Не подумай, что муче­ники только за нас предстательствуют; напротив, и ангелы, когда постигают нас бедствия, умоляют за нас Бога, — и не только умоляют, но и получают ответ от Благодетеля. Пророк Захария говорит: и сказал мне Ангел, говоривший со мною (Зах.1:9,12). Вот молитва ангела: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет (ст. 12)? Что же? Отверг ли Бог предстательство ангела? Совсем нет; но что же ему ответил? Тогда в ответ Ангелу , говорит Захария, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные (ст. 13). Умолим Владыку ангелов, и Он пошлет одного ангела, ко­торый и рассеет все войско врагов. Мне понравилась и кар­тина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на изображении ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые варварские племена и Давида, который истинно вос­клицал: Господи, уничтожь образ их в городе Твоем (Пс.72:20). Пусть и в отношении нас скажет теперь блажен­ный Давид: да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их (Пс.34:6), т.е., наших врагов. Бог умеет доставлять разные случаи к истреблению врагов. Много­численно было войско Сеннахирима, царя ассирийского, и, однако, один посланный ангел истребил 185 тысяч (4Цар. 19). Мы — люди — при помощи человеческих мыслей измеряем то, что случается, и говорим себе: что, если в наших областях не окажется ни одного воина? Что нам делать, если прежде, чем успеет явиться военачальник, всех нас истребят? В самом деле, ужели потому только, что ты придешь раньше, раньше придет и Бог (на помощь)? Ужели потому только, что ты не вездесущ, не вездесущ и Бог? Ужели Бог одно мо­жет сделать, а другого нет? Бездушное море покорилось и погрузило; неразумные рыбы покорились Петровой ловле; и ан­гел, если Бог повелит ему, разве не уничтожит всех врагов истины? Будем только бодрствовать, будем только про­сить, будем только умолять (Бога)! У древних повелевал один прекрасный полководец; или назову общеупотребитель­ным именем, чтобы он стал всем понятен: повелевал один стратиг иноплеменников — Сисара; о нем вспоминает и Давид, говоря: поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне (Пс.82:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Принял Маккавея и поставил его военачальником…». греч.: κα τον Μακκαβαον απεδξατο, κατλιπε στρατηγν… ηγεμονδην…, слав.: «и Маккавея прият, постави стратига… князем…» Смысл данного места недостаточно ясен. Если принимать здесь ηγεμονδην, как некоторые делают, за предикат в отношении к στρατηγν, то получается мысль славянского текста, но с некоторой тавтологией (повторением однородных понятий στρατηγν… ηγεμονδην); которое-нибудь из этих выражений является лишним, особенно с добавлением «его», как делает русский текст. Трудно применить это выражение к Иуде еще и потому, что он являлся туземцем в этих краях, а в данном стихе речь идет, очевидно, о человеке, который пришел сюда с царем и, при его уходе, был оставлен им военачальником; таким, конечно, не мог быть Иуда. Ввиду этого, другие толковники считают γεμονδην за собственное имя, что дает более складное выражение мысли, хотя не подтверждается упоминанием где-либо еще этого имени. – От Птолемаиды до самого Герин…», απ Πτολεμαιδοως τν Γερρηνν, т. е. над прибрежною полосою до границ Египта. Γερρης νοι – по мнению некоторых – жители города Γρρα между Ринокорурой и Пелузиумом (Strab. XVI, 760). Другие толкователи, основывала на том, что Γρρα тогда не принадлежала к Сирийскому царству, полагают, что здесь надо читать Γεραρηνο – обитатели древнего города Герар, юго-восточнее Газы. Некоторые варианты данного места действительно имеют Γεραρηνν. 2Мак.13:25–26 Потом пошел он в Птолемаиду: Птолемаидяне недовольны были договором, негодовали на условия и хотели отменить их. Вошел на судилище Лисий, защищался по возможности, уговорил их, успокоил, сделал благосклонными и отправился в Антиохию. Так окончилось нашествие и возвращение царя. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Вторая книга Маккавейская. 742-816 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить уныние? Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. ( Мих. 7:8–9 ). Дай боли волю, уморит. Век живи, век надейся. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Русские пословицы. Бесовское коварство и дело – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Авва Стратигий. