Один из наиболее деятельных и инициативных иерархов канонической УПЦ. Благодаря усилиям А. спасена от полного уничтожения Львовская епархия , некогда крупнейшая в составе Московского Патриархата. После ухода в автокефалистский раскол предшественника А., бывш. еп. Львовского Андрея (Горака) , и вместе с ним многих клириков епархия как адм. единица была снята с регистрации властями Львовской обл., лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и т. д. Несмотря на противодействие проуниатски настроенных властей и националистических движений Галиции, А. добился возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Неоднократно А. подвергался угрозам и прямому нападению со стороны униатских экстремистов, в частности, во время межрелиг. конфликтов в с. Урож и в Сиховском жилом массиве Львова (авг. 1996), где правосл. Свято-Владимирская община совершает богослужения под открытым небом. Несмотря на сложнейшие условия, церковная жизнь в Львовской епархии стала насыщенной и полнокровной. Создано Петропавловское братство, Свято-Варваринское сестричество, молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери, об-во защиты жизни «Спаси и сохрани», открыты катехизаторские курсы, к-рые к 2000 г. функционируют в качестве филиала ПСТБИ. А. является организатором неск. международных научных конференций: «Митрополит Петр Могила и его эпоха», «Украина на пороге III тысячелетия» и др. А.- участник Архиерейских Соборов РПЦ и УПЦ, член синодальной Богословской комиссии РПЦ (с 24 февр. 1994), на пленуме в комиссии выступал за ограничение участия РПЦ в ВСЦ и др. экуменических орг-циях и переход от статуса их участника к статусу наблюдателя, председатель Богословской комиссии УПЦ (с 6 дек. 1996), член синодальной комиссии по разработке проекта нового устава для приходов УПЦ, духовник Союза правосл. братств Украины (с мая 1995), ответственный за связи УПЦ с Министерством обороны, МВД и др. силовыми структурами Украины (1995-1999), с 1999 г. — председатель отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины.

http://pravenc.ru/text/62618.html

Думаю, что визит Святейшего Патриарха на Украину был очень значимым событием. Не случайно он очень широко освещался, и Святейший Владыка не только своими мудрыми словами, но и всем своим обликом, тем вдохновением, с которым он говорит и с которым совершает богослужение, произвел очень большое впечатление на огромное количество людей. И я надеюсь, что этот визит послужит дальнейшей консолидации украинской нации, сближению между народами России и Украины и уврачеванию тех ран, которые были нанесены украинскому Православию за последние годы». Заместителю председателя ОВЦС протоиерею Николаю Балашову был задан вопрос о том, можно ли считать, что обращение Святейшего Патриарха и Священного Синода не возымели действия, если один из лидеров раскольников публично отверг предложенный путь — покаяние. Отец Николай ответил: «Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви не адресовано религиозной организации, которая называет себя «Киевским Патриархатом» и которая не признана ни одной из Поместных Церквей. Оно обращено к людям, которые находятся вне единства с канонической Православной Церковью. Ожидать какой-то позитивной реакции на это обращение от руководства «Киевского патриархата», на мой взгляд, не приходится. Другое дело, что очень многие люди, которые находятся вне канонической Церкви, за год, прошедший с первого посещения Украины Святейшим Патриархом, уже стали серьезно задумываться о своем возвращении в Церковь. Таких обращений поступало много. Некоторые приходы, а в ряде областей и сразу несколько приходов «Киевского патриархата» уже вернулись в лоно Церкви вместе со своими священниками. Мы знаем, что и целый ряд вождей раскола тоже думали и думают о своем возвращении. К сожалению, как уже рассказал во время пребывания Святейшего Патриарха на Украине владыка Иларион, смерть остановила на пороге этого события бывшего митрополита львовского Андрея Горака из так называемого «Киевского патриархата». Велись собеседования и с рядом других отделившихся от Церкви структур.

