Закрыть itemscope itemtype="" > Верная помощница народного архипастыря Отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова 01.04.2019 1285 Время на чтение 3 минуты В субботу, 30 марта, в Самаре отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова . Сегодня Анну Степановну похоронили на Рубежном кладбище Самары. Своими воспоминаниями о новопреставленной рабе Божией Анне делится в телефонном интервью «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов: Анна Степановна Иванова была бессменным секретарем митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Но не просто секретарем, а духовным чадом владыки - его правой рукой и верной помощницей. Я видел, как она всегда старалась помочь владыке в решении любой сложности вопросов. Анна Степановна хорошо ориентировалась в непростой ситуации, сложившейся в Санкт-Петербургской епархии, и прекрасно знала всё духовенство. Она не только отвечала на телефонные звонки, когда владыка был в митрополичьей резиденции, но всегда старалась оказать необходимую помощь. В прямом смысле была верной помощницей митрополита Иоанна. После кончины владыки Иоанна она вернулась в Самару. Пока здоровье позволяло, некоторое время подвизалась в восстанавливаемом Вознесенском соборе. Слава Богу, собор ныне восстановлен, в нем совершаются Богослужения. Для нашего издательства «Царское дело» Анна Степановна была связующим звеном между нами и владыкой. Уже после его кончины многие архивные материалы и документы, письма духовным чадам и проповеди владыки мы получили через Анну Степановну для публикации. Она очень хотела, чтобы память о владыке сохранялась и чтобы максимально широко были опубликованы его труды и работы. Она очень ревностно относилась к наследию владыки. 2 ноября, в день памяти владыки Иоанна, Анна Степановна старалась приехать в Санкт-Петербург и побывать на могилке митрополита. Я запомнил ее всегда радостное и благостное лицо - она радовалась встрече с петербуржцами. Встречи с ней были неизменно теплые и незабываемые. Хотя уже прошло много лет со дня кончины владыки, но она бессменно несла вахту: 2 ноября была в Санкт-Петербурге, принимала участие в вечерах памяти, на которых делилась своими воспоминаниями о владыке.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/ve...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (7.12. 1718, Росток - 7.03.1746, Холмогоры), правительница Российской империи (9 нояб. 1740 - 25 нояб. 1741). Дочь герц. Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна V Алексеевича , в Крещении по протестант. обряду получила имя Елизавета Екатерина Христина. В России с 1722 г., с 1730 г. воспитывалась при дворе императрицы Анны Иоанновны , стремившейся оставить российский престол за потомками своего отца царя Иоанна V и воспрепятствовать приходу к власти потомков имп. Петра I . В 1733 г. Елизавета Екатерина Христина приняла Православие с именем Анна в честь императрицы. 3 июля 1739 г. в петербургском Казанском соборе еп. Вологодский Амвросий (Юшкевич) обвенчал А. Л. с принцем Брауншвейг-Беверн-Люнебургским Антоном Ульрихом, к-рый остался лютеранином. 12 авг. 1740 г. у А. Л. родился сын, названный в крещении Иоанном (см. Иоанн Антонович ) и объявленный имп. манифестом от 5 окт. 1740 г. наследником престола с титулом вел. князя; регентом при наследнике был назначен герц. Э. И. Бирон. 17 окт. 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, 18 окт. был обнародован манифест, согласно к-рому российский престол наследовал Иоанн Антонович. 23 окт. в Исаакиевском соборе состоялась церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по существу регенту Бирону. Правосл. жители С.-Петербурга, недовольные усилением инославного влияния, порой отказывались от присяги, поскольку «та присяга учинена благоверному государю князю Иоанну, а он родился не от христианской крови и не в правоверии» и «отец Его Высочества иноземец, и в церковь не ходит, и святым иконам не поклоняется». Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) В ночь с 8 на 9 нояб. 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних с одобрения А. Л. арестовал и низложил Бирона.

