Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Робейского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря. Сведения о жизни святого содержатся в его кратком Житии, текст к-рого был начертан на несохранившейся раке К. ( Цветков. 1899), а также в единственном ныне известном списке 30-х гг. XIX в. (НГОМЗ. КП 30056-312. Л. 103 об.- 106; см.: Бобров. 1997). Судя по языковым особенностям, сохранившаяся редакция Жития была составлена достаточно поздно - не ранее XVIII в., поэтому его сведения не отличаются достоверностью. Согласно Житию, святой был послушником, а затем иноком новгородского Лисицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря при игум. Варлааме, причем в одно время с К. иноком той же обители был прп. Антоний Дымский . Игум. Варлаам в Житии отождествлен с прп. Варлаамом Хутынским , основателем Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря, находившегося в 3 верстах от Лисицкого. Житие рассказывает, что однажды К. вместе с прп. Антонием Дымским оказался на месте, называемом Хутынь. Там они увидели 2 огненных столпа и дым, покрывавший землю, о чем сообщили игум. Варлааму. Узнав о видении, прп. Варлаам на этом месте водрузил при помощи учеников крест, поставил часовню и хижину, собираясь создать здесь новый мон-рь. Испугавшись начавшейся бури, К. стал призывать прп. Варлаама спрятаться в хижине, что вызвало гнев игумена, отправившего ученика прочь на плоте с «четвертиною» хлеба в качестве напутствия. Сначала плот поплыл вниз по течению Волхова до устья р. Робейки, но далее чудесным образом устремился вверх и пристал к берегу. Там К. и поселился, а впосл., получив прощение и благословение игум. Варлаама, создал мон-рь и построил каменную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В этой обители К. скончался в глубокой старости. В литературе указываются разные даты преставления святого - 1230, 1245, 1262, 1266 или 1268 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

Антониево-Дымский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониево-Дымский монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси, основан в XIII веке великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием Дымским. Содержание История [ править править код ] Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония. Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место. В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

Преподобный Антоний Дымский Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце. Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня. «Всего себя Богу посвятив» Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

http://pravoslavie.ru/110268.html

В ряду избранных святых А. Л. изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским ; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским , благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом , на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: «Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще». Известны изображения А. Л. в композиции «Собор Новгородских святых»: на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. Ксенофонта Робейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским , в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду. Лит.: Прп. Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец): Житие и описание Леохнова мон-ря. СПб., 1994. С. 31-32; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619. Т. 2. С. 54-55. О. А. Зверева, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116078.html

В 1885 году оно снова было повторено настоятелем Старорусского Спасопреображенского монастыря о. архимандритом Мардарием, и на этот раз на него было обращено внимание Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, к которому Старорусские граждане, во главе с о. архимандритом Мардарием, дважды обращались со своею просьбою, и Его Высочество, в именном рескрипте (см. Прибавл. к Церковным Ведом. 1888 г. стр. 1022) на имя г. Синодального Обер-Прокурора от 29-го октября 1887 г., просил об удовлетворении ходатайства граждан г. Старой Руссы. Святейший Синод, получив от Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, сообщение, что со стороны настоятеля и братии Тихвинского Богородицкого монастыря, в котором находилась чудотворная икона, препятствий к ее перенесению в г. Старую Руссу не имеется, ходатайство Староруссцев признал уважительным и определением своим, 2-го мая 1888 года, предоставил г. Синодальному Обер-Прокурору испросить на сие Высочайшее соизволение. Государь Император, в 7-й день того же мая, доклад Святейшего Синода изволил утвердить. Велика была радость граждан г. Старой Руссы, когда они узнали о Высочайшем соизволении на возвращение иконы. После напутственного молебна, совершенного в Спасопреображенском монастыре о. архимандритом Мардарием, в Воскресенье 21 августа, весьма многие поспешили в Тихвин, для участия в торжестве перенесения чудотворной иконы. Большинство от станции Чудово (131 верс.) до Тихвина шли пешком. Придя в Тихвин за несколько дней раньше и воздавши поклонение Царице Небесной в Тихвинском Большом монастыре, Старорусские граждане посетили и другие монастыри: Введенский женский монастырь в самом городе Тихвине, в котором покоится четвертая опальная супруга Иоанна Грозного, Царица Дария Алексеевна, из рода бояр Колтовских, тридцать лет подвизавшаяся здесь в подвигах поста и молитвы, Николо-Беседный монастырь, находившийся в 3-х верстах от г. Тихвина, основанный в 1515 году на том месте, где Пресвятая Богородица, явясь с Святителем Николаем простому богобоязненному пономарю, беседовала с этим рабом Божиим, Антониев Дымский монастырь, основанный в XIII веке учеником великого угодника Божия Преподобного Варлаама Хутынского, пр. Антонием Дымским, в котором нетленные мощи сего Угодника Божия почивают под спудом; наконец, соборный храм Преображения Господня, в котором находится чудотворный образ Стокгольмской Божией Матери, прославившийся чудотворениями в XVII веке. Приготовляясь к получению бесценного сокровища, даруемого Царицею Небесною в лике древней чудотворной иконы своей, многие из Староруссцев освятили себя при той или другой святыне Тихвинской таинствами покаяния и причащения св. Христовых Таин, чтобы таким образом быть более достойными шествию с великою святынею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

