Н.С. Посадский Акт русских насельников Святой Афонской Горы Мы, четырех с половиной тысячное население русских подданных иноков на Святой Афонской Горе, глубоко возмущенные действиями Антония Булатовича и его сподвижников, составляем настоящий акт, удостоверяющий как действия Булатовича, так и всеобщее наше нежелание на будущее время иметь общение с бывшими нашими заблудшими собратиями, согласно нашим горячим просьбам удаленных с Афона пришедшим нам на помощь русским правительством. Сей акт составляется и подписывается от лица всех русско-подданных иноков нашими настоятелями и старшей братией. Мы утверждаем, что, оставаясь верными Православной Церкви, Государю Императору и установленным от Него правительственным властям, никогда не разделяли и не разделяем заблуждений Антония Булатовича и его сподвижников. Что все просим не возвращать к нам, на чистый Афон, даже и раскаявшихся бывших наших собратий: ибо, как зараженная и отсеченная рука не может пристать к живому телу, так и они не могут вновь слиться с афонским монашеством. Утверждаем, что мы много от них потерпели. Наши души и сердца, настрадавшиеся в течение устроенной ими смуты, и до сих пор болеют, – и в особенности теперь, когда мы видим, что русская пресса близко приняла интересы Антония Булатовича и его сподвижников, нисколько не интересуясь спросить нас – большинства оставшихся верными Церкви и долгу совести. Мы подтверждаем, что Антоний Булатович, возмутитель нашей исторической чистоты и нашего спокойствия, явился на Афон рясофорным иноком из Никифоровского подворья в Петрограде и смиренно поселился в русском ските св. ап. Андрея Первозванного. Войдя в доверие сперва к архимандриту Иосифу, постригшего его в схиму, а по смерти его к нынешнему игумену архимандриту о. Иерониму, рукоположившему его в иеродиаконы и иеромонахи, Антоний Булатович, заметив искренность и простоту русского монашества на Афоне, задумал использовать ее в своих личных видах. Когда на Афоне появилась книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа», в которой сочинитель трактовал вопросы, рассуждение о которых канонически воспрещено простому монашеству, Антоний Булатович воспользовался ею, дал свое особое толкование, подобрал партию в скиту и единомышленников в монастыре и стал приводить свои планы в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ В течение всей первой половины 1913 года за событиями вокруг «ереси имябожников» внимательно наблюдали в российском Святейшем Синоде, членами которого являлись архиепископ Антоний (Храповицкий) и архиепископ Никон (Рождественский) 1375 . Им, а также преподавателю Александро-Невского духовного училища С. В. Троицкому было поручено разобрать учение об имени Божием, содержащееся в книгах схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». 16 мая все три доклада были заслушаны на заседании Синода. В настоящей главе мы рассмотрим доклады архиепископа Антония (Храповицкого) , архиепископа Никона (Рождественского) и С. В. Троицкого , а также Послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 года, содержащее осуждение имяславия. Рассмотрение означенных документов, представляющих собой официальный ответ Российской Церкви на учение имяславцев, будет предварено анализом статьи священника Хрисанфа Григоровича «Имя Божие (По поводу современных афонских споров)». Священник Хрисанф Григорович Статья Григоровича увидела свет в начале 1913 года в санкт-петербургском журнале «Миссионерское обозрение». Автор статьи был родным братом Павла Григоровича 1376 , ближайшего сподвижника иеросхимонаха Антония (Булатовича), помогавшего последнему в написании «Апологии» и других сочинений, направленных против «имябор-цев» 1377 . В 1906 году священник Хрисанф Григорович помогал схимонаху Илариону редактировать книгу «На горах Кавказа», на протяжении нескольких лет после этого оставаясь доверенным лицом схимонаха Илариона. Так, в 1911 году он отвозил настоятелю Зосимовой пустыни схиархимандриту Герману составленный схимонахом Иларионом «Устав Иверской отшельнической пустынной обители» 1378 . О цели написания статьи священник Хрисанф Григорович говорит следующее: «Сознавая общую немощь человеческого естества и общее свое скудоумие, считаю долгом заявить, что я никогда не занялся бы разработкой этого вопроса, если бы не был побуждаем к тому просьбами горячо любимого брата, находящегося сейчас в самом центре споров – Св. Горе, а также некоторых других