Феодосиевская базилика сильно пострадала при пожаре во время восстания Ника в январе 532 г. 14 . Целью восставших партий цирка не был сам храм – вечером 13 января они пытались поджечь находящийся рядом императорский дворец, – но огонь быстро перекинулся вначале на Сенат, а потом на церковь и площадь Августеон. Через три дня другой пожар уничтожил соседний храм Св. Ирины. Юстиниан решил не восстанавливать старую базилику Св. Софии, но построить на этом месте новую церковь . Вполне вероятно, что одной из причин такого решения было соперничество с Аникией Юлианой, построившей в 524–527 гг. роскошную церковь Св. Полиевкта 15 . От этой церкви остались только фундаменты, раскопанные в 1960-х гг., а также несколько фрагментов колонн и мраморной резьбы, украшавшей капители, антаблементы и экседры 16 . В эпиграмме, украшавшей стены церкви Св. Полиевкта и известной по Палатинской антологии, был упомянут храм царя Соломона 17 . Видимо, не случайно «Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией», повествуя об окончании строительства Св. Софии, вкладывает в уста Юстиниана фразу: «Слава Богу, удостоившему меня свершить такое деяние. Я победил тебя, Соломон!» 18 Итак, Юстиниан замыслил создать постройку невиданной величины и оригинальности. Для воплощения своего замысла он пригласил двух выдающихся специалистов своего времени – Анфимия из Тралл и Исидора из Милета 19 . Оба, судя по всему, были не столько архитекторы, сколько математики и механики. Эти люди могли создать планы, чертежи и необходимые расчеты. Анфимий был сыном врача Стефана из Тралл в Малой Азии. Все его братья были видные ученые: Митродор – грамматик, Олимпий – юрист, а Диоскор и Александр – медики. Анфимий много строил как в Константинополе, так и в других городах империи (например, перестраивал крепость Дару). Современники описывают его как выдающегося инженера и механика-изобретателя, а также математика, занимавшегося вопросами криволинейных поверхностей, равно как и проблемой изогнутых зажигательных зеркал, – эти его знания были реализованы при строительстве Св. Софии, в частности, ее купола. Об Исидоре из Милета известно меньше: он был выдающимся специалистом по математике, которую изучал в Александрии и Константинополе. Очевидно, при строительстве Св. Софии он занимался преимущественно расчетами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хорошо известно, что Павел Силенциарий писал свои экфрасисы под влиянием поэта V в. Нонна Панополитанского, однако это влияние проявляется лишь в области метрики и стиля 418 . Структуру поэм Павла Силенциария никак нельзя назвать традиционной, равно как и их содержание. Их невозможно отнести ни к одной из жанровых форм и разновидностей, разработанных в античной или ранневизантийской словесности. Многочисленные описания храмов, в том числе в составе энкомиев их создателям, составлялись исключительно в прозе. Экфрасисы нередко писались гексаметром, но это были описания картин, статуй и мозаичных циклов, а не церквей 419 . Утраченные историко-эпические поэмы об императорах были посвящены скорее военным победам, чем возведению отдельных построек 420 . Единственный известный текст, который можно назвать прототипом экфрасисов Павла, – это посвятительная эпиграмма, которая была выбита на карнизе храма Св. Полиевкта в Константинополе, построенного Аникией Юлианой в 524–527 гг. Эта эпиграмма, созданная неизвестным автором, была написана гексаметрами и состояла из 34 стихов 421 . В ней, словно в зародыше, содержатся все темы и мотивы, которые будут впоследствии развиты Павлом. Эпиграмма начинается и завершается похвалой Юлиане, а центральная ее часть (как и у Павла) представляет собой экфрасис церкви, описывающий сперва архитектуру, а потом декор. Здесь мы обнаружим и ключевой для Павла мотив света, озаряющего церковь , и даже образ Фаэтона, сияние которого отражают стены храма 422 . Павел был, несомненно, знаком с этой эпиграммой, и она, по всей вероятности, послужила отправной точкой для его экфрасисов: когда Юстиниан возводил храм Св. Софии, он соперничал с Аникией Юлианой и стремился превзойти храм Св. Полиевкта. Точно так же и экфрасис его придворного поэта, как некая разросшаяся «посвятительная эпиграмма» величайшему храму, призван был превзойти стихи, начертанные на творении Юлианы. «Победить» предстояло не только в архитектуре, но и в словесном искусстве, – и задача эта Павлу вполне удалась: он создал экфрасис храма, не имеющий себе равных во всей византийской литературе. Павла Силенциария описание Храма Святой Софии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

