Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизант. период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних Церквей К-поля и Иерусалима. История В. б. восходит к доиконоборческому времени (325-726) и в дальнейшем может быть разделена на иконоборческий (726-843), послеиконоборческий (843-1204), никейский (1204-1261) и палеологовский (1261-1453) периоды. Доиконоборческий период (325-726) Одним из важных церковно-адм. решений, принятых на Вселенском I Соборе (325), было признание особых преимуществ епископов крупных адм. центров Римской империи: Рима (диоцез Италия), Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток). С каждым из них связано формирование особой литургической традиции (см. ст. Литургические семьи ), определяющей особенностью к-рой является структура евхаристической молитвы - анафоры . Литургическая традиция каждого центра развивалась независимо и определяла богослужение в церковных провинциях, зависящих от них. В вост. части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим адм. и церковным центром в III-IV вв. была Антиохия, из к-рой христианство распространялось как по территории империи, так и за ее пределами. С историко-литургической т. зр. Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы к-рого значительно превосходили границы адм. диоцеза Восток. Уже во 2-й пол. IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги - суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, к-рые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции антиохийских мон-рей, находившихся вне городов. 2 наиболее значимые литургические традиции Византийской империи - иерусалимская и к-польская (традиционно последнюю и называют византийской) - в начальный период были тесно связаны с антиохийским богослужением и во многом находились под его влиянием, что определило характер и особенности их развития. Для 1-й это было обусловлено прямой церковно-адм. зависимостью Палестины от Антиохии, для 2-й - воздействием антиохийского богослужения на литургическую традицию М. Азии (диоцез Асия с центром в Эфесе и диоцез Понт с центром в Кесарии Каппадокийской), с к-рой было непосредственно связано к-польское богослужение в начальный период.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Оценка литературного и богословского значения апологетических произведений II века Апологеты в последнее время у различных исследователей находят далеко не одинаковую оценку как в литературном, так и в богословском отношении. По обычному, издавна установившемуся взгляду, апологеты были сильные духом, крепкие в вере, философски образованные представители древнехристианского богословия, которые не только прилагали к себе имя философов, но и самым делом доказывали это. Неустрашимо они обращаются к императору и предлагают его вниманию дело христиан, «смело бросают пламя истины в душу деспота», показывают ему и современному обществу безумие греческого богопочитания и богослужения, дают ему возможность взглянуть в жизнь христиан, культ, мир понятий, учение о спасении, указывают на суд в конце мира. Но против этого резко выставляется и противоположный взгляд, отрицающий у апологетов прежде всего широкое и серьезное образование и литературные способности: апологетов, говорят, можно причислить к низшему философскому клиру, а часто даже только к самому низшему. Высокая нравственность, занятие учением о Боге и Божественными предметами случайно создали им звание философов, с которым в то время обращались довольно свободно; но, в сущности, они были недостойны его, и апологеты принадлежат к так называемым софистам, которые в свои напыщенные речи вставляли философские отрывки; но христианские апологеты, конечно, не стояли на образовательной высоте даже своих языческих коллег. Таким образом, апологеты лишаются прежде всего славы ученых. От Аристида до Феофила Антиохийского это были духовно незначительные люди, плохо владели греческим литературным языком, не могли расположить своих мыслей в стройное, гармонически упорядоченное целое; всю свою мудрость они выписывают из нескольких руководств. Этим прежде всего, по мнению исследователей этого толка, и объясняется тот факт, что апологеты не производили никакого впечатления на современных им образованных язычников: их произведения встречали с улыбкой сожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Симеон Фрёйсхов Предисловие Октоих (от греч. κτ χος, «восьми (сложный) звук»), богослужебная и музыкальная система восьми гласов, является важным компонентом большей части богослужебных традиций начиная уже с первого тысячелетия от Р.Х. В течение XX в. шла дискуссия о месте и времени его возник­новения в христианской среде; в самых главных чертах эта дискуссия вы­глядит следующим образом. В 1910 г. Антон Баумштарк высказал мнение, что Антиохийский патриарх Севир (ок. 465 – ок. 538 гг.) написал осмогласный сборник гимнов, который Баумштарк назвал «Октоихом Севира» и датировал началом VI века. 1 Это мнение было поддержано Жанненом и Пюйадом, которые в своей статье 2 , опубликованной в 1913 г., утверждали, что музыкальная восьмигласовая система в Антиохийском Патриархате существовала уже в начале VI века. Их работа получила широкое при­знание, до тех пор, пока Коди, в своем замечательном труде, изданном в 1982 г., решительно отверг «севировскую» гипотезу, указав на более веро­ятное палестинское происхождение гимнографического Октоиха. В