близких мне лиц (напр., из Оптиной пустыни)» 1379 . Статья начинается подробным изложением истории написания книги «На горах Кавказа» и рассказом об участии автора в ее редактировании:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Прежде чем продолжить повествование об «афонской смуте», мы должны остановиться подробнее на богословском учении имяславцев и наличности его главного выразителя в 1912–1913 годах – иеросхимонаха Антония (Булатовича). В настоящей главе будет изложена его биография и рассмотрена его «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». Будут рассмотрены также два других важных документа имяславской партии: письмо профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова в защиту имяславия и предисловие священника Павла Флоренского к «Апологии» Булатовича. Все три документа, увидевшие свет весной 1913 года, дают достаточно полное представление о богословском учении имяславцев на тот момент, когда оно было осуждено Синодом. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии В мае 1913 года, в разгар борьбы против имяславия, Д. Философов и газете «Русское слово» писал с иронией: «Когда-нибудь, лет через 50, будущий «Голос минувшего» напечатает на своих страницах «мемуары», где, на удивление потомству, внешняя история иером[онаха] Антония будет рассказана во всех деталях» 1208 . Автор статьи почти не ошибся в расчетах: первое детальное жизнеописание Булатовича, составленное советским ученым И. Кацнельсоном, появилось в 1971 году, спустя 52 года после смерти «героя афонской трагедии» 1209 . Впрочем, уже в 1927–1928 годах известные писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией Булатовича при создании «рассказа о гусаре-схимнике», включенного в 12-ю главу романа «12 стульев» 1210 . Биография Александра Ксаверьевича Булатовича была весьма неординарной. Он родился 26 сентября 1870 года. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь. Предки Булатовича были военными. Его отец, посвятивший военной службе всю жизнь, происходил из древнего дворянского рода, идущего от татарского хана Бекбулатовича 1211 . Мать также происходила из семьи потомственных военных: ее отец участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги и погиб в схватке с чеченцами 1212 . В три года Александр Булатович лишился отца. После его смерти мать переехала в имение своей тетки – село Луцыковку Харьковской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

протоиерей Владимир Рожков Глава VII. Дело «имябожников» Исторический очерк Еще не утихла история с епископом Гермогеном, когда внимание русской общественности было привлечено вопросом, весьма далеким по существу от интересов светского общества. Среди русских монахов на Афоне, продолжавших традиции «исихазма», возникло учение, утверждавшее, что Бог присутствует в Своем Имени Иисус, подобно тому, как, по учению Григория Паламы , Он присутствует в Своих энергиях, имеющих нетварную, божественную природу. Приверженцы этого учения получили название «имябожников» или «имяславцев». Учение это было развито в книгах духовных вождей движения – схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеромонаха Антония Булатовича «Апология веры в Имя Божие и Его Имя Иисус...». Афон принадлежал раньше туркам, которые только что вывели оттуда свой гарнизон, чтобы передать Афон Константинопольскому Патриарху. Монахи на Афоне были русские и греки. Учение «имябожников» разделяла часть русских монахов, с которыми остальные вели споры, первоначально не нарушавшие нормального хода монастырской жизни. Однако в 1912 г. с появлением на Афоне нескольких монахов с Волыни, направленных туда архиепископом Антонием, распря стала принимать шумный характер, особенно после того, как архиепископ Антоний поместил в журнале «Русский инок» несколько чрезвычайно резких статей, в которых обвинял «имябожников» даже в духовном хлыстовстве. Не ограничиваясь печатной политикой, архиепископ Антоний настоял в Синоде, чтобы для увещевания имябожников на Афон был послан архиепископ Никон в сопровождении магистра богословия Троицкого. По прибытии на Афон архиепископ Никон действовал настолько грубо и насильственно, что довел дело до открытого столкновения, в котором 25 человек было ранено. Был вызван воинский отряд, который силой погрузил на суда сначала 621, а затем дополнительно еще 212 имябожников для доставки в Одессу, откуда они были распределены по разным монастырям 342 . По возвращении