http://pravenc.ru/text/115606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Иванович Гневышев (1872-1941), мч. (пам. 22 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/128875_5.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.4 из  5) Всеволод Владимирович Крестовский Петербургские трущобы Роман (1864–1867) 5 мая 1838 г. молодая женщина подкидывает в дом князя Дмитрия Шадурского новорожденную девочку. Тридцативосьмилетний князь мало удивлен появлением подкидыша; зная образ жизни князя, не видит в этом ничего странного и его супруга Татьяна Львовна. Шадурский решает отделаться от девочки и едет за советом к генеральше фон Шпильце — знаменитой петербургской даме сомнительного происхождения, знающей всех и вся и умеющей самыми разными путями устраивать любые дела. Мать новорожденной девочки, двадцатипятилетняя княжна Анна Чечевинская, с нетерпением ждет в тайном приюте возвращения своей горничной Наташи, которой поручила отвезти к князю его внебрачного ребенка. Княжна Анна воспитывалась в деревне, у пьющего отца. Там познакомилась она и с приехавшим на три месяца соседом, князем Шадурским, который от нечего делать соблазнил красивую девушку. Отец Анны неожиданно умер, и, будучи беременной, она вынуждена была переехать в Петербург, к не любящей ее матери. Боясь гнева старой княгини, Анна уехала к тайной акушерке в сопровождении крепостной горничной, оставив матери записку с сообщением о предстоящих родах. Возмущенная безнравственностью дочери, старая княгиня лишает ее наследства в пользу любимого сына Николая, повесы и картежника. Позор княжны Чечевинской делается достоянием петербургского света; старая княгиня заболевает от нервного потрясения. Тем временем Наташа вынашивает собственные планы дальнейших действий. Эта восемнадцатилетняя крепостная девушка выросла в доме брата старой княгини Чечевинской, который баловал хорошенькую девочку и воспитывал ее, как барышню. После неожиданной смерти барина Наташа перешла по наследству его сестре и мгновенно утратила ставшие привычными блага. Она была разлучена с матерью и приставлена горничной к княжне Анне. Наташа, натура хладнокровная, безжалостная и последовательная, затаила желание отомстить ненавистной княгине.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Великая русская революция» или три в одном? Новую терминологию обсудили историки Санкт-Петербурга Анна Бархатова   19:24 13.04.2017 1703 Время на чтение 4 минуты Новой терминологии в обозначении названий Февральской и Октябрьской революций, а также изменений их хронологических рамок была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 27 марта в петербургском отделении ТАСС. Термин «Великая русская революция» появился при разработке концепции единого учебника истории России в 2013 году. В концепции говорится о Великой русской (иногда употребляется термин «российской») революции, прошедшей несколько этапов - в феврале 1917 года, в октябре и гражданскую войну 1917 - 1923 годов как продолжение этих событий. Напоминаем, что единый стандарт преподавания истории в школе разработала группа с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина, бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, министра культуры Владимира Мединского и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна в качестве научного руководителя. Из единого учебника истории новый термин тихо перекочевал в научную и медийную сферы и, став реальностью, с которой волей-неволей приходится считаться, и возбудил в различных кругах споры, которые активизировались к 100-летию эпохального перелома в российской истории. Мы публиковали ранее мнение по этому вопросу главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова. На конференции своими размышлениями о различных подходах к периодизации октябрьского переворота и переосмыслении событий того времени поделились доктор исторических наук, профессор, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Николай Смирнов, директор Института истории СПбГУ, доктор исторических наук Абдулла Даудов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Колоницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Константин Тарасов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/13/ve...

В 2015 г. православная епархия Хельсинки (Гельсингфорс) отмечает свое 70-летие. В связи с этим хотелось бы вспомнить о ее первом епископе - владыке Александре (Карпине). В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем - «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец». Ранее не опубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива Ново-Валаамского монастыря, использованные в качестве источников настоящей статьи, позволяют больше узнать о владыке Александре. Епископ Александр (Александр Петрович Карпин) родился 24 сентября (ст. ст.) 1883 г. в селе Суоярви Суоярвской волости Великого княжества Финляндского, на то время входившего в состав Российской империи. Происходил он из потомственного священнического рода. Порой встречаются упоминания, что епископ Александр был эстонцем или карелом , что является ничем не обоснованными предположениями. Известно, что его дед по отцу - Иоанн Петрович Карпин - в 1838 г. был рукоположен во диакона, в 1867 г. он числился в клире церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня села Ополье Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии . Осмелимся предположить, что именно о. Иоанн Карпин участвовал в 1842 г. в венчании брата Ф.М. Достоевского, Михаила Михайловича, и Эмилии Каролины Дитмар в Спасо-Преображенском соборе г. Ревеля . Сведения таллинского исследователя В.Н. Иляшевича позволяют прояснить и годы жизни дедушки и бабушки епископа Александра: «диакон Иоанн Петрович Карпин (ок. 1812 - 1878/84), дьякон Ревельского Преображенского собора, его супруга - Анна Васильевна (ок. 1820 - 1871/78)» . Отец епископа Александра, священник Петр Иванович Карпин (12.06.1854 - 20.05.1910), большую часть служения, с 1895 по 1910 гг., провел в должности второго приходского священника в Суоярви (Шуезеро) . По свидетельствам самого владыки, до этого он нес приходское служение в г. Ямбурге (Кингисеппе) . Супруга Петра Ивановича - Александра Ивановна Логиневская (1861-1932) - также происходила из священнического рода. Ее отец в 1864 г. был рукоположен в священники и определен на служение в Воскресенский храм с. Торошковичи Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, где и прослужил до 1871 г. . Впоследствии он был священником в Свято-Троицком Тулмозерском приходе (карел. Tulomdjärvi) Олонецкой губернии. Дядя владыки - диакон Владимир Иванович Карпин - был штатным клириком Выборгского Преображенского собора. Таким образом, становится понятно, что и по отцовской и по материнской линии владыка Александр происходил из русского духовенства, которое как минимум в течение века служило в приходах Санкт-Петербургской и Олонецкой епархий.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Подпишитесь на наш Телеграм XX век – время общественных пертурбаций и потрясений – революция 1917 года в России, Вторая мировая война, сексуальная революция 60-х годов на Западе… В результате прервались традиции, последствия чего мы пожинали в 90-е годы. Было понятно, как не надо, но непонятно, как надо. Поэтому мы с радостью публикуем письма священномученика Михаила Чельцова к его жене. Они полны тепла и нежности и дают нам образ счастливой семьи и любви в семье. Благодарим за предоставленные письма Алексея Мастеркова, правнука отца Михаила, и его жену Анну, набравшую их. Семейная история Семейное предание говорит, что отец Михаил очень любил матушку Анну. Он женился далеко не юным. По окончании Рязанской семинарии и Казанской духовной академии служил преподавателем Калужской духовной семинарии, после – миссионером в Петербургской епархии. В 1902 году он поехал гостить в родительский дом и встретил Аню Агламазову, подругу своей сестры Александры. Девушки вместе учились в епархиальном училище. Анна была дочкой священника и думала о монашеском постриге. Встреча с обаятельным Мишей изменила ее решение. Родители благословили брак. Ему было 32, ей – 28 лет. Начались счастливые годы семьи Чельцовых. С 1903 по 1917 г. у них родились семеро детей (Павел, Анна, Александра, Василий, Мария, Семен, Георгий). Вот выдержки из писем, написанных о. Михаилом в заточении, вполне раскрывающие отношение о Михаила к матушке. 24 августа 1922 года Поджидал тебя, дорогая моя страдалица, вчера, но совершенно не беспокоился, не увидев тебя. Думаю, что не неприятное для тебя не привело тебя ко мне. Живем пока, благодаря Господу, тихо и спокойно. В камере остались только мы, «смертники», 6 человек. И мы ждем не иначе, завтра перемещения в другую камеру. Где будем совершенно свободны в пределах тюрьмы, как преподаватели. Преподавание начнется, вероятно, с понедельника, 11 сентября. Я взял русский язык в классе Б. Если ребятам не нужна грамматика или другая какая-нибудь, перешли ее мне. В понедельник был у нас Жижиленко и уверил, на основании самых достоверных источников, что в амнистии будет введена особая статья специально для нас, освобождающая. Это ему говорил некто Рязанов, который будет составлять самое положение об амнистиях. Мысли почти исключительно устремляются к тебе и детям. Уж очень тебе тяжело живется-то, сколько хлопот и забот. Ради Господа, не раздражайся, особенно на старших дочерей. Что поделаешь: им жизнь через мою тюрьму очень уж не улыбается и они раздражаются. Тяжело будет вам с огородами. Я бы думал попросить Головина (крестьянин, содержащий ферму на территории института Гражданских инженеров. – А. М.) перевезти овощи на лошади. Как сильно хочется быть дома. Еще раз прошу тебя верить в крепкую и всеутверждающую мою любовь к тебе. Бог даст, будем здоровы и поживем еще. Храни вас всех Бог. До свидания. Искренне вас любящий. 26 августа

http://blog.predanie.ru/article/proshu-t...

