Приложение I Труд архиепископа Феофана «Об Искуплении» по поводу нового учения митрополита Антония (Храповицкого) I Гефсиманское моление Свой труд Высокопреосвященный Феофан начал с цитаты, определяющей требование, предъявляемое к такому сочинению, как «Опыт христианского православного катехизиса» митрополита Антония: «Цель символических сочинений, под каким бы названием они ни были известны – символов, вероопределений, вероизложений, исповеданий и прочее, состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви – в том виде, в котором оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она не будет достигнута» (Проф. И.Е. Троицкий , «Христианское чтение». 1869 год, май. с. 720–721). Выписав эту цитату, архиепископ Феофан задает тут же себе вопрос: «Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный катехизис митрополита Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем» («Об Искуплении», с. 1). Далее, на странице второй, Архиепископ пишет: «Учение Высокопреосвященного митрополита Антония об Искуплении отличается от общепринятого церковного учения двумя особенностями: а) верховное значение в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится у него с Голгофы в Гефсиманию; б) самый искупительный подвиг Христа Спасителя понимается им не в смысле Искупительной Жертвы за род человеческий, а в смысле подвига сострадательной любви за него». И сразу после этого архиепископ Феофан излагает учение митрополита Антония его собственными словами: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве, как будто бы внушенной Христу страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес, а смерти за Христа жаждали как величайшего блага. Спаситель же знал, что дух Его разлучится с телом менее чем на двое суток, и уже потому не мог Он взирать на телесную смерть как на что-то ужасное. Мы уверены, что тяжкие муки Спасителя в Гефсимании приходили от созерцания греховной жизни и греховной настроенности всех человеческих поколений, начиная с его тогдашних врагов и предателей, и что слова Господни: да минует Меня чаша сия ( Мф.26:39 ) – относятся не к предстоящему распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род» (Собрание сочинений. Т. IV. Киев, 1918, с. 45–46; «Догмат Искупления». Сремские Карловцы. 1926, с. 32–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Известно, что в начале XX века в церковной среде очень высоко ценились богословские идеи Федора Михайловича Достоевского. В частности к нему прямо апеллировал в своих работах такой знаковый для эпохи автор как митрополит Антоний (Храповицкий) . Предлагаемая статья ставит своей целью выявить круг наиболее значимых богословских высказываний великого писателя и проследить пути их рецепции в наследии столь высоко ценившего их иерарха. В результате исследования делается вывод о том, что идеи «старца Зосимы» ощутимо сказались на богословии митрополита Антония (Храповицкого) . При этом хотя учение владыки о сострадательной любви, безусловно, носит гораздо более церковный характер, чем у старца Зосимы, однако попытка с помощью его одного дать законченную интерпретацию догмата об искуплении провоцирует и митр. Антония на высказывания в пелагианском духе, присущие тезисам самого старца Зосимы. Ключевые слова: Достоевский, старец Зосима, митрополит Антоний (Храповицкий) , догмат искупления, сострадательная любовь. Archpriest Pavel Khondzinskiy. Dostoevsky as «a Teacher of the Church» The theological ideas of Fyodor Dostoyevsky are known to have been highly valued in the Church in the early 20th century. In particular, such an outstanding author of the time as Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) appealed to him directly in his works. This article aims to identify a range of the most significant theological statements of the great writer and to monitor the ways of their reception in the heritage of the hierarch, who valued them so highly. The study comes to a conclusion that the ideas of «Father Zosima» significantly affected the theology of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky). Although the Metropolitan’s doctrine of compassionate love certainly has a much more ecclesiastical character than the one of Father Zosima, an attempt to give a complete interpretation of the redemption doctrine with the help of him alone provokes Metropolitan Anthony, too, to make statements in the Pelagian spirit that are characteristic of Father Zosima’s theses.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Скачать epub pdf 1. Учение о естестве Цель символических сочинений «под каким бы названием они ни были известны – символов, вероопределений, вероизложений и пр., состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви... в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, точность простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута» 1 . Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный Катехизис митр. Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем. Часть 1 Отвергая общепринятое церковное учение о спасении рода человеческого искупительной Голгофской жертвой, митр. Антоний создает свою собственную теорию о спасении рода человеческого сострадательной любовью Христа Спасителя через посредство единого естества человеческого. В кратких чертах учение это сводится к следующим положениям. «Перестрадав в Своей любящей душе наше несовершенство, нашу порочную волю, [во время Гефсиманских страданий] Господь, – говорит митр. Антоний, – влил в нашу природу источник новых живительных сил, – всем, кто того пожелает и пожелал, начиная с благоразумного разбойника» 2 . Но «по какому закону бытия происходит это общение Искупителя с искупляемыми, да и наблюдаемое нами влияние сострадающей воли одного человека на другого»? «Есть ли это только сознательное подчинение воли любимого воле любящего, или здесь происходит нечто более глубокое, объективное, в самой природе душ наших? Конечно, последнее, – ответим мы»... «В переходе сострадающей, исполненной любви, энергии Искупителя в духовную природу верующего и призывающего Его помощь человека обнаруживается чисто объективный закон нашей духовной природы, открытый в наших догматах, но не замеченный в нашей догматической науке» 3 . Чтобы точнее выразить этот закон, необходимо выяснить, что разумеется под «естеством», когда говорится, что Сын Божий воспринял наше естество 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Скачать epub pdf Глава 13. Пастырское настроение Настроение является краеугольным камнем пастырского служения. Им определяется то сокровенно личное, та индивидуальная тональность, которые придают действенность усилиям священника в духовном окормлении паствы. В этой области невозможна строгая постановка и решение проблем, ибо речь может идти лишь о направленности пастырского сердца, которое, согласно евангельскому пониманию, представляет собой средоточие духовных сил человека, и точкой приложения сил благодатных, ибо вера осознается человеком через внутреннее движение сердца. В трудах русских пасторологов XVIII–XIX веков, часто следовавших западным схоластическим образцам, к Священству предъявлялись требования в первую очередь нравственного порядка, которые, по верному замечанию архимандрита Антония (Храповицкого) , «не шли дальше обыкновенных требований, обязательных для всех христиан». Обычно указывалось, что пастырь должен быть молитвенен, духовен, несребролюбив, трезвен, кроток, милосерден. Однако все эти добродетели требуются и от мирян, а от пастырей, по-видимому, ожидается лишь большая степень совершенства в них. Согласно такой секуляризированной точке зрения разница между общехристианским и священническим совершенством только количественная, а не сущностная, и, следовательно, таинство Хиротонии не сообщает христианину никакого особого дара. Такое понимание пастырского настроения в корне противоречит православному святоотеческому Преданию. Заслуга архимандрита Антония состоит именно в том, что он поставил перед русскими пасторологами вопрос: «существует ли особый дар пастырства и, если существует, то в чем он состоит?» Безусловно, невозможно дать исчерпывающего ответа на этот вопрос; можно лишь, опираясь на Священное Писание, углубляясь в святоотеческое наследие, в Священное Предание Православной Церкви, применить к нашему времени богатейший духовный опыт православной Аскетики и Патристики. Пастырская аскеза Христианская жизнь часто понимается лишь как некоторое добропорядочное поведение, соответствующее точным, заранее на все случаи установленным правилам, повиноваться которым следует больше всего из страха Божиих наказаний, особенно жестоких за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия Особенно много содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас – в России ученые диссертации, время от времени появлявшиеся и посвященные специальному выяснению тех или иных нравственных вопросов или близко с ними соприкосновенных. Эти произведения важны потому, что их авторы, большею частью знакомые всесторонне не только с русскою, но и с иностранною литературами по исследуемым ими вопросам, обыкновенно сообщают в своих трудах, так сказать, последнее слово науки... Отсюда добытые ими результаты большею частью могут быть смело положены в основу выяснения тех отделов данной науки, каких они касаются. Об исключениях в настоящем месте не говорим, хотя они и есть. К некоторой, хотя бы и краткой, характеристике таких диссертаций рассматриваемого нами периода времени и перейдем. Располагаемые в хронологическом порядке диссертации принадлежат: А. Ф. Гусеву , Ф. Ф. Гусеву, А. П. Мальцеву, В. С. Соловьеву , А. А. Бронзову , Н. Г. Дебольскому , Д. И. Тихомирову , о. Антонию (Храповицкому) , г. Н. Ланге, С. П. Никитскому, г. И. Невзорову, А. Ф. Гусеву , Я. С. Элпидинскому, г. Н. Страхову, Н. П. Архангельскому, г. М. Селезневу, о. Сергию (Старогородскому), И. В. Попову , о. И. К. Лабутину, П. П. Пономареву, г. Ф. Зелепугину, Д. П. Миртову и г. Н. Егорову, с одной стороны (I), и – А. Н. Надеждину, о. П. Д. Городцову, о. Г. П. Вышеславцеву, Л. И. Писареву , о. Т. И. Буткевичу , г. А. Кремлевскому , о. Палладию, о. Иннокентию, А. А. Бронзову , г. А. Соколову и иным, с другой (II). I. a) Проф. А. Ф. Гусеву принадлежит магистерская диссертация: «Нравственный идеал буддизма в его отношение к христианству» (Спб. 1874 г.). Кроме «предисловия», в книге пять глав: религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующая буддизму (1); личность основателя буддизма и его биография (2); религиозно-теоретическое учение буддизма (3); религиозно-нравственное учение буддизма (4); сопоставление буддийского нравоучения с христианским (5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

