Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс. Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря , 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμς ( Преломление : т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/115352.html

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» 25 января 2011 года была завершена выставка церковного монументального искусства «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств. Экспозиция представляла итоги пятнадцатилетней работы современных живописцев – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работы преподавателей и выпускников факультета церковных художеств ПСТГУ Богородица Одигитрия (копия). XI в. Константинопольская Патриархия. Мозаика Святые Георгий и Димитрий (копия). Храм святых бессеребренников (Анаргири). XII в. Касторья. Фреска Рождество Христово (копия). Пещерные храмы Каппадокии. XII в. Фреска Спас Вседержитель (копия). Храм Панагия Аракас. Кипр. XII в. Фреска Св. Георгий Победоносец (копия). XII в. Кипр. Фреска Казанская икона Пресвятой Богородицы Господь Вседержитель. Дисис храма св. равноап. кн. Владимира в Лиховом пер. Господь Вседержитель. Фрагмент. Дисис храма св. равноап. кн. Владимира в Лиховом пер. Апостол Петр. Дисис храма св. равноап. кн. Владимира в Лиховом пер. Апостол Павел. Фрагмент. Дисис храма св. равноап. кн. Владимира в Лиховом пер. Храм Св. Троицы в Вишняках Роспись храма Архангела Михаила в селе Михеи (подворье Данилова монастыря). Дипломный проект Роспись придела свв. новомучеников Российских в храме Св. Живоначальной Троицы в Вишняках. Дипломный проект Положение во гроб. Преображенский собор Мирожского монастыря. Nckob.XII в. Фреска Св. вмч. Георгий Победоносец (копия). XIV в. Македония. Фреска Св. евангелист Иоанн Богослов (копия). Храм св. ап. Андрея на Треске. XIV в. Македония. Фреска Прп. Симеон столпник (копия). Храм Панагия Аракас. XII в. Кипр Св. апостол (копия). Сопочаны, Сербия. XIII в. Фреска Св. вмч. Георгий (копия). Старая Ладога. XII в. Фреска Поставление во епископа свт. Николая. Фреска Работы С.В. Васютиной: благоразумный разбойник, Богородица на троне, Распятие, Спаситель на троне, прав. праотец Адам

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery89....

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († между 1402 и 1422), митр. Пелагонийско-Прилепской митрополии, зограф. Потомок знатного серб. рода. Дед И., мон. Герман, во времена правления серб. кор. Стефана IV Душана (1345-1355) был основателем мон-ря Зрзе в честь Преображения Господня близ Прилепа (Македония). В этом мон-ре находится могила отца И., Хайко (мон. Харитона). Там же подвизались принявшие постриг после смерти главы семейства И. (до пострига носил имя Прибил или Приезд), его мать и брат (впосл. иером. Макарий). До 1388 г. И. был поставлен митрополитом одной из епархий Пелагонийско-Прилепской митрополии. После смерти серб. кор. Марко Мрнявчевича (1395; см. ст. Мрнявчевичи ) и захвата турками Прилепа И. и его брат покинули мон-рь Зрзе. Стилистика произведений И. позволяет сделать предположение о его обучении в К-поле или в Фессалонике. И. работал вместе с братом, имел учеников, из к-рых наиболее известен Алексий (расписал пещерную ц. Пресв. Богородицы близ с. Туминец (ныне Каламас, Албания) на оз. Преспа). В 1389 г. И. с помощником мон. Григорием создали фрески в монастырской Андрея апостола церкви на Треске , о чем говорится в памятной надписи над нишей: «Помяни, Господи, рабов Твоих многогрешного митрополита Йована и монаха Григория, расписавших этот храм». В 1390 г. И. с помощниками (возможно, и с братом) выполнили роспись (2-й слой) в ц. вмч. Димитрия в Прилепе: в алтаре сохранились композиция «Вознесение» и фрагменты сцены «Служба святых отцов», в куполе - «Господь Вседержитель», фигуры ангелов, пророков и евангелистов, в зап. приделе - «Успение Пресв. Богородицы». Для мон-ря Зрзе И. написал местную икону «Иисус Христос Жизнодавец», к-рая находилась в иконостасе собора (1393-1394, Музей Македонии, Скопье); др. местную икону - «Богоматерь Пелагонитисса» (1422, Музей Македонии, Скопье) и деисусный чин (1421-1422) написал иером. Макарий. К монументальным работам И. относят «Преображение Господне» и образ Богородицы с Младенцем и ангелами в люнете в Зрзе, а также роспись пещерной часовни св. Марины на оз. Преспа.

