иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Макария, ученика преподобного Павла Обнорского и основателя Писемского монастыря. Память преподобного Антипы Безмолвника, Валаамского, Афонского 98 Память преподобного Антипы Безмолвника, Валаамского, Афонского Прп. Антипа родился в 1816 г. в молдавской деревушке Калаподешти. В двадцать лет, после видения Божественного света, который наполнил его сердце несказанной радостью, прп. Антипа решил посвятить жизнь монашеству. Он подвергся тяжелому бесовскому искушению, но сохранил решимость, которая лишь окрепла благодаря чуду, происшедшему перед иконой Богородицы в Нямецком монастыре. Юноша поступил послушником в небольшой монастырь в Калдерушанах к северу от Бухареста и провел два года в трудах и полном отречении от собственной воли. У него не 6ыло своей кельи, и он спал лишь урывками, окончив работу на кухне или на ферме. Отшельник Гедеон, тридцать лет живший в затворе неподалеку от монастыря, научил прп. Антипу внутренней молитве. Послушник с таким усердием предавался этому подвигу, что через два года духовник посоветовал ему отправиться на Афон. Прибыв на Святую Гору, Антипа попросился в ученики к молдавским иеромонахам, отцам Нифонту и Нектарию. Они жили в скиту Лакку, где тогда подвизалось около восьмидесяти румынских монахов. Старцы посоветовали ему сначала пожить какое-то время в общежительном монастыре, а затем уже предпринимать подвиги пустынножительства. Тогда прп. Антипа поступил в Эсфигменский монастырь и провел там четыре года, работая на кухне. Здесь он прошел тяжелейшее испытание унынием и сухостью в молитве. Его дух и сердце были наполнены мрачной тоской, и только неколебимая вера в заступничество Пресвятой Богородицы спасла его от отчаяния. Когда окончились годы послушничества, два старца приняли юношу и постригли в монахи. Нифонт, желавший основать румынский монастырь, рассчитывал на его помощь, и поэтому противился желанию преподобного вести безмолвную жизнь. При поддержке их общего духовника Антипа все же удалился в некое пустынное место, но старец не дал ему даже самого необходимого для жизни, и святой поселился в полуразрушенной келье, не имея ничего. Здесь он нашел старую почерневшую от времени икону Богородицы, которая чудесным образом обновилась и впоследствии стала утешением и радостью мужественного пустынника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский) I. Детство, юность Иеросхимонах Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда в 1816 году. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил диаконом в убогой церкви села Калаподешти; мать, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец, по молитвам жены, у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа. Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем, до конца жизни, осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живыми без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Одаренный от Бога высокими духовными дарованиями, отрок Александр был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Долго, несмотря на самое усердное прилежание, не мог Александр научиться грамоте. Видя его неспособность, учителя даже советовали ему оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. Усердием, трудом и молитвой преодолел он все трудности, и священные книги стали для него единственным постоянным источником духовного назидания и самых сладостных утешений. Когда Александр еще учился, скончался его отец, и все семейство осталось без опоры. Его, как старшего, как будущего кормильца, отдала мать в обучение переплетному мастерству. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в чужом доме у жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро достиг звания переплетного мастера и, возвратясь на родину и обзаведясь собственным хозяйством, еще юношей сделался опорой и единственной отрадой вдовствующей своей матери и всей семьи. Полное довольство царило в семействе Лукиана, но сердце молодого хозяина не находило утешений в земном. Часто вдали от всех, обливаясь слезами, недоумевая, где обрести покой душе, мысленно взывал он к Богу: «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою!» ( Пс. 142, 8 ). Во время одной из таких уединенных мысленных бесед, на двадцатом году своей жизни, юноша внезапно был озарен дивным, неизъяснимым светом. Свет этот наполнил сердце его невыразимой радостью, из очей его потоками полились неудержимые, сладостные слезы. Тогда, как бы ощутив Божественный зов, он в радости воскликнул: «Господи, я буду монахом». Но Господь промыслительно попускал на него и разнообразные бесовские искушения. Кроме искушений от бесов, много скорбей и поношений в разное время претерпел будущий послушник и от враждебно настроенных против него людей за его прямоту и неудержимую ревность к благочестию. Так «десными и шуийими» возводился он по степеням лествицы совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский): главы из книги «Тайна будущего века» Святая северная Русь… Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен. Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей… А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более. Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения… И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня. Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях… Крестный Онежский монастырь – на острове Кие в Онежской губе Белого моря; Спасо-Каменный – на Кубенском озере; Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий монастырь; Кириллов-Белый Новоозерский – на одном из островов Нового озера; Череменецкий Иоанно-Богословский – посреди Череменецкого озера; Клименецкий Свято-Троицкий монастырь – на Клименецком острове Онежского озера; Рождество-Богородичный Коневский – на Коневце посреди Ладоги… И совсем уже на севере – Соловки со знаменитым Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Но нет, был, был у нас еще северней Николаевский Новоземельский скит при Карельском Николаевском монастыре, основанный за тысячу с лишним верст от него, на Новой Земле, в страшной ледяной пустыне Северного Ледовитого океана с его бесконечно длящейся зимней темью…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Иеросхимонах Антипа Иеросхимонах Антипа (в миру – Александр Елисеевич Половинкин) родился 7 июня 1836 года в г. Каменецк-Подольске, в семье офицера. В возрасте двадцати двух лет поступил на службу в 1-й департамент Правительствующего Сената. 6 июля 1860 года, по прошению, уволился со службы и, невзирая на увещания родных и знакомых, располагавших и связями, и состоянием, навсегда покинул многосуетный мир и удалился в пустынь. 24 июля 1860 года прибыл на Валаам, где известный своей аскетической жизнью и мудростью игумен Дамаскин принял его под свое духовное водительство. Поначалу Александр трудился на общих монастырских послушаниях. Вскоре игумен Дамаскин определил его в монастырскую канцелярию. Обладая прекрасным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя лучше соответствовал этому назначению. Через год по поступлении в обитель Александр Половинкин был зачислен в братство Валаамского монастыря и 24 ноября 1868 года пострижен в монашество с наречением имени Амвросий. Более двенадцати лет отец Амвросий ревностно и безропотно нес послушание в монастырской канцелярии. Он вел строгий образ жизни. Вставая к полунощнице в два часа ночи, шел в храм. Возвратясь из церкви, уже не ложился отдыхать, в то время как другие после службы позволяли себе немного отдохнуть. Исполнив келейное монашеское правило, занимался или резьбой по дереву, или брал ведра и шел за водой, желая послужить братии. Водопровода тогда не было в обители, и за водой приходилось спускаться по крутой горе к заливу. Весной и осенью, когда обледенелый снег покрывал гору и тропинку, ведущую к заливу, часто в ночное время, отец Амвросий, подымаясь в гору с водой, спотыкался и падал. Однако это не удерживало его рвения послужить братии, и он, по благословению своего духовника, не оставлял этот подвиг, остававшийся для всех неизвестным. Не давая себе отдыха, выходил он потом на послушание в канцелярию. 31 марта 1873 года отца Амвросия рукоположили в сан иеродиакона. По своему смирению, желая быть простым монахом, он долго и убедительно просил игумена освободить его от священного сана, ссылаясь на свое недостоинство. Отец Дамаскин все его доводы разбил словами: «В сознании своего недостоинства принимай это служение. Уж если такие люди, как ты, будут отказываться от диаконства и священства, то тогда некого будет представлять к посвящению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Учебный год подходит к концу, но, согласно старой поговорке, - сани нужно готовить летом, а школу, в которой будет следующей осенью учиться ваш ребенок, подбирать загодя. Многие родители сделали свой выбор еще ранней весной, но кто-то до сих пор в раздумьях. Если вы не определились с выбором учебного заведения для вашего первоклассника или у вашего ребенка есть серьезные мотивы для перехода в другую школу - приезжайте на Старо-Петергофский проспект в гости к учащимся средней общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! За шесть лет своего существования школа снискала репутацию неординарного, творческого учебного заведения, где дети учатся не только получать знания, но и любить свое Отечество, гордиться его славной историей и культурой, учатся быть достойными своих великих предков. Сегодня директор этой необычной школы, иеромонах Антипа (Никаноров), - наш гость. Отец Антипа, скажите, почему Вы - иеромонах, решили заняться организацией общеобразовательной православной школы? Ведь обычно священнослужители редко «выходят за рамки» проведения воскресных школ при храмах? - Именно с воскресной школы при Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря все и началось. Сначала это было скорее послушание, чем призвание. Я никогда не был ни профессиональным педагогом, ни, тем более, - директором школы. Если рассказывать по порядку, монастырское служение я начал в 1992 году на Приозерском подворье Валаамского монастыря. Через пять лет меня перевели в Валаамский монастырь, где я в течение двух лет был начальником Никольского скита. К тому моменту я уже был рукоположен в иеромонахи. В 1999 году я поехал в Санкт-Петербург учиться иконописи, но, судя по всему, - это был не мой путь, и игумен решил поручить мне руководство детской воскресной школой при монастырском подворье. Дело это было для меня абсолютно новым, и всему приходилось буквально «учиться вместе с детьми». Тогда же я закончил заочно Московскую Духовную семинарию. Общаясь с родителями учеников воскресной школы, я понял, что существует необходимость в создании общеобразовательной школы, в которой бы дети воспитывались в соответствии с православной традицией.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/49...