« В еликий Достоевский объясняет любовь русскаго народа к Пушкину тем, что он вмещал в себе в степени высшаго совершенства ту широту русской души, из которой эта последная может перевоплощаться в умы и сердца всех народностей, обнимать собою лучшия стремления всякой культуры и вмещать их в единстве нашего народнаго и христианскаго идеала. Определение Пушкинской поэзии вполне справедливое; но оно недостаточно, чтобы объяснить близость Пушкина ко всякому русскому сердцу, хотя бы и совершенно чуждому международных интересов. Перевоплощение Пушкинскаго гения не ограничивалось своим международным значением. Он мог перевоплощаться в самыя разнообразныя, иногда в самыя исключительныя настроения всякаго вообще человека, любого общественнаго положения и исторической эпохи. Читая драматическия и лирическия творения Пушкина, сколь часто каждый из нас узнает в них свои собственныя душевныя настроения, свои колебания, свои чаяния. Исключительное свойство художественнаго таланта Пушкина, столь глубоко захватывающаго всю внутреннюю жизнь своего читателя, заключается именно в том, что он описывает различныя состояния человеческой души, не как внешний наблюдатель, метко сватывающий оригинальныя и характерныя проявления жизни и духа человеческаго: нет, Пушкин описывает своих героев как бы извнутри их, раскрывает их внутреннюю жизнь так, как ее опознает сам описываемый тип. В этом отношении Пушкин превосходит других гениальных писателей, напр. Шиллера и даже Шекспира, у которых большинство героев являются сплошным воплощением одной какой-нибудь страсти и потому внушают читателю ужас и отвращение. Совсем не так у Пушкина: здесь мы видим живого цельнаго человека, хотя и подвергнутаго какой-либо страсти, а иногда и придавленнаго ею, но все-таки в ней не исчерпывающагося, желающаго с ней бороться и во всяком случае, испытывающаго тяжкия мучения совести. Вот почему все его герои как бы они были порочны, возбуждают в читателе не презрение, а сострадание. Таковы его – Скупой Рыцарь, и Анджело, и Борис Годунов и его счастливый соперник Димитрий Самозванец. Таков же и Евгений Онегин, самолюбивый и праздный человек, но все же преследуемый своею совестию, постоянно напоминающей ему об убитом друге. Так, самое описание страстей человеческих в поэзии Пушкина есть торжество совести»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

В отношении недостачи в Синодальном архиве в б[ывшем] т[ак] назыв[аемом] секретном некоторых документов, могу сказать следующее. 1. Письма Антония (Храповицкого), хранившиеся в секретном шкафу, действительно были взяты мною без ведома администрации и, в частности, Здравомыслова самовольно. Они были заперты в секретном шкафу, ключ от коего находился в письменном столе Здравомыслова. Письменный стол Здравомыслова не закрывался и я, пользуясь этим, взял оттуда ключ, отпер шкаф и изъял эти документы. Эти документы мною были переданы Паозерскому, каковой в то время уже не служил в архиве, для напечатания в гос[ударственном] издательстве. Изъял я эти письма, имея обещание Паозерского вместе издать их и, следовательно, разделить заработок. Обратно он эти документы мне не возвратил, а когда я после моего увольнения зашел к нему, то он обещал возвратить их в архив самостоятельно. Брал я эти документы в 1926 г. Об исчезнувших буллах могу сказать следующее. В 1925 г. я получил распоряжение от Здравомыслова упаковать и перевезти из I отд[еления] Ист[орико]-к[ультурной] секции (Екатерингофский пр[оспект]) во II отд[еление] той же секции на Сенатской пл[ощади] архивные документы (фонды), находившиеся в распоряжении Аннинского. Срок перевозки 7–8 дней. Мне Аннинским были указаны подлежавшие перевозке документы, а так же и описи к ним, хранившиеся в особом шкафу. Указанные материалы и к ним описи мною были упакованы и благополучно доставлены в архив. По доставке упакованных материалов в архив таковые были переданы в упакованном виде Здравомыслову, а также были переданы и упакованные описи. Распаковывали и размещали эти материалы и описи сотрудники архива под наблюдением Здравомыслова. Я к распаковке и размещению этих материалов никакого отношения не имел. Сверки материалов с описями перед упаковкой мною произведено не было. Так же не было этой проверки и при приеме и размещении Здравомысловым на Сенатской площади. Проверка была произведена позже, общими силами, но без моего участия. При этой проверке, насколько я помню, недостач обнаружено не было. Таким образом, ни о какой пропаже булл по окончании проверки вопросов не возникало.