http://pravoslavie.ru/38514.html

При этом важно, чтобы сами расколоучители не могли ссылаться на мягкий чиноприем как на некое признание канонической Церковью их «благодатности». Вот что собственно сказано по этому поводу в рассматриваемом Обращении Священного Синода РПЦ: «Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад». Эти слова – настоящее торжество православной экклезиологии, продолжение великого дела священномученика Илариона. В них отсечены всякие попытки представить возможную икономию в качестве признания благодатности совершенных в расколе таинств. Важно и то, что рассмотрение вопроса об изменении чиноприема отложено на будущее. От степени покаяния самих раскольников, от того, насколько они осознают гибельность и безблагодатность раскола, насколько готовы без всяких предварительных условий стать действительно своими чадами для Единой чадолюбивой Матери, зависит то, будет ли изменен способ принятия их в ограду Святой Церкви. Обращает на себя внимание и такой момент. Члены Священного Синода РПЦ отметили, что в последнее время они получают «все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение». Слова эти разъяснены Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом (Алфеевым), председателем ОВЦС МП. Владыка рассказал, что некоторые представители «духовенства» украинских раскольнических структур обращались к нему, выражая горечь о своем пребывании в расколе и выражая желания присоединиться к канонической Церкви. Митрополит Иларион назвал имя известного «митрополита Львовского» «УПЦ КП» Андрея Горака, который не дожил несколько дней до готовившегося им покаянного возвращения в Русскую Православную Церковь. Странное «совпадение» готовившегося перехода и внезапной смерти.

http://pravmir.ru/o-znachenii-obrashheni...

Святейший Патриарх сказал, что у нас нет никакой специальной стратегии в земном, политическом смысле этого слова, направленной на преодоление этого раскола. Он подчеркнул, что наша стратегия — это стратегия молитвы, и мы считаем, что не политическими усилиями, а волей Божией раскол будет преодолен, и что Церковь в этом смысле должна быть антиподом раскольничьих организаций — она не может прибегать к таким средствам, как агрессивная полемика, оскорбления, искажения фактов; этот путь для Церкви закрыт. Мы будем с расколом бороться по-другому, и Божия правда в конце концов победит». Журналисты спросили отца Николая, присутствует ли в последние годы растущая динамика перехода из «Киевского патриархата» в каноническую Церковь. Заместитель председателя ОВЦС ответил: «Она присутствует. Надо сказать, что многие из деятелей раскола давно хотели вернуться, но очень откровенно говорили о страхе, который они испытывают, в том числе о страхе за свою физическую жизнь. Последние события заставляют задуматься о том, что эти опасения далеко не беспочвенны. Я имею ввиду непонятную смерть Андрея Горака, который возглавлял крупнейшую епархию так называемого «Киевского патриархата» во Львове. Во время Патриаршего визита так же внезапно и при непонятных обстоятельствах скончался Феодосий Пецина, один из деятелей «Украинской автокефальной православной церкви» в том же львовском регионе». Продолжая сказанное отцом Николаем, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда подчеркнул: «Реальная ситуация, которая сложилась сегодня в так называемом «Киевском патриархате», позволяет нам со всей уверенностью говорить о том, что заявления и обращения, которые сделаны официальными лицами этой организации, не отражают реальных настроений верующих людей. Это мы знаем и это мы можем подтвердить исходя из имеющихся обращений, а также, судя по возвращениям из так называемого «Киевского патриархата» в каноническую Церковь. Да, этот процесс не является массовым пока, в том числе и по причинам, которые назвал отец Николай.