За Новоторжским Борисоглебским с приписными За Спасским Старо-Русским с приписным Козмодемьянским За Великолуцким Троицким Сергиевым с приписными За Никандровой пустынью За Орденской пустынью с приписными За Шкнятинским За Теребенской пустынью За Сторожевским Николаевским За Перетинским За Спасским Порховским За Посолотиным За Спасской Забережской пустынью (а по другим – 17) За Осиновской пустынью За Никольской Столпенской пустынью За Николаевским Беседным За Богословским Череменецким За Антониевым Дымским За Леохновым За Александро-Свирским За приписными к нему За Крутецким За Воскресенским Устюжским За Николаевским Моденским За Юрегорским За приписной к нему Кодлоезерской пустынью За Кенским За Елгомской пустынью За Кожеозерским За Александрошевенским За Крестным С приписной к нему Сыренской пустынью За За Бежецким Верхоникольским Антониевым с приписными За Введенским За Палеостровским За За Тройской Синозерской пустынью За Преображенским Валаамским За Устюжской Железнопольской Гуриевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Евфимиевым За Зверинским За Десятинским За Сырковым За Ильинским За Лазаревым За Сокольницким За Тихвинским Введенским За Новоторжским Воскресенским За Порховым Рождественским За Старо-Русским Успенским За Медовским Итого за монастырями 51.514 Всего за домом Архиерейским и монастырями 73.014 За Епархиальными Число душ 2. Псковская (не в окладе) За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями За Псково-Печерским За Снятогорским За Мирожским За Святогорским с приписными За Великопустынским За Елеазаровым с приписными За Крыпецким За Никольским Любятовым За Златоустовым За Козмодемьянским Гремячим За Петропавловским Сереткиным Б) За девичьими монастырями За Предтечевым За Старовознесенским За Воскресенским За Нововознесенским За Ильинскиме с Запсковья За Духовым с Усохи За Архангельским За Варваринским (по другим 97) За Иоакимовским За Зачатейским За Ильинским с Завеличья За Успенским с Опочки За Рождественским с Изборска За Трёхсвятительским Итого за монастырями

