Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава V. Житие Федора Ярославского Научное изучение Жития скончавшегося в 1299 г. князя Федора Ростиславича, Смоленского и Ярославского, было начато по существу трудами В. О. Ключевского . Историк выделил следующие виды агиографических сочинений о Федоре Черном: 1) Проложное житие (составленное, по мнению Ключевского, вскоре после смерти Ярославского князя и во всяком случае еще до обретения его мощей в 1463 г.); 2) Статья об обретении мощей князя в 1463 г. и о последующих чудесах (в двух видах: кратком – Троиц., 466 и полном – Вол., 490); 3) Редакция иеромонаха Антония, возникшая, как предполагал Ключевский, между 1471 и 1473 гг.; 4) Редакция Андрея Юрьева, известная историку по единственному списку начала XVI в.; 5) Редакция XVII в., составленная в связи с перенесением мощей в 1658 г. Всего Ключевский указал 8 списков произведений о Федоре Ярославском 482 . Н. Барсуков основывался на классификации Ключевского, но число списков увеличил до пятидесяти 483 , хотя во многих случаях шифры рукописей им вовсе не указаны, другие нуждаются в уточнении по современным каталогам. Наиболее обстоятельное исследование литературной истории Жития князя Федора принадлежит Н. И. Серебрянскому. В Приложении к его работе опубликованы сведения о 39 просмотренных списках, но в тексте и примечаниях имеются указания еще и на дополнительные списки Пролога 484 . По предположению Серебрянского, древнейшим памятником письменности, посвященным Федору Ярославскому, является рассказ о последних днях жизни князя (указан список XVI в. – Соф., 1329). Такой рассказ мог быть сочинен либо в год смерти князя, либо в первые годы XIV в. В том же XIV в., по мнению Серебрянского, было составлено Проложное житие Федора, в котором рассказ о последних днях жизни Федора был дополнен биографической справкой о князе. Проложное житие послужило основой для подробных житий в редакциях: Андрея Юрьева, иеромонаха Антония, Минейной. Андрей Юрьев работал предположительно вскоре после открытия мощей (1463 г.) и во всяком случае не позже начала XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 6. КНЯЗЬ МСТИСЛАВ УДАЛОЙ В первой четверти XIII века выдается блестящими чертами деятельность князя Мстислава Мстиславича, прозванного современниками «Удатным», а позднейшими историками «Удалым». Эта личность может по справедливости назваться образцом характера, какой только мог выработаться условиями жизни дотатарского удельно-вечевого периода. Этот князь приобрел знаменитость не тем, чем другие передовые личности того времени, которых жизнеописания мы представляем. Он не преследовал новых целей, не дал нового поворота ходу событий, не создавал нового первообраза общественного строя. Это был, напротив, защитник старины, охранитель существующего, борец за правду, но за ту правду, которой образ сложился уже прежде. Его побуждения и стремления были так же неопределенны, как стремления, управлявшие его веком. Его доблести и недостатки носят на себе отпечаток всего, что в совокупности выработала удельная жизнь. Это был лучший человек своего времени, но не переходивший той черты, которую назначил себе дух предшествовавших веков; и в этом отношении жизнь его выражала современное ему общество. В те времена сын наследовал в глазах современников честь или бесчестие своего отца. Каков был отец, таким заранее готовы были считать сына. Этим определялось нравственное значение князя при вступлении его в деятельность. От него всегда ожидали продолжения отцовских дел, и только дальнейшая судьба зависела от его собственных поступков. Отец этого князя Мстислав Ростиславич приобрел такую добрую память, какой пользовались редкие из князей. Он был сын Ростислава Мстиславича, смоленского князя, правнук Мономаха, прославился богатырской защитой Вышгорода, отбиваясь от властолюбивых покушений Андрея Боголюбского, а потом, будучи призван новгородцами, одержал блестящую победу над чудью, храбро и неутомимо отстаивал свободу Великого Новгорода и пользовался восторженной любовью новгородцев. В 1180 году он умер в молодых летах в Новгороде и был единственный из выбранных новгородских князей, которым досталась честь быть погребенным в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как поляков на Россию науськивают «Диссиденты» пытаются снова отравить российско-польские отношения 28.05.2010 329 Время на чтение 3 минуты На этой неделе в польской газете «Rzeczpospolita» появилось письмо «диссидентов» советской эпохи и нынешних наших «заклятых друзей» Владимира Буковского, Виктора Файнберга, Натальи Горбаневской, Андрея Илларионова и Александра Бондарева, в котором они заявляют о недобросовестности российских экспертов, расследовавших гибель самолета польского президента под Смоленском. «Создается впечатление, - сетуют господа «диссиденты», - что российские власти не заинтересованы в выяснении всех причин катастрофы, а польские власти повторяют заверения по поводу «полной открытости», полученные от российской стороны, ничего от нее не требуя и терпеливо ожидая получения из Москвы давно уже обещанных материалов». Тут же на подкинутую «дохлую кошку» откликается американский «The Wall Street Journal». «Польское правительство решило, что расследование будет проводить российская прокуратура. Это вызвало споры и озабоченность по поводу того, что Россия может попытаться скрыть собственные ошибки в организации президентского визита, который российские власти посчитали частным и не имеющим большого значения», - пишет автор WSJ Марцин Собчик. Ссылаясь на опубликованное письмо в «Rzeczpospolita» (моментально, кстати, перепечатанное на сайте еще одного «диссидента», г-на Каспарова), г-н Собчик растолковывает читателю: «Как пишут российские диссиденты, польское правительство ведет себя наивно, думая, что Россия хочет раскрыть всю правду об этой катастрофе». А Россия-де – не хочет, поскольку хотеть этого она не может, продолжает г-н Собчик, поскольку российско-польские отношения на протяжении длительного времени были откровенно плохими: «Обе страны боролись за влияние в постсоветских странах Восточной Европы и Кавказа, а Польша утверждала свою независимость». Да и сегодня, уверяет автор WSJ, «разногласия по поводу энергоресурсов и военных планов продолжают портить эти взаимоотношения, и без того уже отравленные историческими спорами, связанными в первую очередь с жестоким владычеством Советского Союза над странами Центральной и Восточной Европы в XX веке».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Сортировать по Исключить новости Пятые детско-юношеские Елизаветинские чтения прошли в Смоленске (интервью) 2 ноября, 2011. Новостная служба В центре внимания исследовательской и творческой деятельности детей традиционно остаётся образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Однако тематика чтений постепенно расширяется. Многие доклады, включённые в программу, были посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты… 31 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли Пятые детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Они стали подарком для юных почитателей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой к 147-летию со дня ее рождения, которое отмечается 1 ноября. Впервые за пять лет ежегодные чтения вышли за рамки Смоленщины. Скоро выйдет из печати сборник детских творческих работ по итогам I-IV детско-юношеских Елизаветинских чтений. В него вошли лучшие сочинения, стихи, рефераты, исследования, рисунки и фотографии, а также отзывы детей о фотовыставке «От милосердия к святости», которую Фонд Андрея Первозванного привозил в Смоленск в ноябре 2007 года. Об этом рассказала главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Е.В. Малер. – Елена Владимировна, поздравляю Вас, директора библиотеки Светлану Александровну Петрищенкову и весь коллектив библиотеки с небольшим юбилеем – пятилетием Чтений. Какова цель их проведения? – Цель чтений – привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям, сохранение и развитие традиций благотворительности и служения идеалам добра на примере жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также развитие литературного и художественного творчества детей. – Как родилась идея проведения Чтений?

