Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Соболевские В Польше есть две фамилии имени Соболевских (Sobolewski): одни герба Лада, другие герба Слеповрон. 1) Соболевские герба Лада (Lada): в красном поле серебряная подкова, шипами вниз; на ней золотой крест. С каждого бока подковы по серебряной стреле, вниз остриём. Внизу подковы две отломанные серебряные косы, остриём одна к другой. На щите дворянские: шлем и корона, из коей выходит вправо обращённый лев, с дворянскою короною на голове, и в левой лапе держит подъятый меч. Намет голубой и красный, подложенный серебром. Из этой старинной фамилии Павел Соболевский был нунцием на сейме 1654 года, а Самуил Соболевский, ещё в XVI веке, из люблинского воеводства переселился в Литву, где у него были: сын Павел, и внук Фабиан, со славою служившие под именем Стефана Батория. 2) Соболевские герба Слеповрон (описание этого герба см. в статье о графах Красинских). КОЛЕНО I: Николай Соболевский, жил в шестнадцатом веке КОЛЕНО II: Симон Соболевский КОЛЕНО III: Матвей Станислав Соломон КОЛЕНО IV: Феликс Войцех Ваврженец Станислав, женат на Марианне Мрочек Войцех Станислав КОЛЕНО V: Стефан Стефан Николай, женат на Анастасие Стеблецкой Ян, женат на Гансовской Матвей Валентин, женат на Терезие Выбраковской Лаврентий Никодим, иезуит Панталеон Антоний Себастиан КОЛЕНО VI: Михаил Марианна, за Добровским Ваврженец, женат на Анне Бельжецкой Фелициан Лудвиг Геласий Казимир Михаил Станислав, подкоморий варшавский; женат на Монике Гансеровской Войцех Михаил Станислав Войцех Станислав Андрей КОЛЕНО VII: Доминик Матвей, кастелян варшавский и кавалер белого орла; женат на Эвве Шидловской Валентин, кастелян черский и кавалер белого орла; женат на Кунигунде Новицкой Терезия, за Иосифом Млоцким КОЛЕНО VIII: Граф Валентин, председатель административного совета в Царствт Польском; кавалер святого Владимира 1 степени и белого орла; женат на Изабелле Ивановне Грабовской Марианна, за литовским напольным гетманом Забеллою Терезия † 1790, за литовским подкоморием Гутаковским Граф Игнатий, министр полиции в герцогстве Варшавском, потом министр-статс-секретарь Царства Польского, кавалер белого орла Стефан Матвей Марианна, за Юрием Забеллою КОЛЕНО IX: Графиня Александра Валентиновна, за графом Иосифом Антоновичем Квилецким Граф Иосиф Игнатьевич, российский каммергер Валентин Соболевский 66) и Игнатий 67) возведены были в Графское достоинство Царства Польского Императором Александром I. Нам неизвестно, из какой именно фамилии происходил умерший, в 1847 году, генерал-лейтенант Степан Герасимович Соболевский? Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Список статей по запросу «Спиридон» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Спиридон» найдены статьи: АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия ГЕОРГИЙ (Делиев Спиридон Георгиевич; 1878–1937), архиеп. Днепропетровский ГЕРАСИМ (Менайас Спиридон), 1881- 1957, афонский мон., старец ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВЛОГИЙ (Георгиев Спиридон Антонов; 1890 - 1947), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗАБЕЛИОС Спиридон (1813 - 1881), греч. историк и писатель КАЛЛИАФАС Спиридон (1885-1964), греч. философ и педагог КАПСАСКИС Спиридон (1909-1967), греч. протопсалт, дирижер, педагог, композитор и музыковед Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Спиридон.html

– Владыка, вы уже больше месяца находитесь на Смоленской кафедре, каковы ваши впечатления о нашем городе и области? Прибытие на Смоленскую кафедру – В Смоленске ритм жизни совсем не такой, как в Москве, люди здесь проще, добрее. Смоляне смиренные люди, более спокойные, общаться с ними гораздо легче, нет такого накала страстей. Конечно, всякое бывает и здесь, на Смоленщине. Везде есть и грешные, есть и святые, добрые люди. Встречи с людьми светскими меня очень радуют. Среди них есть замечательные люди, верующие, православные, радеющие о спасении душ людей, о возрождении Смоленщины. Например, директор птицефабрики отдала свое помещение под храм. Таких людей, слава Богу, очень много. Я сегодня в храме встретил женщину, которая подарила мне цветы, хлеб и соль. На мой вопрос: «Вы здесь староста?» – я получил ответ: «Я здесь никто». Я очень рад, что на Смоленской земле я встречаю таких смиренных людей. – Спасибо, владыка, за интервью. Будем надеяться, что наши встречи станут регулярными. Храни Вас Господь! Беседовал Константин Забелин Впервые опубликовано в журнале «Странникъ» (Смоленск) N2 (4) 2011 г. скрыть способы оплаты Комментарии Анна 11 июля 2012, 22:08 На Смоленщине прекрасен Герасимо - Болдинский монастырь.