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив. Свяжем теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние. Неизвестный старец, из «Отечника». Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: Всё могу. Но не сам по себе, а в укрепляющем меня Иисусе Христе, как уверяет апостол ( Флп. 4:13 ). Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е. оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу. Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Весь строго централизованный аппарат управляется императором, который лично назначает всех руководящих чиновников, а также их важнейших подчиненных и имеет право по собственному усмотрению снять любого из них. В позднейшее время византийский административный аппарат еще более усложнился: создавались новые учреждения и должности, в то время как старые приходили в упадок и теряли свое значение. Выдающейся чертой средневизантийского административного устройства является сильный перевес военных должностей и выдающееся положение фемных стратигов. Чрезвычайно важный чин эпарха города у Филофея стоит на 18-м месте, причем ему предшествуют 12 стратигов фем, а также доместики схол и экскувитов 584 . Все 25 стратигов того времени имеют более высокий ранг, чем сакелларий и логофеты (только доместик Оптиматов ниже их по рангу). Среди стратигов показательным образом первенство принадлежит командующим малоазийскими фемами, составлявшими становой хребет военной мощи Византийской империи: почти все стратиги мало-азийских фем имеют более высокий ранг, чем стратиги Македонии и Фракии, важнейшие командующие в европейской части Империи. До определенной степени это положение находит свое отношение и в окладах, которые получают стратиги фем. Так, при Льве VI стратиги Анатоликов, Армениаков и Фракисиев ежегодно получали по 40 фунтов золота (исходя из ценности металла – 44 438,40 золотых франков 585 ), стратиги Опсикия, Вукеллариев и Македонии – по 30, стратиги Каппадокии, Харсиана, Пафлагонии, Фракии и Колонии – по 20, остальные – по 10 или по 5 фунтов 586 . Отдельные категории чиновников и их различные функции были, однако, не слишком строго отделены друг от друга, так что вполне частым явлением был не только переход из статской службы на военную, но даже и наделение функциями командующего гражданского или придворного сановника: все решало доверие и воля императора. Самодержавный централизм византийского государства накладывал особый отпечаток на городскую жизнь и на городскую экономику Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Мелабасские горы принадлежат уже Мидии. После этого можно видеть Кардухские горы 78 , как сообщают нам географы, давая внушающее доверие описание. 4 . И вот Ираклий, покинув Фаманон, двинулся в южные части Мидии; всю эту землю он опустошил, переправился через Тигр и, двигаясь с войском в глубь страны, предал огню все, что только было замечательного на этой земле. Затем он вернулся в ромейские пределы, укрывшись в Феодосиополе, и вновь соединился с теми, кто оставался около Филиппика. 5 . Когда все это, вопреки предположениям, закончилось благополучно, стратиг распустил войско из лагеря. Уже наступало время зимы, и войску выплачивалось ежегодное жалованье. 6 . Но как только весенняя пора вызвала рост трав, ковром покрывающих землю, стратиг дал две трети ромейского войска Ираклию, отцу императора Ираклия, а остальные отдал Феодору Туравдинскому и Андрею (это был переводчик из сарацинского племени, пришедшего на помощь ромеям) 7. и поручил им, производя набеги и вторжения, вновь подвергнуть опустошению персидское государство. Сам стратиг чувствовал себя больным и не был в состоянии принять участие в военных походах. 8 . В этом же году Коментиол пришел в Анхиал 79 и стал собирать там войско: сделав тщательный отбор, он отделил наиболее сильных от слабой части войска. Затем он разделил их на три части и двинул против варваров тремя отдельными отрядами. 9 . Начальником правого отряда он велел быть Мартину, лохага Каста поставил во главе второго крыла, центр же войска стратиг взял на себя. Численность боеспособного войска составляла шесть тысяч; остальные четыре из-за трусости и душевной негодности были небоеспособны; им стратиг поручил охранять так называемый укрепленный лагерь и обоз. 10 . Каст, выступив со своим отрядом, обошел всю левую сторону этой области и дошел до Залдап и до гор Гема 80 . И вот, совершенно неожиданно для варваров, на рассвете он стремительно совершил набег на их страну и, застав их не подготовленными к защите, покрыл славою свое оружие и унес оттуда прекрасные трофеи, а большую часть варваров истребил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