по­следние годы Питер Джеффри, поддерживая Коди, защищал предложен­ное им святоградское происхождение системы октоиха 3 , то есть что в хри­стианском контексте она впервые появилась в Святом граде Иерусалиме 4 . В то же время Коди и Джеффри предложили датировать происхождение богослужебной системы восьми гласов более консервативно, нежели это было принято на протяжении большей части XX века. Согласно Коди, «до восьмого века нет ни одного реального свидетельства существования Октоиха в каком бы то ни было понимании» 5 . В 1991 году. Джеффри предпо­ложил, что первый гимнал (Древний Иадгари, см. ниже), включавший раз­дел Октоиха, мог появиться ранее VIII века 6 , однако позже, в статье, опубли­кованной в 2001 году, воздержался от датировки появления восьмигласовой системы раньше времени первых свидетельств о ней, то есть VIII и IX веков. 7 Однако серьезное развитие святоградской литургиологии в по­следние десятилетия, продолжающиеся открытия грузинских источ­ников, которые в основном сохранили наиболее древние богослужеб­ные книги кафедрального собора Иерусалима, требуют нового изуче­ния раннего периода системы осмогласия. Новые находки позволяют по настоящему исследовать богослужение Святого града. В основном именно по грузинским источникам мы и рассмотрим вопросы о вре­мени и месте происхождения Октоиха, соглашаясь с Джеффри (и Коди, в более широком смысле – с палестинской теорией) в том, что Октоих возник в Иерусалиме, но предлагая более раннюю дату, чем они.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день праздника Собора Архангела Гавриила митрополит Волоколамский Иларион и представители Поместных Православных Церквей совершили богослужение на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве 27 июля 2014 г. 11:52 26 июля 2014 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском подворье Антиохийской Православной Церкви  — в храме во имя святого Архангела Гавриила. Владыке Илариону сослужили настоятель Подворья, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон , архиереи Антиохийской Церкви: митрополит Тирский и Сидонский Илия и епископ Селевкийский Ефрем; представитель Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , благочинный храмов Богоявленского округа Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма. На праздничном богослужении присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Торшин; член Императорского православного палестинского общества , вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; министр-советник, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлссон; послы Колумбии, Чили, Сербии, Голландии, Пакистана, Кот-д’Ивуар, представители дипломатического корпуса Франции и других стран. После сугубой ектении была прочитана молитва о мире на Украине. По окончании Божественной литургии у храма был отслужен молебен перед иконой Архистратига Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

За богослужением Евангелие читалось на русском и арабском языках. По окончании Божественной литургией собратья архипастыри совершили молебен святому покровителю храма. Затем архиепископ Филиппопольский Нифон приветствовал верующих: «Мы собрались сегодня, дабы прославить Архангела Гавриила, который учил, вдохновлял и благовествовал и в Ветхом, и в Новом Завете. Он сказал Пресвятой Деве о рождении Спасителя, являясь исполнителем воли Божией». Владыка напомнил, что служители Церкви также являются служителями воли Божией, поэтому они должны распространять духовные ценности и любовь Божию среди людей. Его Высокопреосвященство отметил также важность состоявшегося евхаристического общения представителей Антиохийского и Московского Патриархатов. Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси особо приветствовал митрополита Волоколамского Илариона, поздравив его с 65-летием возглавляемого им Отдела и 45-летием со дня рождения. Всем собравшимся в этот праздничный день архиепископ Нифон передал благословение Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия. «Да дарует вам Господь молитвами Архистратига Божия Гавриила долгие годы жизни, семейное счастье и процветание России», — завершил владыка. Затем он преподнес памятные дары: архипастырям — панагии с изображением иконы Божией Матери «Троеручица», а также кресты — протоиерею Николаю Балашову, архимандриту Дионисию и священнику Алексею Шехаде. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларон от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствовал архиереев Антиохийского Патриархата. «Во время Литургии, обращаясь к архиерею, дьякон произносит слова, которые когда-то сказал Архистратиг Гавриил, когда явился с благовестием к Пресвятой Деве Марии: " Дух Святый найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя " (Лк. 1: 35). Слова Архистратига были ответом на ее вопрос: " Как будет это? " (Лк. 1: 34) — вопрос о том, как родится от нее Преблагословенный Сын Божий и Спаситель мира. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, Дух Святой сходит на нас, и сила Всевышнего осеняет нас. Именно этот Дух Святой и эта сила Божия дают нам силы нести то высокое служение, которое на нас возложено, — напомнил председатель ОВЦС. ­— Хотел бы пожелать вам, Высокопреосвященнейшие владыки, чтобы Господь благословил ваше пребывание на Российской земле и сохранил вас на многая и благая лета».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1586253...