http://pravoslavie.ru/38514.html

Перенесение праха кардинала Слипого во Львов состоялось в соответствии с завещанием главы УГКЦ. Однако, другой его пункт не выполнен: униатский «патриарх» завещал похоронить себя в Софии Киевской. Но, как говорилось на церемонии похорон, которую почтил присутствием даже президент Кравчук, это станет возможным только тогда, когда «все христиане Украины объединятся в единую независимую церковь» Причем униатские иерархи не скрывают, что представляют ее, тем не менее, составной частью римо-католической церкви. Однако, не взирая на это, Мстислав Скрипник выразил полную солидарность с греко-католиками: национальная идея вновь перевесила интересы Православия. Есть и множество других примеров того, что симпатии деятелей автокефалистского раскола к греко-католикам стали выходить за пределы простой корректности в отношении другой конфессии. Так, например, рождественскую литургию в луцком костеле свв. Петра и Павла в декабре 1994 года вместе с римо-католическим епископом Маркианом Трофимяком совершали священники УПЦ КП Однако, наиболее масштабным «экуменическим» мероприятием подобного типа была совместная служба, которую в кафедральном римо-католическом костеле города Львова 25 января 1995 года совершили «архиепископ Львовсий и Сокальский» УПЦ КП Андрей (Горак) и «архиепископ Львовский и Галицкий» УАПЦ Петро (Петрусь) совместно с грекои римо-католическим епископатом. Согласно первоначальному сообщению униатского «Бюллетня API» раскольничьи «архиереи» сослужили при совершении полной мессы. Позже, правда, «владыка» Петро выступил с опровержением, заявив, что он и Горак совершили только «Литургию Слова» Что происходило во львовском костеле на самом деле, до сих пор остается не вполне ясным. Те же самые автокефалистские лжеепископы Петр и Андрей совершали также «экуменическое» водосвятие во Львове в день праздника Богоявления, в 1995 году Наиболее характерна метаморфоза в поведении нынешнего филаретовского «митрополита Львовского и Сокальского» Андрея (Горака). Некогда он был настоятелем Преображенского храма во Львове, который на его глазах осенью 1989 года во время богослужения захватили униаты. Отца Андрея Горака тогда прямо из алтаря храма доставили в больницу с сердечным приступом. Прошло не так уж много времени, и отношение раскольничьего «архиерея» к греко-католикам вкорне переменилось: в мае 1995 года он уже участвовал в грандиозных униатских торжествах в Зарванице на Тернопольщине, посвященных 400-летнему юбилею Брестской унии и совершал богослужение совместно с католиками 27].

http://sedmitza.ru/lib/text/440082/

имел место ряд событий, свидетельствовавших о дальнейшем углублении автокефалистского раскола и продолжении агрессивных действий греко-католиков против правосл. верующих. В марте 1990 г. представители греко-католиков в одностороннем порядке покинули четырехстороннюю комиссию, призванную урегулировать церковное положение в Галиции. В течение 1990 г. галицкие униаты продолжали кампанию по насильственному отторжению правосл. храмов, кульминацией к-рой стал захват кафедрального собора св. Юра во Львове, осуществленный 12 авг. при попустительстве правящего архиерея Львовско-Дрогобычской епархии РПЦ еп. Андрея (Горака) (в 1992 ушел в раскол, ныне лжемитр. Львовский в юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата ). Вскоре после этих событий из Рима во Львов возвратился пребывавший ранее в эмиграции кардинал Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), митр. Мирослав-Иван Любачивский . Тем самым УГКЦ полностью восстановила свою структуру на территории Украины и дальнейшие усилия направила по пути количественного роста своих общин и орг-ций. Усиливалось и автокефалистское движение: к нач. 1990 г. в раскол перешло свыше 200 западноукр. приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к кон. 1990 - свыше 900 общин). В мае 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) , 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 г., раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», к-рым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник) , последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени второй мировой войны. Лишенный сана бывш. епископ РПЦ Иоанн Боднарчук был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким».