числе о мнимых друзьях, а не о мнимом друге. Качества нашего манускрипта таковы, что дают полное право сделать соответствующие легкие исправления в тексте и читать: (так, собственно, и стоит в рукописи) Так как и в этом случае топарх остается все-таки главным действующим лицом, то понятно, что автор Стратегикона, вообще писатель не особенно литературный и тщательный, перешел затем к единственному числу и только в конце опять воротился ко множественному. В таком случае Кекавмен-дед будет только союзником или пособником врага Романии или Армении, владевшего областью Девинскою, но не самым городом. Дальнейшие соображения, требующие разысканий в области армянской истории и, в частности, города Девина, мы отлагаем до главы 169-й, в которой тот же самый дед нашего автора снова является на сцене, но уже в другой роли. § 74. Другое нечто подобное о том, что не следует вступать в дружбу с соседним тебе топархом Расскажу тебе и другую хитрость иноплеменника. Катакалон Клазоменийский был стратигом в Рагузе (Дубровнике). Стратиг захотел поставить себе трофей (отличиться) посредством притворной дружбы. В далматинских городках Зете и Стамне был топархом Воислав Диоклеец (родом из Дукли). Стратиг хотел схватить его и что же он предпринимает для этого? Он вступает с ним в дружбу, начинает ему посылать почаще подарки, думая обмануть его. Но тот, хотя и был варвар (иноплеменник), все-таки имел ум от природы и опытность. Он принимал подарки и притворялся, что будто, вследствие благосклонности и милостей стратига, он сделался (покорным) слугой императора. Так как у топарха был новорожденный сын, то стратиг вызвался быть его восприемником от святого крещения. Тот отвечал, что с удовольствием (на то согласен), если ему это угодно, и что пусть он придет к нему в дом. Стратиг не пожелал того; но они условились оба, что они заключат кумовство посредине между округом воеводы (стратига) и волостью топарха. Стратиг приготовил на этот случай и скороходные суда на море (место было приморское), чтобы, когда он подаст знак, можно было схватить топарха и втащить его на судно. Но такой же план имел и топарх; у него были приготовлены в тайном месте храбрые люди, чтобы, когда он подаст сигнал, о каком он с ними условился, они выскочили и схватили стратига вместе с его спутниками. Так и случилось. Они сошлись в одном месте, разменялись приветствиями и сели. Но когда они садились, подан был сигнал; стратига окружили, связали по рукам и по ногам и отвели его в узах, а равно и сына его, и всех его спутников, и, наконец, самые дромоны (быстроходные суда) в город Стамн. В те самые сети и мрежи, которыми он хотел уловить другого, он попался сам – к великому поношению ромеев. Заботься о том, чтобы хитрость, тобою придуманная, не обращалась в торжество для других; ибо (большая) ловкость других обращается во славу и выгоду другим. Посему ты должен поступать обдуманно. Я привожу тебе не старые примеры, то, что случилось незадолго до наших дней. Всего чаще воеводы страдают от мнимых друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Тут пришла к варварам неизбежная гибель – ромеи разрушили их укрепление. Варвары, отчаявшись в спасении, уничтожили оставшуюся часть пленных. Ромеи, наступая и усилив натиск, ворвались – к сожалению, поздно и с трудом – в центр укрепления и уничтожили находившихся там варваров. 10 . На другой день возвратившиеся победители рассказали стратигу об этом происшествии. Стратиг оставался в этих местах пять дней и, видя подвиги передового отряда, наградил их дарами за доблесть. 11 . На другой день, собираясь поохотиться, Петр углубился в густой лес. В этой горной лощине скрывался огромный вепрь, и когда поднялся сильный лай собак, зверь выскочил из своего логова и бросился на Петра. 