10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) . Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А) , а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане...» . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

Кишиневская епархия Дата создания: 1813 г. Описание: Входит в состав Православной Церкви Молдовы Учреждена в 1813 г. Объединяет приходы и монастыри на территории центральных районов Молдовы. Кафедральный город — Кишинев. Кафедральный собор — Рождества Христова (Кишинев). Епархия разделена на 31 благочиннический округ. Статистика (на 2010 г.): приходов — 610 монастырей — 24 скитов — 5 (4 муж., 1 жен.) штатных священников — 730 штатных диаконов — 60 Действующие монастыри Варзарештский во имя св. вмч. Димитрия жен. мон-рь, один из древнейших мон-рей Молдовы, первоначально был мужским, обращен в женский в 1815 г., закрыт в 60-х гг. ХХ в., возобновлен в 1990 г. Настоятельница — игум. Георгия (Плэчинтэ). Молдова, МД-6439, Унгенский у., ком. Варзарешть; Веверицкий в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» муж. мон-рь, основан в 30-х гг. ХХ в. как женский, закрыт в 1948 г., возрожден в 1994 г., преобразован в мужской в 2000 г. Настоятель — игум. Матфей (Попович). Молдова, МД-3631, Унгенский у., ком. Бахмут, с. Веверицы. Тел.: (373-36) 2-21-69; Владимирский муж. мон-рь, учрежден 7 октября 2000 г. Настоятель — иером. Владимир (Порубин). Кишинёвский у., с. Горешть; Вознесенский муж. мон-рь, основан в 1740 г., закрыт в 1963 г., возрожден в 1993 г. Настоятель — иером. Евлогий (Николенко). Молдова, МД-4421, Унгенский у., ком. Хыржавка. Тел.: (373-44) 7-22-76; Георгиевский жен. мон-рь, основан в 1785 г. как муж. скит, закрыт в 1959 г., возрожден в 1991 г. как жен. мон-рь. При мон-ре действует лицей для девушек. Святыня: мощи прп. Антипы Валаамского. Настоятельница — мон. Епистимия (Гончаренко). Молдова, МД-6827, Кишиневский у., ком. Суручень. Тел.: (373-68) 3-32-62; Георгиевский муж. мон-рь, основан в 1941 г., закрыт в 1949 г., возобновлен в 1995 г. Настоятель — архим. Товий (Бобок). Молдова, МД-7718, Кишинёвский у., ком. Резень, с. Злоць; Городищенский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, древнейший мон-рь Молдовы, закрыт в 1950 г., возрожден в 1993 г. Настоятель — иером.

