К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Серб. народная традиция приписывает Н. Т. основание мон-рей близ Кладова - Вратны и Манастирицы (см. в ст. Тимокская епархия Сербской Православной Церкви). Иером. Стефан указывал на то, что в 1811 г. он видел на р. Шайна, в районе Кладова, маленькую каменную церковь без куполов во имя Трех святителей, к-рую освятил Н. Т. и в к-рой при входе, с левой стороны, сохранилась роспись с его ктиторским изображением с церковью в руках ( tefan de la Tismana. 1883. Р. 28-29). Приезд Н. Т. в Валашское княжество не позже весны 1370 г. можно связать с усилением здесь позиций католич. Церкви, к-рое произошло в период признания валашским господарем Владиславом I вассалитета Венгрии. Хотя в 1369 г. княжество освободилось от венг. зависимости, оно приняло обязательства соблюдать религ. права католиков (обращение Владислава I к валашским католикам: Hurmuzaki. 1890. Vol. 1. Pt. 2. P. 148-149). Меры по реорганизации католич. Церкви в этом регионе подготовили почву для буд. попыток короля Венгрии восстановить здесь патримонию своей короны. Для противодействия католич. пропаганде и в целях сохранения в стране приоритетного положения правосл. Церкви Владислав I основал в Северине (ныне Дробета-Турну-Северин, Румыния) 2-ю в Мунтении (после признанной в 1359 К-полем Унгро-Влахийской митрополии) правосл. митрополию, во главе к-рой в соответствии с указом К-польского патриарха (не сохр.) был поставлен Анфим (Критопулос; в 1381-1401 митрополит Унгро-Влахийский). Соперник митр. Анфима митр. Видинский Даниил, претендовавший на Унгро-Влахийский престол, также находился в это время в Мунтении. Могила прп. Никодима Тисманского в кафоликоне мон-ря Тисмана Могила прп. Никодима Тисманского в кафоликоне мон-ря Тисмана Другим важным политическим актом стало основание мон-ря Водица, к-рый получил статус центра защиты Православия, закрепленный назначением на должность настоятеля обители Н. Т.- героя межконфессиональных конфронтаций в Видине, где он, как и митр. Даниил, больше не мог оставаться из-за опасности, к-рой они подвергались после того, как город взяли венг.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Митрополия угро-вахнийская. Валашский господарь пригласил (1359 г.) в Валахию для заведывания церковными делами видзинского (в нынешнем кавказском крае) митрополита Иоакинфа Критопула, подведомого константинопольскому патриарху, и просил тогдашнего вселенского патриарха Каллиста I (1350– 62 г. и 1365 – 69 г.) признать Критопула митрополитом всей Угро- влахии, с тем, чтобы он состоял в зависимости от константинопольской Великой церкви. Патриарх дал на то свое согласие. Но чрез 11 лет открыта была (1370 г.) в Валахии и другая митрополия – северинская. Кафедру эту занял брат Иоакинфа Критопуло, Анфим. Оба они зависели от константинопольского патриарха, и первый, называясь митрополитом всей Угрии и сопредельных областей, заведывал нынешнею большою Валахиею, а второй, называясь митрополитом части Угровлахии, заведывал малою Валахиею. Кафедра первого была сперва в Арджисе, потом в Торговище, кафедра второго в Северине. Но вскоре северинская митрополия перемещена была из Валахии в Трансильванию, а в Валахии вместо неё учреждена была епископия 518 . Вот имена угро-влахийских митрополитов: 1. Иоакинф Критопул (1359– 1380 г.). 2. Харитон. 3. Афанасий. 4. Анфим Бритопул. 5. Макарий. 6. Нифонт, занимавший два раза константинопольскую кафедру (1488– 90 и 1499 г.). – После вторичного низложения с патриаршего престола, он приглашен был воеводою Раду IV (1493– 1508 г.) в Угровлахию; здесь много помогал воеводе в устройстве дел церковных и гражданских, имел благотворное влияние на улучшение нравов бояр и народа и скончался на Афоне, в монастыре св. Дионисия, 90 лет от роду. Он причислен к лику святых, и память его совершается в день кончины 11 августа 519 . 7. Максим, скончавшийся (1516 г.) в Крушедоле, также причислен к лику святых. 