К.А. Панченко Глава VIII. Внешние связи Когда [солдаты] воюют, сколько живы останутся, научаются воинскому делу, а как сидят, так и не воюют, и во время нужды ни к чему не пригодны. А буде есть такие люди, которые чают, что исправление воинское делается без беды, без труда, без смерти – они бы сделали себе по камилавке и пошли бы жить в монастырь и четки свои перевертывали бы. Патриарх Досифей – Петру I, 1706 год. Север-Юг: контакты завязываются. Миссия Познякова. Ближневосточная политика Федора Иоанновича. Годунов и Смута. Эпоха Феофана. Звездный час патриарха Паисия. Путешествие Макария. Тучи сгущаются. Дело Никона: Лигарид и Нектарий. Второе путешествие Макария. Эра Досифея. Грузинский вектор. Антиохийская активизация начала XVIII века Украина и Православный Восток. Хрисанф: мир меняется. Анабиоз XVIII столетия. Парфений, непонятый союзник. Просители подаяния. Грузия и православный Левант в XVIII веке. Вместо эпилога. Север-Юг: контакты завязываются Историки вполне справедливо называют рум миллети Османской империи «государством в государстве». Действительно, православное этно-конфессиональное сообщество обладало многими атрибутами государственности, в том числе собственной внешней политикой, оказывавшей, подчас, заметное влияние на международные отношения в Средиземноморье и Восточной Европе. Векторы внешних связей Православного Востока расходились широким веером от Грузии, Московского царства, западнорусских земель Речи Посполитой, православных стран Дунайского региона до католических и протестантских государств Запада. В настоящей главе мы обратимся к анализу контактов ближневосточных христиан со странами восточно-христианского мира, основывавшихся на религиозно-культурной близости и приводивших иной раз к тесному переплетению судеб как отдельных людей, так и целых народов, разделенных тысячекилометровыми пространствами. Православный миллет Османской империи, конечно, не представлял собой единый субъект политики. В его рамках можно выделить десяток-полтора самостоятельных «игроков» – глав всех поместных церквей и наиболее влиятельных монастырей. Духовенство Православного Востока было разделено на несколько соперничающих группировок. Установить их состав и интересы получается далеко не всегда. Группировки эти были неустойчивы, их члены перетекали из одной в другую, меняли политическую ориентацию, мотивы их поступков зачастую туманны, поведение противоречиво. Но при том что греческие семейно-клановые и земляческие структуры османской эпохи изучены пока очень слабо, можно попытаться хотя бы в первом приближении выстроить схему взаимодействия этих церковно-политических групп. 1458

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Античный театр. II в. по Р. Х. [Босра, араб.   - Бусра; тур. Эски-Шам, совр. Бусра-эш-Шам], сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками. Б., расположенная между пересыхающими руслами 2 притоков р. Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый сев. форпост Набатейского царства, ставший со временем 2-й наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. по Р. Х. это царство было аннексировано Римом и превращено в пров. Аравия. Город, перестроенный и укрепленный при имп. Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации III Киренского легиона (во II - нач. V в.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным м. и на границе земледельческих областей и пустыни. С момента основания пров. Аравия отсчитывалась т. н. эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греч. и араб. эпиграфике Заиорданья. При имп. Александре Севере Б. получила статус колонии, при имп. Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Б., город был возведен в ранг метрополии. Важное адм. значение Б. сохраняла и в визант. эпоху. Вероятно, она не входила в состав араб. гос-ва Гассанидов , существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами. Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в. Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в. Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в 1-й пол. III в. свидетельствует о существовании христ. общин с епископами почти во всех селениях пров. Аравия. Первым достоверно известным епископом Б. был Берилл . Еп. Тит (60-е гг. IV в.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-адм. отношении митрополия Б. входила в состав Антиохийского Патриархата (см. Антиохийская Православная Церковь ), ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Б. было в основном семит. происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из др. районов империи; в округе кочевали араб. племена).

http://pravenc.ru/text/153251.html

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 27 декабря, 2014 11 декабря, 2007 «Милосердие – поповское слово»? Часть 2 Мы жили тогда в советском государстве, и словосочетание " Эра милосердия " в названии романа очень не понравилось покойному товарищу Хейсину, главному редактору центрального телевидения, объединения " Экран " . Он сидел с ножницами и выхолащивал образы героев, вырезал многие эпизоды из фильмов. У него была сильная аллергия на слово " милосердие " . Это он придумал другое название для фильма, интересное, детективное, но в корне меняющее суть произведения. Так было убрано самое главное – нравственное начало. 27 января, 2009 Соработники у Бога: о священстве и церковной иерархии Мы соработники у Бога, а вы - Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание - Христос 9 сентября, 2021 24 октября, 2013 Преподобные старцы Оптинские «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», - писал о старце Лев Толстой. 1 июня, 2008 Святой Димитрий Донской: держатель русской земли Что же послужило основанием для канонизации Димитрия Донского, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого? 14 июня, 2011 От протестантизма к Православию: 30 лет спустя В 1987 году 20 приходов евангелического движения присоединились к Антиохийской Православной Церкви в Америке. Вскоре после перехода в новую конфессию люди пишут восторженные и просветленные рассказы. А как обстоит дело спустя 20 и 30 лет? Нашли ли ищущие то, что искали? 6 сентября, 2013 Епископ Уваровский Игнатий: Нужно находить слова, которые изменят людей Самая трудная проблема для решения сейчас — это наша разобщенность, удаленность, отчужденность друг от друга. Только едиными усилиями мы можем ответить на вызовы современности. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/search/вера/page/1014/