937       В действительности празднование первого освящения Св. Софии 27 декабря 537 г. на­чалось со всенощной в церкви Св. Анастасии, откуда в Св. Софию направилась торжественная процессия во главе с патриархом Миной, восседавшим в императорской колеснице (Thphn. chron. 217). Празднование второго освящения 23–24 декабря 562 г. также началось с торжествен­ного крестного хода с участием патриарха Евтихия и императора накануне, а после всенощной в храме Св. Платона процессия двинулась к Св. Софии с пением псалмов (Thphn. chron. 238). Здесь же описывается церемониальный выход императора из дворца в Великую церковь . Ср. DeCer 1,1. 938 2 Как указывает Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 256, nt. 196), в этом отрывке явно присутствуют аллюзии на жертвоприношения Соломона по завершении строительства Храма ( 3Цар. 8:62 ); в кондаке на второе освящение Св. Софии в 562 г. (Trypanis С. A. Fourteen early Byzantine cantica. Wien, 1968. P. 145–146. (Wiener byzantinische Studien; [Bd.] 5)) жертвы Соломона противопоставляются бескровной жертве, приносимой в Церкви Христовой. См. также: Kovaltchuk Е. The encaenia of St Sophia: Animal sacrifice in a Christian context 11 Scrinium. 2007. Vol. 4. P. 161–203. 942 Исследователи справедливо указывают на то, что, с одной стороны, сравнение христианской церкви с Иерусалимским храмом является общим местом для византийской культуры; с другой стороны, Юстиниан вполне мог стремиться затмить своей постройкой возведенную Юлианой Аникией церковь Св. Полиевкта, в эпиграмме на стенах которой упоминался храм царя Соломона. См.: Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 303–309,313; Berger A. Die Hagia Sophia in Geschichte und Legende. S. 20. См. также c. 16–17, примем. 17. 944       Это число противоречит реальной хронологии: между освящением Св. Софии (537 г.) и обрушением купола после землетрясения (558 г.) прошел 21 год. Однако оно вполне соответ­ствует внутренней хронологии «Сказания»: 17 лет после названной здесь даты освящения (де­кабрь 548 г.) соответствуют 566 г., второму году правления Юстина II (565–578).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

богослову Иакову Саругскому на рубеже V и VI вв. Впервые в развернутой форме ее воспроизвели визант. авторы сер. VI в.- хронист Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. P. 317) и церковный историк Захария Ритор ( Zach. Rhet. Hist. eccl. I 7). Оба использовали уже известные в то время «Акты Сильвестра». История о крещении К. Сильвестром была столь важна, что в 20-х гг. VI в. ей были посвящены неск. сюжетов декорации храма св. Полиевкта в К-поле, к-рый был построен Аникией Юлианой, родственницей императоров Западной Римской империи (Anthologia Palatina. I 10). В последующие эпохи в Византии легендарная история о крещении К. Сильвестром стала неотъемлемой частью церковного Предания и исторических знаний византийцев о К., она воспроизведена во всех основных версиях средневек. Жития К. (BHG, N 364) и большим числом др. авторов ( Theoph. Chron. P. 17-18; Georg. Mon. Chron. P. 485-487; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 475-476; Mich. Glyc. Annales. P. 466-467; Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 35; VIII 54-55). Православная история крещения почти полностью вытеснила знания о крещении императора на смертном одре. Нек-рые историки (Михаил Глика, Никифор Каллист) упоминали наряду с православной и о прежней версии крещения, но критиковали и отвергали вторую, приводя различные аргументы и оценивая саму возможность крещения К. арианами как несомненную клевету. Вместе с тем наибольшим влиянием легенда о крещении К. св. папой Сильвестром пользовалась на Западе, где в VIII в. она была дополнена легендой о «Константиновом даре». В Византии известны 3 основных классических версии Жития К. Датировка этих памятников остается сложной проблемой; большинство совр. исследователей считают, что Жития имели единый прототекст и сформировались в течение длительного периода VII-XI вв. (подробный анализ см. Kazhdan. 