевского митрополита Арсения Могилянского в благословение икону со св. мощами. Во второй раз Петр Калнышевский был избран кошевым атаманом 1 января 1765 г. и оставался в этом звании на протяжении 10 лет до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году. Это был единственный пример такого продолжительного правления за всю историю Сечи. О духовной жизни Петра Калнышевского свидетельствует его исключительная роль в явлении чудотворной «Новокайдакской» (Самарской) иконы Богородицы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=274...

– Ты говоришь это напрасно – сказал ему царский посланник – верная служба твоя государю известна, и великому государю давно то годно, чтобы быть тебе, за твои многие службы и раденье, в совершенных гетманах, только государь не пожаловал тебе подтверждённой грамоты и булавы потому что у полковников сделалась рознь, и полковники присылали к его царскому величеству бить челом, что великий государь велел для совершенного избирания гетмана учинить полную раду и выбрать гетмана вольными голосами; государь не хочет нарушить ваших вольностей, а желает, чтобы всё было прочно, и постоятельно и правам вашим и вольностям непротивно». «От века того не бывало – говорил Сомко, – чтобы епископы на раду ездили; знать епископ должен одну церковь , а такой баламут и в епископы не годится. Прежде сложился с Васютою Золотаренком, а теперь с Бруховецким; по его баламутству Бруховецкий гетманом кошевым называется. У нас в Запорожье от века гетманов не бывало – там бывали только атаманы; а гетман был один; на то и войско называется Войско Запорожское. Пусть и теперь великий государь прикажет в Запорожье быть атаманам, а не гетманам, а если в Запорожье будет гетман, так нам нельзя писаться гетманом Войска Запорожского». Бруховецкий уверял, что Сомко сносится с Тетерей и хочет отдать Украину Польше; что он вместе с Золотаренком непременно изменит царю; а Сомко, в свою очередь, говорил Ладыжинскому – «Бруховецкому нельзя верить; Бруховецкий полулях; он был лях, да пристал к Войску Запорожскому, но он никогда казаком не был, и у Богдана Хмельницкого служил во дворе, а не войске; Богдан его не брал на службу». Но Сомко не умел так подлаживаться к московским воеводам и гонцам, и вообще к московскому правительству (которому все беседовавшие с Сомком московские люди в точности передавали его речи), как это делал Бруховецкий. Сомко, напротив, раздражал Москву против себя. «Там, – говорил он, – только что обещают, а ничего не дают. Мне сулили милости, а не заплатили даже собственных моих денег, что я издержал на жалованье ратным людям царским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вследствие этих успехов Москвы на западной стороне Днепра составился план – вытеснить поляков отовсюду и провозгласить господство царя; начальниками движения были митрополит Иосиф Тукальский, преемник Дионисия Балабана в королевской стороне, и киевский воевода, бывший гетман, которого в Москве не иначе называли как изменником, Иван Астафьевич Выговский. Еще в 1662 году освободившийся из польского плена князь Козловский объявил: «В Вильне наместник Духова монастыря Дорофеевич говорил мне: приехал в Духов монастырь архимандрит Бутович, духовный отец Выговскому; великому государю надобно бы его пожаловать соболями, а он говорит, что надеется Выговского и заднепровских козаков уговорить поддаться по-прежнему государю». Неизвестно, воспользовались ли в Москве этим объявлением и завязали ли сношения с Выговским посредством Бутовича, только в начале 1664 года Выговский вошел в сношения с полковником Сулимою, который должен был поднимать восстание во имя царя и Выговского, истреблять польских старост, отнимать имения у шляхты. Но польский полковник Маховский предупредил замысел, захватил Выговского и после военного суда расстрелял его как уличенного изменника, а Брюховецкий в универсале своем от 23 марта провозгласил, что Выговский погиб за веру христианскую. Иосиф Тукальский был заточен в Мариенбург вместе с монахом Гедеоном Хмельницким. Несмотря на неудачу этого предприятия, поляки должны были теперь уже защищать западную сторону Днепра от царских войск: 4 апреля в Крылове сошлись с Серком Касогов с своею маленькою дружиною и остальные запорожцы с наказным кошевым Сацком Туровцом. Касогов доносил, что заднепровские полки, чернь вся с радостью поддались под государеву руку, ляхов и Тетериных единомышленников побили. Но не поддавался Чигирин и призвал к себе Чарнецкого, который с 2000 конницы 7 апреля напал на Серка и Касогова под Бужином; после жестокого боя русские, по словам Касогова, пришли к Бужину в целости, а поляков побили много. Чарнецкий осадил их в Бужине; они отбивались от него день и ночь с 7 по 13 апреля и отбились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008