Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ, МЕРУЛ И ИОАНН [лат. Merulus] († 2-я пол. VI в.), преподобные (пам. зап. 17 янв.). Упоминаются в «Собеседованиях» свт. Григория Двоеслова , нек-рое время жившего с ними в одном мон-ре. А. с особым усердием изучал Свящ. Писание. М. прославился непрестанной молитвой, через 14 лет после его смерти случайно обнаруженные останки святого источали благоухание. И. умер молодым, успев, однако, явить большую рассудительность, смирение и подвижничество. Всем троим было открыто время их смерти. Ист.: Григорий Двоеслов. Собеседования. IV 47. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/116086.html

При кончине отца пришло много народу, чтобы при исходе его святой души из тела вверить ей свои собственные души. Собравшиеся стояли вокруг смертного одра: одни видели явившихся ангелов, но не в состоянии были вымолвить ни слова, другие же ничего не видели, но всех охватил страх. И как обычно, кто видел что-нибудь и кто ничего не видел, но от превеликого страха все разбежались. Никто не смог находиться там и вынести отделения святой души от тела. Было очевидно, какие силы принимали эту исходящую святую душу, и ее исход ни один смертный был не в состоянии вынести. Да будет тебе также известно, что достоинства души не всегда проявляются при исходе ее (из тела), но со всей очевидностью открываются лишь после смерти. Вот почему даже мертвые кости святых мучеников, претерпевших многие жестокости от иноверцев, сияют чудесами и знамениями. Иногда же, напротив, после кончины всемогущий Бог укрепляет некоторые робкие умы некими откровениями, чтобы во время явления смерти ничем не напугать их. В одном монастыре со мной находился брат по имени Антоний. Своими ежедневными беспрерывными скорбями и плачем он стремился удостоиться радости (пребывания) в небесном отечестве. С особым рвением и упорством брат постигал откровения Священного Писания , искал в нем не познания глаголов, но плача и сокрушения, дабы с этими мыслями вразумиться и, оставив земное, переселиться в небесное отечество через созерцание вознесения смертных. И вот во время ночного видения ему было сказано: – По повелению Господа приготовься в дорогу. Он сказал, что у него еще не все готово в дорогу. И тотчас услышал в ответ: – Если ты говоришь о своих грехах, то они отпущены тебе. Такое он уже слышал однажды, и его охватил великий страх и трепет. На другую ночь он услышал те же слова, а через пять дней у него поднялся жар. Окружившие его братья со слезами молились за него, и он, ликуя, отошел ко Господу. В том же монастыре был брат по имени Мерул. Он отличался постоянным плачем и милосердием. Молитва почти никогда не переставала исходить из его уст, кроме разве что еды и сна. И вот ночью ему было видение: с неба спустился на его голову венок белых цветов. Вскоре после этого его поразил телесный недуг, и душа его отошла (ко Господу), легко и радостно. А через четырнадцать лет настоятель этого монастыря Петр начал копать могилу рядом (с покойным Мерулом) и (тут), по его словам, из могилы Мерула изошло такое благоухание, как будто там были собраны ароматы всех цветов. Это явление показало: то ночное видение было истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   И вот, когда этот отец Стефан был при смерти, многие пришли к нему, чтобы с исходом святой души вверить и свои души ее молитвам. И когда они стояли вокруг его постели, одни видели, как входят ангелы, но ничего не могли сказать. А другие ничего не видели, но глубокий страх охватил их души. И тогда все — кто видел и кто не видел — в страхе бежали: никто не дерзнул остаться, когда святая душа исходила из тела. Никто из смертных не мог снести ее исхода. Отсюда ясно видно, кто были те, кто принял вышедшую душу. 8. Помимо этого, да будет тебе известно, что не всегда святость души видна при ее исходе, а после смерти она проявляется полностью. Так и святые мученики много жестокостей претерпели от неверных, а чрез святые свои мощи каждый день блистают знамениями и чудесами. Но бывает и наоборот: что еще до кончины Всемогущий Господь укрепляет робкий разум откровениями, чтобы человек, умирая, ничего не боялся.   