1987; Winkelmann. 1964, 1978). Это BHG, N 364 (издание Guidi. 1908), BHG, N 365 ( Opitz. 1934; дополнения Halkin. 1960) и BHG, N 365n ( Halkin. 1959). В основных чертах композиция и характер повествования в них сходны, но есть и существенные отличия в деталях.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В больших базиликах основному помещению предшествовали атриум (открытый двор с колоннадой по периметру или без нее), нартекс (иначе нарфик), в некоторых случаях перед ним было еще одно дополнительное помещение – экзонартекс (наружный нартекс). Алтарь занимал апсиду и прилегающее к ней пространство. Перед апсидой мог располагаться трансепт – поперечный неф, образуя крестовидный план восточной части. В других случаях по сторонам апсиды могли размещаться дополнительные богослужебные помещения – пастофории. Многочисленны локальные типы базилик, которые в разных регионах выглядели по–разному. Так, атриум редок на Востоке (Сирия, Палестина, Месопотамия, внутренние районы Малой Азии), здесь он встречается только в крупных центрах. Нартекс почти не встречается в Грузии, Армении, он не обязателен и в других регионах Востока. Трансепт особенно характерен для западной и центральной части Средиземноморья (Греция, Рим); на Востоке, в т.ч. в Константинополе, такие примеры единичны. В двух дошедших до нас константинопольских базиликах сер. 5 в. (Иоанна Студия и Халкопратийской) наблюдаем следующие особенности: укороченный план наоса, одна апсида, нартекс и обширный атриум, хоры, расположенные над боковыми нефами и нартексом и образующие трехсторонний обход вокруг центрального пространства (рис. 64). Отличительная черта константинопольских церквей – трехгранная форма апсиды. В юстиниановское время в столице строили также большие купольные базилики. Базилика Св. Полиевкта – очень редкий в Стамбуле случай, когда археологи (Р. Харрисон) имели возможность изучить архитектурный комплекс полностью. Это большое купольное здание предюстиниановской эпохи, построенное Аникией Юлианой, имело богатый мраморный декор 1584 . Еще одна купольная базилика в столице – хорошо сохранившаяся, хотя и с перестройками, церковь Св. Ирины эпохи Юстиниана (рис. 65). Локальные группы базилик внутренних областей Малой Азии, Каппадокии и Ликаонии обладают собственными характерными чертами 1585 . Пастофории – дополнительные помещения, расположенные по сторонам алтаря, – типичная черта базилик стран христианского Востока. Лучше всего этот архитектурный и литургический феномен изучен в Сирии, благодаря исследованию т.н. мертвых городов, в которых руины множества раннехристианских церквей сохранились без перестроек и изменений 1586 . Пастофории часто встречаются также в Палестине, на Кавказе, в Причерноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равенна и Венеция изучаются уже несколькими поколениями ученых. Архитектура храма св. Марка, построенного по византийским образцам, великолепие его мозаичного и мраморного декора, запрестольный образ Pala d’oro, коллекция драгоценных изделий из камня, эмали и серебра, наконец, квадрига коней, некогда украшавшая константинопольский ипподром, – все это исследовано во многих работах ряда ученых, среди которых непревзойденным знатоком настенных мозаик был Отто Демус 2259 . 2. Византийский Восток Возможности раскопок византийских памятников в Стамбуле довольно ограниченны, поэтому изучение константинопольской архитектуры сосредоточено на вопросах строительной техники и декорации, создании новой обмерной документации, в том числе в процессе реставрации. Американский Византийский институт провел масштабные реставрационные работы в св. Софии и монастыре Хора (Кахрие Джами) 2260 . Археологи стремятся получить новые данные, исходя из анализа техники кладки, штампов кирпичей различных частей св. Софии. Таким способом было подтверждено, что скевофилáкион действительно датируется V в., т.