Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ I КАССИМАТА [греч. Αντνιος Κασσυματς], Патриарх К-польский (янв. 821 - янв. 837?), в крещении Константин. Род. в семье сапожника (на что указывает прозвище, от греч. κσσυμα - ремень сандалии), но получил хорошее образование и ок. 800 г. был юристом и преподавателем в к-польском квартале Сфоракия. Впосл. постригся в монашество в Митрополитовом мон-ре в К-поле и стал там игуменом. Между 806 и 814 гг. св. Патриарх Никифор рукоположил А. К., бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако ок. Пятидесятницы 814 г. А. К., к-рому имп. Лев V , возможно, обещал Патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Грамматиком (впосл. Патриархом К-польским) иконоборческой комиссии, располагавшейся в имп. дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания. В течение неск. месяцев А. К. оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, Патриарх Никифор призвал А. К. к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил Льву, что «посмеялся» над Патриархом и др. епископами (The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts/Ed. J. A. Munitiz et al. Camberley, 1997. P. 183-185). Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в к-рой имп. Лев собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в кон. 814 г., после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил А. К. и Иоанну публично выступить с критикой почитания икон. Тогда Никифор созвал Собор из 270 епископов и множества монахов и игуменов, где, в частности, был предан анафеме А.

http://pravenc.ru/text/116038.html

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

К. как «новый Арий» и «предтеча антихристов». В дальнейшем А. К. в отличие от Иоанна Грамматика не принимал активного участия в репрессиях Льва V против иконопочитателей. Это, по-видимому, и стало причиной выдвижения А. К. на Патриарший престол имп. Михаилом II , пытавшимся найти компромисс с православными. О деятельности А. К. в качестве Патриарха известно немного: однажды он испросил у имп. Михаила, к-рый воздерживался от преследований иконопочитателей, право для поместного архиерея сослать св. Симеона Митилинского (брата исп. Георгия , еп. Митилинского); А. К. анафематствовал Антиохийского Патриарха Иова за то, что тот по приказу араб. халифа короновал императором мятежника Фому Славянина , Сохранился рассказ о том, как А. К. велел одному кандидату в епископы попрать ногами дискос с изображением Тайной вечери, чтобы удостоверить свою лояльность иконоборчеству. Источники изображают А. К. человеком циничным, охотником до шуток, а также любителем выпить. Когда имп. Феофил в 833 г. возобновил жестокие гонения на православных, А. К. практически никакой роли в последовавших событиях не играл то ли из-за старости и болезни, то ли по мягкости характера. Возможно также, что эти гонения имели гл. обр. политическую, а не идеологическую подоплеку. А. К. не был признан Римом, к-рый продолжал настаивать на восстановлении на престоле свт. Никифора. В отличие от Патриархов 1-го периода иконоборчества (730-787) православные считали хиротонии, произведенные А. К., Иоанном Грамматиком и Феодотом I Касситерой , недействительными. Анафема всем троим провозглашается в Синодике в Неделю Православия. Ист.: Scriptor Incertus de Leone Armenio// Leonis Grammatici Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1842. Р. 350-352. Лит.: Grumel V. Chronologie des patriarches iconoclastes du IXe siècle//EO. 1935. Vol. 34. P. 162-166; RegPatr, N 412; Lemerle P. Byzantine Humanism: The First Phase. Canberra, 1986. P. 161-163; Talbot A. M. Antony I Kassymatas//ODB. Vol. 1. P. 124-125; Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/116038.html

