Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Начался визит митрополита Волоколамского Илариона в Литву 11 марта 2010 г. 11:25 10 марта 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по приглашению председателя Сейма Литовской Республики И. Дегутене прибыл в Вильнюс для участия в торжествах, посвященных 20-летию провозглашения независимости Литвы. В аэропорту владыку Илариона встречал митрополит Виленский и Литовский Хризостом и протоиерей Владимир Селявко. Из аэропорта председатель ОВЦС направился в Виленский Свято-Духов монастырь, где он 23 года назад принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона. В главном храме монастыря иерарха встретили насельники обители. Митрополит Иларион поклонился мощам святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и другим святыням монастыря. Митрополит Виленский и Литовский Хризостом обратился с приветствием к высокому гостю: Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе владыка Иларион! Примите сердечное приветствие от всех нас, собравшихся в этой святой обители, в соборе Святого Духа. Вы здесь начинали свое служение, став монахом и пресвитером. За прошедшие годы Вы взошли на ступень архипастырского служения и стали митрополитом Русской Православной Церкви. Вы были избраны на высокий и ответственный пост главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Несомненно, на Вашу жизнь и служение оказала влияние духовная среда, в которой Вы начинали свое монашеское поприще, большое значение имел и тот духовный заряд, который Вы получили от мучеников виленских Антония, Иоанна и Евстафия. Бог одарил Вас многими талантами, и Вы усердно их преумножаете; данными Вам от Господа талантами Вы служите Церкви Христовой, народу Божию. Ваше служение имеет для нас, для этой святой обители и совершенно особое значение, потому что в Вашем лице наше малое стадо имеет в некотором роде духовного представителя в Москве. Для нас, православных Литвы, Москва это место, где живет и трудится Предстоятель нашей Церкви. Для нас было большой радостью, когда приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II впервые посетил Литву и эту обитель. И ныне мы чувствуем молитвы и заботы о нас Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1111167.ht...

Патриаршее Богослужение в Сретенском монастыре ФОТОРЕПОРТАЖ 28 декабря 2015 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, где покоятся честные мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского и насельника Сретенского монастыря иеродиакона Алексия (Годлевского) во пресвитера. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, архиепископ Петергофский Амвросий, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Воскресенский Савва, епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Егорьевский Тихон, протоиерей Владимир Диваков, протоиерей Олег Клемышев, игумен Антоний (Гутник), клирики Удмуртской митрополии, а также насельники Сретенской обители в священном сане, духовенство г. Москвы. Проповедь перед Причастием произнес насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Сарапульского и Можгинского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона. От лица участников богослужения епископ Егорьевский Тихон приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви. Владыка Тихон огласил письмо Василия Степановича Гундяева, деда Святейшего Патриарха Кирилла, написанное 3 октября 1923 года священномученику Илариону (Троицкому), и преподнес Его Святейшеству материалы данного архивного исследования. В заключение Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://pravoslavie.ru/89251.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти преподобномученика Евстратия Печерского Сегодня мы также вспоминаем фольклориста А.М.Васнецова, актрису А.Ф.Перегонец, живописца Н.М.Ромадина, ученого Н.Ф.Герасюту, Героя Советского Союза В.И.Алцыбеева и писателя Г.А.Горышина 10.04.2024 13 Время на чтение 10 минут Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Блаженный Евстратий родился в XI веке в Киеве в богатой семье. Следуя евангельским словам: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», он раздал свое имение бедным и вступил в Киево-Печерскую обитель под управлением святого преподобного Антония. Инок Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании, за что вскоре получил имя «постника». Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь». Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/de...