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Колочский монастырь в рукописи середины XIX века 22.07.2013 715 Время на чтение 17 минут В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы: Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, - населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII . Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. c вященником Иаковом Андреевым.) И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска. Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, - 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28) Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы, Андрея Бардижа 13.12.2014 1111 Время на чтение 8 минут От редакции: С 26 апреля по 8 августа пройдет многомесячный пеший Крестный ход, посвященный 70-летию Великой Победы. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» будет оказывать информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу. Мы уже публиковали беседу протоиерея Всеволода Чаплина , доктора педагогических наук Татьяны Петраковой и Андрея Бардижа о возрождении традиций крестохождения по Руси. Сегодня предлагаем вниманию читателя обращение Андрея Анатольевича Бардижа , разъясняющее многие вопросы, связанные с крестными ходами. По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам: +7 926 215 77 70; +7 962 964 42 03; в Крыму +7 978 058 58 17; или по e-mail на сайте . По определению, крестный ход есть общественное богослужение (молебен, лития), шествие архиереев, священников и народа с иконами, молитвами по случаю каких-либо церковных праздников, событий или массовых болезней и бедствий. Они нужны разные: уставные, традиционные, новые, малые, большие, но особое место среди них занимают многодневные – на несколько недель и месяцев. Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, образование, нравственность, патриотизм… Утерян дух – и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа – значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения – церковном, государственном или личном – слова преподобного Серафима Саровского о стяжании духа как смысла жизни не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/13/go...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовная оборона Отечества Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа 01.04.2015 827 Время на чтение 3 минуты От редакции. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по 8 августа пройдет многомесячный пеший Крестный ход, посвященный 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» будет оказывать информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу. Мы уже публиковали беседу протоиерея Всеволода Чаплина , доктора педагогических наук Татьяны Петраковой и Андрея Бардижа о возрождении традиций крестохождения по Руси, а также обращение Андрея Анатольевича Бардижа , разъясняющее многие вопросы, связанные с крестными ходами. Сегодня мы публикуем еще одно обращение А.А.Бардижа, посвященное предстоящему крестному ходу. По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам: +7 926 215 77 70; +7 962 964 42 03; в Крыму +7 978 058 58 17; или по e-mail на сайте . Со времён князя Владимира Русь утверждалась и жила верой, делами веры, ибо «вера без дел мертва» (Иак 2, 17). Дела эти известные: пост, молитва, церковная жизнь и жизнь вообще - по заповедям Христовым, в любви к Богу и ближнему. Известные всем понятия и действия, которые, будь они главными в нашей жизни, делают её правильной, – верной. Они же помогают вкупе с болючей совестью обнаружить, что в нашей жизни не так, и делать, как надо. Ослабление, потеря этого стержня – веры и дел православных – всегда ведёт к беде. Совсем рядом, очень близко, прямо у нашего дома гибнут старики, взрослые, женщины и дети, дети, так и не начавшие свою жизнь. Как можно помочь нашим русским, православным, своим, всем?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/01/du...