архиепископа Никона с Афона стали открываться неблаговидные подробности о его экспедиции. Желая несколько смягчить тяжелое впечатление от проникающих в печать сведений, духовное ведомство стало уверять, что архиепископ Никон действовал по поручению Константинопольского Патриарха, в ведение которого был передан турками Афон. Однако еще в середине июля от Патриарха пришло в Россию уведомление, что подобных поручений он архиепископу Никону не давал и все его обращение к Русскому Синоду сводилось лишь к просьбе командировать на Афон русского епископа для увещания «имябожников» из русских монахов, языком которых Патриарх не владел 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей В книге прот. Булгакова «Свет невечерний» мы находим такие слова: «Имя Божие, – говорит он, – которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог» 821 . В таком же смысле и, в частности об имени «Иисус», рассуждает в своей книге и священник о. Флоренский, ссылаясь для доказательства на дневник о. Иоанна Кронштадтского : «Моя жизнь во Христе» 822 . Но в той же книге своей «Свет невечерний» о. Булгаков определяет Софию, как имя Божие, говоря, что София «своим ликом, обращенным к Богу, есть Его Образ, Идея, Имя» 823 . Таким образом, чтобы утвердить свое учение о Софии, как о Боге, прот. Булгаков подводит под него основу, которая представляет из себя учение имябожников, что имя Божие есть энергия Божие и, следовательно, есть Сам Бог. Вне всякого сомнения, эта основа кажется о. Булгакову незыблемой. Но мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, насколько имябожническое учение может быть основою для его софийного учения. Как известно, вопрос, выдвинутый русскими афонскими имябожниками сильно взволновал нашу русскую Церковь и, к сожалению, не успел получить для себя окончательного разрешения. Поэтому мы не считаем излишним с особенным вниманием остановиться на имябожническом учении. Сущность последнего определяет сам прот. Булгаков своими вышеприведенными словами. Так в своей сущности определяется это учение и самими имябожниками. В их «Ответе на грамоты святейших вселенских патриархов» мы читаем: «Всякое имя Божие есть действие Божие и имени Божиему, как действию Божию, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати и потому мы именуем имя Божие Богом» 824 . Самый главный защитник имябожнического учение иеросхимонах Антоний Булатович в своей «Апологии» говорит: «всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез пророков и апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, – суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие, как истина Богооткровенная – есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действие Его» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

монах Климент Скачать epub pdf От издателей В настоящее время Церковь пополняется новыми членами, которые получили воспитание далеко не религиозное. Часто такие новички вместо того, чтобы заниматься собою, стремясь быть в послушании Богу через исполнение заповедей Евангелия и правил церковных, к обновлению ветхого человека и преображению в человека нового, благодатного, для того чтобы стать не внешним только членом Церкви, но переродиться через жизнь духовную в чадо Божие, легко вступают в споры о вере и смело берутся судить о церковных постановлениях. Возможно, это происходит потому, что заниматься исправлением своего испорченного нрава, смиряться, учиться послушанию и терпению гораздо труднее, нежели разбирать дела внешние, да еще и чужие. Старец-духовник русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним, возродивший русское монашество на Афоне, еще в начале 1870-х годов говорил: «Самомнение у множества людей чрезмерно возросло – увеличилась гордость. Не любят уже повиноваться никаким властям – ни духовным, ни светским: не хотят. Постепенное ослабление и упразднение властей есть признак приближения царства антихриста и конца мира» 1 . То, о чем говорил отец Иероним, можно прямо назвать причиной возникновения смуты на Афоне через 28 лет после смерти старца-духовника. Именно плодом самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям явилась смута имябожников, потрясшая Святую Гору в начале 1910-х годов. Движение имябожников зародилось среди русских афонцев после прочтения книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа». В ней автор осмыслил свой молитвенный опыт и изложил свое учение об имени Божием