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Карта и ближайшие объекты Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " . Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мною всегда двигало желание помогать людям...» Беседа накануне юбилея 14.11.2014 541 Время на чтение 11 минут 16 ноября известному петербургскому пастырю, многие годы руководившему Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии, протоиерею Сергию Белькову исполнилось 60 лет . Накануне с юбиляром встретилась корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова. Предлагаем вниманию читателей РНЛ запись состоявшейся беседы. А.Б.: Прежде всего, батюшка, позвольте от имени «Русской народной линии» поздравить Вас с юбилеем, пожелать здоровья и помощи Божией в Вашем многообразном служении. Пользуясь случаем, хотела бы задать несколько вопросов, касающихся разных этапов Вашего жизненного пути. Отец Сергий, не могли бы Вы вкратце рассказать о своем детстве и своих родителях? Когда и как Вы пришли к Богу? о.С.Б.: Мы жили на Алтае. Мой отец, Николай Никифорович - фронтовик, работал начальником железнодорожной станции, был секретарем партийной организации. Отец - мягкий, честный, внутренне культурный, справедливый человек. Никогда не слышал от него брани. Мама, Мария Романовна, работала на заводе крановщицей. Более суровая, чем папа, волевая, она осталась сиротой в 5 лет. Я очень благодарен родителям за свое воспитание, за то, что с детства учили честности, заступаться за слабых. Помню, дошкольником нашел у магазина 15 копеек, прибежал счастливый домой с этой монеткой. Мама увидела и отправила меня обратно к магазину, где я спрашивал прохожих, не они ли потеряли монетку, ведь, по ее словам, деньги эти могли быть для кого-то единственной возможностью купить хлеб. Я отбирал рогатки у сверстников, чтобы те не били птиц, и бывало из-за этого приходил с синяками, а мама поддерживала меня, чтобы слез не лил. АБ: До принятия священного сана Вы получили основательное светское образование. Закончили с отличием Ленинг радский кооперативный техникум по специальности товаровед продовольственных товаров; Академию МВД СССР по специальности правоведение; Академию последипломного педагогического образования по специальности «Практическая психология». Каким образом в одном человеке могли совместиться столь разные специальности?

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моя семья будет жить вечно, потому что браки совершаются на небесах Виктория Гусакова о семинаре «Семья как базовая национальная ценность», прошедшем в Санкт-Петербургском суворовском военном училище 21.11.2014 475 Время на чтение 3 минуты 20 ноября в рамках реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию кадет в Санкт-Петербургском суворовском военном училище МО РФ состоялся семинар по теме «Семья как базовая национальная ценность». В нем приняли участие разные поколения: суворовцы 1 курса (5 класс), обучающиеся в клубе «Летописец», и магистранты кафедры педагогика РГПУ имени А.И. Герцена, в числе которых были и молодые специалисты, и уже имеющие большой жизненный опыт учителя, и многодетные родители. Семинар проходил накануне празднования Дня матери, и потому закономерным стал разговор о взаимоотношениях жены и мужа, отца и отца, родителей и детей. В первой части семинара магистранты провели с суворовцами беседу о семьях, которые причислены Русской православной церковью к лику святых. Среди них – святые Петр и Феврония Муромские, чья память празднуется 8 июля, в день, который сейчас считается праздником любви и верности в браке. Юные суворовцы узнали, что этот праздник – достойная альтернатива дню святого Валентина – западному торжеству «свободной псевдолюбви», поправшему такие духовно-нравственные понятия как верность, честность, преданность. Затем речь шла о святых княгине Анне Кашинской и князе Михаиле Черниговском, который добровольно принял смерть в Орде во имя сохранения своего народа. С большим интересом суворовцы прослушали рассказ об основании города Кашина, где провела свои последние годы вдова Анна. В основу планировки Кашина был положен крест и сердце, напоминавшие о любви и верности супругов. В беседе о святых Дмитрии Донском и Евдокии Московской акцент был сделан на воспитании 12 детей, а в разговоре о последнем русском императоре Николае II и его семье – на духовном единении всех членов и их единодушном радении о России.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/21/mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010