1912. Т. 1. Ч. 2. С. 146-292; Еще о цикле псевдо-Анатолия//ВВ. 1912. 19. С. 152-187; Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову//ВВ. 1912. Т. 19. С. 188-223; Евсевий Никомидийский и Лукиан: К вопр. о происхождении арианства//БВ. 1912. 4. С. 722-737; 5. С. 180-189; Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, еп. Тирские//ВВ. 1913. Т. 20. С. 1-56, 117-188; К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1915 (отд. отт. из ЖМНП за 1914); День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского//ХЧ. 1915. 1. С. 76; 2. С. 240; Еще об Анатолии и Псевдо-Анатолии//Визант. обозр. 1915. Т. 1. С. 83-103; Св. Александр Александрийский и Ориген//ТКДА. 1915. 10/11. С. 244-275; 12. С. 388-414; О Пасхе 22 марта//ХЧ. 1915. 9. С. 1135-1154; Из истории древних пасхальных циклов: 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского: Речь перед защитой дис.//БВ. 1916. 1. С. 36-47; Вопрос о происхождении арианства//БВ. 1916. 5. С. 133-162; К вопросу об Антиохийском Соборе 324 г. и о «великом и священном Соборе в Анкире»: [Сер. статей]//ВВ. 1912 Т. 19. Отд. 2. С. 55-146; БВ. 1916. 7/8. С. 482-512; 9. С. 88-102; 1917. 1. С. 114-155; Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. Пг., 1916; Так называемая «византийская» эра от сотворения мира: Место и время ее происхождения//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 1-52. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20776. Лит.: Проф. А. А. Спасский: Некролог: К характеристике его ученой деятельности как историка Др. Церкви//БВ. 1916. 10/12. С. 3-94; Дамаскин. Т. 6. С. 337, 341; Голубцов С. А. , протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 45-48; он же. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 59, 101, 160, 167; Медведев И. П. Мир ученого одиночества: свящ. Димитрий Лебедев//Деятели рус. науки. СПб., 1999. Вып. 1. С. 227-267; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 198; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 138-143. Игум. Дамаскин (Орловский), П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ.

http://pravenc.ru/text/178045.html

Дорогомилово к тому времени уже немало повидало на своем веку. В 1586 году здесь с почетом встречали Антиохийского патриарха Иоакима, в самый канун учреждения патриаршества в России. Оттого встреча была особенно важной и торжественной. Вероятно, не обошлось без участия Богоявленской церкви – по крайней мере, звонили ее колокола, и духовенство выходило встречать высокого гостя на его пути в Кремль. Уже в 1589 году в России появился собственный патриарх, а дальше грянула Смута. И в 1606 году через Дорогомилово проехала в Кремль Марина Мнишек со свитой, причем для ее встречи были построены первые в Москве деревянные Триумфальные ворота – не при Петре I, как гласит расхожее мнение. А в июне 1635 году в Дорогомилове встречали останки царя Василия Шуйского. Эта встреча была еще одним последствием Смутного времени: несчастный «народный» царь, сверженный с престола, был захвачен полякам и увезен в Польшу; его везли в Варшаву как побежденного правителя вслед за колесницей польского короля Сигизмунда, намекая этим на поражение России. Шуйский так и умер в плену. А когда Россия победила и с Польшей был заключен мир, царь Михаил Федорович просил польского короля отдать останки Шуйского. Конечно, полякам было лестно иметь у себя могилу пленного русского царя, но пришлось согласиться. Гроб с прахом Шуйского встречали в Дорогомилове бояре и дворяне, и вероятно, что духовенство Богоявленского храма тоже принимало участие в этом печальном торжестве. Петровская эпоха изменила судьбу старого Дорогомилова. После перенесения столицы в Петербург Смоленская дорога стала менее оживленной, хотя ямщики продолжали нести свою службу и возить почту. Вольности в Дорогомилове кончились после создания Камер-Коллежского вала в 1742 году. Дорогомилово оказалось за его чертой, и на местных ямщиков возложили городские и полицейские повинности, обязали их к несению воинской службы и к уплате налогов, потихоньку прибирая их пахотные земли. Эра ямщиков стала закатываться при Екатерине II, когда было создано Главное управление почтовых дел, вместо ямов учредили почтовые станции, а почтовых служащих набирали по вольному найму. Ямщики перестали существовать как сословие, но еще оставались чисто транспортным средством, по-прежнему гоняя по русским дорогам, перевозя пассажиров да большие грузы.