12 . Стратиг повернул своего коня, собираясь бежать, и раздробил себе левую ногу о высокое дерево. Страдая от невыносимой боли, Петр остался на этом месте и вследствие этого несчастного случая сильно занемог. 13 . Кесарь, гневаясь на медлительность стратига и удивляясь его бездеятельности в военных делах, написал ему письма, полные упреков. 14 . Тогда Петр, не вынеся порицаний, высказанных императором в письмах, еще мучимый резкими болями, снялся с укрепленного лагеря и за четыре перехода пришел в те места, где находились славяне. 15 . На десятый день после этого император Маврикий послал своему единоутробному брату царское письмо с приказанием оставаться во Фракии, ибо Маврикий получил сведения, что большие толпы славян готовят нападение на Византию. 16 . Поэтому стратиг направился к крепости Писту 265 , затем прибыл в Залдапы. После этого он двинулся к городу Иатру 266 и, сменив гарнизон в Латаркии 267 , направился с войском в Новы 268 . 17 . Услыхав, что к ним прибудет стратиг, тамошние жители вышли из города и, оказав ему замечательно пышный прием, очень просили Петра принять с ними участие в празднестве в честь мученика Луппа; в этот день у них был канун праздника мученика Луппа с ночным бдением 269 . 18 . Стратиг ответил им, что, вынужденный спешно выступить, он не может промедлить в этих местах ни одного дня. Но жители города, беспрестанно усиливая свои настойчивые просьбы, принудили стратига принять участие в их празднике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав херсонских военных и гражданских фемных властей – основных и тех, кто лишь выступал «от лица» стратига, – остается еще одной лакуной, заполнить которую способны только новые сфрагистические и эпиграфические материалы. Обычно провинциальное управление в виде оффикия любого стратига включало хотя бы одного таксиарха – командира 1000 пехотинцев, турмарха или мерарха – глав военного подразделения (турмы или меры-»части»), «главу палатки«-комискорта (komes tes kortes) – фактически начальника штаба стратига и интенданта; доместика, друнгария и комита военных отрядовванд, протокентарха или нескольких кентархов спафариев – командиров подразделений, комита tes etaireias, протоканкеллария-канцелляриста и протомандатора-»адъютанта», посыльного, тогда как гражданскую часть представляли судья, протонотарий, отвечавший за координацию действий военных и фискальных фемных механизмов, за снабжение фемной администрации всем необходимым и подчиненный центральному финансовому департаменту, сакелле (свои отчеты он отправлял прямо в Константинополь, минуя стратига); хартуларий, выполнявший в феме финансовые функции, ведший каталог стратиотов и связанный с логофетом ton stratiotikon; инспектор-эпопт, ведший кадастровое описание приобретенных имперских земель и проверявший каталог воинов; диойкит, финансовый инспектор земельного налога, сборщик связанных с ним государственных податей, как и эпопт, подчиненный главному налоговому ведомству-геникону; счетчик (anagrapheis) и писцы-скрибы секрета (basilikoi notarioi kai notarioi) 2482 . Известно, что комиты соответствовали архонтам 2483 и под таким названием тоже могли фигурировать при стратиге Климата–Херсона. Однако уже Н.П. Лихачев обратил внимание на то, что сохранившиеся печати местных византийских чиновников вв. – в основном печати стратигов и коммеркиариев. По его мнению, они «... намекают на то, что в Херсоне фемное устройство не получило полного развития... Стратиги Херсонеса, по чину протоспафарии, не всегда титулуются императорскими, то есть иногда не состоят и в разряде basilikoi («царевы мужи»)» 2484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438 Впервые Македония в качестве самостоятельной фемы упоминается под 802 г.: Theophanes . P. 475.22. Как показывает Лемерль ( Lemerle . Philippes. P. 122–123), основание этой фемы приходится на время между 789 и 802 гг. Сообщения арабских географов, согласно которым Константинополь с окрестностями в IX в. также составлял особую фему (ср.: Gelzer . Themenverfassung. S. 86 сл.; Bury . Eastern Roman Empire. P. 224), кажется, являются ошибочными; ср.: Grégoire Н. Le thème byzantin de Tafla-Tablan//Nouvelle Clio 4 (1952). P. 388–391. 