Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XI (2.06.1535, Флоренция - 27.04.1605, Рим; до избрания папой - Алессандро Оттавиано Медичи), папа Римский (с 1 апр. 1605). Представитель младшей ветви флорентийского рода Медичи; сын Оттавиано Медичи и Франчески Сальвиати; внучатый племянник папы Римского Льва X (1513-1521), племянник Козимо I Медичи (1519-1574), вел. герц. Тосканского. Алессандро рано потерял отца, воспитывался доминиканцем Винченцо Эрколани из мон-ря Сан-Марко и, вероятно, находился под сильным его влиянием. По просьбе матери, которая опасалась, что ее единственный сын выберет церковное служение, герц. Козимо I Медичи включил юношу в число своих приближенных. В 1560 г. А. Медичи сопровождал герцога в Рим, где познакомился с католич. реформатором, основателем конгрегации ораториан Филиппом Нери (в 1622 канонизирован папой Римским Григорием XV ). Это знакомство определило его выбор в жизни: после смерти матери (1566) он обратился к изучению богословия и стал вести уединенный образ жизни. 22 июля 1567 г. Антонио Альтовити, архиеп. Флоренции, рукоположил А. Медичи в сан пресвитера. 10 июня 1569 г. герц. Козимо I назначил А. Медичи послом при Папском престоле. По прибытии в Рим был представлен папе Римскому Пию V (1566-1572), на которого произвел благоприятное впечатление; понтифик пожаловал А. Медичи титул апостольского протонотария. В курии он столкнулся с сильным недовольством профранц. политикой герцога Тосканского. В кон. авг.- сер. окт. 1571 г. А. Медичи по настоянию герцога ходатайствовал о предоставлении папской диспенсации одному из предводителей франц. гугенотов, Генриху Наваррскому (впосл. франц. кор. Генрих IV ), брак к-рого с Маргаритой Валуа, младшей сестрой франц. кор. Карла IX , стремилась устроить королева-мать Екатерина Медичи (см. ст. Варфоломеевская ночь ). Папа Римский отказывался идти на уступки еретикам, настаивая на обязательном переходе Генриха Наваррского в католич. веру. В этот период А. Медичи сблизился с Филиппом Нери и его окружением; по преданию, впосл. нашедшему отражение в «Церковных анналах» кард. Цезаря Барония, Филипп Нери предсказал, что А. Медичи изберут на Папский престол, но его понтификат будет кратким. В 1575 г., после папского признания конгрегации ораториан, А. Медичи участвовал в строительных работах по почти полной перестройке ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (также Новая церковь; освящена в 1599), переданной новой конгрегации. Вместе с кард. Федерико Борромео настоял на перенесении в Новую церковь останков Филиппа Нери († 1595), к-рый был похоронен на общем кладбище конгрегации. Позднее, будучи папским легатом во Франции, оказывал поддержку франц. общинам ораториан.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

Н.Лебедев Введение Ближайшие, частные мотивы, коими вызывалось появление апологий, были различны, а этим определялось и различие их ближайшей цели и назначения, что в свою очередь влияло на различие их внутреннего характера и самого содержания. Большая часть апологий 2-го века имела своею целью защитить дело христиан перед римскими императорами или их наместниками в провинциях и вообще пред римским правительством. Не дошедшие до нас защитительные речи Кодрата и Аристида написаны были к императору Адриану 1 ). Клавдий Аполлинарий, еп. Иерапольский 2 ), Мелитон Сардийский 3 ), которых апологии до нас также не дошли, писали к императору Марку Аврелию. Мильтиад писал апологию «к мирским властителям» 4 ), св. Иустин мученик -к Антонину Пию и к его приемным сыновьям Люцию Веру п Марку Аврелию, а также к римскому сенату и народу римскому 5 ). " Πρεσυεα περ χριστιανν-Афинагора направлена тоже к Марку Аврелию 6 ). Тертуллиан писал свое апологетическое послание к карфагенскому проконсулу Тертуллу Скапуле, а его «Apologeticus» (т. e. sermo) направлен к африканским наместникам римской империи вообще (antistites imperii romani) 7 ). Деметриан, к которому написано одно из писем св. Киприана, был также, должно быть, важное правительственное лицо 8 ). Апологии христианства, в форме челобитных к предержащей власти, имели место исключительно только во 2 веке. Но потом, вероятно, вследствие признания их бесполезности для той ближайшей цели, которой они стремились достигнуть, они были оставлены. С того времени, как римские императоры стали христианами, этот род апологий должен был и совсем прекратить свое существование, как более ненужный. Отступничество Юлиана и притеснения церкви с его стороны должны бы были оживить этот род апологий. Но при жизни Юлиана таковых ему не было подано. После его смерти писали не столько апологетические, сколько полемические слова против него св. Григорий Богослов 9 ) и Златоуст 10 ). А книги Кирилла Александрийского против Юлиана имеют в виду не его действия, как правительственного лица, а его мнения, как философа, и следовательно не могут быть отнесены к этому роду апологий.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

