Для того, чтобы установить общую точку зрения на вселенские соборы, должно прежде всего строго ограничить тот материал, который имеется в нашем распоряжении. Исторический опыт православной и католической церкви по вопросу о вселенских соборах не одинаков. Тогда как мы, православные, признаем и только можем признать 7 вселенских соборов, католическая церковь признает их во много раз больше и ничто не мешает ей завтра созвать собор, признав его вселенским. Если католические ученые в своих суждениях исходят из своего объема исторического опыта, то мы вполне естественно ограничиваемся тем материалом, который дает нам история 7 вселенских соборов, признанных православной церковью. По вопросу о вселенских соборах у нас нет другого материала. Такое ограничение материала вполне возможно и для католического богослова, так как эти соборы признаны и католической церковью. Из этого ограничения вытекает одно весьма важное следствие: первые 7 вселенских соборов  были не только церковным институтом, но и государственным. Это имперский государственно-церковный институт. Здесь не место разбирать те причины, которые привели к образованию такого института. Можно лишь заметить, что появление этого института в историческом процессе было вполне законно и вызывалось совокупностью условий, в которых христианская церковь находилась с момента издания Миланского указа. Эта особенность кладет резкую грань между соборами до-константиновской эпохи и последующими вселенскими соборами. Как чисто церковный институт, вселенские соборы продолжали деятельность предыдущих соборов и этой своей стороной I Никейский собор тесно примыкает к Антиохийскому собору 267 или 268 года. Государственные значение обусловлено ролью на них римской государственной власти в лице императора или его представителей и тем влиянием, которое оказал и сам собор и его постановления на общую государственную жизнь. Это было новым фактором не только в истории церковных соборов, но и в истории церкви вообще. Естественно, что это участие государственной власти и государственное значение соборов не могло не отразиться на самой структуре вселенских соборов. Они приобретают целый ряд особенностей, которых не знают предыдущие соборы. Эти изменения не идут особенно глубоко, не затрагивают самого организма соборов, но тем не менее они имеют весьма важное значение, т. к. создают новые формальные условия авторитетности собора и его правомощности. Нам придется несколько остановиться на этих особенностях для правильной оценки предлагаемых анкетой вопросов и для правильного ответа на них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для того чтобы установить общую точку зрения на вселенские соборы, должно прежде всего строго ограничить тот материал, который имеется в нашем распоряжении. Исторический опыт православной и католической церкви по вопросу о вселенских соборах неодинаков. Тогда как мы, православные, признаем и только можем признать 7 вселенских соборов, католическая церковь признает их во много раз больше, и ничто не мешает ей завтра созвать собор, признав его вселенским. Если католические ученые в своих суждениях исходят из своего объема исторического опыта, то мы вполне естественно ограничиваемся тем материалом, который дает нам история 7 вселенских соборов, признанных православной церковью. По вопросу о вселенских соборах у нас нет другого материала. Такое ограничение материала вполне возможно и для католического богослова, так как эти соборы признаны и католической церковью. Из этого ограничения вытекает одно весьма важное следствие: первые 7 вселенских соборов были не только церковным институтом, но и государственным. Это имперский государственно-церковный институт. Здесь не место разбирать те причины, которые привели к образованию такого института. Можно лишь заметить, что появление этого института в историческом процессе было вполне законно и вызывалось совокупностью условий, в которых христианская церковь находилась с момента издания Миланского указа. Эта особенность кладет резкую грань между соборами доконстантиновской эпохи и последующими вселенскими соборами. Как чисто церковный институт, вселенские соборы продолжали деятельность предыдущих соборов, и этой своей стороной I Никейский собор тесно примыкает к Антиохийскому собору 267 или 268 года. Государственное значение обусловлено ролью на них римской государственной власти в лице императора или его представителей и тем влиянием, которое оказал и сам собор, и его постановления на общую государственную жизнь. Это было новым фактором не только в истории церковных соборов, но и в истории церкви вообще. Естественно, что это участие государственной власти и государственное значение соборов не могло не отразиться на самой структуре вселенских соборов. Они приобретают целый ряд особенностей, которых не знают предыдущие соборы. Эти изменения не идут особенно глубоко, не затрагивают самого организма соборов, но тем не менее они имеют весьма важное значение, т. к. создают новые формальные условия авторитетности собора и его правомочности. Нам придется несколько остановиться на этих особенностях для правильной оценки предлагаемых анкетой вопросов и для правильного ответа на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вселенские соборы «Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения, «оросы» вселенских соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навеки закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная, в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретически-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы» — определяет Каратшев суть догмата, историческое развитие, которого он прослеживает во «Вселенских Соборах». «Вселенские соборы» Каратшева — классика церковной историографии, фундаментальный труд по истории Вселенских соборов — периода, когда складывалась догматика Церкви, определялась её историческое лицо. «Вселенские соборы» характеризует широкий охват проблем, принципиальная честность и свобода. Карташёв не боится видеть неприглядных страниц истории Церкви, всю сложность её истории, что не мешает ему видеть веяние Духа в этой истории. «Вселенские соборы» Каратшева —  не только изложение событий, но и попытка их богословского анализа. А. В. Карташев . Вселенские Соборы . Оглавление .   От редакции. Предисловие . I Bceлehckuй собор в Никее 325 г . Арианство. Внешний ход событий. Антиохийский собор 324-325 гг. Вселенский собор в Никее. Процедура собора. Пределы Никейского богословствования. Непосредственные итоги Никейского собора. Антиникейская реакция. Отступление Константина. Борьба св. Афанасия. Тирский собор 335 г. Маркелл Анкирский. Богословствование Маркелла. После Маркеллова соблазна. Наследники Константина. Интервенция папы Юлия. Антиохийский собор 341 г. Итоги Антиохийских соборов. Сердикский собор 342-343 гг. Сердикский собор без «восточных». Фотин. Церковная политика Констанция. Сирмийские формулы. Собор 353 г. в Арле. Миланский собор 355 г. Погоня за Афанасием. 2-я Сирмийская формула и ее последствия. Группировки «восточных». Аномеи. Поворот «восточных» к Никее: омоусиане. «Вселенский собор» в Ариминиуме—Селевкии. В Селевкии Исаврийской (359 г.). Александрийский собор 362 г. Антиохийский Павлинианский раскол. Борьба партий после Юлиана. Свобода борьбы партий. Церковная политика Валента (364-378 гг.) на востоке. Переход омоусиан к Никейской вере. Предварительный собор в Тианах. Пневматохи. Изживание арианства на западе. Великие каппадокийцы. Организаторский подвиг Василия Великого. Помеха делу — Антиохийский раскол. Евстафий Севастийский. Победа православия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 4 «Лекции по истории Древней Церкви, четвертый том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. В этом томе разбираются история богословия: от арианской смуты до иконоборчества. Проф. В. В. БОЛОТОВ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ IV. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли.   Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова.   ПЕТРОГРАД. Третья Государственная Типография.   Приложение к „Христианскому Чтению“ за 1913–1918 гг. Разрядка шрифта заменена жирным. ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие xi–xv ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. История богословской мысли.   I. Cnopы о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1-134 1. Арианский спор . —  Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора . — Отражение в арианстве антиохийского влияния (1). — Неясность вопроса о догматических воззрениях Лукиана и о зависимости от него Ария (2–3). — Различие экзегетического метода александрийской и антиохийской школы (3–7) и значение философских предпосылок той и другой школы в деле возникновения арианского спора (7–8). — Учение о Сыне Божием св. Александра александрийского (8–10). — Отношение к этому учению Ария (10–11) и его собственное учение (11–15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Согласно «апостольскому правилу»: «Дважды в году да бывает собор епископов» (37 апост. прав.), в христианской Церкви издревле (как полагают, с конца II-ro века) собирались дважды или, по крайней мере, однажды в году областные или поместные соборы епископов. В период отдельного существования церкви от государства (до IV в.) право и инициатива созвания соборов принадлежала епископам главных городов. (На основании апостольских правил: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них и признавати его яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения» 34 апост. прав.) Епископы таких, например, городов, как Антиохия, Александрия, Рим, Карфаген издревле пользовались преимуществами авторитета и власти над епископами соседних городов (I Всел. Ник. соб. пр. 6, также историч. свед. о жизни св. Киприана Карфагенского ). Епископы главных городов и созывали других епископов на соборы 13 . С IV века, когда Церковь вступила в «союз» с государством и когда императоры стали называть себя «епископами внешних дел Церкви» ( Константин Великий ) и «императорами и священниками» (Лев Исаврянин), право созвания соборов становится общим достоянием как духовной, так и светской власти и последней даже более, чем первой. Хотя церковная юрисдикция этого времени определила это право ясно и точно в пользу представителей главных городов (со времени I-ro всел. соб. 325 г. они назыв. митрополитами, 19 и 20 пр. Антиохийск., 19 пр. IV вс. соб. и 8 пр. VI вс. соб.), но в действительности это право принадлежало им в менее важных случаях – при созвании периодических областных соборов; во всех же важнейших случаях, когда церковная жизнь выдвигала на очередь обсуждение догматических основ христианского вероучения, устроения церковной жизни – избрания и поставления важнейших иерархических лиц, право созвания