е. в комплексе юстининовского храма он сохранился от эпохи реконструкции Феодосия II 2261 . Редкий в Стамбуле случай, когда археологические работы удалось провести в интерьере церкви, – работы в комплексе храма Календер с его разновременными частями (древнейшие восходят к IX в.) и сложной строительной историей 2262 . Церковь Одалар Джами изучена, однако ее не удалось идентифицировать с каким-либо известным по источникам столичным памятником 2263 . Монография о традициях и способах работы византийских строителей принадлежит Роберту Оустерхауту 2264 , он же написал диссертацию об архитектуре церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) 2265 . Значительное количество исследований о памятниках архитектуры средневизантийского и палеологовского времени легко объяснимо: эти церкви достаточно хорошо сохранились, хотя и со многими перестройками. Но для изучения ранневизантийской архитектуры необходимы серьезные археологические работы, что крайне трудно осуществить в условиях плотной городской застройки исторического Константинополя. Такие раскопки в 60-х гг. XX в. удалось провести в центральной части старого города, свободной от застройки, вблизи акведука Валента. Американский археолог Ричард Мартин Харрисон (1935–1992) раскопал остатки дворцовой купольной базилики св. Полиевкта, построенной Аникией Юлианой в предъюстиниановское время. Расположенное рядом с базиликой здание не удалось точно определить (баптистерий или термы?) 2266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Сближение Юстина и Юстиниана с папством, во имя никейского православия и борьбы с готами, позволило «Деянию Сильвестрову» распространиться на Востоке. В церкви св. Полиевкта, построенной в Константинополе Аникией Юлианой в 524−527 гг., имелась не дошедшая до нас мозаика, посвящённая теме очищения Константина водою 1351 . С учётом функции культурного и политического посредничества, взятой на себя сенаторским родом Аникиев, можно считать допустимым предположение, что в этом случае распространение известия о крещении от Сильвестра (без упоминания, как кажется, темы проказы) дало художественное и монументальное воплощение сближению с Римской церковью 1352 . Кассиодор, сменивший Северина Боеция на должности начальника служб (магистра оффиций, magister officiorum) при арианине Теодорихе и его преемнике Аталарихе (526−534), представил в своих «Хрониках» («Летописях») 519 г. Константина таким, каким его образ создаётся в тексте Иеронима. По-видимому, текст этот был известен Кассиодору (он передаёт известие, что император умер в окрестностях Никомидии), но был исправлен устранением «арианского» крещения, что, предположительно, понравилось бы остготским королям. Только в годы пребывания в Константинополе, во время самого тяжёлого периода греко-готской войны, Кассиодор счёл уместным в своей «Церковной истории в трёх частях» («Historia ecclesiastica tripartita») вернуться к разговору о крещении Константина в Никомидии. При этом он учитывал все известные ему источники (Сократа, Феодорита и Созомена ), склоняясь всё же к версии Феодорита, которая в остальном была самой близкой к исторической истине и наиболее явно придерживалась никейского вероучения 1353 . Кассиодор, должно быть, знал версию о крещении от Сильвестра. Можно, однако, предположить, что поначалу, во время составления «Хроники» («Летописи»), он счёл уместным обсудить тему сравнения епископа Симмаха и короля Теодориха. При этом позже, в «Истории церковной в трёх частях», он мог подпасть под влияние перспективы, свойственной Константинопольскому двору, которому понравилась бы «православная» версия крещения от Сильвестра, но гораздо менее пришлась бы по душе его «римская» составляющая в тот момент, когда Византия завоёвывала Рим 1354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

