Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ (Ан.) и (Ат.), религиеведческие концепции XIX-XX вв., разработанные в научно-философской традиции эволюционизма , основоположниками к-рой были Ч. Р. Дарвин и Г. Спенсер . Теория Ан. предложена брит. антропологом Э. Б. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871). В отличие от Спенсера, утверждавшего, что древнейшей формой религ. сознания был атеизм , Тайлор высказал убеждение, что такой формой была вера в духов, полагая, что для его теории подошло бы название «спиритуализм», но оно было уже использовано философией. Вера в духов, по Тайлору, возникает естественным путем, при размышлении над «пограничными» психическими состояниями сна и бодрствования, обморока и т. д. Во сне человек посещает места, где он до этого бывал наяву, хотя тело его покоится. Умерший приходит живым во снах, хотя тело его давно похоронено. По мнению Тайлора, дикарь делает вывод, что человек есть не только тело, но и нечто иное, более важное, более могущественное и личностное, что бодрствует и свободно перемещается, пока человек спит, и что не гибнет после смерти. Это нечто и есть душа (лат. anima). Такими же личностными душами дикарь наделяет все вокруг: животных, растения, элементы пейзажа, природные стихии. Обращение к человеку есть обращение к его душе, поэтому и обращение к иным сущностям есть обращение к их душам. Такая тотальная спиритуализация мира и представляет собой Ан. Следуя принципу обобщения, души подобных явлений и сущностей соединяются (души всех рек и ручьев - в духа пресных вод, души всех зверей - в духа зверей и т. п.), и так из Ан. возникает политеизм . Обобщение же всех духов приводит к утверждению всевластия над миром единственного духа, и это - монотеизм . Ан.- умозрительная теория. Хотя Тайлор собрал громадный антропологический материал, он не подтверждал его теорию, к-рая основывалась на неск. априорных допущениях: древний человек во всем подобен совр. дикарю; совр. дикарь подобен ребенку; в человечестве происходит качественное эволюционное развитие от простых форм сознания к более сложным. Ряд известных религиеведов (М. Мюллер , П. Д. Шантепи де ла Соссей, Э. фон Гартман , Р. Г. Лотце) выступили с резкой критикой Ан. вскоре после издания книги Тайлора. Немного позднее Э. Лэнг фактически доказал несостоятельность теории Ан., продемонстрировав в результате полевых исследований наличие монотеистических представлений (правда, заглушенных демонолатрией) у самых социально-экономически слаборазвитых народов - андаманцев и аборигенов Австралии. Однако Ан., давно отвергнутый научным религиеведением, сохраняет значение как популярная модель развития религ. сознания. В советском научном атеизме он был почти догматическим учением, и «Первобытная культура» переиздавалась в СССР много раз.

http://pravenc.ru/text/115502.html

Сам Тайлор был протестантом ( квакером ) и искренне был убежден, что его теория объясняет путь человека от полного «затмения» в результате грехопадения к истинному богопознанию. Ан., считал он, «важнейшая часть религиозного мировоззрения, соединяющая в единое пространство сознания и поклоняющегося фетишам дикаря и цивилизованного христианина». Теорию Ат. предложил в 1900 г. ученик Тайлора Р. Р. Маретт . Он назвал свою теорию преанимизмом, утверждая, что до эпохи личностных духов существовала вера в некую нерасчлененную и безличную духовную силу, к-рая по аналогии с только что описанным тогда феноменом меланезийской религиозности ( Codrington R. H. The Melanesians. 1895) была наименована Мареттом мана . Подобное явление Маретт заметил у многих народов: ирокезов ( оренда ), индусов ( брахман ) и др., он сравнивал его с электрической энергией, присутствующей и в лампочке, и в электромоторе, что в то время всеобщего восторга перед электричеством казалось крайне убедительным. Аналогичную теорию, построенную на том же материале, предложил и франц. религиевед А. ван Геннеп, назвав ее динамизмом (от греч. δναμις - сила). Однако более тщательные исследования показали, что т. н. примитивные народы не верят в присутствие безличной сверхъестественной силы. Эта сила всегда персонифицирована в конкретном духе. Идея же неличностного бога хотя и может с рядом оговорок быть реконструирована в древнейших письменных религ. традициях (егип., ведийской), но предполагает сверхличностную божественность, открывающую себя миру всегда личностно, а не безличную силу как таковую. Появление огромного этнологического и палеоантропологического религиеведческого материала в ХХ в. привело к отказу большинства религиеведческих школ (чикагская, лейденская) от метода прогрессивного эволюционизма в религии, в т. ч. и от Ан. и Ат. Лит.: Tylor E. B. Primitive Culture. L., 1871 (рус. пер.: 1932, 1989п); Gennep A., van. Les rites de passage. P., 1909; Marett R. R. Pre-animistic Religion//Folklore. 1900. N 11. P. 162-182; idem. The Threshold of Religion. L., 1909.