Святая Великомученица Ирина В 821 году умер патриарх-иконоборец Феодот Каситера. На патриаршую кафедру в столице был по указанию Михаила Травла возведен Антоний Кассимата, который склонялся к невозможному по природе вещей компромиссу между почитателями икон и иконоборцами. Преподобному Феодору Студиту было предложено провести диспут с иконокластами. На это предложение со стороны ревностного исповедника Православия последовал решительный отказ, вернее, требование прежде лишить сана клириков, приверженных иконоборческой ереси. За такой обструкцией последовали императорские эдикты: сначала указ, запрещавший писать на образах слово «святой», ибо, утверждал василевс, оно может быть прилагаемо только к Самому Богу , а затем другой указ, в котором говорилось: «Я запретил изображать и рисовать их, дабы не воспылало к ним любовью существо низменное, а пусть только взирает на одну истину» . Восстановления почитания икон в правление Михаила Травла не состоялось. Богословские споры не прекратились. В православной среде копилось недовольство. Сложившимся положением дел попытался воспользоваться былой сослуживец Михаила и свергнутого им Льва Фома Славянин, прозвище которого отвечало его этническому происхождению. В 821 году он объявил себя Константином VI, чудесно спасшимся от козней своей матери Ирины, и провозгласил себя императором, подняв знамя защиты икон. Фома Славянин, назвавшись чудесно спасшимся Константином VI, провозгласил себя императором и поднял знамя защиты икон В Антиохии, которая в ту пору находилась под властью мусульман, Фома был венчан на царство православным патриархом Иаковом, который при этом действовал с согласия халифа Мамуна, или, что будет вернее, по его указанию. Халиф признал Фому императором ромеев и, вероятно, оказал ему военную помощь, так что в рядах мятежников сражались и мусульмане. К восстанию самозванца, помимо ревностных почитателей икон, примкнули крестьянские массы, недовольные грабительскими, как они считали, податями. Мятеж развивался стремительно. В скором времени Фома овладел азиатскими фемами, за исключением Опсикия и Армениака, представлявших собой своего рода цитадель иконоборчества: Михаил предоставил жителям этих фем скидку податей. Войско Фомы вышло на берега Мраморного моря, Босфора и Дарданелл. Захвачены были военные суда ромеев, и в стремительном темпе строились новые боевые корабли, предназначенные для морской атаки на столицу. Командовать флотом Фома поставил примкнувшего к мятежу племянника свергнутого Михаилом императора Льва Григория Птерота, который находился ранее в ссылке на одном из Кикладских островов. Тем временем сухопутные войска Фомы потерпели поражение. Арьергард мятежной армии, которым командовал приемный сын Фомы Констанций, был разбит войсками, набранными в фемах Опсикий и Армениак, ударившими в тыл противника. Захваченному Констанцию отрубили голову, отправив ее в столицу империи, а оттуда Михаил велел переслать этот трофей Фоме. Но военная неудача и личная трагедия не остановили Фому.

http://pravoslavie.ru/139107.html

Имп. Михаил II Травл и его сын Феофил. Золотой солид. Аверс. Реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Имп. Михаил II Травл и его сын Феофил. Золотой солид. Аверс. Реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Осенью 820 г. против Льва V восстал Фома Славянин. Выдав себя за Константина VI и короновавшись в Антиохии (т. е. в араб. владениях), он собрал большую армию и двинулся на столицу осенью 821 г. Фома переправился во Фракию и смог блокировать К-поль с обоих берегов. Однако на помощь М. Т. пришел болг. хан Омуртаг, и к 823 г. восстание удалось подавить. При этом у М. Т. не осталось средств предотвратить захват арабами о-ва Крит (между 824 и 827) и части о-ва Сицилия. Став императором, М. Т. немедленно отменил все репрессивные меры против иконопочитателей, введенные его предшественником, и освободил заключенных из тюрем и вернул ссыльных. Уже в нач. 821 г. во дворце состоялась аудиенция с участием большого числа правосл. исповедников, включая прп. Феодора Студита и сщмч. Евфимия Сардского. Их требования (возвращение на престол патриарха Никифора I, смещение существующей иерархии, офиц. восстановление иконопочитания) показались М. Т. чрезмерными. Он принял решение не уступать им, но и не возобновлять репрессии, запретив при этом какие бы то ни было споры об иконах. На место умершего тогда же патриарха Феодота I Касситеры (815-821) был поставлен иконоборец Антоний I Кассимата (821-837). Вместе с тем М. Т. воздерживался от репрессий по религ. мотивам. Исключением стал буд. патриарх Мефодий I (843-847), к-рый был обвинен в гос. измене. По личным взглядам М. Т. был умеренным иконоборцем, что явствует из его послания к императору франков Людовику Благочестивому 824 г. Соч.: Michaelis et Theophili imperatorum Constantinopolitanorum Epistola ad Hludowicum imperatorem directa/Rec. A. Werminghoff. Hannover; Lpz., 1908. P. 475-480. (MGH. Conc. Kar.; 2). Ист.: Vita Methodii patriarchae//PG. 100. Col. 1244-1261; Gheyn I., van den, ed. Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii, Mitylenae in insula Lesbo//AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 209-259; Scyl. Hist. P. 24-48; Joseph. Reg. lib. P. 22-35; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. Vol. 10. P. 1-101; Theod. Stud. Ep. 1992. Pt. 2. P. 584-586, 600-601, 795-804; Sym. Log. Chron. P. 214-216; Afinogenov D. E. Mnogoslonyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014; Chronographiae quae Theophanis Continuati nomine fertur libri I-IV/Ed. M. Featherstone, J. Signes Codo n er. Boston; B., 2015. (CFHB; 53).

