В 1845-1846 гг. М. обозревал неск. благочиний Гродненской губ. По словам архиерея, ревизия принесла ему «сердечное удовольствие»: «Духовные уже хорошо поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев... помещиков и... убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами... в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом… В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православным», особенно в Кобринском и Пружанском уездах, где как будто «не было унии». М. донес также, что римско-католич. священники, к-рые содержатся во мн. помещичьих домах, имеют «весьма пагубное влияние на православных своими проповедями, личным внушением» ( Киприанович. 1897. С. 287-288). В 1845 г. семинария, преобразованная в православную в 1839 г., по ходатайству архиеп. Иосифа (Семашко) была переведена из Жировицкого мон-ря в Вильну с сохранением названия «Литовская». Еп. Минский и Бобруйский Антоний (Зубко), «утомленный от напряженных трудов», уже в 1841 г. просил отправить его на покой. По указанию архиеп. Иосифа на его место 1 марта 1848 г. был определен М. 19 апр. 1853 г. он был возведен в сан архиепископа. Большое внимание М. уделял делу просвещения. С первых же дней управления Минской епархией епископ занялся устройством духовных уч-щ. В сент. 1848 г. Синод принял решение не закрывать Слуцкое ДУ, но перевести его в Пинск, что предполагал сделать еп. Антоний и с чем не согласился М., несмотря на крайнюю тесноту и аварийное состояние 4 из 6 помещений уч-ща. В келейном корпусе пинского Братского в честь Богоявления монастыря , где находилось народное уч-ще, разместили только казеннокоштных учеников Слуцкого уч-ща. Вместе с тем было переведено в Пинск духовное уч-ще при Ляданском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , фактически лишенное собственных помещений. В Пинск передали его денежные средства, архив и б-ку. Тем самым было положено начало Пинскому ДУ, к-рое в 1857 г. разместилось в 2 каменных домах в монастырской ограде.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Воссоединение с Православной Церковью В 1830-х гг. началось «очищение» обряда униатов от католических наслоений, в храмах Жировицкого монастыря, как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину православной Церкви. 12 феврале 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко) , архиепископы Антоний (Зубко) , Михаил (Голубович) , епископы Павел (Доброхотов) , Игнатий (Железовский) , протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви. В 1839 - 1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовского архиепископа. С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище при нем. Возглавлявший монастырь в течение 30 лет (с 1852 ) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в декабре 1865 г. к благотворителям Российской империи Жировицкий монастырь получил значительные пожертвования. К 1867 г. монастырь был перестроен, здания освятили соответственно русской правосл. традиции. Во второй половине XIX в. увеличилось количество паломников в к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы. В связи с приближением русско-германского фронта в 1915 г. Жировицкий монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона Божией Матери была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в монастыре насельник монах Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период немецкой оккупации 1915 - 1918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. монастырей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.

http://drevo-info.ru/articles/18076.html

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Зубко Антоний Григорьевич; 2.07.1797, с. Белое Полоцкого у. Белорусской губ.- 15.02. 1884, Пожайский мон-рь, близ Ковно), архиеп. Минский и Бобруйский. Род. в семье белорус. униатского священника. Лишившись отца в 6-летнем возрасте, учился у местного органиста. В 1809 г. поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитскую коллегию, к-рую окончил в 1818 г. со степенью канд. философии. В 1822 г. окончил Виленскую главную семинарию при Виленском ун-те со степенью канд. богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 г. был рукоположен целибатом во священника к полоцкому кафедральному греко-католич. собору и назначен членом Полоцкой консистории. В 1825 г. возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в С.-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 г. командирован в Жировицы для открытия Литовской ДС и в 1828 г. назначен ее первым ректором. С 18 апр. 1832 г. старший соборный протоиерей. Антоний (Зубко), архиеп. Минский Антоний (Зубко), архиеп. Минский В 1834 г. А. был хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Являлся одним из виднейших представителей греко-католич. духовенства, имел близкие дружеские отношения с еп. Литовским Иосифом (Семашко) , стал его ближайшим помощником в осуществлении воссоединения греко-католиков с правосл. Церковью. В «Записках» митр. Иосиф отмечал, что «никто ему в этом деле столько не помогал, как Зубко». На Полоцком церковном Соборе 1839 г. А. участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием, а по воссоединении, 28 янв. 1840 г., был назначен на правосл. Минскую и Бобруйскую кафедру; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя, по словам проф. М. О. Кояловича , как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». По болезни А. не раз ходатайствовал об увольнении на покой, в 1848 г. его прошение было удовлетворено. В 1848-1862 гг. он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком мон-ре , а последние 20 лет - в Пожайском в честь Успения Божией Матери мон-ре в Ковенской губ. За 11 дней до кончины А. праздновал 50-летие своего архиерейства. Со всех концов России ему прислали приветствия и поздравления, в т. ч. имп. Александр III и Святейший Синод. Несмотря на заслуги перед Церковью в деле присоединения униатов, свои труды в этом великом деле А. не считал сколько-нибудь значимыми. Старец-архипастырь, как часто называли его, любил естествознание, много занимался им, однако труды его в этой области остались неизданными.