http://pravenc.ru/text/76512.html

Доклад Фейган-Щипкова, безусловно, информативен. Весь вопрос в достоверности и интерпретации этой информации. Авторы не без оснований утверждают, что Филарет Денисенко скорее мешает объединению раскольнических группировок и он более не нужен украинским властям, справедливо также и то, что главная ставка в деле создания автокефалии будет делаться на УАПЦ, неформально уже находящуюся в юрисдикции Константипольского Патриархата. Мало того, хронологическое совпадение встречи Кучмы с УАПЦ и данной публикации отчетливо свидетельствует именно об этой стратегии. Развивая эту мысль, будет логично, если Варфоломей предложит Филарету снятие анафемы в обмен на уход на покой (что, естественно, не будет иметь никакой канонической силы), затем будет предпринята попытка избрать " патриархом " Киевского Патриархата Львовского митрополита Андрея Горака, человека, находившегося в последнее время в постоянной переписке с Ватиканом, затем объединить УАПЦ и " Киевский Патриархат " . Щипков и Фейган называют это возможное объединение второй " канонической церковью " на Украине. Непонятно, что они нашли в ней канонического. Авторы доклада утверждают, что Горак полон решимости очистить украинское православие от католических заимствований, однако это выглядит абсолютно несерьезным. Те же самые Фейган и Щипков констатируют в этом же докладе, что Горак " добровольно передал ключи от собора Святого Юра во Львове греко-католикам и этим шагом заработал поддержку местной власти " . Комментариев здесь не требуется. " Идея фикс " авторов доклада заключается в следующем: " В принципе Москва может закрыть глаза и молчаливо согласиться с легализацией УАПЦ, уступить ее Константинополю и просить в обмен полного устранения от дел Патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко), передачи УПЦ (имеется в ввиду УПЦ МП - К.Ф.) Владимирского и Михайловского Соборов " . Очевидно, что подобный торг будет стратегией Константинополя, Киева, маячащего за их спиной Ватикана в планируемой " киевской комиссии " - обещание " сдать Филарета " в обмен на Владимирский и Михайловский Соборы и, самое главное, на признание УАПЦ, фактически находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Это просто-напросто провокационные предложения, рассчитанные на лиц, способных к торговле в таких вещах, как чистота Православия, единство Русской Православной Церкви, ее честь, достоинство и авторитет, а также на лиц, не сделавших никаких выводов из печальной истории эстонских компромиссов и ничего не понимающих в ситуации на Украине. Итак, данная идея:

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

Архиерейский Собор 1997 г. поставил точку в деле бывшего киевского митрополита. Акт об отлучении его от Церкви (Об отлучении, 1997) в преамбуле констатировал отсутствие покаяния с его стороны, что выразилось в продолжении совершения им «священнодействий», в именовании себя «патриархом Киевским и всея Украины», а также в возведении хулы на архиереев Украинской Церкви. Упоминались и каноны, ставшие основанием для принятых решений: 25-е апостольское правило, 14-е правило Сардикийского Собора, 88-е правило свт.Василия Великого. Далее следовало само решение: анафематствовать монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) (п. 1), предупредить о возможности применения аналогичных прещений монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака) (п. 2), а также иных лиц, вовлечённых в раскол (п. 3), оповестить предстоятелей Православных Церквей о совершённом отлучении (п. 4). Примечательно, что в последнем пункте говорится о «бывшем монахе Филарете». Упоминаемый в документе монах Андрей (Горак) — бывший епископ Львовский и Дрогобычский, лишённый сана Синодом Украинской Церкви 14.07.1992 г. за то, что примкнул к митр. Филарету (Денисенко) [Горак, 2002, 358–259]. В дальнейшем Русская Православная Церковь не занималась вопросами судьбы монахов Андрея (Горака) († 05.07.2010 г.) и Иакова (Панчука) († 16.03.2004 г.). Из указанных в документе об анафематствовании канонических норм одно из правил упоминалось и при лишении сана бывшего киевского митрополита (25-е апостольское правило). Другое, как было отмечено, фигурировало в заявлении украинских архиереев (88-е правило свт. Василия), третье стало новым (14-е правило Сардикийского Собора). Последнее говорит о запрещении самостоятельно присваивать себе общение в случае отстранения от него, до пересмотра дела, однако эти нормы приведены в отношении осуждённых пресвитеров и диаконов, но не епископов, к тому же в каноне отсутствуют санкции за его нарушение. Впрочем, это не исключает его применение по аналогии и к архиереям. Подобное можно сказать и про 88-е правило свт. Василия, которое говорит об анафематствовании за служение в состоянии запрещения, при этом адресовано оно пресвитеру. Ни один из приведённых канонов не был упомянут в деле еп. Иоанна (Боднарчука). Это вполне логично, поскольку в том случае вопрос об отлучении от Церкви не ставился.