http://pravenc.ru/text/115502.html

В истории религиеведения существовало немало теорий происхождения религий и представлений о Боге: теории анимизма и аниматизма , фетишизма , разработанные в XIX в. в научно-философской традиции эволюционизма , в наст. время утратившие научную ценность, теория «прамонотеизма» (первоначального монотеизма), психоаналитическая, тотемическая (см. Тотемизм ) концепции, мифологическая, социологическая школы. В совр. религиеведении выделяются религиозно-феноменологическая чикагская, лейденская и манчестерская школы. Существует также немало классификаций религий: философская, морфологическая, феноменологическая и др. В основе эволюционистского подхода к истории религий лежит идея прогресса, убеждение во временной последовательности развития представлений человечества о сверхъестественной сущности от простого к сложному. Этот подход был характерен для европ. мысли XIX в., он базируется на учении Г. В. Ф. Гегеля о природе религиозного и традиции, заложенной Ч. Р. Дарвином и Г. Спенсером . В развитии сознания человека понятие Божественного, согласно эволюционистскому подходу, проходит стадии от представления о нерасчлененной, безличной духовной силе (мана) , по теории аниматизма Р. Р. Маретта , или веры в личностные души, по теории анимизма Э. Б. Тайлора , через многобожие (политеизм) к предельному сознательному абстрагированию в представлении о едином Боге (монотеизм). Сторонниками эволюционистского подхода были как атеисты, так и искренне верующие ученые, разница во взглядах к-рых заключалась в том, что первые ставили развитие религ. представлений в непосредственную зависимость от изменения внешних (социально-экономических) факторов существования человека, подчеркивали социальную функцию религии и были убеждены в ее отмирании по мере распространения естественнонаучных знаний, вторые связывали развитие представлений о Боге с существованием объекта религ. поклонения (Бога), открывающегося человечеству в Откровении. Признание Творца, опыта богообщения как объективных реальностей лежит в основе теистической школы в религиеведении, представителями к-рой были Ф. Шлейермахер , М. Мюллер , Р. Отто и др.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Едикт (лат.) – постановление на върховната власт, което има силата на закон. Единосъщен (гр. «омоусиос») – о6ладаващ с другиго една и съща същност. Лицата на Св. Троица са единосъщни. Езичество (Paganism, Язычество) – обобщено понятие, което изразява идеята за многобожие, т.е. за съществуването на много богове. Различните религиозни вярвания до появата на монотеизма са свързани в различна степен и по различен начин с магията, анимизма, шаманизма, аниматизма, фетишизма, тотемизма и култа към предците. Езичник – който изповядва езическа (не монотеистическа, а политеистическа) религия. Езотерика, езотеризъм – от гр. «езотерикос» – вътрешен, таен, скрит, предназначен изключително за посветени. Екзарх – Висше духовно лице, облечено с особена, висша власт. 1) Патриаршески наместник, управляващ или инспектиращ епархия при извънредни случаи; 2) архиерей, предстоятел на Българската екзархия (1872–1953). Начело на новооснованата Българска екзархия последователно стояли трима бележити йерарси: Антим I (1816–1888), Йосиф I (1840–1915) и Стефан I (1878–1957). След вдигането на схизмата, наложена през 1872 г. от Цариградската патриаршия, Българската православна църква станала пълноправна автокефална църква, ръководена от патриарх. Екзарх Стефан I – виж Стефан I, екзарх. Екзегет (гр.) – тълкувател на съдържанието на библейските книги. Екзегетика – (от гр. «екзегеза» – тълкувание на текстове) – дял от богословието, тълкуване на Свещеното Писание. Еклезиология – отдел от богословието, занимаващ се с Църквата, нейната същност и задачи. Еклектизъм (гр.) – философско течение, което прави опит за подбор и съчетаване на противоположни възгледи и идеи. Близък до религиозния синкретизъм. Ектения – от гр. протяжно моление, кратки прошения, възношение или пространно моление. В богослужението ектения се нарича редът на прошенията, които свещеникът или дяконът принася пред Бога от името на молещите се. В древността били наричани мирни, защото започват с прошението «миром Господу помолимся». В зависимост от прошенията, които включва, ектенията бива:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Например, согласно историческим данным, индийский принц, ставший впоследствии Буддой, однажды был потрясен созерцанием страданий, переполнявших индуистское общество. Он стал искать решения проблем, омрачающих жизнь, и это привело к возникновению буддизма. Также и Мохаммада возмущало идолопоклонство и безнравственность, которые он видел в религиозных обычаях своих современников. Позже он объявил, что получил от Бога откровения, которые легли в основу Корана, ставшего священной книгой ислама . Что касается христианства, то и в его недрах существующий протестантизм также отпочковался от Римо-Католичества в ходе Реформации в первой четверти 16-го века. Происхождение и развитие религий – относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии. Однако в 19 веке ситуация стала меняться. Вооружившись методологиями различных научных дисциплин – психологии, социологии, антропологии, – исследователи стали штурмовать тему возникновения религии в целом, и религий – в частности. К чему это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Какие же это были выводы? Кратко о некоторых из них. Английский антрополог Эдуард Тэйлор (†1917) выдвинул так называемую теорию анимизма. Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению о том, что в их телах живет душа. Так, по словам Тэйлора, и появилась религия. Другой антрополог, Роберт Маретт (†1943), модифицировал теорию Тэйлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма. Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшие основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил повторять, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