8. Макарий. 9. Варлаам. 10. Иоанникий. 11. Ефрем. 12. Даниил. 13. Евфимий. 14. Серафим в конце XVI века: он первый стал титуловаться архимитрополитом. 15. Евфимий 11. 16. Лука. 17. Григорий. 18. Феофил. 19. Стефан: его старанием переведена была с греческого на румынский язык и напечатана (1652 г.) на его счет в Торговище Кормчая книга, называемая по румынски ЭндрвПтаре леджий, которая и доселе употребляется в обоих княжествах. 20. Игнатий. 21. Стефан II. 22. Феодосий. 23. Анфим II, из грузин, в 1705 г. из иеромонахов еп. рымникский, а в 1706 г. митрополит угровлахийский: он был муж ученый и имел свою типографию, но по злобе Николая Маврокордато лишен (1716 г.) кафедры и на пути в заточение умерщвлен турками. 24. Даниил П. 25. Георгий. 26. Стефан II. 27. Григорий П. 28. Филарет. 29. Досифей. 30. Дионисий Волк. 31. Григорий IV. 32. Нифонт I (в 1852– 67 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2 . Харитон. Упоминается как митрополит всея Угровлахии под 1380 г. (Acta Patriarchatus Constantinopolitani II, 19). Митрополиты северинские 1 . Анфим, в мире Даниил, Критопул, брат Иоакинфа. Поставлен в митрополиты северинские в 1370 г. (Acta Р. С. t. I, р. 532 sqq). В 1381 г. перешел на старшую кафедру всея Угровлахии. 2 . Афанасий. Упоминается в актах как второй по степени, т. е. северинский, угровлахийский митрополит под 1389 и 1396 годами (Acta P. C. t. II, р. 135 и 291, cfr 289, где он прямо называется  Σεβερινο). Под 1400 и 1401 годами безыменно упоминается митрополит  το μρους Ογγροβλαχας τς  κατ τον Σεβερνον(Acta Р. С. t. II, р. 312 и 519).  3 . Анфим Критопул, брат Иоакинфа, который был сначала митрополитом северинским и о котором выше. Перешел на кафедру митрополита всея Угровлахии, вероятно после смерти Харитона, в 1381 г. (см. Acta Р. С. t. II, р. 27, где в мае 1381 г. он подписался ниже места, присвоенного митрополиту всея Угровлахии, и р. 39, где в ноябре того же 1381 г. подписался на месте сего последнего). Упоминается в качестве митрополита всея Угровлахии до 1389 г. (ibid. t. II, р. 48, 129). К сему Анфиму есть послание патриарха терновского Евфимия (см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 188 и у нас выше). От 1401 года есть послание патриарха константинопольского Mamфeя I к митрополиту всея Угровлахии, касающееся церковных дел Молдовлахии, но митрополит не называется в нем по имени (Acta Р. С. t. II, р. 494). 4 . Макарий. Упоминается под 1456 г. в послании архиепископа ахридского Дорофея к воеводе молдовлахийскому Стежану IV (см. Гласника VII, 179 нач.). Как кажется, при нем уже не было митрополии северинской и он был действительным митрополитом всея Угровлахии 207 .   5 . Нифонт, бывший патриарх константинопольский. После вторичного низложения с патриаршего престола (что было в 1495 или 1496 г.) 208 он пребывал несколько времени в Угровлахии и исправлял в ней обязанности местного митрополита (что не имел только высшего надзора, руководя деятельностию бывшего тогда угровлахийского митрополита, а именно принял на себя обязанности митрополита, это прямо и ясно говорится в житии).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1397 г. османская армия предприняла карательный поход в Валашское княжество, но была полностью уничтожена Мирчей I. В 1400 г., при возвращении из Венгерского королевства после кампании грабежей, 66-тысячная османская армия была вновь атакована влахами и уничтожена (спаслись лишь 3 тыс. турок). В 1403 г. войска Баязида I были разбиты в Анкаре Тамерланом, султан взят в плен, после чего в Османской империи началась длительная борьба за власть между сыновьями Баязида I Сулейманом, Мехмедом I Челеби и Мусой. Мирча I поддержал Мусу, а после его смерти - еще одного сына Баязида I, Мустафу, к-рый при помощи валашских войск взошел на престол в 1414 г. Это определило политическое влияние Мирчи I в Вост. Европе. В 1401 г. митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) получил от К-польского патриарха Матфея I (1397-1410) титул экзарха «всей Венгерской страны и равнин» и управлял правосл. населением Венгерского королевства, не имевшим собственной иерархии. После победы над Мустафой (разбит в 1416 в Фессалонике) Мехмед I в 1417 г. организовал карательный поход в Валашское княжество, захватил крепости Джурджу и Турну, оккупировал Добруджу, усилил Исакчу и Еникале. Мирча I был вынужден согласиться платить дань. Он умер 31 янв. 1418 г. и был похоронен 4 февр. в мон-ре Козия, ктитором к-рого являлся ( Panaimescu. 