439 Стратиг Пелопоннеса в качестве такового впервые встречается в 812 г.: Scriptor incertus de Leone Armenio. P. 336. Тем не менее фема Пелопоннес возникла не после поражения славян под Патрами в 805 г., как это предполагалось ранее, а уже существовала во время славянского нападения на Патры, как это явствует из текста De administrando imperio (cap. 49, 13); не является невероятным, что ее основание последовало вскоре после похода в Грецию логофета Ставракия; ср.: Острогорски Г. Постанак тема Хелада и Пелопонез//ЗРВИ 1 (1952). С. 64–75. 440 Стратиг Кефаллинии впервые упоминается под 809 г.: Einh. Annal.//MGH SS, I. P. 196–197. – Дворник ( Dvornik . Légendes. P. 12) переносит создание фемы Кефаллиния в VIII в., ссылаясь при этом на один моливдовул, который опубликовал Панченко (Каталог моливдовулов//ИРАИК 13 (1908). С. 117), датировав его VII-VIH вв. Впрочем, чтение Панченко στρ[ ατ] ηγ K ε[ φα] λ[ ην( ας)] является совершенно ненадежным, а его объяснения (там же, с. 118) не слишком убедительными. 441 Стратиг фемы Фессалоника впервые упоминается под 836 г. в житии Григория Декаполита (ed. Dvornik. P. 36,62–63), стратиг фемы Диррахий – в составленном между 845 и 856 гг. Тактиконе Успенского (с. 115). Правдоподобным является предположение Дворника ( Dvornik . Légendes. P. 9), что фема Фессалоника возникла при Никифоре I. Впрочем, создание фемы Диррахий Дворник ( Dvornik . Légendes. P. 12) отодвигает во времена Феофила. Скорее, следует предполагать, что создание обеих фем приходится на одно и то же время. – Ферлуга ( Ferluga J. Sur la création du thème de Dyrrachium//XII е Congrès International des Études byzantines. Résumes des communications. Belgrad-Ochrid, 1961. P. 32) недавно указал на письмо Феодора Студита (PG 99. Ер. II. 157), которое, как кажется, доказывает, что фема Диррахий существовала уже при жизни Феодора, т.е., во всяком случае, до 826 г. Ферлуга также считает возможным отнести ее создание ко времени Никифора I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в 904 г. пришла весть, что бывший римский стратиг Лев Триполийский, перебежавший к арабам и даже принявший ислам , с мусульманским флотом направляется к Константинополю. Навстречу ему царь отправил друнгария флота Евстафия, который, однако, не решился дать сражение сарацинам ввиду их явного численного превосходства. Как следствие, враги беспрепятственно вошли в Геллеспонт и завладели Абидосом, главным таможенным пунктом Византии. Затем они дошли до гавани Парии, являвшейся ключом к проходу в Мраморное море. Срочно навстречу им император направил с флотом протасикрита Имерия, но тот разминулся с арабами. Используя удачный момент, арабы, повернули к Фессалоникам. Это нападение застало жителей богатейшего города Римской империи врасплох. Они узнали о предстоящей осаде от протоспафария Петронаса, направленного василевсом для организации обороны города. Поскольку времени почти не осталось, многоопытный Петронас посоветовал фессалоникийцам возвести нечто вроде подводного вала, препятствующего арабским кораблям подойти к берегу. Работа была в самом разгаре, когда неожиданно появился другой царский полководец, стратиг Лев Хитцилак, назначенный ответственным за оборону города. Согласно приказу василевса Петронас срочно отзывался в Константинополь. К несчастью, Лев остановил ранее начатые работы, взамен приказав укреплять сухопутные стены – вариант, заранее обреченный на неудачу. Впрочем, и он недолго командовал обороной, поскольку случайно упал с лошади и сильно разбился. Его заменил стратиг Никита, поспешивший позвать для обороны города славян, населявших окрестные земли, но реальной помощи от них не получил – пришло всего несколько малочисленных отрядов 178 . 29 июля 904 г. арабский флот появился у мыса Ембол, что у входа в городскую гавань. Арабы не сразу предприняли штурм, но вначале их предводитель Лев Триполийский внимательно исследовал городские укрепления. Затем сарацины попытались подойти к морским стенам Фессалоники, но были остановлены тучей стрел, которые искусно метали славянские воины. Небольшая группа арабов попыталась вплавь достигнуть берега и даже приставила лестницы к крепостным стенам, но была буквально сметена градом стрел сверху. Пока шел бой, стратиг Никита обходил византийских солдат на крепостных стенах и своими словами укреплял их

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010