http://patriarchia.ru/db/text/80872.html

сост. П.В. Пономарёв Старец схимонах Агапий Слепец Схимонах Агапий (в миру Александр Молодяшин) родился в 1838 году в крестьянской семье. Поступил в Валаамский монастырь в 1860 году. Проходил послушания на монастырском огороде, а также клиросное. Имея от природы слабое зрение, старец вскоре ослеп. Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое тяжкое испытание для очищения грехов и спасения душевного. Под руководством своего старца, преподобного Антипы Афонского, он приобрел духовную опытность, а со временем научился внутренней, сердечной молитве Иисусовой. Получил схимонах Агапий от Бога и дар прозорливости. За благочестивую и подвижническую жизнь отец игумен Ионафан возложил на схимонаха Агапия послушание – старчество. Отец Агапий состоял в духовной переписке со святителем Феофаном Затворником . Руководя вверенными ему учениками, старец постоянно прибегал за советами и наставлениями к Священному Писанию , творениям святых отцов, подвижников благочестия, и к собственному опыту. Приходящих к нему всегда призывал молиться. Скончался он 7 апреля 1905 года и погребен на старом братском кладбище. Братия и паломники часто посещают могилу схимонаха Агапия, веруя, что старец за добродетель свою обрел дерзновение перед Господом и молится за обращающихся к нему с верой. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) – то есть те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести. (12; стр. 23) ...Только употребляющие усилие восхищают Царство Небесное ( Мф. 11,12 ), а для нерадивых и лукавых оно недоступно... наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому слово Божие надо проводить до чувства сердца и, с помощью Божией благодати, принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела. (12; стр. 22–23)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

В Екатеринбург доставлены святыни Валаамского монастыря Екатеринбург, 25 апреля 2007 г. В Екатеринбургской епархии начались дни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Начались с Крестного хода с прибывшими с далекой валаамской земли святынями - иконой святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и святого преподобного Антипы Валаамского. Жители уральской столицы встречали святыни на Екатеринбургском железнодорожном вокзале, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . На привокзальной площади собрались люди, заранее узнавшие о прибытии икон и пожелавшие пройти с ними Крестным ходом по улицам уральской столицы. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, уральское духовенство встречали святые иконы на привокзальной площади. Когда-то давно, еще в девятнадцатом веке, насельники Спасо-Преображенской Валаамской обители прибыли на уральскую землю, чтобы помочь благоустроению Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, чтобы помочь в становлении монашеской жизни. Теперь Валаам вновь посылает на Урал свое благословение. Святыни на уральскую землю сопровождает епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Под радостные возгласы " Христос Воскресе! " , под молитвенные песнопения святые образы вынесли из поезда. На привокзальной площади начался Крестный ход к Храму-на-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Образ святой Анны - матери Пресвятой Богородицы - написан в монастыре на горе Афон специально для Екатеринбургской епархии. На Урал прибыл также образ святого Антипы Валаамского с частицей его цельбоносных мощей. Многолюдное молитвенное шествие направилось к Храму-на-Крови, который встречал Крестный ход звоном своих колоколов. В Храме-на-Крови перед святынями был совершен торжественный молебен. …Более ста лет назад на Урал впервые прибыли посланцы Спасо-Преображенской обители. Они смогли совершить дело преображения монашеской жизни на Урале. Нынешнее прибытие на уральскую землю святынь сурового северного края - надежда, что вновь преобразится духовная жизнь уральцев, вновь воссияет в сердцах свет веры и благочестия.

http://pravoslavie.ru/21840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (Лукиан Александр Георгиевич; 1816, с. Калаподешти Текучского у., Молдавия - 10.01.1882, о-в Валаам), иеросхим. Род. в семье диакона. С детства был набожным и кротким отроком, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной лит-ры. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом. После неудачной попытки поступить в Нямецкий мон-рь был принят в небольшой мон-рь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона. Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в мон-ре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон (по др. данным, пострижен в румын. мон-ре на Афоне). Поступил в греч. мон-рь Эсфигмену . 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам - старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию. Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери. Через нек-рое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух жен. мон-рей. Занимался сбором средств для скита в Москве и С.-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев об-ва. В 1865 г. прибыл на о-в Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества , был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти А. В. чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. А. В. погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского мон-ря , близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 60-х гг. ХХ в. могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником мон-ря игум. Андроником (Трубачёвым) . От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении под день памяти св. равноап. Владимира 28 (15) июля 1991 г. мощи А. В. были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 (11) сент. 1991 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских,- в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в наст. время.

http://pravenc.ru/text/Антипой ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010