1944; Constantinescu. 1981; Семёнова. 2006. С. 67-72). Противостояние Валашского княжества Османской империи в XV в. После смерти Мирчи I в Валашском княжестве начался длительный период политической неустойчивости, вызванной борьбой различных групп крупных бояр за власть и влияние. Этим пользовались правители соседних гос-в, к помощи которых обращались как враждовавшие бояре, так и сменявшие один другого господари. Негативные последствия для Валашского княжества имели возросшие проосманские настроения в его правящих кругах. Влияние Порты усилилось при господаре Александру I Алдя (1431-1436). Группа провенгерски настроенных бояр при поддержке феодалов Трансильвании добилась возведения на престол сына Мирчи I - Влада II по прозвищу Дракул (Дьявол) (1436-1442, 1443-1447). Однако вскоре Влад II изменил политический курс: он явился к султану и согласился выставить войско для участия в османских военных действиях против Венгерского королевства. Порта, заподозрив Дракула в двойной игре, взяла господаря под стражу и выпустила только после прибытия в Стамбул в качестве заложников его малолетних детей. Вступление на территорию Валашского княжества трансильванского воеводы Яноша Хуньяди в ходе борьбы с султаном побудило Влада II принять участие в борьбе с турками европ. стран. Однако через нек-рое время Дракул был убит. В правление сына Дракула Владислава II (1447-1448, 1448-1456) внешнеполитическое положение Валашского княжества определялось османско-венг. договором 1452 г., по условиям к-рого княжество, оставаясь вассалом Венгерского королевства, должно было уплачивать дань Порте ( Виноградов . 1987. С. 38).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Митрополиты Северина: Анфим (Критопул; авг./окт. 1370 - ок. июня 1380), Афанасий (до июля 1389 - после 1403); епископы (архиепископы) Рымника - Нового Северина: Максим (Бранкович; 1503-1505 (?)), Иларион (после 1517 - ок. 1523), Леонтий (ок. 1523 - кон. 1534/нач. 1535), Паисий (до 1 апр. 1535 - после 1540), безымянный архиерей (убит 3 марта 1559), Евфимий (ок. 1559 - июль/авг. 1568), Михаил (2-я пол. 1568 - нач. 1586), Ефрем I (нач. 1586 - ок. 1591), Феофил I (окт. 1591 - до 8 нояб. 1601), Ефрем II (до 8 нояб. 1601 - до 1614), Дионисий I (1614-1618), Феофил II (до 9 янв. 1619 - до 20 июля 1636), Игнатий Серб (осень 1636 - июль/авг. 1653), Дионисий II (до 13 сент. 1653 - до 2 июня 1657), Игнатий Грек (2 июня 1657 - до 21 марта 1668), Серафим (21 марта 1668 - 2-я пол. 1670), Варлаам (кон. 1670 - до 24 дек. 1672), Стефан (15 янв. 1673 - 1-я пол. 1693), Иларион (18 июня 1693 - март 1705), сщмч. Антим Ивиряну (16 марта 1705 - до 28 янв. 1708), Дамаскин (Даскэлул; между 22 февр. и 14 апр. 1708 - 5 дек. 1725), Стефан (март - 20 авг. 1727), Иннокентий (11 мая 1728 - 1 февр. 1735), Климент (Модоран; 1 окт. 1735 - 8 мая 1748), Григорий (Сокотяну; 8 мая 1748 - 21 мая 1764), Парфений (21 мая 1764 - кон. 1771), Кесарий (кон. 1771 - 26 дек. 1773; в. у.; правящий до 9 янв. 1780), Филарет (3 марта 1780 - 6 сент. 1792), Нектарий (26 сент. 1792 - 16 дек. 1812), Галактион (26 янв. 1813 - 12 апр. 1824), Неофит (20 апр. 1824 - 29 июня 1840, в. у. до янв. 1848), Тимофей (Евдоксиадос; 1840 - 17 июня 1848; в. у.), Нифонт Севастийский (1848 - 14 сент. 1850; в. у.), свт. Каллиник Черникский (15 сент. 1850 - май 1867), архим. Григорий (май 1867 - 11 апр. 1868; в. у.), архим. Иннокентий (Кицулеску; 19 июля 1868 - 18 янв. 1873; в. у.; с 1872 епископ), Афанасий (Стоенеску; 18 янв. 1873 - 9 февр. 1880), Феодорит (февр.