Со мной в монастыре жил один брат по имени Антоний. В каждодневном плаче и непрестанной скорби подвизался он ради той радости, что ждет нас в небесном отечестве. С искренней ревностью и терпением он изучал священные книги. Он искал в них не глаголы знания, а плач и сокрушение духа — чрез них его разум возвышался, оставляя земное, и пребывал созерцанием в небесной отчизне.    И вот ему в ночном видении было сказано:    – Будь готов, Господь велел забрать тебя.    Тот ответил, что еще не подготовился как следует, чтобы уйти. И тотчас он услышал свое оправдание:    – Если говоришь о своих грехах, то они уже прощены тебе.    Когда он услышал это, его охватили сильный страх и робость. Но на следующую ночь ему были сказаны те же слова. А через пять дней он впал в горячку и при всеобщей молитве и плаче с радостью отошел ко Господу. 9. Был и другой брат в этом монастыре, его звали Мерул. Он отличался глубоким сокрушением и милосердием, а что до молитвы, то она никогда не сходила с его уст, разве только во время еды и сна. Ему в ночном видении было явлено, словно с небес ему на голову нисходит венец из белых цветов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

И вот, когда этот отец Стефан был при смерти, многие пришли к нему, чтобы с исходом святой души вверить и свои души ее молитвам. И когда они стояли вокруг его постели, одни видели, как входят ангелы, но ничего не могли сказать. А другие ничего не видели, но глубокий страх охватил их души. И тогда все — кто видел и кто не видел — в страхе бежали: никто не дерзнул остаться, когда святая душа исходила из тела. Никто из смертных не мог снести ее исхода. Отсюда ясно видно, кто были те, кто принял вышедшую душу. 8. Помимо этого, да будет тебе известно, что не всегда святость души видна при ее исходе, а после смерти она проявляется полностью. Так и святые мученики много жестокостей претерпели от неверных, а чрез святые свои мощи каждый день блистают знамениями и чудесами. Но бывает и наоборот: что еще до кончины Всемогущий Господь укрепляет робкий разум откровениями, чтобы человек, умирая, ничего не боялся. Со мной в монастыре жил один брат по имени Антоний. В каждодневном плаче и непрестанной скорби подвизался он ради той радости, что ждет нас в небесном отечестве. С искренней ревностью и терпением он изучал священные книги. Он искал в них не глаголы знания, а плач и сокрушение духа — чрез них его разум возвышался, оставляя земное, и пребывал созерцанием в небесной отчизне. И вот ему в ночном видении было сказано: — Будь готов, Господь велел забрать тебя. Тот ответил, что еще не подготовился как следует, чтобы уйти. И тотчас он услышал свое оправдание: — Если говоришь о своих грехах, то они уже прощены тебе. Когда он услышал это, его охватили сильный страх и робость. Но на следующую ночь ему были сказаны те же слова. А через пять дней он впал в горячку и при всеобщей молитве и плаче с радостью отошел ко Господу. 9. Был и другой брат в этом монастыре, его звали Мерул. Он отличался глубоким сокрушением и милосердием, а что до молитвы, то она никогда не сходила с его уст, разве только во время еды и сна. Ему в ночном видении было явлено, словно с небес ему на голову нисходит венец из белых цветов. Вскоре его поразила телесная болезнь, и он скончался без волнений и в спокойствии духа. А через четырнадцать лет у могилы, где он был погребен, Петр, нынешний настоятель монастыря, решил сделать ему памятник. И когда он работал там, как он сам говорит, от памятника исходило такое благоухание, словно там был собран аромат всех цветов. Так то, что покойный видел в ночном видении, явным образом оказалось истиной. 2. Из жития святого Саввы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Положение высшей школы долго еще подвергалось колебаниям в зависимости от изменчивых вкусов римской курии 516 . М. Грек устремился в Милан. С начала XV в. (1418) здесь возникает высшая школа, учрежденная Филип.