Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Робейского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря. Сведения о жизни святого содержатся в его кратком Житии, текст к-рого был начертан на несохранившейся раке К. ( Цветков. 1899), а также в единственном ныне известном списке 30-х гг. XIX в. (НГОМЗ. КП 30056-312. Л. 103 об.- 106; см.: Бобров. 1997). Судя по языковым особенностям, сохранившаяся редакция Жития была составлена достаточно поздно - не ранее XVIII в., поэтому его сведения не отличаются достоверностью. Согласно Житию, святой был послушником, а затем иноком новгородского Лисицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря при игум. Варлааме, причем в одно время с К. иноком той же обители был прп. Антоний Дымский . Игум. Варлаам в Житии отождествлен с прп. Варлаамом Хутынским , основателем Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря, находившегося в 3 верстах от Лисицкого. Житие рассказывает, что однажды К. вместе с прп. Антонием Дымским оказался на месте, называемом Хутынь. Там они увидели 2 огненных столпа и дым, покрывавший землю, о чем сообщили игум. Варлааму. Узнав о видении, прп. Варлаам на этом месте водрузил при помощи учеников крест, поставил часовню и хижину, собираясь создать здесь новый мон-рь. Испугавшись начавшейся бури, К. стал призывать прп. Варлаама спрятаться в хижине, что вызвало гнев игумена, отправившего ученика прочь на плоте с «четвертиною» хлеба в качестве напутствия. Сначала плот поплыл вниз по течению Волхова до устья р. Робейки, но далее чудесным образом устремился вверх и пристал к берегу. Там К. и поселился, а впосл., получив прощение и благословение игум. Варлаама, создал мон-рь и построил каменную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В этой обители К. скончался в глубокой старости. В литературе указываются разные даты преставления святого - 1230, 1245, 1262, 1266 или 1268 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Преподобный Варлаам Хутынский (+ 1192) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется б нояб. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святых и в 1-ю пятницу после начала Петрова поста Прп. Варлаам, в миру Алексий, был сыном богатых и благочестивых новгородских горожан. Они дали ему хорошее образование, но им не нравилась склонность его к подвижничеству. Он говорил им: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится, как колесо!» После их кончины он удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он видел неизреченный свет. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь или Худынь — худое место, потому что там бывали бесовские страхования. Преподобный не страшился их «наваждений» и вскоре принял постриг с именем Варлаам. Возможно, что он был иноком Антониева монастыря. К нему стали приходить как миряне за наставлениями, так и желающие жить с ним. Так создался Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. Церковь во имя Преображения Господня преподобный создал сначала деревянную, а потом и каменную. От всех приходивших к нему преподобный требовал прежде всего взаимной любви. Он был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города. Был случай, когда он спас приговоренного к потоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг. Среди учеников его прославились его преемники прп. Антоний Дымский (память его 17 янв.), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (память его 8 июля). Однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице — на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот был послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. В память этого чуда в Новгороде до наших дней совершался крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/437855/

Поименный список собора святых Санкт-Петербургской митрополии мая 2023 На  заседании  Священного Синода 16 мая 2023 года ( журнал 31 ) были утверждены  поименные списки местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Поименные списки местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Александр Волков, иерей, сщмч. (1918); Александр Невский, в схиме Алексий, блгв. вел. кн. (1263); Александр Саульский, иерей, сщмч. (1938); Александр Свирский, прп. (1533); Александра Феодоровна, императрица Российская, страст. (1918); Алексий Николаевич, царевич, страст. (1918); Алексий Ставровский, прот., сщмч. (1918); Анастасия Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Андроник (Никольский), архиеп. Пермский. сщмч. (1918); Анна Лыкошина, мц. (1925); Антоний Дымский, прп. (ок. 1224); Арефа (Митренин), иером., исп. (1932); Арсений (Дмитриев), игумен, прмч. (1937); Арсений Коневский, прп. (1447); Борис Орнатский, мч. (1918); Василий Канделябров, иерей, сщмч. (1937); Василиск Сибирский, прп. (1824); Вениамин (Казанский), митр. Петроградский, сщмч. (1922); Викторин Добронравов, иерей, сщмч. (1937); Владимир Лозина-Лозинский, прот., сщмч. (1937); Владимир Пищулин, иерей, сщмч. (1938); Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, сщмч. (1937); Григорий Поспелов, прот., сщмч. (1921); Григорий Сербаринов, прот., сщмч. (1938); Димитрий Чистосердов, прот., сщмч. (1919); Екатерина Арская, мц. (1937); Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. (1918); Емилиан Панасевич, иерей, сщмч. (1937); Зосима (Верховский), прп. (1833); Иаков Омучский, прп. (ок. 1412); Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, свт. (1867); Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий,  Островские, Новгородские, прпп. (XVI); Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. (1929); Иоанн Ковшаров, мч. (1922);