Обвинителем Ираклида был епископ города Магнезии по име­ни Макарий. Явным же врагом и первым обвинителем блаженного Иоанна был его диакон Иоанн. Он обвинил Иоанна в том, что 1. он поступил несправедливо, изгнав его, потому что он ударил своего слугу Элафия; 2. некий монах Иоанн по решению Иоанна был избит, как говорят, выволочен силой и вместе с бесноватыми закован в цепи; 3. он присвоил себе множество церковных драгоценностей; 4. мрамор церкви св. Анастасии, который Нектарий сложил для украшения церк­ви, он присвоил себе; 5. он оскорблял клириков, [называя их] бесче­стными, развращенными, ни на что не годными, не стоящими трех обо­лов; 6. святого Епифания 1360 он назвал пустым человеком и маленьким демоном; 7. он составил заговор против Севериана, возбудив против него деканов; 1361 8. против клира он составил клеветническую книгу; 9. со­звав собор всего клира, он поставил трех диаконов, Акакия, Эдафия и Иоанна, обвиняя [их], что они украли его омофор, спрашивая, не взяли ли они его для каких-то посторонних целей; 10. Антония, изобличенно­го в гробокопательстве, он рукоположил во епископа; 11. он уличил в возмущении солдат самого комита Иоанна; 12. он не совершал молитв, ни входя в церковь , ни выходя из нее; 13. он совершал хиротонии диа­конов и пресвитеров вне алтаря; 14. в одну хиротонию он поставлял четырех епископов; 15. он принимал женщин один на один, высылая всех вон; 16. наследство, оставленное Феклой, он продал с помощью Феодула; 17. никто не знал, куда уходят доходы церкви; 18. Серапиона, находящегося под прещением, он рукоположил во пресвитеры; 19. он пренебрег теми, кто находился в общении со всей вселенной; они были заключены по его решению в тюрьму и скончались там, и он даже не удостоил проводить их останки; 1362 20. он оскорбил святейшего Акакия, не сказав ему даже слова; 21. пресвитера Порфирия он предал Евтропию, чтобы изгнать его; 22. пресвитера Венерия он предал с множе­ством оскорблений; 23. ему одному топилась баня, и, пока он мылся, Серапион запрещал входить, чтобы не мог мыться кто-либо другой;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сортировать по Исключить новости Инстаграм калифорнийского пресвитера: Храм в пустыне, военное кладбище и библиотека-скворечник (фото) 24 марта, 2018. Протоиерей Петр Перекрестов Благословенная Калифорния в объективе русского священника После долгого перерыва протоиерей Петр Перекрестов – священник Русской Православной Церкви Заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско и постоянный автор «Правмира» – продолжает радовать прекрасными фото читателей  своего инстаграма . Дорогие инстаграмцы, простите за долгое молчание — я вас не забыл, часто вспоминал, очень часто с вами хотел поделиться и по вам скучал. Многие меня просили возобновить мой инстаграм, — приятно, что и вы соскучились. Я уже несколько раз пытался сделать первый пост, но не получалось, самое трудное — начать! Ну вот начался ПОСТ, надеюсь, что и у меня началась новая жизнь, и, кроме прочего, появится мой первый ПОСТ за два года. На фото: храм святого пророка Ильи при обители преп. Антония Великого в аризонской пустыне. Из всех родительских суббот самая содержательная заупокойная служба — в субботу перед воскресеньем Мясопустным. Например, из этой службы мы узнаем, что, когда мы по окончании мира воскреснем, мы будем «единовозрастны». С одной стороны, мы будем иметь свойственные нам уникальные черты, а с другой — мы все будем одного возраста — и дети, и старики… На фото: Национальное военное кладбище в Сан-Франциско. Сегодня замечательный и весьма почитаемый прот. Николай Беляев (старший священник Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге) отмечает свое 80-летие. О. Николай — духовный отец и вдохновитель Иоанновской семьи, которая объединяет всех, кто служит в алтарях в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. На фото: о. Николай во время поездки Иоанновской семьи в Суру, 2015 г. Наш внук очень любит, чтобы ему «паки и паки» читали один и тот же рассказ: «Опять»! Дети любят, когда одно и то же повторяется, а Господь сказал: «Будьте как дети». Поэтому и в храме за богослужением бывает, что много повторений, некоторые стихиры поются дважды, постом немало чтений. На фото: г. Монреаль (Канада), квартал Le Plateau.