проработки темы, хорошей доказательной базой, а, самое главное, наличием хороших идей, которые взял и себе на заметку. На мой взгляд, Вами хорошо осмысленно Таинство Евхаристии. Но, следует указать, что в своих предположениях относительно истоков Ваших ошибочных суждений я тоже не ошибся. Формат комментария не предполагает пространных выкладок со сравнительным анализом. Да, к сожалению, и времени у меня на это сейчас нет. Пробегусь поверхностно лишь по нескольким вопросам. Так пример с тряпкой, у которой знакомый владыки Антония (Блума) просил прощения, является ярчайшим примером анимизма. Имеем факт – человек разговаривает с тряпкой, следовательно подразумевает, что тряпка, как минимум, воспримет обращение к ней человека. Владыка не уточняет, наделял ли его знакомый тряпку душой и считал ли личностью. Если не считал, то тогда это пример аниматизма. Иначе, что, по Вашему мнению, есть анимизм и аниматизм? Следующая грубая, на мой взгляд, ошибка это утверждение того, что «жизни причастна вся тварь, включая материю». Божественное Откровение совершенно четко указывает на момент появления жизни. Даже растения не являются с библейской точки зрения живыми. Да, они имеют биологическую природу, отличную от природы, например, скал. Но они не живые, к великому сожалению тех, кто экспериментирует с эмоциями или поведением растений. Они лишь часть неживой природы мира. Биологическая природа растений обусловлена их предназначением – быть пищей для существ живых, имеющих тоже биологическую природу. Сразу ремарка относительно природы на примере молодых людей, познавших друг друга «до дна». Вы указываете, что общая сущность у них появляется только после познания друг друга. Ваша мысль понятна, но терминология, на что я уже указывал, хромает. Я, например, привык пользоваться терминами по старинке, использую каппадокийские наработки. После отцов термины, которые действительно, можно отождествить это «природа», «естество», «сущность» (см., например, http://azbyka.ru/priroda-estestvo-sushhnost). Т.е. с точки

http://bogoslov.ru/article/5272881