Рубрики Имя Ксения 6 мин., 05.06.2018 Поделиться Значение имени Ксения: Ксения — имя древнегреческого происхождения и переводится как «гостеприимство» (xenia) или — «чужой», «чужеземный» (xenios) Дни памяти: 6 февраля, 6 июня — дни памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Святые с именем Ксения Святая блаженная Ксения Петербургская (между 1719/1730 — около 1806) Многие из тех, кто приезжает сегодня в Санкт-Петербург, спешат посетить странное для туристичес­кого сознания место — Смоленское кладбище. Минуя музеи и памятники архитектуры, изящные улочки и величественные проспекты, они, оказавшись внутри кладбищенской ограды, быстро шагают в сторону часовни, около которой почти всегда оживленно и многолюдно. Здесь находятся мощи блаженной Ксении Петербургской, одной из самых почитаемых святых в России. Еще при жизни праведницы не было в Петербурге человека, который бы не знал «Андрея Федоровича», как называла себя юродивая подвижница — блаженная Ксения. О ее детстве и юности достоверных сведений не сохранилось. Известно только, что она вышла замуж за придворного певчего — полковника Андрея Федоровича Петрова, который вскоре после венчания внезапно скончался. Эта трагедия оказалась решающей в жизни будущей святой. На похороны Ксения явилась в одежде своего мужа, так что родственники Андрея Федоровича подумали, что вдова, убитая горем, сошла с ума. Она же утешала их, говоря: «Не переживайте, Андрей Федорович жив — вот он я. А умерла несчастная Ксения». Дом мужа Ксения подарила женщине, которая до этого снимала у них комнату, имущество начала раздавать бедным, а все имеющиеся деньги отнесла в церковь — на помин души «рабы Божией Ксении». Это еще больше смутило родственников супруга. Прознав об этом, они немедленно обратились на место службы Андрея Федоровича и просили остановить «безумную» вдову, не дать ей раздарить все, что было накоплено мужем. Начальство вызвало к себе Ксению, однако, поговорив с ней, не нашло в женщине никаких признаков расстройства рассудка. Так начался ее подвиг юродивой Христа ради.

http://foma.ru/imya-kseniya.html

Сортировать по Исключить новости Отпевание совершил патриарх Кирилл 22 декабря. ПРАВМИР. В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Турции Андрея Геннадьевича Карлова, убитого террористом 19 декабря в Анкаре. Гражданская церемония прощания состоялась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади. В числе тех, кто посетил траурную церемонию, был президент РФ Владимир Путин. Глава государства присвоил Андрею Карлову звание Героя России посмертно. По завершении гражданской церемонии гроб с телом посла был перевезен в Храм Христа Спасителя, сообщает пресс-служба патриархии. Перед началом чина отпевания патриарх Кирилл произнес слово, посвященное памяти Андрея Карлова: «Перед тем как совершить заупокойное богослужение, отпевание, я бы хотел поделиться с вами мыслями о том, что произошло, и о личности Андрея Геннадьевича. Господь судил мне встретиться с ним при очень необычных обстоятельствах и по очень необычному поводу. При его непосредственном участии, в тесном взаимоотношении с нашей Церковью, в городе Пхеньяне, столице Корейской Народно-Демократической Республики, был построен православный храм. Это первый и пока единственный христианский храм, построенный в новейшее время в этой стране. Строительству храма предшествовала большая работа, и Андрей Геннадьевич был человеком, всецело отдавшимся этим трудам. Именно при его непосредственном участии строительство прекрасно завершилось, мною были рукоположены два корейских священника, была организована приходская жизнь. Когда я покидал Пхеньян после освящения храма, многие высказывали предположение, что это событие имело более политический, протокольный смысл, нежели реально пастырский и духовный. Конечно, всё зависело от того, что в дальнейшем произойдет с этим приходом. Если бы он стал местом исключительно протокольных торжеств, то он не был бы храмом в полном смысле этого слова. Я сказал об этом Андрею Геннадьевичу, на что он ответил, что в силу его глубоких религиозных убеждений, как и убеждений его супруги и многих других сотрудников российского посольства в Пхеньяне, этот храм при любых обстоятельствах будет местом молитвы.

http://pravmir.ru/v-hrame-hrista-spasite...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010