В композиции «Андрей (прп. Антоний Сийский) приходит в Кенскую обитель к игумену Пахомию» П. изображен старцем с окладистой седой бородой, в черном клобуке (Там же. Л. 189 об.). В 1663 г. сольвычегодский иконописец В. О. Кондаков написал в Сийском мон-ре икону прп. Антония Сийского «в пояс с чудесами» (Памятники древности в Сийском мон-ре//Архангельские ЕВ. 1907. 18. С. 618; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 348). Сохранились 2 житийные иконы прп. Антония, к-рые близки по стилистике и связаны происхождением с Русским Севером. Одна относится к 60-м гг. XVII в. и происходит из Троицкой ц. с. Нёнокса (АМИИ; см.: Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 140-143. Кат. 57). В состав клейм иконы включены сюжеты: чудесное видение Андрею (прп. Антонию) на пути в Кенский мон-рь; Андрей приходит в Кенский мон-рь к П.; П. посылает Андрея в поварню «ядь» варить, воду носить, дрова сечь, в больнице «ходити»; поставление прп. Антония во священники и его уход из Кенского мон-ря. Др. житийная икона прп. Антония Сийского 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) также содержит композиции с изображением П.: Андрей (прп. Антоний) приходит к П. в Кенский мон-рь; монашеский постриг (рукоположение?) прп. Антония; прп. Антоний получает у П. благословение на основание новой обители. На обеих иконах П. предстает монахом среднего возраста, без схимы, с покрытой куколем (с воскрилиями) головой или в священнических ризах, на иконе из с. Нёнокса - с нимбом. Судя по описям сев. храмов, образы П. встречались редко. Наибольшее число икон XVII-XIX вв. происходит из Каргопольского у., где святого особенно почитали из-за близости Кенской обители. В описи Кенского мон-ря 1755 г. сообщается, что в составе местного ряда иконостаса монастырской ц. Рождества Богородицы был образ П. «у Преображения в церкви» (уточнение свидетельствует о том, что на иконе был написан соборный храм Кенской обители). Под собором Преображения в притворе находилась гробница, к-рая была «покрыта бархатом черным, другой покров камки рудожелтой, опушен луданом красным: на нем крест позументу сребренного; на нем же копие, трость и подписи - слова сребренные ж». В том притворе «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом, токмо от верхной течи срединою и с ысподи весьма изветшал; у него венец сребренной, гладкой, позлащенной»; перечислены мн. привесы к этому образу и медная ложчатая лампада перед ним ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 488, 492; Никодим (Кононов), архим. 1903. С. 472).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.). Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон. К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы. Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197. И. Л. Бусева-Давыдова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562456.html

И. представлен также на иконах Троекуровских чудотворцев (ок. 2005, Троекуровский мон-рь, см.: Там же. 2007. С. 4, 133, 139), в составе Соборов святых Воронежской и др. епархий. Лит.: Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника, и история Троекуровского Св.-Димитриевского Иларионовского жен. мон-ря. Липецк, 2007; Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и проч. замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 79, 140; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн.

http://pravenc.ru/text/389135.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519, 620. 1295, 1296, 1504; Кн. 4. С. 721-722. 1276-1296; Турченко Ю. Я. Украïнський естамп. К., 1964; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007; Свято-Успенская Почаевская лавра: Юбил. изд. Почаев, 2009. Я. Э. Зеленина, В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/578150.html