соборов – и поместных и вселенских – предоставляли себе христианские императоры. Они рассылали предстоятелям главнейших церквей грамоты с приглашением на собор, назначали место и время соборов, в потребных случаях переводили соборы из одного места в другое, временно прекращали заседания соборов, определяли иногда приблизительное число членов собора, делали ассигновки на расходы по съезду и содержанию членов собора, распускали соборы, утверждали, или не утверждали соборные постановления своими указами и силой своей власти приводили их в исполнение, или поручали вновь рассмотреть известные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Греческие источники церковного права Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Правила I Никейского Собора. Миланским эдиктом открывается новая эпоха в истории Христианства - эпоха симфонических гармонических отношений между Церковью и государством, эпоха Вселенских Соборов, на которых, по благодати Святого Духа, Отцами были сформулированы непогрешимые определения догматов и изданы каноны. Этими канонами Церковь руководствуется в своей жизни и поныне. Помимо чрезвычайных Вселенских Соборов, в рассматриваемый период истории регулярно созывались поместные Соборы. Дисциплинарные постановления 10 поместных Соборов были восприняты Вселенской Церковью и получили силу канонов. Общецерковное признание получили и правила Св. Отцов. I Вселенский Собор был созван в Никее в 325 г. Зонара писал о нем: «Святый и Вселенский I Собор был в царствование Константина Великого, когда в Никее Вифинской собрались триста осьмнадцать Св. Отцов против Ария, бывшего пресвитера Александрийской Церкви, который произносил хулу против Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа и говорил, что Он не единосущен Богу и Отцу, а есть тварь, и что было (время), когда Его не было. Сего Ария Святый Собор подверг извержению и предал анафеме, вместе с единомышленниками его, и утвердил догмат, что Сын единосущен Отцу и есть Бог истинный и Владыка и Господь и Творец всего сотворенного, а не тварь и не создание. Первым называется сей Никейский Собор в числе Вселенских. Хотя и прежде были различные Соборы поместные, но поелику он есть первый из Вселенских, то и поставлен прежде прочих, бывших ранее его.» Среди Соборных Отцов были великие святители Николай Мирликийский, Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский. Из числа пресвитеров и диаконов, привлеченных к участию в Соборе, выделялся своей преданностью Православию, богословской ученостью и красноречием александрийский архидиакон св. Афанасий. Собор издал 20 канонов, которые касаются разных вопросов церковной дисциплины. Эти каноны были вскоре приняты всей Церковью. I Никейскому Собору приписывались и другие, апокрифические правила, В течение долгого времени на Западе ему усваивали также каноны Поместного Сардикийского Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/432356/

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святой Вселенский четвертый собор был созван в 451 г. по P. X. в Халкидоне, знаменитом городе Вифинии, при императоре Маркиане и Пульхерии [ 125 ] . На нем присутствовали 630 отцов, среди которых ведущую и наиболее выдающуюся роль играли Анатолий Константинопольский, еп. Пасхазин и Луценций с пресвитерами Бонифацием и Василием, а с ними и еп. Юлиан, замещавшие святейшего Льва Римского, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский. Они осудили и предали анафеме злосчастного архим. Евтихия и его покровителя Диоскора, ставшего после Кирилла епископом Александрийским. Евтихий и Диоскор, впав в заблуждение, противоположное заблуждению Нестория, вместе с ним впали в ту же погибель: Несторий разделял Единого Христа на два лица и две ипостаси, а Евтихий с Диоскором две природы Христа, Божество и человечество, из которых Он состоит и в которых мы Его познаём и поклоняемся Ему, дерзко слили в одну природу, не понимая, безумные, что из этого нечестивого мнения следует, что Христос и не одной природы с Отцом, и не одной с людьми, но какой-то иной природы [ 126 ] . Потому этот святой Собор, следуя Символу первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, посланию Кирилла Александрийского , иначе говоря, определению третьего, Эфесского, Собора, а кроме того, посланию святейшего Льва Римского [ 127 ] , оставил неприкосновенным общий Символ первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, предав анафеме тех, кто дерзнет добавить к нему или устранить из него что-либо, и составив свой орос Православной веры, который дословно звучит так (деяние 5): «Итак, последуя божественным отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве. Истинно Бога и истинно человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха. Прежде веков рожденного от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения – от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, из двух природ неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно познаваемого [ 128 ] , так что через соединение нисколько не разрушается различие природ, но тем более сохраняется свойство каждой природы и соединяется в одном лице и одной ипостаси. He на два лица разделяемого или рассекаемого, но одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили о Нем пророки и как научил нас Сам Господь Иисус Христос и как нам преподал Символ отцов» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010