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Антонов что на Дымех], с 1997 г. скит Тихвинского Большого муж. мон-ря С.-Петербургской епархии, в Тихвинском р-не Ленинградской обл. Источником сведений об основании А. Д. м. является житие прп. Антония Дымского , дошедшее в 2 редакциях: ранней, составленной в кон. XVII в., вероятно, в А. Д. м. с использованием местных преданий (БАН. Мордв. 11) и поздней, созданной в А. Д. м. в кон. XVIII - нач. XIX в., к-рая, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго». Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Согласно обеим редакциям, А. Д. м. основан ок. 1243 г., когда прп. Антоний, поселившись в уединенном месте на берегу Дымского оз., ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого (согласно ранней редакции, верхняя ц. была освящена в честь свт. Николая Чудотворца, согласно поздней - в честь Покрова Божией Матери). Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен др. храм, «теплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. поздняя редакция сообщает, что грамота на создание мон-ря была пожалована св. блгв. кн. Александром Ярославичем Невским . По свидетельству поздней редакции жития, в 1409 г. А. Д. м. был разорен и сожжен татарами. Мощи прп. Антония, обретенные нетленными в 1370 г., перед разорением мон-ря братия вновь предала земле, «да не поругаеми будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни иноки опустили на дно Дымского оз. Поздняя редакция также сообщает, что в 1611 г. мон-рь был разорен шведами, но благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 г. возобновлен, в него переселили насельников Валаамского мон-ря , также сильно пострадавшего от шведов. В ранней редакции жития нашествия татар и шведов не упоминаются, сказано, что древние сведения о мон-ре не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). И. П. Мордвинов считал известия о нашествиях и разорении мон-ря, содержащиеся в поздней редакции, легендарными, поскольку «нет никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях... никаких преданий в Тихвине»; если А. Д. м. «после нашествия шведов был вполне пригоден для жительства монахов», переселенных из Валаамского мон-ря, значит, он «не подвергался разорению». В 1687 г. А. Д. м. сгорел, затем был отстроен заново.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Преподобный Антоний Дымский (+ 1224) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 июня в день преставления, 17 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Дымский родился в конце XII в. в благочестивой семье в Новгороде. Рано почувствовал он влечение к уединенной иноческой жизни и умолил прп. Варлаама Хутынского (память его 6 нояб.) принять его в число своих учеников. Добрые задатки юного инока, его смирение и воздержание приобрели ему уважение и любовь всего братства, и он, с общего совета, был послан по монастырскому делу в Константинополь к Вселенскому Патриарху, посетил и Святую Землю, и через 5 лет вернулся. Когда он входил в монастырские ворота, прп. Варлаам, который желал, чтобы он был его преемником, лежал на смертном одре. Духом провидя его возвращение, он сказал: «Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли!» Через несколько лет прп. Антоний отказался от настоятельства и основал на берегу Дымского озера, на высоком холме, в глухих лесах, другой монастырь. Там он и скончался 24 июня 1224 г. На его раке, которая является даром одного больного, получившего исцеление в 1744 г., лежит железная шляпа, в которой преподобный подвизался. Широкие поля ее прибиты железными гвоздями. Когда в 1409 г. татары сожгли монастырь, монахи скрыли мощи преподобного, а шляпу, священные сосуды и колокола опустили на дно озера. В 1585 г., во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымском монастыре, и в это время прп. Антоний дважды спас свою обитель от неприятеля, пробуждая настоятеля ночью вовремя. Постриг св. Антоний принял в Хутынском Преображенском монастыре в 10 верстах от Новгорода. По оставлении настоятельства в этом монастыре преподобный удалился в пустынное место недалеко от озера Дымское в 15 верстах от Тихвина, где подвизался в небольшой келье. Когда пустынь эта заселилась боголюбивыми монахами, возник монастырь и построен был храм во имя прп. Антония Великого. Мощи прп. Антония были обретены нетленными в 1330 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437381/

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

Вероятно, ко 2-й пол. XVII в. относится появление типа изображения А. Д. с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, напр. на прориси с иконы XVII в. (БАН. СВ 751. Л. 12), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (частное собрание). Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии прп. Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах мон-ря XVII-XIX вв., фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца». Образ А. Д. включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII в. (изображен без куколя), а также в состав Собора рус. святых - на иконе 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 453). Арх.: Монастырь Антониев на Дымях//СПб ФИРИ РАН. Ф. 89. К. 2. 18. Л. 28; Архив ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Лит.: ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89; [Григорьев Л. И.] Тихвинские монастыри. СПб., 1854. С. 97-110; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Т. 2. СПб., 1906. Табл. 567; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб ДА, 879-1909. СПб., 1909. С. 141-144. Табл. 58; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925. С. 13; Живопись Древней Карелии: Кат. выст./Сост. Г. Жаренков, С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964. С. 8; Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 56, 106-107; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам//Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы Чтений по древнерус. литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 г. Новгород, 1995. С. 39; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 100-105, 398-399, 452-453, 608. Т. 2. С. 54.

http://pravenc.ru/text/116056.html

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010