http://pravenc.ru/text/469444.html

2v; XII в., Ath. Doch. 5f. Fol. 133v; XI в., Vat. gr. 1156. Fol. 268v; 1327-1340, Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v), в визант. и поствизант. монументальной живописи в Сербии, Македонии, Греции XIII-XVI вв. Напр., К. изображен в святительском ряду в алтаре церквей св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия (XIII в.), Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), и ц. св. Андрея на Треске, Македония (1388-1389); в монументальных минологиях XIV-XVIII вв. под 25 нояб.- в церквах Вознесения Господня монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); св. Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье, Македония (ок. 1376-1381); Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), св. Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция (ок. 1320), Св. Троицы монастыря Козия в Румынии (1386-1390), свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718), а также в алтарной нише кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, худож. Дзорзис Фукас (1546-1547). Тому же иконографическому типу следуют рус. памятники XIV-XIX вв., напр. серебряный реликварий с изображением К. на крышке (АОКМ, XII-XIV вв.; Рындина. 1996. С. 181-184. Кат. 24; Медынцева. 1991. С. 56-68); икона «Климент, папа Римский, с житием» из ц. Спаса Преображения в Усолье (ПГХГ, 1-я пол. XVII в.; Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 98); икона «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский, с житием» из придела свт. Николая Чудотворца ц. св. Климента в Москве (3-я четв. XVII в.); гравированные святцы на ноябрь 1722 г. худож. Г. П. Тепчегорского и 1730 г. худож. И. К. Любецкого ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 39. Кат. 33. 3. С. 50. Кат. 35. 3), круглая икона «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский» (ГЭ; нач. XIX в.). Кроме того, на рус. иконе «Богоматерь на престоле с предстоящими свт. Николаем и сщмч. Климентом» XIV в. из Вологды (ВОКМ; Рыбаков. 1980. Табл. 1) и на фреске ц. Преображения Господня на Волотовом поле близ Вел. Новгорода, 1352 (?) (не сохр., известна по архивной фотографии, см.: Вздорнов.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Кон. XIII в. Свт. Климент Охридский. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. Кон. XIII в. С творчеством художников из Фессалоники Михаила Астрапы и Евтихия связано развитие палеологовского стиля в Македонии в кон. XIII - 1-й четв. XIV в. От палеологовской эпохи сохранилось много имен художников, работавших в разных концах правосл. мира: в Веррии - Георгий Каллиергис , в Дечанах - Сергий, на Крите - Пепагоменос Иоанн Пагомен , в Грузии - Дамиан (см. ст. Убиси ) и Мануил Евгеник , на Руси - Феофан Грек , в ц. Андрея апостола на Треске - митр. Иоанн, в Раванице - Константин. Известны также имена ктиторов, заказчиков и составителей живописных программ, многие из к-рых, подобно Феодору Метохиту и историку Никифору Григоре, принадлежали к высшему придворному кругу. По заказу вельможи и родственника визант. имп. Андроника II Палеолога Прогона Згура в 1295 г. Михаилом и Евтихием была расписана ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. Живописный стиль и программа росписи этого храма являются яркими примерами палеологовского искусства кон. XIII в. Художественное своеобразие фресок определяют мощная, неск. утрированная выразительность крупных фигур с огромными ступнями ног, тяжелыми формами, экспрессивным характером движения и резкий цветовой контраст теплых красных и холодных голубых тонов в живописи ликов. Но отдельные образы, в т. ч. Христос Пантократор в куполе, росписи алтаря и сводов, св. воины, показывают приверженность художников к классическим принципам красоты и соразмерности. Архитектурный фон и элементы пейзажа подчеркивают глубину пространства. В росписи наоса помимо основных евангельских событий и подробного Страстного цикла представлен Богородичный цикл (юж. стена). Его завершает композиция «Успение» (зап. стена) в расширенном иконографическом изводе со сценами прощания Богоматери с женами иерусалимскими, вознесения Богородицы и передачи пояса ап. Фоме, моления апостолов у пустого гроба. Развитая Богородичная тематика, обусловленная посвящением храма, представлена и в росписи нартекса: над входом в церковь - иллюстрация к рождественской стихире, где изображен огромных размеров образ Богоматери с Младенцем на престоле в центре; на стенах - ветхозаветные прообразы Богоматери в сюжетах «Явление купины прор.