Глава третья. Св. Иустин Мученик 92 Почти за двести лет до появления «Церковной Истории» Евсевия апологии и противу-еретические сочинения св. Иустина читались и перечитывались и в Риме, и в Антиохии, и в Лионе, и в Карфагене. Ими пользовались многие апологеты и христианские писатели II-ro и III-ro вв. св. Ириней, Ипполит, Эгезипп, Минуций Феликс , Тертуллиан , Феофил Антиохийский , Афинагор, Мелитон, автор псевдомелитоновой апологии, автор «Малого Лабиринта», Татиан и св. Мефодий, епископ Тирский. (Последний стоит на рубеже III-ro и IV в.) 93 . Но у всех этих писателей мы не находим почти никаких сведений о жизни и литературной деятельности наиболее знаменитого апологета II-ro в.: все они ограничиваются либо названием сочинений св. Иустина, либо краткими выдержками из этих сочинений, либо молчаливым заимствованием из них. Понятно, поэтому, как мало мог Евсевий возпользоваться трудами своих предшественников для изображения жизни и деятельности св. Иустина. Несмотря на это, сведения Евсевия об Иустине превосходят в своей сложности сумму сведений об этом апологете всех, перечисленных выше, до-евсевианских писателей. Св. Иустин – любимый Евсевием апологет. Евсевий сообщает нам подробные сведения о жизни апологета, делает пространный выписки из обеих апологий его и из «Диалога с Трифоном». Он выписал по счету Гарнака, четырнадцатую часть из обеих апологий. В «Хронике». Евсевий под 2154 г. (140 г. по P. X.) пишет: «получил известность Иустин философ , который подал Антонину апологетическое сочинение о правильном понимании нас” 94 . Это первое по времени известие Евсевия об Иустине. Год крещения св. Иустина Евсевию, вероятно, не известен. Ученые определяют этот год гадательно: одни говорят, что св. Иустин крещен в 133 г. (Мёлер), другие указываиот на 137 г. (Чирнер), третьи – на целое четвертое десятилетие II-ro в. (Отто). Во всяком случае, св. Иустин принял христианскую веру ранее 140 г., – того года, в который апологет, по словам «Хроники», «получил известность», подавши апологию Антонину Пию. Впрочем дата подачи первой апологии, как мы увидим впоследствии, не верна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иустин Философ. Творения Иустин в своём философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе Его существования, о Том, Кто является в Теофании, с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» с другой. Здесь предугадывается то центральное для Православия богословие, которое найдёт своё завершение в паламизме. Первая тема раскрывается в основном, в учении Иустина Философа о Логосе – как посреднике между Богом и миром, как о разумном начале Вселенной, но безусловно равночестном  и единым с Отцом. Центром его мысли было Воплощение Логоса – это «безумие для эллинов». Его философия выполнена в эсхатологических тонах, в ожидании Второго Пришествия Вочеловечившегося Логоса.  В его сочинениях есть бесценные свидетельства о жизни ранних христиан (в частности одно из первых подробных описаний Евхаристии). В наше собрания творений св. Иустина Философа и Мученика вошли две его «Апологии» (первая адресована императору Антонину Пию, вторая — римскому сенату; основная задача Иустина Философа в этих Апологиях, убедить власти не преследовать христиан за «одно лишь имя», призвать к более объективной оценке; в первой Апологии содержися подробное описане христианского вероучения и богослужения) и «Разговор с Трифоном» — самая ранняя из дошедших до нас апологий иудаизма (к сожалению не полностью). «Разговор с Трифоном» — возможно запись реально произошедшего диспута Иустина с раввином Тарфоном. В нём содержаться автобиографические данные об Иустине Философе, в частности расказ об его духовном поиске и обращении ко Христу. Также «Разговор с Трифоном» посвящен христианскому пониманию Ветхого Завета, философскому учению Иустина о Боге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - βασιλες (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу. 8 августа. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобномученицы Параскевы Римской. Параскева была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство. О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138-161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой.Она была предана зверским истязаниям. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Ее бросили в котел с кипящей смолой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу. Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, чтобы он пожрал ее. Но святая Параскева сотворила над змеем крестное знамение и он тут же издох. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили. По материалам Православие.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Статистика Аристид Философ, мч. О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блж. Иероним называет его " одним из самых красноречивых афинских философов " (О знаменитых мужах. 20), Евсевий — " твердым последователем нашей веры " (ЦИ. IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год — 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение " сохранялось у многих " . Известны мартирологи мученика Аристида. Память совершается Церковью 31 августа (13 сентября) (Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 1. М., 1997. С. 704). Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа (ЦИ. I, 7; VI, 31). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века " Жития Варлаама и Иоасафа " , в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое — " Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего, " и второе — " Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин " . Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонения, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://lib.cerkov.ru/authors/592

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Православие Самодержавие Народность К 155-летию со дня кончины графа Сергея Семеновича Уварова Протодиакон Владимир Василик   13:44 17.09.2010 868 Время на чтение 19 минут Формула эта была предложена министром С.С.Уваровым в начале тридцатых годов XIX в. Но означает ли это, что ей всего сто восемьдесят лет? Нет, конечно. Еще во второй половине II в. святитель Мелитон Сардский писал императору Антонину Пию: «Наше любомудрие расцвело сначала среди варваров, затем оно достигло пышного цветения у твоих народов во время великого царствования твоего предка Августа и стало счастливым благом для твоего царства. Ибо с тех пор возросла, обрела величие и засияла мощь римлян. Ты сделался желанным преемником этого и пребудешь им вместе с сыном, храня любомудрие, возросшее вместе с империей и получившее начало с царствованием Августа; предки твои чтили это любомудрие, как и прочие религии. Великим доказательством того, что на благо прекрасно начавшегося царства вместе с ним расцвело и наше учение, служит следующее: от правления Августа не произошло ничего дурного, наоборот, все было блестящим и славным " .

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/17/...

святой Аристид, философ Афинский (I–II в.) Апологетические труды Dubia (оспариваемые) святой Аристид, философ Афинский Один из первых христианских апологетов. Биография День памяти: 31 августа ( 13 сентября) (греч.) О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» ( «О знаменитых мужах», 20 ), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» ( «Церковная история», IV, 3, 3 ). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида. Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа ( «Церковная история», I, 7 ; VI, 31 ). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин». Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший со