По приказу властей тело мученика сожгли, а пепел от костра рассеяли, чтобы не оставить для православных его мощей для почитания. Но некий юноша успел выхватить из костра частицу от черепа. Впосл. эта частица хранилась в ц. Архангелов в Софии. В кон. XIX в. ее положили в серебряный ковчег и перенесли в софийскую ц. Св. Недели. В 1900 г. частица была разделена на 2 части, одну из которых передали в ц. Н. С. (2-й по величине храм в Софии), возведенную в том же году близ места казни мученика. В 1975-1979 гг. из этого храма мощи святого были выкрадены, поэтому священство ц. Св. Недели передало ему хранившуюся у них частицу мощей святого. В 70-х гг. XX в. на месте казни Н. С. была поставлена небольшая часовня. Возможно, вскоре после гибели Н. С. было создано краткое синаксарное его Житие, которое было известно Матею Грамматику, но впосл. утрачено. Пространное Житие Н. С. («Житие и жизнь, повесть и сказание о святом славном Христовом мученике Николае Новом, пострадавшем в славном городе Сардикийском, названном Средец, и о мучении его из-за предательства») было составлено между 1555 и 1564 гг. и является последним свидетельством о т. н. новомученичестве в XVI в., религиозно-историческом феномене, распространенном на Балканах в период османского владычества: с 1515 г. до казни Н. С. в Софии (центре Румелийского наместничества) произошло еще 2 мучения (см.: Георгий Новый Кратовский , Георгий Софийский Новейший ). Канонизация Н. С. состоялась вскоре после его гибели по инициативе Софийского (Сардикийского) митр. Иакова (упоминается только в Житии этого святого). Кроме жития известна посвященная Н. С. служба. В. А. Розов считал, что в Софии в XVI в. не было книжников должного уровня для составления подобной службы, поэтому ее текст, скорее всего, принадлежит палестинским или синайским монахам серб. происхождения, упомянутым Матеем Грамматиком. Несостоятельность этого мнения была доказана после прочтения в двойном акростихе канона службы Н. С. имени его автора - инока (таха) Андрея ( Кожухаров. 1985. 2004). Благодаря этому открытию стало известно имя софийского гимнографа XVI в. и доказано, что инициатива создания агиографических и гимнографических текстов в честь софийских новомучеников исходила от духовников Софийской митрополии. Оба произведения, посвященные Н. С., сохранились лишь в одной рукописи (1564 г.; ЦИАИ БП. 1521; Сырку. 1901).

http://pravenc.ru/text/2566136.html

РГБ. Ф. 304/I. 180 - сборник-конволют, состоящий из 3 частей: 1) л. 1-103 об.- Слова св. Симеона Нового Богослова, переписаны П. Л. в 1443 г. (запись киноварью на л. 103 об.: «многогршни и послднего» (вариант прочтения: «послдн(ьни) поп(ь)) Пахомие въ л(то) 6951»); 2) л. 104-355 об.- Поучения аввы Дорофея и историческая Палея, переписаны П. Л. в 1445 г. (запись киноварью на л. 355 об. рукой П.: «въ лто 6953 круг лун(ы) 17»); 3) л. 356-425 об.- Слова свт. Иоанна Златоуста, Григория Цамблака, архиеп. Андрея Критского, Житие пророка Илии и др., переписаны в 1445 г. или чуть позже. Первые 2 части были известны как автографы П. Л. с XIX в. (см.: Ключевский. 1871. C. 119-120). Клосс полагает, что 3-я часть также переписана П. Л. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 170-171; ср.: 2016. С. 41-42). РГБ. Ф. 304/I. 116 - сборник (Апостол толковый с прибавлениями), создан в 1443-1445 гг. 10 писцами, причем П. Л. написаны л. 1-178 (на л. 167 приписка киноварью: «мо(на)х Пахомио. Конецъ данием с(ве)тихь ап(о)с(то)лъ и тлъкованиом»), а также л. 424-439 об. (Служба святым князьям Борису и Глебу) ( Соболева. 1979. С. 11; Клосс. 1998. Т. 1. С. 172-173). Утверждение Соболевой, что П. Л. переписал и др. сочинения 2-й части рукописи, включая Службу прп. Сергию Радонежскому, ошибочно. РГБ. Ф. 304/I. 763 - сборник, составлен в Троицком мон-ре; включает Житие прп. Никона Радонежского (л. 407-414 об.), к-рое, согласно Клоссу, переписано П. Л. и представляет собой оригинал Особой редакции ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 238) (по классификации Н. В. Пак, Второй Пахомиевской редакции). По мнению Клосса, рукопись является конволютом, объединившим части 40-60-х гг. XV в.; Житие прп. Никона Радонежского переписано в 50-х гг. XV в. (Там же. С. 176-177, 238). РГБ. Ф. 173/I. 23 - сборник-конволют, содержащий 2 разновременные части. Первая - Толковая Псалтирь св. Афанасия Александрийского (л. I + 1-225 + I) - переписана П. Л. в 1458/59 г. (запись киноварью на л. 225 об.: «Съписана быс(ть) сия б(о)ж(е)ственая книга Пс(а)лми Д(а)в(и)д(о)ви повелнием Сергиа старца Сергиева монастыра казначии рукою послдняго вь с(ве)щ(е)ноиноцхъ таха иермонаха Пахомия Сербина вь лт(о) 6967»). Известна как автограф П. уже в XIX в. (см.: Ключевский. 1871. C. 119-120).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими за тем чудесами, краткое житие св. Сергия; служба ему на 25 сентября и житие Препод. Никона 147 . Кроме того, в этот же период времени, от авторства, Пахомий переходил к более простому труду переписчика. В библиотеке Троицкой Лавры сохранился список книги Симеона Богослова , написанный рукою Пахомия в 1443 году, и список Палеи, сделанный им же в 1445 г.; в 1459 г., по поручению казначея того же монастыря, он переписал псалмы Давида с толкованиями. В рукописи последней книги, хранящейся в библиотеке Московской Духовной Академии 23), находим следующую приписку того же почерка: «списани бысть сия божественныя книги псалмы Давидови повеленьем Сергия старца, Сергиева монастыря казначия, рукою последняго в священноиноцех таха иеромонаха Пахомия сербина, в лето 6967». Из общего числа всех произведений Пахомия мы и остановимся лишь на тех, кои написаны в бытность его в Троицком монастыре, так как они имеют более прямое отношение к нашей главной задаче. Появление в стенах Троице-Сергиева монастыря ученого инока с Афона около 1440 года было весьма благовременным и полезным для обители. С самого времени основания обители Препод. Сергием в среде ее уже немалочисленной к тому времени братии, не находилось таких книжников, которые могли бы своими литературными трудами удовлетворить желаниям и вкусам читающих монахов. Вот почему просвещенный серб Пахомий, как писатель, владевший правильным книжным стилем, умевший написать житие святого как следует, был весьма нужный человек в монастыре, братия которого о самом основателе обители еще доселе не могла послушать подобающего чтения в церкви в день его памяти: житие, написанное премудрым Епифанием, было слишком красноглаголиво, обширно и по витиеватости своего изложения едва ли могло удовлетворять неприхотливым книжным вкусам малообразованной братии монастыря тогдашнего времени. Притом оно совсем ничего не говорило ни об открытии мощей святого, ни о чудесах, после того совершившихся. Краткое жизнеописание Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Сергия». 275 Ркп. святцы: «преп. Афанасий пустынник, зовомый – железный посох, ученик бысть св. Сергия чудотворца; преставился в л. 6900 (1382)». Сведен. о монас. 404. у Буслаева (словесн. и искус. 2, 355. 356) всего 21 ученик, но иные пропущены. 276 Никон. лет. 4, 205 «в л. 6900 мес. 25 сент. преставись пр. игумен Серий радонежский». Тоже в др. летоп. соб. лет. 1, 233; 5, 245; 6, 119. Степ. кн. 1, 519. По счету с января Сергий преставился 25 сент. 1391 г., а не 1392 г. По одному списку жития (Шевырева ист. рус. слов. 3:153): «чистую свою и священную душу с молитвою Господеви предасть в л. 6905 м. 28 сент., жив же преподобный лет 70 и 8». Но здесь – букву «е» напрасно приняла за цифру, тогда как она – знак окончания. Следует читать, «шесть тысяч девять сотое»: 1397 г. года кончины Сергиевой нельзя согласить с 1398 годом основания Саввина Сторожевского монастыря. 277 Чудеса пр. Сергия описывали: а) Пахомий, который в сказании о пресвитере Симеоне говорит: «сия же аз смиренный таха ермонах Пахомий, пришедшу ми в обитель святого, – дерзнух написати, елика слышах иди видех»; б) По воле ц. Алексея Мих. написал повесть о новых чудесах Сергия келарь Симон Азарьин. То и другое вместе с житием Сергия напечатано было в Москве 1647 г. с исключением впрочем из повести Симона некоторых статей, на что тот жаловался; в) М. Филарет: некоторые черты жития преп. Сергия после смерти, нап. с житием Сергия, М. 1852 г.; г) Письма монастырские, М. 1863 г. 278 Христ. чт. 1823 г. 9, 112–120. Другое чудо, исцеление немого, в христ. чт. 1833 г. 1, 401–408. 279 Ркп. житие пр. Ефрема в общ. ист. 45 у Царского 136. Оно называется сочинением Романа, ученика Ефремова. – Но по множеству хронологических и исторических ошибок, из которых некоторые, но не все, указаны в ист. иер. 5, 470. 472. 474., несомненно, что известное ныне житие – переделка записок ученика Ефремова, составленная человеком подобным о. Василию; многословие и насыщенность говорят о том же. 280 По ркп. житию Евстафий удалился в Колязин монастырь, но этот монастырь основан позже 1433 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 560. Канон трем святителям Петру и Алексею и Ионе киевским и всея Руси московским чюдотворцем. л. 565. Кир Христофора патрикия стихиры и канон всем Святым; внесены русские праздники и Святые. ) См. л. 170. л. 567. Молитвы на сон грядущим. л. 584. Блаженна по вся вскресениа гл. 4. л. 590 об. Канон святителю Иоанну новгородскому гл. 8. л. 600. Канон св. чюдотворцем муромским благоверному князю Петру, во иноческом чину Давиду и благоверной княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Ефросинии, творение господина Михаила мниха. л. 607. Канон благоверному В. Князю Владимеру гл. 6. л. 614. Канон Федору Стратилату гл. 4, Феофаново (творение). л. 621. Канон благоверному В. Князю Михаилу черниговскому и Феодору болярину его, творение таха ермонаха Святыя горы Пахомия гл. 4. л. 629. Молитвы и поклоны пред образом Господа Бога Спаса нашего Ис. Христа и преч. Владычицы нашей богородици Приснодевы Марии и Ангелом, и проч. В числе молитв помещена и архистратигу Михаилу с надписанием: Аще который человек сию молитву на всякий день говорит, и того дни не прикоснется к нему зол человек, ни диявол никакою лестию соблазнити, ни озлобити не может ни души ни на теле (sic); аще и от жития сего представитися, ни ад душе его не приемлет. Напечатана, но в исправленном виде и без сей надписи. л. 641. Канон препод. Матрене гл. 8. 286. (1222.) Канонник, полууст., нач. XVII века, в четверть, 78 листов. л. 1. Оглавление. л. 2. Подобает ведати, како есть должно пети на молебне каноны во всю седьмицу. л. 4. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана. л. 10 об. Канон благодарствен пресв. Богородици. л. 18. Канон Покрову пресв. Богородици. л. 25 об. Канон радостен пресв. Богородици, творение кир Игнатиа иермонаха. л. 31 об. Канон Успению пресв. Богородици, творение кир Козмы. л. 35 об. Канон честному Кресту, кир Козмы. л. 41. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу п преч. Его Матере, певаем за бездождие. л. 50. Канон молебен к Господу Богу нашему и преч. Его Матере, певаем за ведрие, егда дождь рамен идет.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