http://pravenc.ru/text/2563702.html

Приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Нектарий (381 – 397) Иоанн I Златоуст (398 – 404) Арсакий (404 – 405) Аттик (406 – 425) Сисиний (426 – 427) Несторий (428 – 434) Прокл (434 – 446) Флавиан (446 – 449) Анатолий (449 – 458) Геннадий I (458 – 471) Акакий (472 – 489) Фравита (489 – 490) Евфимий I (490 – 496) Македоний II (496 – 511) Тимофей I (511 – 518) Иоанн II Каппадокийский (518 – 520) Епифаний (520 – 535) Анфимий I (Анфим) III (535 – 536) Мина (Мена) (536 – 552) Евтихий (552 – 565) Иоанн III Антиохийский (Схоластик) (565 – 577) Евтихий (повторно) (577 – 582) Иоанн IV Ниститис (Постник) (582 – 595) Кириак (595/6 – 606) Фома I (607 – 610) Сергий I (610 – 638) Пирр (638 – 641) Павел II (641 – 653) Пирр (повторно) (654) Петр (654 – 666) Фома II (667 – 669) Иоанн V (669 – 675) Константин I (675 – 677) Феодор I (677 – 679) Георгий 1(679 – 686) Феодор I (повторно) (686 – 687) Павел III (688 – 694) Каллиник I (694 – 706) Кир (705 или 706 – 712) Иоанн VI (712 – 715) Герман I (715 – 730) Анастасий (730 – 754) Константин II (754 – 766) Никита I (766 – 780) Павел IV (780 – 784) Тарасий (784 – 806) Никифор (806 – 815) Феодот Мелиссин Касситерра (815 – 821) Антоний I Кассимата (821 – 837) Иоанн VII Морохарзаний (Грамматик) (837 – 843) Мефодий I (843 – 847) Игнатий (847 – 858) Фотий (858 – 867) Игнатий (повторно) (867 – 877) Фотий (повторно) (877 – 886) Стефан I (886 – 893) Антоний II Кавлеа (893 – 901) Николай I Мистик (901 – 907) Евфимий (907 – 912) Николай I (повторно) (912 – 925) Стефан II (925 – 927) Трифон (927 – 931) Феофилакт (933 – 956) Полиевкт (956 – 970) Василий I Скамандрин (970 – 974) Антоний III Студит (974 – 979) Николай II Хрисоверг (979 – 991) 991 – 996 – вакантен Сисинний II (996 – 998) 999 – ок.1001 – вакантен Сергий II Мануилит (1001 – 1019) Евстафий (1019 – 1025) Алексей Студит (1025 – 1043) Михаил I Кирулларий (1043 – 1058) Константин III Лихуд (1059 – 1063) Иоанн VIII Ксифиллин (1064 – 1075)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VIII - 1-й пол. IX в. в П. распространилось иконоборчество . Отсюда происходили 2 К-польских патриарха-иконоборца (бывш. епископы Силея): Константин II (754-766) и Антоний I Кассимата (821-837). Одним из лидеров иконоборцев на Иерийском Соборе в 754 г. был митр. Пергский Сисиний Пастилла, осужденный на VII Вселенском Соборе в 787 г. ( Theoph. Chron. P. 427). Однако в эту же эпоху земли от Силея до Сики в Исаврии считались хорошим убежищем для монахов-иконопочитателей (PMBZ, N 877). В 843 г. митрополитом Силейским был поставлен Петр, бывш. игумен Ираклийского мон-ря в Вифинии (ActaSS. Nov. Vol. 2. Pars 1. P. 369, 429). Монашество в П. известно с ранневизант. эпохи. При имп. Юстиниане I были учреждены носокомий святых Космы и Дамиана и птохей арх. Михаила в гавани Перги, связанные, вероятно, с монастырями ( Procop. De aedif. V 9, 37-38). В нач. IX в. на пути из Св. земли в Византию прп. Леонтий Мироточивый проповедовал в Атталии и построил на соседней горе Контовакий 7 храмов и домов для паломников. В IX в. в Силее жил столпник Евстратий, постригший в монахи прп. Антония Нового (BHG, 142; Βος Αντωνου το μεγλου// Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 202). В нач. X в. митрополит Силейский изгнал игумена и монахов из мон-ря Вима (RegPatr, N 746, 747). В мон-ре в Фогле в сер. XI в. существовал скрипторий ( Lake К. and S. Dated Greek Minuscule Manuscripts to the Year 1200. Boston, 1937. Vol. 7. P. 1). Родительский дом некоего обращенного в христианство иудея в Атталии был превращен в мон-рь Воскресения Христова (RegImp, N 1327, 1369). Средневизантийские обители известны в Паламутдюзю и Авданджике; остатки мон-ря комниновской эпохи сохранились в Кислечукуру к западу от Антальи. В средневизантийский период возник мон-рь в Аланье, откуда в 1231 г. 13 мучеников убежали на Кипр (BHG, N 1198). В монахи постригся владелец Алары, использовавший до 1221 г. свой замок как мон-рь ( Duda H. W. Die Seldschukengeschichte des Ibn Bibi. Kbh., 1959. S. 109). В XIV в., при кипрском правлении, в П. к северу от Атталии существовал монастырь св. Марины, а к западу - монастырь Пяти святых.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