св. Полиевкта (524-527, раскопана в 1964-1969), построенная Аникией Юлианой; о масштабе храма свидетельствует 5-метровая платформа здания, в к-рой под 3 нефами находились проходы, центральный вел в крипту под алтарем . Этот памятник обозначил изменения стилистики резного убранства, античные мотивы уступили место растительным, возможно иран. происхождения, а также усложненному декоративному. Резьба украсила большинство деталей, в т. ч. пилоны, появились рельефные фигуративные изображения (павлины в конхах ниш). По архивольтам проходила поэтическая надпись, поля между арками занимала рельефная виноградная лоза свободного рисунка. Пластически разнообразная резьба, иногда переходившая в круглую скульптуру, сочеталась с мозаиками полов и разноцветными панелями из мрамора, доставленного из разных концов империи. Возводившие храм мастера участвовали в последующем церковном строительстве имп. Юстиниана ( Harrison. 1989; Беляев. 1998. С. 264-267). Нек-рые фрагменты скульптурного убранства этой церкви были вывезены после 1204 г. и украсили, в частности, собор Сан-Марко в Венеции. Ц. мучеников Сергия и Вакха (основана в кон. 20-х гг. VI в.? до 536) была построена рядом с дворцовой ц. св. апостолов Петра и Павла (518-519, не сохр.) типа базилики с галереями, имела с ней общий нартекс и сообщалась на 2 уровнях открытыми аркадами. Внутреннее ядро ц. мучеников Сергия и Вакха имело традиц. для баптистериев октагональную форму, 2-ярусную структуру с круглыми нишами по диагоналям, стены были заменены тройными проемами, колоннадами в нижнем и аркадами в верхнем ярусе хор. Пространство вписано в квадрат внешних стен, небольшими нишами преобразованный изнутри в неправильный 8-гранник, помещение обхода прерывала глубокая вима, завершенная 3-гранной снаружи апсидой. Возводившие церковь мастера обошлись без подкупольного перехода, купол опирается непосредственно на формируемый столпами и арками октагон и состоит из чередующихся плоских (над вершинами арок) и вогнутых (над углами) долей. В ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

15 . Агафангел (Соловьев) , епископ. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. – Вятка, 1861. (Книга издана без указания имени автора). 16 . Бабичев Виталий, свящ. Библейский Иов и «невинные» страдальцы месопотамской литературы/Глава из канд. дисс.: Сравнительный анализ Священного Писания Ветхого Завета и шумеро-аккадской литературы. – Сергиев Посад, 2006. – с. 68–76. 17 . Бухарев А. Святой Иов Многострадальный. Обозрение его времени и искушения по его книге. – М., 1864. 18 . Виссарион (Нечаев) , епископ. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского . – М.. 2009. 19 . Гостева Е. Книга Иова. Попытка интерпретации//Альфа и Омега. – 1 (45). – М., 2006. 20 . Дионисий (Шленов) , иеромонах. Отзыв на дипломную работу выпускника Московской Духовной семинарии Бориса Тимофеева по кафедре Филологии на тему: Перевод первой книги «Морали на Иова» (Moralia in Iob) святителя Григория Двоеслова , папы Римского//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и семинарией. – 5–6. – 2005–2006. 21 . Елеонский Н. О времени происхождения книги Иова//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – 1872. – январь. 22 . Иаков (Тисленко), монах. Толкование на книгу Иова (гл. 1–8). – Троице-Сергиева Лавра, 1998. 23 . Иоасаф (Морза), иером. Дидим Слепец и его комментарии на книгу Иова: канд. дисс. – Жировичи: Минская Духовная Академия, 2003. 24 . Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Победа Иакова. – М.: Дом надежды, 2005. – 368 с. 25 . Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983. 26 . Крифт П. Иов. Жизнь – это страдание.//Мир Библии. – М., 1997. – 4. – с. 5–15. 27 . Люберинг Кэрол. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. – М.: Библейский Богословский Институт св. апостола Андрея, 2003. 28 . Мень А., прот. Книга Иова/Мень А., прот. Библиологический словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2000. – Т. 1. – С. 243–246. 29 . Павский Г. , прот. Нечто о книге Иова.//Христианское чтение. – 1833. – Ч. 3 30 . Петровский А. , свящ. Толкование на книгу Иова. – СПб., 1907. – 121 с. (Эти же комментарии находятся в Толковой Библии, издания преемников А.П. Лопухина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

  001     002    003    004