Иисус. В устах части иноков, делателей молитвы Иисусовой, это учение выразилось в краткой формуле, провозглашенной отцом Иларионом: «Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он – Господь Бог. В имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим Существом и всеми Своими бесконечными свойствами» 2 . Но, как известно из святоотеческого предания, враг рода человеческого диавол всегда уловляет подвижников с доброй стороны, а страсти незаметно примешиваются ко всякому благому делу. Так и имябожники, уверившиеся твердо отчасти по своей простоте в том, что их внутренний духовный опыт можно возвести в «положение догмата, не встречающегося нигде» 3 , дали, по апостолу, повод «ищущим повода» ( 2Кор. 11:12 ), попали под влияние горстки явных бунтарей, которые руководствовались властолюбивыми стремлениями и революционными идеями, привносимыми извне. А идеи эти витали тогда по всему миру, революционный дух проникал даже в самые отдаленные и тихие иноческие пристанища. Беззаконные руководители, используя любой повод, подвигали афонских монахов на открытое неповиновение монастырским властям. Возглавлял это движение иеросхимонах Андреевского скита Антоний (Булатович) – бывший гусар, страстный, горячий человек, к тому же преследовавший иные, тайные цели.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

Н.С. Посадский Афон в XX веке Святая Афонская Гора, удел православного монашества, как образ земного рая был освящен пречистыми стопами Преблагословенной Владычицы и Приснодевы Богородицы. Известный как жребий евангельского служения Богоотроковицы Марии, священный полуостров пользуется Ее особой любовью и покровом. С давних времен Святой Афон является избранным местом подвигов и молитв православных отшельников и славится по всему миру как столп Православия, вертоград и рассадник православного монашества, как высшая школа умного делания. Однако ненавистник всякого добра, клеветник и корень зла – диавол – через служащих ему богоборцев и отступников не раз пытался омрачить и поколебать мирную жизнь этого духовного оазиса. Много бурь пронеслось над Афоном – видел он зеленые тюрбаны поборников ислама , стойко перенес кровавые походы папистов-крестоносцев и ужасы турецкого господства. Но вот, в начале XX столетия, враг рода человеческого дерзнул коснуться и посеять зловредные плевелы на самой сердцевине православного монашества – учении об умном делании и Сладчайшем имени Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эту печальную картину, постигшую русское монашество на Афоне, ясно и объективно раскрывает «Сборник документов, относящихся к Афонской имябожнической смуте», изданный в Петрограде в 1916 году. Так, на первых страницах этого сборника настоятель русского на Афоне Свято-Андреевского скита архимандрит Иероним совместно с братией в «Докладной записке в Российское в Константинополе посольство о беспорядках в ските» сообщает, что поводом для новоявленной ереси послужила написанная подвизавшимся в пустынных местах Кавказа схимонахом Иларионом книга об умной молитве «На горах Кавказа», осужденная впоследствии Синодальной грамотой покойного Вселенского патриарха Кир-Иоакима III, как содержащая много ошибочного и ведущая к заблуждению и ереси. Этим воспользовался авантюрист и бывший военный, ротмистр Антоний Булатович, который ранее через связи и большие деньги добился священного сана и схимы. Он стал сочинять и издавать листки и брошюры без цензуры, утверждая новую ересь. Запрещения на него не действовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Константин Борщ Часть третья. Иеросхимонах Антоний Булатович. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус 451 От редакции Ознаменованный величайшим напряжением политических сил Европы, 1912 год знаменателен и духовным подъёмом. Правда, в широких кругах эти религиозные течения известны весьма недостаточно, однако по существу они бесконечно значительнее, чем судьба всех Балканских государств, вместе взятых. И вспоминая об этом изумительно богатом последствиями годе, отныне и навеки будет волноваться верующее сердце, отныне и навеки будет влечься к нему созерцательный ум (выделено составителем). Подобно волне землетрясения, по всей вселенской Церкви от Юга и до Севера, от Востока и до Запада прошло негодование, когда несколько легкомысленных и подпорченных рационализмом монахов дерзнули посягнуть на тот нерв Церкви, в который сходятся все прочие нервы, на тот