144 «Сказание известно о Каменском монастыре и о первоначальниках Каменского монастыря, от приснопамятного старца Паисия Святого Ярославова. Той собра от многих книг после пожара Каменскаго монастыря». Ркп. Лаврской Библиотеки. – Паисий был Игуменом Лавры Сергиевой (1479–1482). 145 Собственноручным памятником трудов Пахомия доселе служит Ркп. Мос. Дух. Академии, 23., содержащая в себе толкование на Псалтырь Св. Афанасия Александрийского , с следующею подписью: «списана бысть сия Божественныя книги Псалми Давидови, повеленьем Сергия, старца Сергиева монастыря казначии, рукою последнего в священноиноцех Таха иеромонаха Пахомия Сербина, в лето 6967». Того же года есть и список жития пр. Сергия, составленного Пахомием, в Библиотеке. Троицкой Лавры, в Канонике под 30. 151 Может быть, тому же Пахомию принадлежит ещё а) канон Пророку Илии, находящийся в ркп. XV в. МДА, под 77. «Творение Иеромонаха Пахомия», иˆб) Слово на Покров Пр. Богородицы, упоминаемое в переписи книг Сильвестра Медведева. Чтения Ист. Общества. 1846. III, стр. 70. 152 Сам Пр. Нил во 11 слове своём, говоря о преимуществах уединённого подвижничества с единым или двумя братиями, замечает: «якоже и самовидцы быхом во Св. Горе Афонстей и во странах Царяграда, и по иных местех многа суть такова пребывания». 153 Это сам он описывает в письме, может быть, к ученику своему Иннокентию: «пишу тебе, явленно о себе творя, понеже по Бозе любовь твоя понуждает мя и безумна мя творит, еже писати ми к тебе о себе. – Егда в монастыре купно жили есьмя, сам веси, яко соплетений мирских удаляюся и творю, елико по силе, по божественных писаниях, аще и не возмогаю тако, ради лености моея и небрежения. Таже по отшествии странничества моего, пришед в монастырь, вне близ монастыря сотворих себе келию, и такожде живях, елико по силе моей. Ныне же вдалее от монастыря преселихся: понеже благодатию Божиею обретох место угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно, якоже сам видел еси. И наипаче испытую божественная писания: прежде заповеди Господня и толкования их, и Апостольские предания; таже жития и учения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петра. Это житие помещено в Минее Макария под 29 июня, в рукоп. Моск. дух. акад. 63, Царского 378, 743. 95. Пахомий Логофет, «иже прииде от Сербския земли к великому князю Василию Васильевичу» (Царского XX, стр. 51), по распоряжению св. Ионы архиепископа Новгородского (1458–1471 г.), написал: а) Жития преп. Варлаама Хутынского, архиепископов Моисея († 1362 г.) и Евфимия († 1458 г.), преп. Саввы Вишерского, исправив Геласиево описание (Толстого II, 364; III, 59; Царского 103, 132, 133, 326). б) Каноны и стихиры княгине Ольге, св. Евфимию, преп. Савве, Чирской иконе Богоматери, Иоанну Крестителю (Опис. муз. 592, 593); преп. Онуфрию великому, которому новгородский пастырь создал храм, написал службу. в) Похвальные слова: преп. Варлааму, «в нем же нечто на Иудеи» и Покрову Богородицы (Толстого II, Л 264; Опис. муз. 206, 704; Царского 98, 379)). «По благословению господина преосвященного архиепископа Ионы митрополита всея Руси и прорассуждением, иже о нем честного собора», в 1460 г. написана жизнь свят. Алексея (Опис. муз. стр. 761; Толстого I, 292, стр. 185), и тогда же написан им канон свят. Алексею. Вероятно, по тому же определению сочинил он житие св. князя Михаила Черниговского, по рукоп. «творение иеромонаха Пахомия св. горы», с таким началом: «Что реку или что возглаголю»? Из Новгорода Пахомий переселился в обитель преп. Сергия Радонежского. Здесь он написал: канон с акафистом преп. Сергию Радонежскому и канон преп. Никону (о чем говорит в житии преп. Кирилла); здесь же он дополнил Епифаниево описание жития преп. Сергия описанием чудес преподобного, совершившихся по открытии мощей его; но при этом сократил и Епифаниево житие Сергия; потом описал жизнь преп. Никона (Царского 131, 132, 112; Общ. ист. 56; Опис. муз. 204, 209, 593, 673). «Се аз смиренный таха ермонах Пахомие, пришедшу ми в обитель святого, видех чудеса, бывающа от ракы богоносного отца, увидев от самого ученика блаженного Епифания (т. е. из книги его)... иних своима очима видев, дерзнух написати, елика слышах или видех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большинство мусульман назовут Махмуда Таха и Ан-Наима крайними либералами, но это не делает их немусульманами. Книга «Либеральный ислам» не стала причиной для их отлучения от исламского сообщества. Их просто записали в категорию либеральных мусульман, невзирая на то, что даже сам редактор издания, Курцман, не согласился с изложенными в ней богословскими воззрениями. Доводы фундаменталистов Чтобы адекватно изложить доводы фундаменталистов, необходимо прежде разобраться с теорией упразднения. Упразднение означает отмену раннего откровения более поздним. Этот аспект появился в исламе после появления сатанинских стихов. Что такое упразднение и сатанинские стихи, выяснится после краткого экскурса в историю. Согласно историкам Корана, свой сверхъестественный опыт Мухаммед получил в 613 году во время общения с Богом. Он имел возможность проводить много часов в молитве, поскольку был женат на Хадидже, богатой вдове. Пророка мучил один вопрос: почему Бог оставил арабов? Иудеи имели собственных пророков и книги, написанные на иврите. У христиан также был свой пророк (Мухаммед считал Иисуса пророком христиан) и книги, написанные на их языке. 31) Почему же у арабов не было собственного пророка и книги, написанной на их языке? Согласно мусульманской традиции, когда Мухаммед страстно взывал к Богу и возносил Ему свой вопрос, в видении ему явился архангел Гавриил. В результате этого опыта Мухаммед утвердился в своем пророческом призвании. (Других непосредственных откровений свыше у него не было. Мусульмане считают, что сверхъестественное откровение приходило к Мухаммеду постепенно, по несколько предложений за раз, в период с 613 по 632 годы, то есть до самой его смерти.) Ниспосланное через архангела Гавриила откровение, согласно мусульманской традиции, является посланием из Небесной Книги (Аль лавх аль махфуз). Мусульмане верят, что частично откровение была дарована Моисею (Таврат), а частично – Давиду (Забур). Обе этих части вошли в состав Ветхого Завета. Последующее откровение было ниспослано Иисусу, который в свою очередь передал его ученикам (инджил), которые и составили Новый Завет. От своих предшественников Мухаммед отличался тем, что был неграмотен. Моисей, Давид и Иисус умели читать и писать, а Мухаммед не умел. Поэтому ниспосланное откровение было продиктовано ему слово в слово, по нескольку предложений за раз. Пророк запоминал посланные ему утверждения, а затем быстро передавал их тем, кто умел читать и писать. Мусульмане верят, что Коран – это истинное слово из Небесной Книги. Можно сказать, что содержание Корана это как бы фотокопия Небесной Книги. То, что христиане относят только к Десяти Заповедям, мусульмане относят ко всему Корану.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

«Приидите, честное и святое сословие постников; приидите, отцы и братия; приидите, духовные овцы; приидите, именитое стадо... Вот к нам свыше призвание; вот предлежит духовная трапеза; вот хлебы неистощимой пищи и масло милости; вот целомудренная пшеница и вино, веселящее души и тела... вот русская, а более вселенская похвала. Приидите ж и насладимся доброго нынешнего торжества, воздавая достойную честь преподобному, как ученики учителю, составляя праздник и светлое торжество в нарочитом празднике, как чада отцу... Сама Святая и Животворящая Троица подвигла нас к ликованию и устроила для