http://pravenc.ru/text/Антоний ...

XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). В 1893 г. в Жировичском духовном уч-ще находилось 4 огромных шкафа с книгами василианского периода на лат. и др. языках и с польск. рукописями ( Паевский Л . Жировичский и Брест-Литовский архивы//Тр. IX Археол. съезда в Вильне, 1893. М. 1895. Т. 1. С. 299-308). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей.  В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении Жировичскому провинциалу находились 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежали 376 крепостных. В Жировичах мон-рь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел. В 20-х гг. XIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиеп. Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 музыкальных инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др.

http://sedmitza.ru/text/696361.html

А. А. Турилов Часть архивов мон-ря и протоигумена василианского ордена в 20-х гг. XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей. В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении жировичскому провинциалу находилось 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежало 376 крепостных. В Жировичах монастырь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел. В 20-х гг. XIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 муз. инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др. В 30-х гг. XIX в. началось «очищение» вост. обряда униатов от католич. наслоений, в храмах Ж. м., как и в храмах всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину правосл. Церкви. 12 февр. 1839 г. Собор униат. духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литовских униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко) , архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской ц. и прот. Плакид Янковский в приписанной к Ж. м. кладбищенской Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Евгений Бажанов,еп. 1832–1834 Никанор Клементьевский 1834–1840до 1835 года епископ Антоний Зубко 1840–1848до 1841 года епископ Михаил Голубович 1848–1868до 1853 года епископ Александр Добрынин 1868–1877до 1877 года епископ Епископы Минские и Туровские: (с 1878 года) Евгений Шерешило, еп. 1877–1880 Варлаам Чернявский 1880–1889 Симеон Линьков 1889 Могилевская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилеве. Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635 Сильверст Коссов 1635–1647 Игнатий Оксинович-Старушич 1650 Иосиф Конотович-Горбатский 1650–1653 Мефодий Филимонович 1661–1669 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1661–1664 Фодосий Василевич 1672 –1678 Серапион Польховский 1697–1704 Сильверст Святополк, князь Четвертинский 1704–1728 Арсений Берло 1728–1733 Иосиф Волчанский 1734–1742 Иероним Волчанский 1744–1754 Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795 с 1783 года архиепископ Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797 Белорусские и Могилевские: Иларион Кондратковский 1797 Архиепископы и епископы Могилевские и Витебские (с 1803 года): Анастасий Братановский 1797–1805 с 1801 года архиепископ Варлаам Шишацкий 1805–1813 с 1808 года архиепископ Даниил Наток-Михайловский 1813–1821 с 1816 года архиепископ Иоасаф Сретенский, архиеп. 1821–1827 Павел Морев-Павлов, еп. 1827–1831 Могилевские и Мстиславские (с 1883 года): Гавриил Городков 1833–1837 с 1833 года архиепископ Смарагд Крыжановский, архиеп. 1837–1840 Исидор Никольский 1840–1844 с 1841 года архиепископ Анатолий Мартыновский 1844–1860 с 1853 года архиепископ Евсевий Орлинский , архиеп. 1860–1882 Виталий Гречулевич , еп. 1882–1885 Сергий Спасский , еп. 1885 Павел Вильчанский, еп. 1892 Ириной Орда, еп. 1892–1893 Евгений Шерешило, еп. 1893 Нижегородская Учреждена в 1672 году. Кафедра в Нижнем-Новгороде. Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686 Павел 1686–1696 Трифилий Инихов 1697–1699 Исайя 1699–1708 Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719 Епископы Нижегородские и Алатырские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончина знаменитого Литовского святителя поразила глубокою скорбию не только преданную ему паству, но и всех, для кого дороги были интересы православия и русской народности в западном крае. Для совершения погребения скончавшегося митрополита прибыл в Вильну, по распоряжению Св. Синода, преосвященный Макарий, архиеп. Харьковский, присутствовавший тогда в Синоде. Ему же вместе с тем поручено было оставшиеся после митрополита Иосифа бумаги разобрать и, передав в Консисторию относящиеся до епархии, представить в Св. Синод бумаги и дела, имеющие общее значение, в особенности относящиеся до бывшей унии 189 . Погребение почившего архипастыря совершено было 29-го числа с подобающею торжественностию. Литургию совершали три архиереяархиеп. Макарий и Епископы – Александр 190 Минский и Иосиф 191 Ковенский, а к отпеванию присоединились еще три иерарха – архиепископы Антоний (Зубко) 192 и Михаил 193 (оба были Минскими) и Игнатий 194 , еп. Брестский. При отпевании в кафедральном Никольском соборе присутствовали прибывший нарочито из Петербурга Обер-Прокурор Св. Синода Граф Д. А. Толстой, Генерал-Губернатор А. Л. Потапов и все военные и гражданские чины г. Вильны. Достойно примечания и полного уважения, как отнеслось Виленское общество к кончине своего архипастыря. Во все время, пока тело почившего владыки оставалось непогребенным, Вильна была в глубоком трауре. Театр был закрыт, музыка приумолкла, танцы прекратились, разные частные soirées и parties de plaisir не состоялись – граждане оплакивали потерю 195 … Не так поступил Харьков, когда скончался в Сентябре (7-го числа) 1874 г. преосвященный архиепископ Нектарий 196 ; он и на один день не хотел отказать себе в увеселениях: в самый день погребения скончавшегося архипастыря, который, в печальную годину народного волнения, на Михайловской площади, среди пасхальной седмицы 1872 г. с самоотвержением явился пред взволнованною народною толпой для ее укрощения, Харьковский театр не был закрыт. Черта – в высшей степени предосудительная!...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы» ( Рункевич. 1893. С. 101). Его предшественник, архиеп. Антоний, писал, что М. имел «утонченный вкус ко всему изящному», был «необыкновенно вежлив» и хорошо говорил по-польски. По его мнению, лишь «более умные поляки» увидели «под польской оболочкой твердый дух русского православия» и поэтому стремились дискредитировать М., представляя его поляком и сторонником «ополячения» ( Антоний (Зубко). 1864. С. 319). М. поддержал частного миссионера, отставного поручика В. К. Высоцкого, бывш. католика, принявшего Православие в 1858 г., после исцеления у мощей свт. Тихона Задонского. Убедившись в том, что Высоцкий «посвятил себя аскетической жизни… глубоко проникнут чувством русского патриотизма, обладает сметливостью и практическими религиозными познаниями для проповедования Православия околичной шляхте» (т. е. «своей» социальной среде), а также «в сердечной преданности его миссионерскому призванию», владыка просил и получил разрешение Муравьёва на то, чтобы Высоцкий распространял среди верующих иконы, крестики и духовную лит-ру ( Долбилов. 2010. С. 256). В 1864 г. архиепископы Антоний и М. решили учредить в Минске правосл. миссионерское об-во - Миссионерско-патриотическое братство, построенное на принципах равенства мирян и духовенства и независимости от администрации, целью которого было бы противостояние католицизму. Но Муравьёв в кон. 1864 г. после консультаций с митр. Иосифом отклонил эту идею. М., по свидетельству современников, хорошо знал местные реалии, отличался образованностью, проницательностью, склонностью к порядку. В письме Синоду от 28 февр. 1864 г. он отметил проблему существования множества белорус. наречий и поднял вопрос о необходимости формирования единого общебелорус. языка: «В состав Белоруссии входят губернии: Витебская, Могилевская, часть Виленской, Минская Гродненская.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010