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий выступил с сообщениями об открытии на территории храма святого Иоанна Кронштадтского в Колтушах в рамках празднования 300-летия Генеральной прокуратуры РФ и 100-летия прокуратуры Ленобласти памятника первому генерал-прокурору Российской империи графу Павлу Ягужинскому и об участии молодежных объединений из Кудрова, Колтушей и Токсова в праздновании Дня флага России. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав рассказал о фестивале " Тихвинский благовест " - он прошел 7 июля на территории перед Антониево-Дымским монастырем , а также о праздновании явления Тихвинской иконы Божией Матери . Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан выступил с сообщениями о готовящемся обучающем семинаре для помощников благочинных и настоятелей храмов по молодежной работе (он пройдет в октябре в духовно-просветительском центре Гатчинской епархии при Покровском соборе , организован молодежным отделом Гатчинской епархии совместно с молодежным отделом Санкт-Петербургской епархии при поддержке координационного центра СЗФО по молодежной работе), а также о начале противоаварийных и консервационных работ во Владимирском храме усадьбы Трубецких поселка Елизаветино Гатчинского района, который был построен по проекту автора Николо-Богоявленского морского собора Саввы Чевакинского в 1762-1766 годах. Ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан выступил с отчетом о прошедших приемных экзаменах. Членам архиерейского совета были подарены книги и журналы, изданные академией в 2021-2022 годах. Была пропета " Вечная память " новопреставленному протоиерею Николаю Тетерятникову . Фото Андрея Петрова ИА " Вода живая " , 05.09.22 Поделиться Упоминания в новостях 4 апреля 2024 3 апреля 2024 28 марта 2024 28 марта 2024 25 марта 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но гасит страхи бытия душа высоким надбытийным Божьим страхом, дающим зреть невидимый процесс: как душ иных могучие дискреты растут согласно с Волею Небес и достигают вечной жизни Света. Молитвы 1 Раззолотили образ Спаса блики. Благоухает мёдом воск свечей. Смиренны лица. Осияны лики. Владыке Сущего - поток людских речей. «Царю Небесный, нас спаси, помилуй!» - Перекликаются молитвами века, И мнится мне: голубкой сизокрылой Душа летит над бездною греха. Молитва примиряет с сердцем разум, С душой мятежной - страждущую плоть. Всесведущь Бог, и слышит всех Он сразу, И каждому откликнется Господь. 2 Над озером Дымским рассветная дымка, Как ладан, просторно курится. Покажется окуня тёмная спинка, Всплакнёт одинокая птица. Средь озера камень - иль виден, иль тонет, К нему по воде лишь дорога. На камне молился отшельник Антоний В года стародавние - Богу. Молился, теснимый волнами, ветрами, Скрипели угрюмые ели, Молился под хмурыми небесами - Они от молитвы светлели. Молился и вымолил столпник-святитель, Являя любовь и смиренье, Дремучему краю - Святую обитель И Матери Божьей явленье. На Крещение Всё происходит навсегда - За всё и отвечать нам. Душа, как в дебрях туч звезда, В плену грехов печальна. Но воссияют три свечи На водосвятной чаше, Их незакатные лучи Прольются в души наши. Мятежная вода реки Святой водою станет, И острых льдинок лепестки В ней, ледяной, растают. И вздрогнет в проруби звезда, Нам источит сиянье... Всё остается навсегда: И слово, и деянье. Чистый понедельник Пахнет срубленною елью Капелька смолы, Лёгок Чистый понедельник. Мытые полы, Напоён печалью сладкой Вешний ветерок, Рядом с «постною» лампадкой Тонкий образок, Сушек маковых колечки, Скромные столы, Пред нетопленною печкой Горсточка золы - Чтоб от «масляной» - ни крошки: Правильный зачин, А в раскрытые окошки - Благовест-помин. Семь седмиц преодоленья - Искупленья срок. Сущий праздник Воскресенья - Ведомый итог. Вербное воскресенье В горле, будто льдинка, тает Воздуха глоток. Снова верба расцветает В свой пушистый срок.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/07/...

Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каждая навек дана, Свыше награжденье, Мама, доченька, жена, Три моих рожденья. Радость эта суждена, Светел лес осенний, Мама, доченька, жена, Три моих спасенья. Сердце с разумом в ладу, И спокойны речи. Троекратно крест кладу, Ставлю, ставлю свечи. Валентина Ефимовская Санкт-Петербург Молитвы 1 Раззолотили образ Спасов блики. Благоухает медом воск свечей. Смиренны лица. Осияны лики. Владыке Сущего – поток людских речей. «Царю Небесный, нас спаси, помилуй!» – Перекликаются молитвами века, И мнится мне: голубкой сизокрылой Душа летит над бездною греха. Молитва примиряет с сердцем разум, С душой мятежной – страждущую плоть. Всесведущ Бог, и слышит всех Он сразу, И каждому откликнется Господь. 2 Над озером Дымским рассветная дымка, Как ладан, просторно курится. Покажется окуня темная спинка, Всплакнет одинокая птица. Средь озера камень – иль виден, иль тонет: К нему по воде лишь дорога. На камне молился отшельник Антоний В года стародавние – Богу. Молился, теснимый волнами, ветрами, Скрипели угрюмые ели, Молился под хмурыми небесами – Они от молитвы светлели. Молился и вымолил столпник-святитель, Являя любовь и смиренье, Дремучему краю – Святую обитель И Матери Божьей явленье. Отверзаю уста во славу милосердия Твоего, – ни единому гласу, слову невозможно воспеть его в полноте, заключенной в Бозе. И, смывая грехов былье, на Твои пречистыя нозе сердце слезы незримо льет. Пред Тобой я честнее ночью, звуки, светы все погасив… Строгий, пристальноокий Отче, стыдно мне о себе просить. В страхе Божьем молитвы глухи, чту Иисусову, чуть дыша. Я – как слабый зародыш в Духе, пуповине подобна душа. Из «ничто» прорастает в «нечто» в небе тонкий лунный серпец. Помоги мне родиться в Вечность, Всепрощающий мой Отец! Молю я, чтоб вышние силы церковной молитвы Заполнили душу, как чашу небес журавли, Чтоб иноки, воины тяжкой невидимой битвы, Стояли, как встарь, на духовных границах земли, И чтобы над морем загадочной русской печали, Как дымы кадильниц, клубились легко облака, И чтоб состраданием наши сердца умягчались,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010