ангелов праздник с нами и сотворила общее для всех веселие в память своего угодника, просветившего мир своим житием, отогнавшего бесов от стада Христова, исполнившего радостию землю и самый воздух равноангельным своим житием, наставившего вверенное ему иноческое стадо на духовные пажити... Да уведаем достоверно, откуда воссиял таковой светильник: не от Иерусалима ли, не от Синая ли? Нет. Но от Русской великой земли; она много лет оставалась непросвещенною, но удостоилась превзойти страны, просветившиеся прежде ее, и процвела православною верою и честными монастырями, в которых воссияли многие светильники, просвещающие, можно сказать, вселенную. В числе их был и святой Сергий, о котором нам предлежит ныне слово». А в заключении своего литературного труда о преподобном Сергии Пахомий так рассказывает о побуждении, расположившем его заняться этим трудом. «Я смиренный таха иеромонах Пахомий, пришедши в обитель святого и видя чудеса, часто совершающиеся от раки богоносного отца, а особенно узнав о нем от самого ученика его Епифания, который с ранней юности много лет жил со святым, был духовником в великой лавре всему братству и написал по порядку о рождении и возрасте блаженного, о его чудотворениях, житии и преставлении, слыша также свидетельства о преподобном многих иных братий, наиболее же видя своими очами бывающие от него чудеса, сильно удивился. Потому, испросив помощи от Бога и надеясь на молитву святого, дерзнул написать, что слышал и видел, из многого немногое, что было возможно для меня смиренного...

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Христиане продолжали пребывать в страхе и тревоге долгое время, пока аль-Джаззар не смягчился и не отправил ушедшим в Горный Ливан милостивый приказ, чтобы они возвратились и получили обратно свои дома (190 БПАП). После этого вернулись и остальные христиане. Эмир Башир возвращается в страну Затем аль-Джаззар послал за эмиром Баширом, помирился с ним и поставил правителем страны, сместив сыновей эмира Юсуфа. После своего назначения Эмир Башир сильно возвысил Джирджиса Беза и его брата Абд аль-Ахада, тем самым обременив и знатных людей, и простых подданных. Против двух братьев Без был устроен заговор, и они были убиты при первой же возможности. Трех сыновей Эмира Юсуфа ослепили, конфисковав их имущество. И на том страна успокоилась. Произошло это уже после смерти аль-Джаззара. Курды получают должности семьи ас-Сакрудж После ухода франков из Акки аль-Джаззара стали посещать некоторые курды, предводителя которых звали шейх Таха 554 . Это были жестокие, порочные и безбожные люди. Они угнетали и мусульман, и христиан, без жалости подвергая адским пыткам арестованных должников. Аль-Джаззар по всей своей области ставил наместниками людей только из их числа. Дело в том, что за четыре или пять лет до прихода франков аль-Джаззар разгневался на Михаила и Бутруса из дома ас-Сакрудж и заключил их в крепость. Затем он зарезал их и выбросил тела в море. Сыновей же их Господь спас, направив в Египет. Хотя впоследствии при дворе аль- Джаззара и выдвинулся ряд людей, одни из них бежали из страха к нему, других же он убил во время осады франками Акки. Кончина Ахмада-паши аль-Джаззара Так продолжалось, пока аль-Джаззар не заболел (191 БПАП) водянкой и не умер 23 апреля 1808 года 555 , в ночь славной Пасхи. Исмаил-паша получает области аль-Джаззара После его погребения влиятельные лица сразу поставили (114 ВББ) правителем человека, который при самом аль-Джаззаре был посажен в тюрьму и которого звали Исмаил-паша. Он находился в немилости у Порты и был одним из тех пашей, которые прибыли с великим визирем. Исмаил-паша сразу же устроил поход на Горный Ливан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010