догмат, в отрицании которого содержится отрицание всех догматов, на ту святыню, которая лежит в основе святынь церковных. Если бы ничего не было ещё, кроме этой волны 1912 года, то и её одной было бы с лишком достаточно, чтобы как картонные домики сбросить построения хулителей Церкви, говорящих о её мертвенности, о её казённости, о её застое, о её параличности. Церковь слишком велика, чтобы трогаться из-за пустяков. Неподвижность её – неподвижность величия, а не смерти. Но когда покушение на неё задевает её за живое – она являет свою мощь, она содрогается. Так содрогнулась она и ныне, когда со всех концов, из глухих провинциальных монастырей и из столиц, у полуграмотных подвижников и у образованных деятелей вырвался из груди общий крик негодования, и возгорелось дружное желание вступиться за дражайшее достояние верующего сердца. Отступники Церкви требовали знамения – да умолкнут: вот оно! Но где центр этой волны? – Да где же, как не в исконной твердыне Православия. Где же, как не в том исторически беспримерном и неподражаемом государстве монахов, которое живёт наперекор законам земных государств. На Афоне не пахнет ни дымным, ни бездымным порохом, и провинившиеся граждане его наказываются не тюрьмами, а лишением сладкого дыма духовного отечества. Но этим мистическим облаком – этим священным покровом Пречистой Девы – искони веков приосеняется он, как действующий кратер, и на протяжении всей истории человечества, от времени до времени, бурно напоминает дольним о горнем. – Холодно в культурном мире. Непроницаемая каменная кора рационализма затягивает огненный океан благодати всюду. Но вечно кипит в Уделе Пресвятой и Пречистой Матери Божией та и опаляющая и согревающая лава, без которой замёрзло бы человечество. Таким-то духовным извержением, в ряду других, явился 1912 год. Прозвание же ему, если позволительно предвосхитить историю, которая лишь имеет быть написанной в будущем, – прозвание ему: «Год афонских споров об Имени Иисусове».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Скачать epub pdf Содержание 1. Хронология 2. Новый догмат 3. Исповедники 4. Праведный Иоанн Кронштадтский и кавказский пустынник Иларион 5. Ересь 6. Послание Святейшего Синода 7. Увещания и запрещения 8. О причинах смуты 9. Антоний (Булатович) 10. Апология 11. Одержимые 12. Бунт 13. Иные цели 14. Последствия Приложения Послесловие Библиография     Вниманию читателей предлагается книга «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (М., 2005, автор-составитель – игумен Петр (Пиголь)) . Издание подготовлено на философско-богословском факультете Российского православного института и отпечатано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Книга посвящена событиям, связанным с движением имябожников, которые происходили на Афоне в начале 1910-х годов. События эти порой трактуются очень возвышенно, но по сути они больше напоминали обыкновенный бунт против властей. В книге на основании исторических документов и свидетельств очевидцев показано, как зарождалась революция: как грех самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям помрачил разум до той поры кротких молитвенников, сделал их бунтарями и привел к открытому мятежу и ниспровержению уставов. Игумен Петр (Пиголь) , 2005 г. Имя Господа нашего Иисуса Христа, согласно заповеди Божией (см.: Исх. 20, 7 ), – величайшая святыня, к которой христиане относятся с особым благоговением и почитанием. Это святое имя является сильнейшим оружием в противостоянии диаволу, – оружием, разрушающим все его замыслы. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 11 ) – эти слова, часто звучащие за богослужением, хорошо знакомы каждому верующему. Вопросы, связанные с почитанием имени Божия, неожиданно остро встали перед церковным сообществом в начале XX века. Они обсуждались на Афоне и в России и были названы рядом исследователей «проблемой имяславия». Те же самые вопросы активно и подчас искусственно поднимаются и в наше время, в чем-то разительно напоминающее начало минувшего столетия. В этом нет ничего странного или страшного, ведь еще святой апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11, 19 ). Но не сказал нам апостол: «…дабы обнаружить и утвердить истину», ибо истина рождается не в спорах. Истина – это Сам Господь Иисус Христос , стоявший перед Пилатом, скептически вопрошавшим Его об истине, но не пожелавшим выслушать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010