http://pravenc.ru/text/387113.html

подлинникам; авторское добавление составляют 2 варианта «хартий с надписями» в руке святого: содержание одной имеет в основе тексты на свитках преподобных («Внимайте убо, братие, и не согрешайте»), второй - почерпнуто из Жития Н. («Желай, да вся тебе будут не якоже мнится, но яко Богу угодно есть») ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 73). Одно из ранних иконных изображений Н. представлено на памятнике из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - иконе «Пресв. Богородица «Кириотисса» и преподобные Синая» (30-40-е гг. XIII в.). Прямоличная в рост фигура святого помещена по правую руку Божией Матери. Н. С.- старец со средней длины клиновидной бородой, голова не покрыта. Иконография этого образа воспроизводит выработанный в средневизант. время тип изображения преподобного: монашеские одежды составляет хитон, поверх к-рого - не доходящая до колен темная лента схимы и аналав, мантия скреплена спереди фибулой; единообразие касается и позы - фигура показана строго фронтально, в правой руке крест, ладонь левой обращена вовне на уровне груди. Образ святого (полуфигура в медальоне) этого типа впервые был представлен на мозаике в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) - внешность Н. С. не соответствует описанию в Ерминии длиной бороды: раздвоенная на конце она не достигает и середины груди. В дальнейшем, особенно в монументальной росписи, где изображений Н. С. сохранилось намного больше, чем в иконописи, появление образа этого преподобного прежде всего связано с монастырской средой. К фигуре Н. С. наиболее часто обращались в XIV в. Так, его изображение сохранилось в росписях кафоликонов: Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (ок. 1290, мастер Мануил Панселин); бывш. монастырского - св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320); бывш. мон-ря ап. Андрея на Треске, Македония (1388-1389). В названных памятниках, фрески которых являются ярким образцом визант. живописи эпохи Палеологов, облик Н. изменился: это старец с длинной бородой, в левой руке он держит свиток (на фреске в Протате - развернутый), правая рука или у груди, или отведена в сторону.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

