В период Каролингского возрождения основанные в VII-VIII вв. мон-ри становятся центрами образованности. С мон-рем в г. Лоб связаны имена поэта св. Эрминия ( 737) и агиографа Анзона Лоббского ( 800); биограф Карла Великого Эйнгард был настоятелем мон-рей св. Петра и св. Баво в Генте, мон-рь в Стабло получил европ. известность благодаря скрипторию. При императорах Карле Великом и Людовике Благочестивом на территории Б. закрепилось то епархиальное деление, к-рое исторически сложилось в предшествующую эпоху; все 3 еп-ства подчинялись Реймсскому архиепископу. Христиан на юго-востоке страны окормлял архиепископ Трирский. Самым значительным еп-ством на востоке Б. было Моза-Траектское, епископы к-рого между 810 и 831 гг. перенесли кафедру в г. Леодий (совр. Льеж). После распада империи Каролингов по Верденскому договору 843 г. и в результате последующих разделов на территории Б. возник ряд самостоятельных гос. образований. В зап. части, отошедшей к Западнофранк. королевству, в IX в. сложилось графство Фландрия. Территория Вост. Б. стала частью герц-ства Лотарингия в составе Восточнофранкского королевства (с 962 г.- Римско-Германская империя). С сер. IX в. начинаются вторжения норманнов: Б. и Нидерланды, находящиеся на морском побережье и в нижнем течении крупных рек, оказались наиболее пострадавшими от морских завоевателей районами Европы. В IX-X вв. в стране приходят в упадок города и более мелкие поселения на побережье. Постоянная угроза внешних вторжений и необходимость обороняться постепенно приводит к росту влияния военного сословия - феодалов, к-рые строят замки, берут под свою защиту селения, города и мон-ри, одновременно присваивая мн. привилегии в управлении ими. Узурпация мон-рей светскими феодалами не способствовала расцвету христ. благочестия и образованности. Классическое средневековье (X-XIII вв.) После присоединения Лотарингии к Римско-Германской империи (925) еп-ства Льежа и Камбре оказались под прямым контролем императоров, к-рые сами назначают туда епископов; право назначения епископа Тарвенского сохраняли за собой графы Фландрии. В X - нач. XI в. возрастает политическая власть епископов (особенно Льежа), получавших от императоров различные привилегии (в т. ч. право чеканить свою монету). К этому времени относится возрождение монашеской жизни: бенедиктинский аббат св. Герхард Бронский ( 959) провел реформу фландрских мон-рей, центром монашеской реформы для Вост. Б. стал мон-рь Горц, откуда в X в. вышли св. Одилон , основавший в 937 г. мон-рь Жамблу, его преемник Эрдуин. В X в. в Льеже сложилась богословская школа, получившая благодаря деятельности Седулия Скотта и 2 епископов Льежа, Франкона (851-901) и Стефана (903-920), европ. известность.

http://pravenc.ru/text/77978.html

В VIII в. во франк. Ж. л. преобладал интерес к святым эпохи Меровингов. Появились Жития св. Дезидерия, еп. г. Кадурк (ныне Каор), св. кор. Бальтхильды, св. Элигия Новиомагского (Нуайонского), св. Филиберта, святых Ландеберта (Ламберта) и Губерта, епископов Моза-Траектских (Маастрихтских), и др. Кон. VIII в. датируется творчество мон. Анзона Лобского. Подражая Сульпицию Северу, Анзон создал Жития 2 первых настоятелей мон-ря Лоб - св. Урсмара и св. Ермина (кон. VII - нач. VIII в.). В целом деятели Каролингского возрождения (кон. VIII-IX в.) не внесли ничего принципиально нового в уже сложившийся агиографический канон. В этот период появилось множество новых житий, перерабатывались древние тексты (напр., Житие св. Геновефы). Алкуин написал 2-е Житие прп. Ведаста (1-е было составлено Ионой из Боббио), еп. Иона Орлеанский - Житие свт. Губерта Моза-Траектского. Оттачивая стиль изложения, каролингские агиографы использовали уже сложившиеся лит. формы, обращаясь в основном к подвижникам прошлого, преимущественно меровингской эпохи (Житие свт. Виллиброрда, составленное Алкуином). В ходе христианизации зарейнской Германии оформился новый образ святого - миссионера, устроителя Церкви, нередко мученика. Одним из первых и образцовых произведений Ж. л. подобного рода является Житие св. Бонифация, составленное Виллибальдом Айхштеттским. Монахиня из Хильдесхайма (ее имя неизв.) записала Жития самого Виллибальда и его брата Виннебальда. Жития миссионеров в Германии создавались до сер. XI в., наиболее значительные из них - Житие Григория Утрехтского, составленное св. Лиутгером Мюнстерским, Житие св. Лиутгера, Житие свт. Ансгара, «апостола Скандинавии» (2-я пол. IX в.), Житие сщмч. Адальберта (Войтеха) (рубеж X и XI вв.). В каролингскую эпоху сложился жанр исторического мартиролога, близкий к Ж. л. Все сохранившиеся исторические мартирологи были созданы на франк. землях в IX в. Попытка составления 1-го подобного текста принадлежит ученому англосакс. мон. Беде Достопочтенному, который смог заполнить половину годовых памятей.

http://pravenc.ru/text/182317.html