о.Антонию с братией низкий поклон Сергий 26 августа 2011, 23:24 Дай Бог владыке Пантелеимону пламенного служения Святой Троице, ревностного попечения о пастве! Многая, многая, многая лета! Да сподобит Господь съездить на Смоленщину, побывать в деревенской тиши, отведать парного молока, посмотреть на заросшие смоленские луга и поля. Побывать в храмах Смоленска. Главное, чтобы наше священноначалие не забыло традиции, предание и церковно-славянский язык. Будем молиться них. Да спасет и помилует нас Господь. Прости Господи. наталия 9 июня 2011, 16:20 Хорошо и просто. Спасибо. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке

http://pravoslavie.ru/46949.html

Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу. Это прочтя, дивился я такой благости Богородичной и подвигу усердному оного клирика, но, будучи ленив и уныл, не смог последовать его добродетели. Приняв же повеление от преосвященного пастыря моего постараться с помощью Божией и Богородичной, описать чудеса, бывшие от чудотворного образа в Ильинском монастыре, замыслил я, хотя бы немного подражая тому блаженному клирику, описать двадцать четыре чуда с беседами и нравоучениями на похвалу и славу Деве Богородице, по числу часов, которые день с ночью в себе заключают. Пусть не только молитвами, но и чтением каждый час прославляется преблагословенное имя Девы Марии отныне и до века. КРАТКОЕ СЧИСЛЕНИЕ ИСЦЕЛИВШИХСЯ от различных болезней у чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Ильинском монастыре От слепоты и болезней глаз исцелившиеся: Андрея Рачкевича, в замке Черниговском капитана, дочка младшая, с пелен слепая на оба глаза, прозрела. Леонтия Полуботка дочка Мария от болезни слепа была, прозрела. Павла Клевца, черниговского мещанина, дочка Татьяна, на правый глаз слепая, прозрела. Тарасий Петрович Забеленко, больной глазами, выздоровел. Петр Макарович из Стародуба, слепой, прозрел одним глазом. От хромоты исцелившиеся: Анна Пенская с Брагинщины. Стефан Бондарь из Коропа. Вас иль Ларченко из села Бобровицы. От радикулита исцелившиеся: Екатерина, жена Петра Ворошилы. Анна Розсудовская с Брагинщины. Татьяна, дочка Андрея, священника Борзенского. От паралича: Жена Вера из мозырского повета. От бесовского мучения избавленные: Ермола из села Холявина. Девица одна из села Мокишина. Другая – из села Жоввинки. Михайло с Полесья. Демьян из Минска. Клим, челядник Василия Болдаковского. Пархом из Чернигова. Стефан из села Смолина. Стефан Скрипка, черниговский. Татьяна, сирота из Седнева, служанка Кирилла Давидовича. Детина малый, Ивана Любартовского, мужского пола, именем Прокопий. Ермола Кириллович из села Сядич. Симон Карпович из Чернигова. Стефан Сердюк, полку Герасимова. Иван Павлович, москаль, барабанщик сотни Гавриловой, Башов. От заворота головы, от мечтаний, страхов бесовских избавление получившие: Кондрат, швец черниговский. Александра, черница монастыря святой Пятницы. Анна, послушница того же монастыря. Лаврен Опанасенко, швец черниговский. Петро Дробязка, швец черниговский. Антоний, иеромонах Ильинского монастыря. Данило из села Чорторыйски. Василь Онищенко, мещанин черниговский. Фома Иванович из Чернигова. Никифор Дуброза, мещанин черниговский. Иов Копачик из Чернигова. Станислав Можутевич, слуга его милости пана полковника черниговского. Адам, атаман гармаский, полку черниговского. Александр, цилюрик черниговский. От различных обложных хвороб и болезней исцелившиеся: Марина, жена Павла Клевца, мещанина черниговского. Павел Домонтович. Иеромонах Иоасаф, казначей того же монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29; MenolGraec. Col. 117; Berg K. Un iconographie peu connue du Crucifiement//Cah. Arch. 1957. Vol. 9. P. 319-328; Антонова, Мнёва. Каталог. 