потерял Скопье, занятое косовским господарем Вуком Бранковичем (см. ст. Бранковичи ). Охрид в 1378 г. был взят великим жупаном Андреем Гропой, а позже др. албан. аристократом, Карлом Топией. На нек-рое время владения Радослава Хлапена стали собственностью Марко, но вскоре там установилась власть др. албан. семьи, Музаки. Так, к кон. 70-х гг. XIV в. владения Марко ограничились только Западной М. Вопреки своему титулу он превратился в мелкого правителя, к-рому, чтобы уцелеть, потребовалось стать тур. вассалом. В это время в Восточной М. началось формирование государства братьев Драгашей (Деяновичей), которые воспользовались османским нашествием. Старший из братьев, Иоанн Драгаш, получил титул деспота от серб. царя, но когда весной 1372 г. османские отряды проникли по р. Струме на его земли, признал себя тур. вассалом. В результате этого союза его владения начали увеличиваться. После 1374 г. он управлял уже вместе с братом Константином Струмицей, Овче-Полем, Штипом, Радовишем, Тиквешем, землями по р. Черна (Црна), Петричем, Мелником, Вельбуждом и Вране. Ок. 1379-1381 гг. Иоанн Драгаш умер или принял монашество, а Константин начал управлять самостоятельно. В период его правления княжество достигло наибольшего расширения. До кон. 80-х гг. XIV в. Константин Драгаш стал господарем всей Восточной М. В 1386 г. он женился на Евдокии Комнине, дочери трапезундского имп. Алексия III Ангела Комнина , а в 1396 г. его дочь Елена вышла замуж за к-польского имп. Мануила II Палеолога. Палеологовское искусство самым широким образом представлено на территории М. Известны имена некоторых мастеров т. н. македонской школы живописи: Мануил Панселин, Каллиерг Георгий , Михаил Астрапас и Евтихий, к-рые работали только в Вардарской М. (церкви Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295), вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1312-1313), вмч. Никиты в Чучере (до 1308? или 1320)) и Сербии. Крупнейшими художественными центрами в поздневизант. период оставались Фессалоника, Охрид, Кастория, Веррия, а также Серры, Эдесса, Прилеп. Важные памятники сосредоточены в окрестностях Скопье (напр., Марков монастырь (ок. 1345, фрески 1376-1381 гг.), Матейче (1355-1360), Андрея апостола церковь на Треске (1388-1389), несколько дальше Лесново (1347/48)) и Прилепа ( Манастир (1095, фрески 1271 г.), Трескавец (кон. XIII - нач. XIV в., фрески до 1360 г.), Зрзе (сер. XIV в., фрески 1368/69 г.)). Нек-рые памятники, расписанные одними и теми же мастерами, в наст. время оказались на территории разных гос-в: напр., церкви свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории, Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград в албан. части оз. Преспа и Пресв. Богородицы «Живоносный Источник» в с. Мборья.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Сщмч. Петр I Александрийский. Роспись ц. Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 г. Фотография. 2014 г. Фото: Anieta/Wikimedia Commons В церкви 4 (св. Иоанна) в Гюлл-Дере, близ Чавушина (1-я четв. X в.?), в апсиде П. изображен с деятелями IV в.- обличителями ереси Амфилохием Иконийским и Евсевием Самосатским. Фронтально в рост, слева от престола, за сщмч. Климентом, чья память празднуется в тот же день, П. представлен на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Палермо (1183-1189), причем большинство св. епископов на алтарной мозаике имеют сходный облик, уподобленный ап. Петру. С литургическим свитком, развернутым вверх, за свт. Григорием Богословом, П. показан в композиции «Поклонение Жертве» (слева от престола) на фреске ц. св. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн). В кафоликоне мон-ря Грачаница (ок. 1320) его поясная фигура с развернутым свитком в руках находится слева от престола в развороте. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), прямоличное поясное изображение П. с кодексом в обеих руках входит в композицию «Поклонение Жертве» (справа от престола, вслед за ростовой фигурой сщмч. Игнатия Богоносца, но выше его на полголовы). Над композицией «Поклонение Жертве» расположен прямоличный поясной образ П. (вместе со свт. Афанасием Афонским и архид. Стефаном), в некрещатой фелони в росписи храма мон-ря близ Рамача, Сербия (ок. 1395), и т. д. Вариант еще одного иконографического решения жертвенной темы представлен в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы в квартале Сервиоти в Кастории (ранний XV в. или кон. XV - нач. XVI в.): в апсиде - «Служба св. отцов», в жертвеннике видение П. помещено рядом с изображением Христа во гробе. В росписи Георгиевской ц. в Хырлэу, Румыния (1492), композиция на сюжет видение П. размещена в жертвеннике, рядом - Христос во гробе и «Жертвоприношение Авраама»; тот же выбор сюжетов в жертвеннике - в ц. св. Апостолов в квартале Елеусы в Кастории (1547 , мастер Онуфрий; в алтаре - «Поклонение Жертве»). В храмах Афона образ П. часто помещается в арке прохода из алтаря: в сев.-вост. компартименте вимы собора в Протате (ок. 1290, мастер Мануил Панселин), в юж. компартимент в кафоликоне мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.), в сев. компартимент в парекклисионе кафоликона мон-ря Пантократор (кон. XIV - нач. XV в.) (см.: Τουτς, Θουστρης. 2010. Σ. 55, 152, 327). Известны и др. примеры размещения образа П., напр., в росписи Новой Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.),- на одной из арок колоннады в поперечном коридоре, наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Копт. фрагменты 1-го Послания сохранились в 2 папирусных кодексах на ахмимском диалекте. Первый (Berolin. SB. Orient. Fol. 3065) датируется IV в. и происходит из Белого монастыря В нем не хватает 5 листов (содержали: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 6-42. 2). Изд.: Schmidt. 1908. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. ап. Андрея на Треске, Македония. 1388–1389 гг. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. ап. Андрея на Треске, Македония. 1388–1389 гг. Второй папирусный кодекс (Strasbourg. Biblioth. Nat. et Univ. Pap. Copt. 362) датируется 1-й пол. V в. (др. датировки: IV в., VII-VIII вв). Поскольку наряду с 1-м Посланием К. кодекс содержит греч. текст Ин 10. 1-2, 4-7, 9-10; 11. 1-8, 45-52, он имеет классификацию по К. Аланду - P6. В копт. части представлены: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1-26. 2; Ин 10. 1 - 12. 20; 13. 1-2, 11-12; Иак 1. 13 - 5. 20. Изд.: R ö sch. 1910. Полный сир. перевод обоих Посланий, выполненный, вероятно, в VIII в., сохранился в ркп. Cantabr. Add. 1700. Fol. 142v - 155v, 155v - 159v, 1169/70 г. (из Эдессы). Рукопись содержит полный текст НЗ в т. н. гераклейской версии перевода Филоксена Маббугского (616). После соборных Посланий выписаны 1-е и 2-е Послания К. (имеют надписание: «Кафолическое (соборное) послание Климента, ученика апостола Петра, Коринфской церкви»). Они включены в общую лекционарную разметку. Согласно указаниям на полях, отрывки из них читались с 25-й по 39-ю неделю после Пасхи, а также в чине погребения (1-е Послание) и на праздник Девы Марии (2-е Послание) ( Lightfoot. 1890. P. 134). Изд.: Bensly. 1899. 1-е Послание на сир. языке сохранилось также в собрании апокрифических сочинений и извлечений из творений монофизитских церковных писателей (между сир. «Дидаскалией апостолов»Апостольскими канонами) и «Посланием Иакова, епископа Иерусалима, Кодрату о Тиберии Кесаре») - рукописи Mingana. syr. 4. Fol. 43-51, 1895 г.; Harv. Hought. syr. 99 (бывш. 91). Fol. 76v - 92, 1899 г. (обе рукописи западносир. происхождения, скопированы с более раннего кодекса из Тур Абдина) (см.: Brock S. Notes on Some Texts in the Mingana Collection//JSS. 1969. Vol. 14. N 2. P. 205-226). По свидетельству С. Брока , только лишь заглавие 1-го Послания К. было также выписано в рукописи Harv. Hought. syr. 123, 1901 г. (номер поступления 4058), но в наст. время она утеряна. Рукопись того же типа, содержащая 1-е Послание к Коринфянам, хранится в библиотеке аббатства Монсеррат (Montserrat. Or. 31. Fol. 78-93v, 1915 г.; протограф, согласно колофону, был переписан в 1333 г.; см. также: V öö bus A. The Didascalia Apostolorum in Syriac. Louvain, 1979. Vol. 1. P. Издания