2113 Ср.: Theophanes continuatus. – P. 122.16; Продолжатель Феофана. – С. 55–56 (III, 26,28); DolgerF. Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches. Reiche A. Abt.I. Teil l: Regesten von 565–1025. – Munchen; Berlin, 1924. – Между прочим, Херсон имел контакты с этим иконоборчески ориентированным представителем высшей церковной власти Византии, умершим в 843 г., и, следовательно, они приходятся как раз на время организации фемы в Таврике. На это указывает находка моливдовула патриарха ( Соколова И. В. Византийские печати из Херсонеса//Византия и средневековый Крым: АДСВ. – Барнаул, 1992. – С. 195). 2115 См.: Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 312 и след.; Науменко В. Византийская фема в Таврике в IX-X вв. (по данным письменных и археологических источников)//Византия и Крым: Междунар. конф.: Тезисы докл. – Симферополь, 1997. – С. 67–68; Науменко В.Е. Общеполитическая ситуация в Северном Причерноморье в IX в .... – С. 59; Науменко В.Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике. – С. 690 и след, (там же библиография вопроса). 2116 Grumel И Chronologie des patriarches iconoclastes du IX siecle//Echos d’Orient. – 1935. – T. 19. – P. 164–165; Treadgold W.The Chronological Accurency of the Chronicle ofSymeon the Logothetae for Years 843–845//DOP. – 1979. – – P. 172, 178–179; Treadgold WT. The Byzantine Revival. 780–842. – Stanford, 1988. – P. 297. Ключевым моментом в поиске более правильного решения, видимо, нужно считать то, что во время правления Феофила воскресенье 21 апреля, когда был рукоположен Иоанн Грамматик, приходилось только на 832 г. и 838 г., однако предшественник Иоанна, Антоний I Кассимат умер в 836/837 г. и, значит, 832-й год должен быть отвергнут. 2118 Васильев А.А. Византия и арабы. Ч. 1: Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Ч. 2: Приложения. – СПб., 1900. – С. 113 и след.; Treadgold W The Byzantine Revival 780–842. – P. 312–313; Boswoth C.E. Al Mu’tasim bi-Llah//Encyclopedie de l’Islam. – 1993. – T. 7. – P. 777–778; Norwich JJ. Byzanz. Auf dem Hohepunkt der Macht 800–1071. – Dusseldorf; Munchen, 1994. – S. 66–69; Treadgold W A History of the Byzantine State... – P. 440–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010