1963. Т. 1. С. 333-334; Т. 2. С. 19, 133, 156, 206, 318; Halkin F. Inscriptions grecques relatives а l " hagiography// Idem. Études d " epigraphie et d " agiographie bizantines: Suppl. L., 1973. P. 335; Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Coll./Ed. M. C. Ross. Wash., 1965. Vol. 2. P. 137-138. Pl. 179n; Менолог. 1973. С. 45, 198, 199, 265, 293, 322, 347, 351, 364, 378. Ил. 187; LCI. 1990. Vol. 7. Sp. 410-411; Евсеева. Афонская книга образцов. 1998. С. 243. 85; Залесская В. Н. Литургические штампы-евлогии (св. Лонгин Криний и Мамант Кипрский)//Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII междунар. Конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. Иоанна Мейендорфа/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 236-243; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. Р. 14, 49, 226, 268, 269; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557. N. Y., 2004. P. 367-368, 540-541. Cat. 224, 325; Иконы св. воинов: Образы небесных защитников в визант., балканском и древнерус. искусстве/Авт.-сост.: Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова. М., 2008. С. 162-166; Grotowski P. Arms and Armour of the Warrior Saints: Tradition and Innovation in Byzant. Iconography (843-1261). Leiden, 2010. Р. 67, 88, 190. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Герасим подошел; сильными руками, так же, как он легко ступал, обнял, ловко, мягко поднял и подержал, другой рукой подтянул панталоны и хотел посадить. Но Иван Ильич попросил его свести его на диван. Герасим, без усилия и как будто не нажимая, свел его, почти неся, к дивану и посадил. — Спасибо. Как ты ловко, хорошо… все делаешь. Герасим опять улыбнулся и хотел уйти. Но Ивану Ильичу так хорошо было с ним, что не хотелось отпускать. — Вот что: подвинь мне, пожалуйста, стул этот. Нет, вот этот, под ноги. Мне легче, когда у меня ноги выше. Герасим принес стул, поставил не стукнув, враз опустил его ровно до полу и поднял ноги Ивана Ильича на стул; Ивану Ильичу показалось, что ему легче стало в то время, как Герасим высоко поднимал его ноги. — Мне лучше, когда ноги у меня выше, — сказал Иван Ильич. — Подложи мне вон ту подушку. Герасим сделал это. Опять поднял ноги и положил. Опять Ивану Ильичу стало лучше, пока Герасим держал его ноги. Когда он опустил их, ему показалось хуже. — Герасим, — сказал он ему, — ты теперь занят? — Никак нет-с, — сказал Герасим, выучившийся у городских людей говорить с господами. — Тебе что делать надо еще? — Да мне что ж делать? Все переделал, только дров наколоть на завтра. — Так подержи мне так ноги повыше, можешь? — Отчего же, можно. — Герасим поднял ноги выше, и Ивану Ильичу показалось, что в этом положении он совсем не чувствует боли. — А дрова-то как же? — Не извольте беспокоиться. Мы успеем. Иван Ильич велел Герасиму сесть и держать ноги и поговорил с ним. И — странное дело — ему казалось, что ему лучше, пока Герасим держал его ноги. С тех пор Иван Ильич стал иногда звать Герасима и заставлял его держать себе на плечах ноги и любил говорить с ним. Герасим делал это легко, охотно, просто и с добротой, которая умиляла Ивана Ильича. Здоровье, сила, бодрость жизни во всех других людях оскорбляла Ивана Ильича; только сила и бодрость жизни Герасима не огорчала, а успокаивала Ивана Ильича. Главное мучение Ивана Ильича была ложь, — та, всеми почему-то признанная ложь, что он только болен, а не умирает, и что ему надо только быть спокойным и лечиться, и тогда что-то выйдет очень хорошее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Как–то раз отец Герасим по хозяйственной надобности отправился в город вместе с матушкой. Дома не осталось никого. Возвратившись из города слишком поздно, отец Герасим нашел двери своей квартиры выломанными, а саму квартиру совершенно пустой. Воры вытащили все, что только можно было унести из квартиры. На окне была приклеена безграмотная записка: «Ты много говорил нам о святости. Святые люди ничего не имели. Мы захотели, чтоб и ты был святой». Отец Герасим не опечалился происшедшим. Он только ужаснулся черствости человеческого сердца. Кое–как оправившись после погрома, отец Герасим принялся за свои беседы с двойной энергией. Слишком каменистая почва, — думал он, — но не может быть, чтобы люди возненавидели