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. КиевопеЧерский монастырь и другие обители К оглавлению С возведением пресвитера Илариона на престол митрополии Киевской Собором русских иерархов преподобный летописец соединяет по времени основание Киево-Печерского монастыря. И если первое событие было весьма важно по своему внутреннему смыслу, то последнее еще более важно по своему обширному влиянию на судьбу нашей Церкви, особенно в рассматриваемый нами период. В эти первые сто лет своего существования Киево-Печерская обитель постоянно занимала самое главное место в ряду всех прочих чередовавшихся событий русской церковной истории и находилась в самом цветущем состоянии: почти все великие подвижники, которых жития составляют Киево-Печерский Патерик, жили и действовали именно в то достопамятное время. В истории Киево-Печерского монастыря до избрания Климента Смолятича на престол митрополии русской можно различать три частнейшие отдела: первый, когда монастырь основан,— время до игуменства преподобного Феодосия (1057) ; второй, когда монастырь сделан общежительным и получил внутреннее благоустройство,— время игуменства преподобного Феодосия (1057–1074); третий, когда монастырь благоукрасился и достиг внешнего процветания,— время после игуменства преподобного Феодосия (1074–1145) . I Начало Киево-Печерскому монастырю положил преподобный Антоний. Он родился в городе Любече (местечке нынешней Черниговской губернии) и в крещении получил имя Антипы . С юных лет исполненный страха Божия, Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился уже тогда на всем Востоке святостию своих отшельников и служил как бы средоточием и рассадником православного монашества. Обходя монастыри Святой горы и видя равноангельский образ жизни подвижников, Антипа еще более воспламенялся желанием поревновать этому чудному житию и в одной из тамошних обителей молил игумена возложить на него иноческий образ. Игумен, как бы провидя будущие добродетели и назначение просителя, согласился, постриг его и дал ему имя Антония — отца иночествующих. По примеру большей части тогдашних черноризцев афонских Антоний избрал для себя образ жизни отшельнической, и неподалеку от одного монастыря афонского, Есфигмена, в котором будто бы он и принял пострижение, доселе показывают пещеру вместе с церковию, где начал свои подвиги первоначальник иноков русских . Успехи его в духовной жизни, постоянно возраставшие, радовали всех. Тогда игумен, постригший его, сказал ему: «Антоний! Иди опять в Россию, и да будет тебе благословение от Святой горы, ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти».

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его. Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский , отец пустыни. Современник Макария Александрийского , называвшегося «городским» 831 , но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился 832 в пустыню Скитскую 833 ; отселе посещал он св. Антония 834 . На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим 835 . Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем 836 ; но преимущественно молчание 837 и сердечная кротость 838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан 839 . По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец 840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни 841 . Геннадий пишет, что « Макарий Египетский , подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной» 842 . Это письмо известно было и св. Исааку Сирину 843 ; но оно доселе остается в рукописях 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Выпуск 4-й. О совершении Таинства Елеосвящения Из чтений по предмету практического руководства для пастырей) Отделение I. О лицах, над которыми совершается Таинство Елеосвящения Какого рода именно больные могут прибегать к Таинству Елеосвящения? – Можно ли совершать это Таинство над дряхлыми стариками? – Можно ли совершать оное над больными младенцами, над преступниками, осужденными на смертную казнь, над воинами, идущими на сражение, и над некоторыми другими лицами? – Замечание о совершении Елеосвящения над больными, находящимися в умопомешательстве или неистовстве и т.п. – Что нужно сказать о совершении Таинства Елеосвящения в некоторых местах в Великий Четверток для больных и здоровых? §1. Над кем именно должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения в нашей Церкви православной, на это отвечает св. апостол Иаков, когда говорит об установлении сего Таинства: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне... и т.д. ( Иак. 5:14, 15 ). С греческого: болит ли кто в вас (ασθενε τις) означает вообще человека слабого, истощенного в силах, т.е. больного в собственном смысле этого слова ( Иак. 5:14 ). Таков напр. был Лазарь, брат Марфы и Марии (ασθενν), близкий к смерти ( Ин. 11:1–7 ). Вследствие этого, по учению нашей Церкви, Елеосвящение должно быть совершаемо над больными находящимися в опасности смерти, или говоря точнее, над больными в собственном смысле этого слова (Сравн. Догм. Богосл. Пр. Антония, стр. 389, и др.). Впрочем это вовсе не значит, что для совершения сего Таинства непременно надобно ожидать, чтобы больной потерял всякую надежду на выздоровление, как это вообще принято в церкви западной. Напротив того, по ясному учению самого слова Божия, одною из главнейших целей Таинства Елеосвящения служит выздоровление больного: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господ ( Иак. 5:15 ). А потому в нашей Церкви и принято со времен апостольских «преподавать сие таинство не только больным отчаянным и приближающимся к смерти, но и одержимым легчайшими болезнями“ (Сим. Солунск. гл. 285), и вообще немощным, чувствующим физическую слабость и изнеможение, для исцеления их во славу Божию (Новая Скр. ч. IV, гл. 14, §3).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010