- нояб. 1880; в. у.), Иосиф (Бобулеску; 13 дек. 1880 - нояб. 1886), Геннадий (Енэчяну; 10 нояб. 1886 - 14 янв. 1898), Афанасий (Миронеску; 12 марта 1898 - 5 февр. 1909), Геннадий (Джорджеску; 26 марта 1909 - 23 нояб. 1912), Софроний (Вулпеску; нояб. 1912 - 5 мая 1913; в. у.; правящий до 19 мая 1917), Мелетий (Добреску; 3 марта 1918 - осень 1918; в. у.), Анфим (Петреску; 3 июля 1918 - 6 сент. 1919), Алексий (Шербан; сент. 1919 - 1 апр. 1920; в. у.), Варфоломей (Стэнеску; 1 апр. 1920 - 24 апр. 1921; в. у.; правящий до 1 нояб. 1938), Ириней (Михэлческу; 1 нояб. 1938 - 1 нояб. 1939; в. у.); митрополиты Олтении: Ириней (Михэлческу; 1 нояб.- 29 нояб. 1939; в. у.), Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945); митрополиты Олтении и архиепископы Крайовы: Фирмилиан (Марин; 25 марта 1949 - 29 окт. 1972), Нестор (Ворническу; нояб. 1972 - янв. 1973; в. у. в сане епископа; правящий митрополит с 23 апр. 1978 по 17 мая 2000), Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977), митр. Банатский Николай (Корняну; окт. 1977 - апр. 1978; в. у.), Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), Ириней (Попа; с 27 июля 2008). Епархии в составе О. м.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

не только неодинаковых протестантских вероисповеданий, но и союзничества между протестанством и восточною православною церковью. С этой идеей Каликста знаком был Критопул и раньше; но теперь ему хотелось узнать, как смотрит на этот же вопрос Берг, которому план Каликста был уже известен. Дальнейших подробностей по поводу подобной затеи до нас, впрочем, не дошло. – После Берлина, Критопул продолжает посещение таких германских городов, которые славились своими университетами. Он появляется в Йене, где вращается в кружке университетских профессоров; не обходит Кобурга, в котором имелась лишь высшая гимназия; в октябре 1625 года его находим в университете в Алтдорфе, вблизи Нюрнберга. Отсюда он перебирается в Штутгарт. Впрочем больше имеется известий о его пребывании в Тюбингене, университет которого влек к себе Критопула. Он оставался здесь от октября 1626 года до июня 1627. Тюбингенский университет того времени был прибежищем самого строгого лютеранизма, доходившего до большой нетерпимости. С точки зрения теологов тюбингенских не только католики, но и кальвинисты и криптокальвинисты рассматривались как еретики и враги религиозной истины. О некоторых из этих теологов, наприм., Луке Озиандере, принимая во внимание их неукротимый фанатизм, говорили тогда, что на них Дух святый сошел скорее в виде ворона, чем голубя. Тем не менее, как показывает история Критопула, этот тюбингеский фанатизм не простирался на греческую восточную церковь . Из Критопулова альбома видно, что даже сам Лука Озиандер не преминул наименовать здесь греческого иеромонаха: dominus amicissimus et honorandissimus. В Тюбингене Критопул устроился очень удобно. Он содержался на счет герцога виртембергского. Мало того: он допущен был в т. н. collegium illustre, превосходный пансион, в который принимались и в котором содержались юноши из высокопоставленных и благородных семейств, прибывавшие в Тюбинген для слушания лекций в здешнем университете. Таким образом сотрапезниками скромного иеромонаха были в течение десяти месяцев – князья, графы и дворяне. Впоследствии Критопул особым письмом благодарил ве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И учреждения, и профессора оказывали Критопулу всяческое благоволение. Разумеется, богословие привлекало здесь особенное его внимание, как показывает и его альбом. Из указанных городов Критопул переправился в Гельмштадт, где был настоящий уже университет, и притом пользовавшийся большой славой. Во главе профессоров стоял Каликст, слывший за великого протестантского теолога. В его доме Критопул и прожил