Амвросий. Мелиоланский св., 300. Амвросий Оптинский 348, 376–383. Алимпий (Алиппий), 52, 53. Андрей Боголюбский,  25.          Андрей Заозерский (в иноч. Иосиф),  67, 132. Андрей юродивый,  241, 244. Анна Кашинская св. блаж. кн., 253–254. Антоний Великий св., 33. Антоний Конс-ский патр., 154–155. Антоний Печерский преп, 31–34, 36, 43, 48, 50–51, 190 181, 228, 409. Антоний Путилов, прп., 365. Антоний Сийский, 233. Антоний Римлянин, 60. Арсений Комельский прп., 127. Афанасий Великий св., 34, 76, 219, 286, 300. Афанасий Русин, 109. Афанасий Затворник, 48. Борис и Глеб страстотерпцы Свв., 14, 21, 80–81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150. Бернард Клервосский св., 410. Бонавентура св., 295. Бригитта св., 89. Бруно св., 413. «Васенька» юрод. 248. Василий блаж. юродивый, 243, 245–246, 250. Василий Великий св., 14, 55, 82, 186, 191,219, 286,300, 358. Варвара Великомученица, 22. Варлааам Хутынский, 60, 190, 214 Варсонофий Тверской, 78, 198. Василий Мангозенский, 26. Василий, муч. св., 52. Василько кн. муч. св., 69. Вассиан Патрикеев, 189, 195, 206–207, 362. Владимир Мономах , 67–69. Владимир равнап. св., 14, 23, 30, 64, 67, 139. Вячеслав муч. св., 22, 25.. Гавриил Слуцкий, 27. Гедеон Киевский м-т, 271. Геннадий св., 232. Георгий Венгр, слуга св. Бориса, 22. Геннадий Новгородский архиеп., 78, 160, 162, 176, 227. Герасим св., 115, 223, 225. Герентий Мсков. м-т., 169. Герман Каз-ский, 78. Гликерия, 251. Григорий богосл., 14, 182, 145. 219 286.  Григорий Синаит , 191, 362. Григорий муч, св., 52. Григорий Нисский , 295, 300. Григорий Палама , 152, 171, 361. Григорий Лелшемский прп., 135. Григорий Чудотворец , 47. Гурий Казанский, 78, 79, 290. Даниил митр., 207. Даниил Переяславский, св., 223. Димитрий Прилуцкий св., 135. Димитрий Ростовский , 54, 267, 302, Димитрий Солунский св., 14, 295. Димитрий Угличский, 26. Дионисий Глушицюий, 131, 133, 226. Дионисий Игумен, 131, 135. Дионисий Суздальский святит., 78. Евсевий Самосатский св., 300. Евстатий пленник, 52. Евдоким Праведн., 64. Евфалий св. 33, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьёва И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря//Там же. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции)//ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; о на же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София. Новгород, 1998. 4. С. 15-17; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 99-102, 111-113, 147-149; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского//ЖМП. 2000. 5. С. 17-25. Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64396.html