http://pravoslavie.ru/709.html

Окончательно проблема была решена только в VI веке, когда Римской Церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus, скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I для подготовки вычислений даты Пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей Пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого Западной Церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) Западная и Восточные Церкви праздновали Пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в Православии. Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса. Некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776 гг., в Швеции в 1740-1844 гг. и в Дании в XVII веке. Летоисчисление " от сотворения мира " Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры " от сотворения мира " , или " от Адама " , в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: Александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н.э.), Антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя Византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Поскольку это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии, было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо " у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I.

http://sedmitza.ru/text/395757.html

1 . Палеовизантийская или до-Константинова эра , о которой нам мало что известно. 2 . “Имперская фаза” периода поздней античности, или патристики, особенно со времени правления Юстиниана I (527–565) и его непосредственных преемников. В этот период создается система соборного богослужения, которая просуществовала еще некоторое время спустя после латинского завоевания (1204–1261 гг.), совпадая таким образом с третьей и четвертыми фазами. 3 . “ Темные века” 610-го до ок. 850 г., особенно период борьбы с иконоборчеством (726–843 гг.), кульминационный момент которой – студийская реформа. 4 . Собственно студийская эра . 5 . Окончательный неосавваитский синтез после латинского завоевания (1204–1261 гг.). В течение первого периода византийское богослужение было типично позднеантичным, антиохийского образца, без особых отличительных черт. То же самое, было, видимо, характерно и для ранних церквей Константинополя. «...» Я считаю вторую и третью фазы определяющими не только для развития византийской литургии, но и византийского литургического видения» (Тафт. Обряд, с. 20–22). Не отрицая правомочности и педагогической пользы подобных «синтетических опытов», считаем их преждевременными в научном отношении. Синтезу должен предшествовать тщательный анализ сохранившихся рукописных литургических источников, все еще недостаточно изученных. Что же касается древнейшего богослужебного периода, недокументированного непосредственными литургическими источниками (богослужебными книгами), то попытки классификации и тем более «синтеза» происходивших в нем церковных процессов представляются нам заведомо гипотетическими и условными. Поэтому, придерживаясь в дальнейшем классификации И. Мансветова , переходим к рассмотрению и краткой характеристике тех косвенных источников, которые позволяют набросать хотя бы голую схему развития богослужебной жизни довизантийского периода. Часть I. Предвизантийская эпоха. Исторические свидетельства о молитве древних христиан (до V в.) Глава 1. «Апостольские евхологии»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10 Протопасхистами называли тех, кто праздновал Пасху «вместе с иудеями», т.е. в один день. Такие разногласия в определении дня празднования Пасхи происходили из-за несоответствия эмболисмического года еннеакэдекаетириды с простым годом лунного цикла. Против протопасхистов направлено решение Первого Вселенского Собора (325 г.) и первое правило Антиохийского Собора (ок. 333 г.). – Прим. ред. 11 Огдоада и эндекада – восьмилетка и одиннадцатилетка. Их сочетание образует девятнадцатилетний цикл. – Прим. ред. 12 Метон – афинский астроном (ок. 500 г. до Р.Х.), предложивший девятнадцатилетний цикл, Калипп – греческий астроном (330 г. до Р.Х.). – Прим. ред. 13 За первый год цикла в Александрийской Церкви был принят 285 г., т.н. эра Диоклетиана (римский император в 284–305 гг.), когда пасхальное новолуние приходилось на 23 марта, а первое новолуние года – на 23 января. Год Диоклетиановой эры начинался 29 или 30 августа. В настоящее время применяется в Коптской Церкви. – Прим. ред. 19 Идами назывались 15-е дни марта, мая, июля, октября и 13-е дни в остальных месяцах римского календаря. Ноны (лат. Nonae, от nonus – девятый, т.е. девятый день до ид) в римском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Ноны служили для счета дней внутри месяца. Счет дней в римском календаре велся в следующем порядке: сначала от календ до нон, затем от ид до нон, и от календ следующего месяца до ид, т.е. как бы в обратном порядке. – Прим. ред. 23 Romana Supputatio – цикл празднования Пасхи с 213 по 312 год, составленный в Риме. – Прим. ред. 24 Natalis Urbis Romae (парилии) – праздник дня основания Рима (IX день до майских календ ­­ 21 апреля). – Прим. ред. 25 Это свидетельство κεφλαια отец Д. А. Лебедев приводит в 19-м примечании на с. 160: « См. κεφλαιον на этот год E. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius. Mittheilung II, in Nachrichten der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-historische Klasse, 1904. Hefr 4. S. 379: Εν Σερδικ συμφνας γεννομνης περ τ Πσχα ξδωσαν πνακα πεντκοντα τν στε κατ τ τος παραγγελαι πανταχ τος Ρωμαους κα τος Αλεξανδρους.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