целую зиму, пользуясь его благорасположением и любовью; столь же он получал в доме другого профессора. Расходы на содержание греческого пришельца, по ходатайству университета, принял на себя сам герцог (Брауншвейг–Вольфенбюттельский). Любопытно отметить, что в доме Каликста вся семья говорила между собой по–латыни, как в наше время принято в некоторых домах изъясняться по–французски. Такое обыкновение было полезно для Критопула, давая ему возможность усовершенствоваться в латинском языке, так как и он был обязан разделять вкусы своего хозяина. Во время пребывания в Гельмштадте Критопул, по просьбе Каликста, составил обширное «Исповедание Православной Восточной церкви», которое впоследствии и было здесь же издано. Это произведение Митрофана Критопула иными считалось написанным в духе, благоприятном протестантским тенденциям, но гораздо правильнее отрицать в нем подобное поползновение, что и раскрыто в новейшее время. В альбоме Критопула встречаем много заметок гельмштадтских профессоров, в которых они выражают живые симпатии любознательному греку. В 1625 г. он прибыл в Виттенберг, желая зреть «эту гору Сион истинного лютеранизма», по выражению описателя путешествия Критопула. Здесь Митрофан пробыл недолго — лишь несколько недель. Имея рекомендации Каликста, греческий путешественник радушно был принят профессорской корпорацией и в этом городе. Затем Критопул появляется в Берлине, в герцогстве Брандебургском. Целью посещения им этого города была не наука. В здешних придворных кругах господствовала мысль о соединении лютеран и кальвинистов в одно общество. Во главе этого движения из числа протестантских богословов оказался Иоанн Берг, бывший профессор франкфуртского университета, а теперь придворный исповедник герцога Брандебургского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Другой пример ученого путешествия, предпринятого Греком в изучаемое нами время, представляет путешествие Митрофана Критопула, впоследствии патриарха александрийского. Критопул начал свое путешествие уже в зрелых летах и продолжал его целые годы. Этот эпизод из жизни указанного лица недавно обстоятельно описан греческим ученым Рениери в его сочинении: «Митрофан Критопул и его друзья в Англии и Германии» (16171628) 867 . Первою страною на западе, которую посещает Критопул, была Англия. Он предпринимает свое путешествие по инициативе Кирилла Лукариса, бывшего тогда патриархом александрийским. Избрана же была прежде всего Англия потому, что тогдашний английский король Uakob I изъявлял ранее согласие взять на себя попечения об образовании какого-либо греческого духовного лица, как об этом свидетельствует письмо Лукариса к Георгию Абботу, архиепископу кантерберрийскому (от 1 марта, 1616 г.). Митрофан прибыл в Англию в средине 1617 года и сначала учился в Лондоне в одной коллегии, где преподавалось богословие и другие —638— науки, а потом переехал в знаменитый оксфордский университет, в котором изучал разные науки, при нем языки латинский и английский он изучал у эллениста Эдуарда Сильвестра. Нужно сказать, что Критопул предпринял путешествие в зрелом возрасте, имея уже сан священника. С целью своего образования он оставался в Англии до конца 1622 года, следовательно, более 5-ти лет. В Критопуловом альбоме, о котором мы упоминали раньше, находим подписи тех лиц, у которых он учился с похвальными отзывами как относительно успехов его в науках, так и благонравия. Между подписями альбома встречаем имя и архиепископа Георгия Аббота. Перед тем, как отправиться из Англии, любознательный Грек представился королю Иакову и получил от него грамоту, которою внушалось подлежащим властям оказывать всякое внимание и содействие Митрофану, при его обратном путешествии. Пятилетнее пребывание его в Англии обошлось английскому правительству, как видно из одного письма архиепископа кантерберрийского, в 300 фунтов стерлингов слишком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010