свое собственное счастье, а ведь это счастье им может дать только евангельское благовестие. Вскоре, однако, последовал случай, который резко переменил направление деятельности отца Герасима. Однажды, по обыкновению отец Герасим зашел для собеседования в ночлежку. Среди обитателей ее на этот раз было особенно много пьяных. Отец Герасим остановился возле одного, лежавшего ничком на нарах в полубессознательном состоянии, в луже собственной блевотины, и, указывая на него другим, повел беседу против пьянства. Гневно и грозно клеймил он порок, пылко и красноречиво доказывал необходимость трезвости. Долго говорил отец Герасим. Молча слушали его ночлежники, тупо уставившись своими полусонными глазами на пьяного товарища. И только один из них, как бы проснувшись наконец и как–то бессмысленно ухмыльнувшись, процедил сквозь зубы: «Да он уже умер». Отец Герасим сначала ничего не понял. «Кто умер?» — сорвался у него тревожный вопрос, и вдруг он понял… Что–то оборвалось, упало, тяжело придавило сердце отца Герасима и острой болью бросилось ему в мозг. Растерянно стоял он возле трупа человека, над которым только что демонстрировал свою беседу, и с мучительной тоской глядел на него, смутно пытаясь постичь какую–то тайну, оставшуюся скрытой от него до сих пор. Кто–то из ночлежников повернул труп на спину, чтобы дать ему положение покойника. Глаза были открыты, и покойник уставился на толпу мертвым взглядом. Сколько ужаса, страха, отчаяния и страдания было в этом застывшем взгляде! Отцу Герасиму приходилось раньше хоронить умерших в пьяном виде, но ничего подобного он не наблюдал. Там смерть накладывала печать бессмыслия; тут же одна бесконечная мука. О ней говорили и судорожно сжатые костлявые руки, и страшно худая впалая грудь, едва прикрытая лохмотьями, которые, как теперь только заметил отец Герасим, кишели насекомыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Да, еще же барыня! В барыне, прототипом которой была мать Тургенева Варвара Петровна Лутовинова, ничего интересного нет (реальная Варвара Петровна была фигурой куда более заметной). А в рассказе — скучная старуха, бессмысленно доживающая свой век. Она не сомневается в своем праве повелевать своими крепостными, но и никаких особых злодейств не творит. То, что женила Капитона на Татьяне, — так это обычная тогдашняя практика, ничего из ряда вон. Между прочим, она ведь даже и Муму-то убить не приказывала. Иначе дело было: «Барыня приняла их, но тотчас же слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти». Все дальнейшее — инициатива Гаврилы. Зачем Герасим утопил Муму? Показав основных участников этой драмы, перейду к вопросу, который вот уже 170 лет мучит читателей и на который до сих пор нет однозначного ответа. Зачем Герасим утопил Муму? Версия: Герасим просто исполнил приказ Основная версия (ее чаще всего транслируют школьные учителя) проста. Герасим — забитый, покорный человек, у него и в мыслях не было ослушаться приказа. Велели утопить — подчинился, поскольку повиновение «прошито» у него в подкорке, и как ни любил он собачку, а против господской воли пойти не мог. Между прочим, именно это и случилось с его прототипом, глухонемым дворником Андреем. Но Герасим из рассказа — это вовсе не Андрей из реальной жизни. Тут все сложнее. Повторю то, что уже говорил: из текста «Муму» следует, что ни барыня, ни дворецкий Гаврила не приказывали Герасиму утопить собачку. Ему приказали отдать ее Гавриле, ничего не говоря о цели этого изъятия. Герасим сам догадался, что Муму хотят убить. И, получив подтверждение своей догадки, сам же вызвался это исполнить. Вот тут-то и возникают загадки, тут-то и начинаются предположения. Версия: Герасим не хотел, чтобы с Муму расправились другие Самое логичное и естественное предположение: Герасим решил, что раз уж никак не избежать гибели собаки, то лучше уж это сделать своими руками, чем отдавать тем, кто сделает это более жестоким образом. Ему, очевидно, казалось, что так будет лучше для Муму. Пусть она до последнего момента не догадывается, что ее ждет, пусть не страдает, ощущая чужую безжалостную, равнодушную волю.

http://foma.ru/zachem-gerasim-vse-zhe-ut...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010