4 . Собственно студийская эра. 5 . Окончательный неосавваитский синтез после латинского завоевания (1204–1261 гг.). В центре нашего внимания будут находиться вторая и третья фазы как наиболее важные для наших целей. В течение первого периода византийское богослужение было типично позднеантичным антиохийского образца без особых отличительных черт. То же самое было, видимо, характерно и для ранних церквей Константинополя: ни форма, ни символизм обряда или сами здания не были четко выраженно византийскими. Но в последние два десятилетия IV в., особенно начиная с правления Феодосия I (379–395 гг.), константинопольский обряд начал приобретать свою четко выраженную специфику и теологические черты, которые станут отличительными для его последующей истории. Четвертая фаза, охватывающая (если не совпадающая полностью) весь средневизантийский период, характеризуется в литургическом плане развитием студийского синтеза – монастырского обряда, совершенно отличного по размаху от A­ σματικη Ακολουθα («Песненного последования») кафедрального обряда Великой церкви. Этот монастырский обряд нашел свое окончательное оформление в студийских типиконах, которые вытеснили соборный чин типикона Великой церкви в ходе реставрации, последовавшей за 1261 г. Что касается пятой фазы, хотя и критической для окончательного неосавваитского синтеза, который в период исихатского подъема постепенно видоизменялся и в конце концов повсюду вытеснил студийский обряд (в сущности, «савваитскии» обряд более раннего времени), 25 она представляет, в сущности, то же самое в плане литургической динамики. Я буду рассматривать эту фазу лишь ad complemendum doctrinae. Я считаю вторую и третью фазы определяющими не только для развития византийской литургии, но и византийского литургического видения, когда возникли основы того, что Шульц называет ее Erscheinungsbild и Symbol gestalt. Этот период был временем формирования, наивысшего расцвета, упадка, перестройки и нового синтеза. Это было время таких изменений в форме и восприятии литургии, которые в последующий, средневизантийский 26 период (наша четвертая фаза) найдут отражение в изменениях архитектурного и иконографического обрамления. Все они вместе – не что иное, как отражение изменений в церковной жизни и в теологии, которая в свою очередь опосредована этой жизнью. По крайней мере, именно это, как мне кажется, сами византийцы поведали нам в дошедших до нас источниках. Глава II. Палео-византийское богослужение: Византия до Византии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одной из важнейших задач, стоявших перед Антиохийской общиной, было определение статуса крещеных язычников. Требовать ли от них усвоения всей совокупности библейских правил жизни? Обязывать ли принимать сложный конгломерат церковных уставов иудейства? Св. Павлу было известно, что некоторые учители иудаизма считают необязательным для прозелитов совершать обрезание и блюсти все уставы Торы  5 . Возвещая о Христе язычникам, апостол полностью одобрил этот взгляд. И руководствовался он отнюдь не тактическими соображениями, как это склонны утверждать некоторые его биографы. Хотя, в отличие от Востока для греко-римского мира обрезание являлось обрядом чуждым, его нельзя было считать непреодолимым препятствием. Ведь каждая древняя религия имела свои табу и бесчисленные ритуалы. Требование от обратившихся в иную веру принимать ее обычаи никого не удивляло. Это считалось в порядке вещей. В глазах язычников религия и священные церемонии составляли одно целое. Напомним, что народы, принявшие ислам, приняли вместе с ним и «печать Авраамову», обрезание. Следует также заметить, то массы доверяли только тем религиям, которые имели древнее происхождение. Даже проповедник нового вынужден был ссылаться на авторитеты, освященные временем. Доктрина, не имевшая исконных корней, казалась подозрительным, чисто человеческим изобретением. Такую роль «исторического фундамента» играл для крещенных язычников Ветхий Завет; одним словом у них не было слишком веских причин отрицать заповеданные в Библии обряды. Позиция св. Павла в отношении Закона определялась, с одной стороны, пророческой формулой «милосердие выше жертвы», а с другой — его взглядом на священную историю. Поскольку наступила новая мессианская эра, когда Бог «творит все новое», прежний Закон становится «ветхим»  6 . Христос заключил с верными иной Завет , в свете которого все древние культовые установления меркнут, как звезды при восходе Солнца. Для тех, в ком воцарился Дух Спасителя, магические священнодействия политеизма — мусор, и даже сакральные символы Ветхого Завета, по большей части — пройденный этап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010