http://bogoslov.ru/article/6172796

-------- 3460. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анастасия (Меткина) во епископа Казанского и Марийского. – 1989, 5, 8. -------- 3461. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского. – 1998, 4, 18. -------- 3462. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Ботнаря) во епископа Кагульского и Каушанского. – 1998, 10, 15. -------- 3463. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Андрея (Горака) во епископа Львовского и Дрогобычского. – 1990, 12, 19. -------- 3464. МИТРОПОЛИТУ Антонию Сурожскому Антонию – 75 лет. – 1989, 11, 8. -------- 3465. САВЕНКО П., прот., МАНСУРОВ М., прот. Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний). Некролог. – 1991, 1, 43. -------- 3466. APXIEPEЙCKAЯ хиротония архимандрита Антония (Масендича) во епископа Барнаульского и Алтайского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3467. 60-ЛЕТИЕ митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР (о награждении митрополита Антония орденом Дружбы народов). – 1984, 5, 10. 2. Патриаршая награда. Орденом св. кн. Владимира I степени награжден митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний. – 1984, 5, 10. 3. Пимен, патр., Филарет, митр. Поздравления с юбилеем. – 1984, 5, 25. 4. 60-летие митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. – 1984, 5, 26. 3068. МИТРОПОЛИТ Ленинградский и Новгородский Антоний. Сообщение о кончине. – 1986, 6, 20. 3069. ЧИЖОВ А., диак. Высокопреосвященный митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников). Некролог. – 1986, 10, 15. -------- 3070. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Москаленко) во епископа Переяслав-Хмельницкого. – 1986, 1, 10. -------- 3071. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Черемисова) во епископа Виленского и Литовского. – 1989, 8, 14. -------- 3072. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Аристарха (Станкевича) во епископа Гомельского и Мозырского. – 1991, 2, 18. -------- 3073. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Арсения (Епифанова) во епископа Ладожского. – 1990, 7, 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. Д. 643. Л. 93). С переходом Андрея (Горака) в раскол из приходов Львова в юрисдикции РПЦ остались Георгиевский, а также Владимирский в жилом массиве Сыхов, однако у последней общины сторонники УПЦ КП вскоре отняли храм, а устав Владимирского прихода был незаконно перерегистрирован местными властями в УПЦ КП. 20 сент. 1992 г. во епископа Львовского и Дрогобычского был хиротонисан архим. Августин (Маркевич) . Епархиальное управление разместилось при львовском храме св. Георгия Победоносца. 28 июля 1998 г. Августин был возведен в сан архиепископа, 5 нояб. того же года Львовско-Дрогобычской епархии решением Синода УПЦ возвращено ее историческое название - Львовская и Галицкая, правящий архиерей стал титуловаться Львовским и Галицким. Оставшиеся немногочисленные храмы епархии постоянно становились объектами нападений: в 1994 г. сторонники УГКЦ захватили Крестовоздвиженский храм в с. Стенятин Сокальского р-на, тогда же униатами захвачен Троицкий храм в с. Звертов Жолковского р-на; в апр. 1994 г. сторонники УПЦ КП захватили Георгиевский храм канонической Церкви в с. Колодрубы Николаевского р-на; в 1996 г. сторонники УГКЦ захватили Троицкий храм в с. Урож Дрогобычского р-на. Продолжалось и ущемление прав общин УПЦ со стороны местной администрации. 20 февр. 1995 г. был зарегистрирован Троицкий приход УПЦ во Львове, однако местные власти категорически отказали ему в выделении участка под строительство храма. Кафедральный собор Львовской епархии УПЦ МП во имя вмч. Георгия Победоносца. 1897–1901 гг. Архитекторы Г. Захс и В. Равский. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор Львовской епархии УПЦ МП во имя вмч. Георгия Победоносца. 1897–1901 гг. Архитекторы Г. Захс и В. Равский. Фотография. 2015 г. В мае 1994 г. владыка Августин освятил место под строительство в г. Дрогобыч кафедрального собора прп. Иова Почаевского. Храм был возведен в течение 14 лет, 23 сент. 2008 г. его торжественно освятил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Епархия проводит активную духовно-просветительскую работу.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010