Марией Висконти, и вскоре затем появляются гуманисты, не исключая Филельфа, и это отношение продолжалось в правление герцога Сфорцы. Так, здесь преподавали де-Варзицца, Конст.Ласкарис, Дечембрио и др. 517 . Захвативший впоследствии власть Люд.Моро (1446), не смотря на свой деспотизм, охотно проводил время среди ученых и художников и основал академию, в которой являются Браманте и Леонардо да-Винчи 518 . С 1492–1511 г. здесь учил Халкондил, а также были им приглашены Георгий Мерул и Александр Минуциан для объяснения древних классиков 519 . Почти не было гуманиста, который верил бы в астрологию 520 , но Люд.Моро, основываясь на ней, считал свою власть и жизнь неприкосновенными. Однако он ошибся. Вызвав своими действиями неудовольствие Людовика XII, он был взят им в плен (1500), отвезен во Францию и посажен в замок Лоос, где и умер (1510 г. 521 ). Максим Грек оставил Флоренцию, вероятно, вскоре по смерти Савонаролы (1498), так как он обстоятельно рассказывает о своем пребывании в Милане при Люд.Моро (1500). «Вот что, – говорит он, – я видел собственными глазами, а не от иного кого слышал, и сообщаю по истине, как перед Богом. Град есть пресветлый и многонародный в Италии, Медиолан нарицаемый, бесчисленными благами изобилующий, необходимыми в жизни, но наиболее мужами мудрыми и благородными, благосклонными к странникам, стоящий во главе страны, называемой Лонгобардия. Игемоном его был по латыни называемый дукс, именем Людовик, наречением Морос, господство которого разрушил преименитый король западных галатов (галлов, французов), Люиз именем (Людовик XII). Дукс сей к прочим своим премногим злобам и мучительским делам и умышлениям привлек некоего ученого (магистра) астролога Амвросия Розада нарицаемого 522 , имевшего первенство между тогдашними астрологами, который возъимел над ним власть и убедил его своими действиями до того, что Людовик возомнил себя вскоре стать господином всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Отцем духовным был еси общежительных обителех в Долгоуцы, Трейстены и Поляне Мерул, своим учением мудро наставляя всех иночествующих. Слава: Желающе духовнаго восхождения стекахуся под твое окормление монаси из обителей Кырнул и Ретешт, и ученицы твоя положиша начало монастырю Чолану. И ныне: От бед, напастей и скорбей избави рабов Твоих, Мати Божия, имамы бо Тя Заступницу и Пристанище тихое. Кондак, глас 8: Подобен: В збранной Воеводе: Монахов наставника дивнаго, молитвы делателя искуснаго, небеснаго человека и земнаго ангела, изряднаго наставника духовнаго радостно воспоем и прославим: Радуйся, святе отче Василие, проповедниче Божия благодати. Икос: Р азум человечь не возможет вместити небеснаго делания и язык не возможет возглаголати хвалу достойну ангелу во плоти Василию, имя царственноподобное носящу. Обаче на милость заступления того надеяся, емуже песнь возносим, прославляем того, яко искуснаго учителя молитвы, умом в сердце совершаемыя. Темже, силу сего чуднаго и тайнаго делания ведая, с радостию вопием наставнику духоносному: радуйся, святе отче Василие, проповедниче Божия благодати. Песнь 7. Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда верою троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси. Преподобне отче, поученьми твоими наставлял еси всех молитися непрестанно со смирением многим и трезвением во еже стяжати милость небесную. Показал еси, отче, яко подвига основание святое послушание, воли своея отречение и богомыслие, имиже всяк жаждущий от страстей очищается. Слава: К чтению Святаго Писания присно призывал еси ученики твоя, возжелев да достигнут твердаго познания заповедей Божиих и соблюдая я жизнь наследят. И ныне: Дево Пречистая, пророки Духом нарекоша Тя трапезу и порфиру, жезл и свещник, кивот святый и кадило, и престол, на немже Невместимый восседе. Песнь 8. Ирмос: Царя Небеснаго, егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки. Из сокровища писаний премудрых, поучающих трезвению, собрал еси, отче, тайный нектар.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...