http://sedmitza.ru/lib/text/6639848/

Древнехристианские и оптинские старцы «Древнехристианские и оптинские старцы» Трифона (Туркестанова), автора акафиста «Слава Богу за все» представляет собой диссертацию митр. Трифона (Туркестанова), написанную в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию. Митр. Трифон (Туркестанов) в «Древнехристианских и оптинских старцах» пытается дать богословское обоснование старчества, его историю в древности, подробно говорит о расцвете страрчества в Оптине. Исторический обзор традиции старчества и ее расцвет в Оптине написан на основе личных воспоминаний о старцах оптинских, послушником которых был Трифон (Туркестанов). От издательства Диссертация митр. Трифона (Туркестанова), написанная в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию, публикуется впервые. Рукопись находится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки, в фонде Московской Духовной академии (ф. 172, к.415, д.2). При подготовки издания нами были внесены в текст рукописи некоторые изменения: во-первых, где это было возможно, поставлены абзацы, во-вторых, исправлена пунктуация, в-третьих, библиографические записи в предисловии и сносках расшифрованы и приведены в соответствие с современными нормами, в-четвертых, выверены цитаты. Точные цитаты из Священного Писания выделены курсивом, но отсылки даны ко всем цитатам. В раскавыченных цитатах из свв. отцов, в тех случаях, когда это проясняло смысл, мы вернулись к тексту оригинала. Так как полный перечень использованных изданий автор приводит в предисловии, то в сносках библиография дается в сокращенном виде. Редакторские вставки в текст выделены квадратными скобками. Мы внесли также некоторые примечания, главным образом касающиеся приводимых автором терминов и имен.   В нескольких случаях мы приводим замечания рецензента диссертации, ректора Московской Духовной академии, архимандрита (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого). Считаем также небезынтересным его отзыв на работу, который помещаем в конце книги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Беспристрастный и объективный рассказ об истории правого движения» В Санкт-Петербурге представлены книга «Правая Россия» и DVD-дuck «Русские герои-3» 30.09.2015 1630 Время на чтение 5 минут Во вторник, 29 сентября, в Санкт-Петербурге в Александровском лицее состоялось расширенное заседание Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание». В рамках мероприятия была представлена книга «Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века». Сборник подготовлен совместными усилиями «Русской народной линии» и известного православного издательства «Царское Дело». Также прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои-3», созданными сотрудниками «Русской народной линии». Презентация началась соборной молитвой, после которой присутствующие поздравили главного редактора журнала «Русское самосознание», философа и публициста Бориса Георгиевича Дверницкого с 80-летием. Организаторы мероприятия вручили юбиляру грамоту. Затем со вступительным словом выступил председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он коротко изложил историю создания книги «Правая Россия» и фильмов «Русские герои-3». По словам одного из авторов книги «Правая Россия» и создателей фильмов «Русские герои-3», доктора исторических наук Андрея Александровича Иванова, составители сборника намеревались показать то ценное, что было в дореволюционном правом движении, и объяснить, почему оно проиграло. Виной тому стали дрязги и скандалы внутри движения. «Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники», - привел А.А.Иванов слова одного из монархических лидеров того времени Н.Е.Маркова. В книгу вошли биографические очерки почти обо всех видных правых деятелях, в том числе о нескольких священнослужителях, в частности, о митрополите Антонии (Храповицком). Авторы сборника стремились через эти биографии показать историю правого движения, ибо благодаря описанию жизни правых деятелей картина предстает более полной, объемной и понятной.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/30/be...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010