[  назад  ] Приходы викариата западного обряда Антиохийской церкви Приходы викариата западного обряда Антиохийской церкви в Америке 1. Приход искупителя (Лос Альтос, Калифорния) В 1963 году значительная группа прихода Епископальной церкви во главе со священником Уэстом, недовольные писаниями и действиями своего епископа (Альберта Пайка), присоединилась к викариатству Западного обряда. Им удалось сохранить в своей собственности и свой приходской храм Искупителя, в котором проводились богослужения до 2002 года (когда храм сгорел). (380 Magdalena Ave) Настоятели: о. Эдвин Эллисон Уэст (Edwin Ellison West) (1963–1965) о. Самер Юссеф (Samer Youssef) 2. Приход св. Андрея Апостола (Эустис, Флорида) Бывший англиканский приход, одно время входивший в состав Англиканской провинции Царя Христа , присоединился к викариату. Используют Литургию св.Тихона. Имеют собственный храм (2815 S. Bay Street). Настоятель о. Кассиан Данлоп (Cassian Dunlop) Сайт прихода (англ.). 3. Приход св. Михаила (Уиттиер, Калифорния) Бывшая англиканская " продолжающая " церковь, созданая в 1977 в лоне Англиканской католической церкви , в январе 1981 года 2/3 прихода проголосовала о присоединении к православию. 9 сентября 1990 году была освящена построенная приходом церковь (в 2002 стены церкви покрыты фресками) (3333 Workman Mill Rd). Используют Литургию св. Тихона. Настоятель: о. Майкл Тригг (Michael Trigg) (1980- 5 мая 2007) (с 15 августа 1993 г. архимандрит) о. Стефан Херни (Stephen Herney) (5 мая 2007 - Служат: о .Брендан Аллен (Brendan Allen) о. Стефан Херни (Stephen Herney) (- 5 мая 2007) диакон Стивен Холли (Stephen Holley) Сайт прихода (англ.). 4. Приход св. Винсента Леринского (Омаха, Небраска) Приход создан в 1990 году. Используют Литургию св. Тихона. Богослужения проводятся в снимаемом помещении (2502 North 51st Street). Настоятели: о. Стивен Валински (Stephen Wallinski) ( - 17 октября 2004) о. Теодор Эклунд (Theodore Eklund) (17 октября 2004 - Служит иподиакон Томас Николас Тайден (Thomas Nicholas Tilden)

http://hierarchy.religare.ru/h-westorth-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Бруклинский Рафаил (Ававини). Фото Свт. Рафаили (Ававини), еп. Бруклинский В 1891 - 1893 годах, когда он служил настоятелем Антиохийского подворья в Москве , у него возник конфликт с Антиохийской Патриархией. После того, как в 1891 году патриарх Герасим сложил с себя патриаршие обязанности, чтобы возглавить Иерусалимскую Патриархию, архимандрит Рафаил стал выступать за то, чтобы освободить Антиохийскую Церковь от господства греческих иерархов и предоставить управление ею коренным клирикам и мирянам. Он начал рассылать письма отдельным антиохийским епископам и влиятельным мирянам и публиковать статьи в русской прессе. Когда на Антиохийскую кафедру был избран новый патриарх греческого происхождения Спиридон, архимандрит Рафаил отказался поминать нового патриарха за богослужением и был временно отстранен от служения. Приняв свое отстранение, архимандрит Рафаил продолжал писать статьи в русских газетах в защиту антиохийского дела, и эта активность побудила всех восточных патриархов - не только Антиохийского, но и Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского - обратиться к царю Александру III с просьбой запретить газетам публиковать статьи о. Рафаила. Не сдаваясь, о. Рафаил начал издавать свои материалы в форме книг. Наконец, патриарх Спиридон просил русских друзей о. Рафаила (в частности, товарища обер-прокурора) убедить его испросить прощение у патриарха. Тот внял просьбе обер-прокурора, прещение было снято, и о. Рафаилу было позволено перевестись из-под юрисдикции Антиохийской Церкви под юрисдикцию Русской Церкви и остаться в России. После окончания Киевской духовной академии , в феврале 1894 года ] он был направлен в Казанскую духовную академию практикантом арабского языка . В 1895 году переехал в Америку по приглашению Сирийского православного благотворительного общества Нью-Йорка, 21 августа того же года назначен в Нью-Йорк для окормления православных сиро-арабов в Алеутской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/13681753.h...

Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла 27 (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) По умирении Церкви, возмущенной на некоторое время гонением, воздвигнутым в Иерусалиме Иродом Агриппою, и по смерти этого последнего открылся новый период в истории христианства: начинается распространение Евангелия главным образом среди язычников. Таким образом, свет Христовой истины переходил в страны языческие по мере того, как возрастала злоба иудейства против Христа и Его Церкви. Иудеи сами гнали от себя этот свет и делали себя более и более недостойными его, и апостольская деятельность сама собою должна была переноситься к язычникам (13, 46). На место Иерусалима главным, средоточным и исходным пунктом апостольской деятельности является теперь Антиохия; главным деятелем в распространении Евангелия – святой апостол Павел, на то и призванный, чтобы возвещать имя Христово среди язычников (9, 15; 22, 21). а) Начало апостольских путешествий святого Павла Глава 13. 1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Глава 13: 1–3. Антиохийская Церковь в то время достигла уже такого духовного совершенства, что в ней были уже свои пророки и учители 28 . Из них первым дееписатель называет Варнаву, который, вероятно, пользовался особенным уважением среди христиан, как устроитель Церкви Антиохийской по поручению самих апостолов (11, 22), а последним – Савла, который после других вошел в общение с Церковию Антиохийскою и в состав ее членов. Когда однажды все члены Антиохийской Церкви были в собрании при богослужении и постились, Дух Святой (чрез одного или нескольких пророков) сказал: «выделите Мне из среды своего общества Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Савла Дух Святой. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, а потому не просто отпустили их в путь, но после особенного поста и молитвы о проповедниках Христовых и возложив на них руки, то есть после общего поста и молитвы, посвятив их на новое, особенное служение, призвав на них вспомоществующую немощам человеческим благодать Святого Духа. б) Обращение проконсула Сергия Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Богородицы (Иверской иконы), глас 1-й (трижды) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Визит Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV в Москву (комментарий в цифрах и фактах) Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV (Краткая биографическая справка) Патриарх Антиохийский Игнатий IV (Хазим) родился в 1921 г. в сирийской деревне Мхардей, недалеко от города Хама, в благочестивой православной арабской семье. С ранних лет посещал богослужения и участвовал в церковной жизни. В период обучения в университете в Бейруте, будущий Патриарх поступил на службу в один из храмов местной епархии сначала в качестве алтарника. Через некоторое время он стал диаконом. В 1942 г. был одним из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время Второй мировой войны. Это движение придало новые жизненные силы всему Антиохийскому Патриархату и способствовало притоку молодежи в Церковь. С 1945 г. учился в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже. После возвращения на Ближний Восток основал в Ливане Православную богословскую семинарию при Баламандском монастыре, в которой на протяжении многих лет исполнял обязанности декана. Как декан всегда стремился обеспечивать Антиохийскую Патриархию образованными и высокоразвитыми клириками, имеющих хорошее духовное и интеллектуальное образование и искреннюю и нелицемерную веру. В 1953 г. выступил одним из основателей Синдесмоса – Всемирного объединения православной молодежи и богословских школ. В 1961 году рукоположен во епископа, а в 1970 г. стал митрополитом Латакийским (Сирия). Старался повсеместно вводить практику частого Причащения. 2 июля 1979 г. стал Патриархом Антиохийским и всего Востока. В своей речи после церемонии интронизации Патриарх Игнатий сказал: «Я знаю, что я буду осужден, если не буду искренне заботиться о Церкви и о каждом из вас. Для меня не приемлемо общаться с вами свысока, словно я выше вас. Нет! Никаких различий между нами нет. Я неотъемлемая ваша часть, я нахожусь в вас и прошу, чтобы вы были во мне. Ведь Господь пребывает, и Дух Святой спускается на братьев собравшихся и объединенных в общину, поскольку они проявляют разнообразие в единстве Духа».

http://sedmitza.ru/text/395895.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010