Во 2-й пол. XVII в. Новгородские владыки боролись за приписку к архиерейскому дому новых мон-рей. В этом особенно преуспел митр. Корнилий, к концу архиерейства к-рого к Новгородскому дому было приписано 34 мон-ря: в Деревской пятине - 4, в Водской пятине - 5, в Шелонской пятине - 5, в Обонежской пятине - 10, в г. Торжке - 3, в Старорусском у.- 3, в Луцком (Великолукском) у.- 2, в Пусторжевском у.- 1; в Новгородском у.- 1 ( Греков. 1960. С. 202-204, 236). Новгородские владыки имели подворья в Москве на ул. Ильинка, в Архангельске и Кореле. После пожара 1676 г. митр. Корнилий заново отстроил московское подворье, увеличив его территорию. В XVII в. упоминается о подворье в дер. Устье близ Новгорода (ныне в черте микрорайона Волховский г. Вел. Новгород) с домовой церковью и садом, где владыки жили летом ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 63). Новгородский архиерейский дом и крупнейшие мон-ри епархии в XVII в. оставались центрами развития книжного и летописного дела. Крупнейшим памятником 1-й пол. XVII в. является Новгородская Уваровская летопись (доведена до 1646). Подъем летописания в епархии пришелся на 70-90-е гг. XVII в., когда были созданы летописи: Новгородская III (до 1674 или 1676 в разных редакциях; составлена, вероятно, в Троицком Зеленецком монастыре новгородскими книжниками Н. В. и М. Н. Клеткиными), Новгородская Погодинская (до кон. XVII в.), Новгородская Забелинская (до 1679), летописец Двинский (1-я Краткая редакция до 1677, велась в Холмогорах), Новгородская Молотковская (Михалицкая; возможно, создана монахиней Михалицкого жен. монастыря, что на Молоткове). По мнению С. Н. Азбелева, работа над основными сводами велась под рук. митр. Корнилия. В 1678-1679 гг. летописная традиция была возобновлена в Лисицком мон-ре; вдохновителем этого, вероятно, стал игумен мон-ря, бывш. Суздальский архиеп. Стефан . Важным центром книжности являлся Антониев Сийский мон-рь, что во многом было связано с деятельностью его игуменов - Ионы (1597-1634) и прп. Феодосия (1642-1652, 1662-1687). Прп. Феодосий устроил монастырскую б-ку, создал новую редакцию Жития св. Антония Сийского, составил Сказание о чудесном спасении иконы «Одигитрия» во время пожара 1658 г. ( Рыжова. 2001. С. 232; Сказание не опубл.: РГБ ОР. Пискар. 109. 1658 г. Автограф Феодосия), также был и иконописцем (в его Житии названы 2 созданные им иконы - «София Премудрость» и «Антоний Сийский»). В 50-60-х гг. XVII в. в Иверском мон-ре действовала типография, переведенная туда патриархом Никоном из упраздненного оршанского Кутеинского в честь Богоявления мужского монастыря . В Иверском мон-ре были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658-1659; в книге помещено сочинение патриарха «Слово благополезное о создании монастыря пресвятыя Богородицы Иверския») и «Брашно духовное» (1661) ( Бубнов. 1993. С. 402).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

архиеп. св. Макарием с согласия вел. князя. В. И. не одобрил намерение прп. Корнилия Комельского покинуть созданный им Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь , устав к-рого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского, и уединиться в пустыни на Сурском оз. В. И. посетил Корнилиев Комельский мон-рь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528-1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в мон-рях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Вел. князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., В. И. разрешения не дал и повелел преподобному вернуться на игуменство в Комельский мон-рь, к-рому были даны щедрые пожалования. В. И. покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. мон-рю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи мон-рю к вел. князю, к-рый в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии вел. княгини. Ок. 1526 г. на средства вел. князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы мон-ре . Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Как и к Иоанну III, к В. И. обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией правосл. народов. Продолжались оживленные сношения со Св. Горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп.

http://pravenc.ru/text/150787.html

В собр. Шенкурского краеведческого музея хранится икона XIX в. северных святых В. В., прп. Афанасия Наволоцкого и Христа ради юродивого Прокопия Устьянского, подписанная иконописцем С. Шаховым. Святые изображены в рост, В. В.- в центре, в монашеских одеяниях и в схиме, борода русая, левая рука на груди, правая приподнята, кисть руки отведена чуть вправо. В XIX - нач. ХХ в., после закрытия Иоанно-Богословского мон-ря, почитание В. В. сохраняется гл. обр. на территории Шенкурского у., где в наст. время в Шенкурске, в ц. Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона В. В. нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им». Лит.: Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 59; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 226; Т. 2. С. 67; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 180. Т. М. Кольцова, З. Н. Исидорова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 219-231; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55, 77-78, 153-156, 510-511; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Кн. 3. С. 529-537; Никодим ( К ононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1895. С. 11, 35-36; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 98-115; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 181-202; он же. Житие Антония Сийского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 247-248; он же. Иона//Там же. С. 427-430; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 25-32; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН СССР. Л., 1978. С. 154-187; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-пут. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 144; Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 7-53; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 137-140; Рыжова Е. А. Новгородская тема в севернорус. житиях XVI в.: (Антониево-Сийский монастырский книжный центр)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 13-15 нояб. Новгород, 2000. Ч. 1. С. 158-162; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 218-263; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-146; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 615-647. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий

http://pravenc.ru/text/578316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010