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Довольно рано складывается традиция изображать святого облаченным в плетеные одежды, восходящая к тексту Жития. В накидке, доходящей до босых пят, П. Ф. представлен на мозаике в соборе Сан-Марко в Венеции, на сев. своде вост. арки, отделяющей боковые нефы от центрального пространства (XII в.): фигура преподобного помещена в арку, обрамляющую нишу, в свою очередь украшенную мозаикой, по сторонам изображения святого - побеги пальм; он сед, с длинной, разделенной на пряди бородой, обнаженные руки держит перед грудью ладонями наружу. В схиме синего цвета П. Ф. изображен в ряду преподобных в стенописи ц. Св. Троицы в Сопочани (1263-1268), правая рука перед грудью и в левой - свиток. В росписи собора и в часовне Пресв. Богородицы в Дечанах (1338/39-1348) у него на голове плетеная шапка, полы одежды едва прикрывают колени, рукава короткие. Так же он изображен: на фресках сев. стены ц. Богоматери в егип. мон-ре Дейр-эль-Барамус (XIII в., по рис. П. Лаферьера), в ц. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии (до 1337), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в росписях ц. св. Апостолов Печской Патриархии (ок. 1350), в ц. ап. Андрея на р. Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн (Йован) Зограф). В плетеном одеянии с длинными рукавами в позе оранта представлен в росписи на юж. стене в Спасской ц. мон-ря Жича («Спасов дом», 1309-1316). Изображение П. Ф. в различных одеяниях можно видеть в афонских стенописях, где оно соседствует с образами др. преподобных, как правило в нижнем ярусе стен: на сев. стене притвора/нартекса парекклесиона вмч. Георгия в монастыре Хиландар (росписи 2-й пол. XIII в.) в паре с прп. Макарием Римским; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Протате (ок. 1300, мастер Мануил Панселин), на юж. стене, близ углового компартимента на востоке, рядом с прп. Антонием Великим; на юж. стене лити кафоликона Дионисиата (1546/47, мастер Дзордзис Фукас) рядом с прп. Максимом Исповедником и прп. Иоанникием Великим; в сев. части трапезной Дионисиата (1553) между прп. Харитоном и блж. Андреем Юродивым на зап. стене; в кафоликоне мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас) в нише юж. стены близ юго-зап. угла между прп. Стефаном Новым и Ефремом Сирином; в трапезной Хиландара (1622, мастер Георгий Митрофанович) между прп. Давидом Скитником и прп. Феодором Студитом. Его образ как пример ангельского подобия мог быть помещен в один из куполов в многоглавом монастырском храме, как, напр., в юго-зап. куполе лити/экзонартекса Кутлумуша (1539/40, мастер монах Макарий) между прп. Иоанникием Великим и прп. Павлом Латрийским.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010