Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ АПОСТОЛА МИЛАПИДИАС [греч. Αποστλου Ανδρου Μηλαπιδας], жен. мон-рь (Кефалинийская митрополия Элладской Церкви). Расположен на о-ве Кефалиния, близ г. Аргостолион. Основан в 1587 г. Неофитом Романосом и Гаспаром Мингардом для своих дочерей-монахинь при митр. Кефалинийском Неофите Колокифасе на месте мон-ря XII в. Собор (кафоликон) представляет собой однонефную базилику. В 1644 г. монахиней А. А. М. стала Ромила, дочь протоспафария Зоту Цигара Иоаннинского. С собой Ромила принесла часть мощей ап. Андрея Первозванного, икону Успения Пресв. Богородицы, 1000 реалов. После нее дочери многих богатых людей острова становились монахинями этой обители. Со временем мон-рь стал владельцем большой земельной собственности, подворий, церквей, часовен. Огромный ущерб мон-рю нанесло землетрясение 1953 г. Реставрационные работы были завершены в 1970 г. Престольные праздники: день памяти ап. Андрея Первозванного - 30 нояб. и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - пятница Пасхальной седмицы. Святыни: стопа ап. Андрея, частицы мощей вмц. Екатерины, мч. Харлампия и др. святых. В мон-ре хранятся 2 автографа равноап. Космы Этолийского , иконы, св. потир Никодима Метаксаса, архиеп. Кефалинийского и Закинфского (1628-1647), основавшего первую греч. типографию в К-поле и после ее закрытия турками перенесшего ее на Кефалинию, золотое шитье мон. Ромилы Цигары, архиерейский саккос - вышивка мон. Феодоры Канали (1715-1721), печатные книги XIX-XX вв. Сейчас в мон-ре 9 монахинь; игумения - Андриани (Андреола). Лит.: Τ Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 2. Σ. 309-314; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 319; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 169-170. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/115346.html

Из кефалинийских церковных писателей и проповедников XIX в. наиболее известны Герасим (Соломос), иеродидаскал Евсевий (Панас) и Константин (Типалдос-Иаковатос). В 1928 г. на Кефалинии насчитывалось 110 церквей и проживали 66 тыс. верующих. Во время второй мировой войны Кефалиния сначала была захвачена итальянцами, а в 1943 г.- немцами. В 1953 г. остров пострадал от сильного землетрясения. Были разрушены мн. церкви визант. эпохи и более поздние сооружения, в т. ч. кафедральный собор Спасителя в Аргостолионе (Аргостоли). Новый собор Евангелистрии (в честь Вознесения Господня) был построен в 1957 г. Иконостас для этого храма перенесли из ц. Пресв. Богородицы «ту Фусату», часть его икон была написана знаменитым худож. Теодоросом Пулакисом. 5 дек. 1979 г. 3 тыс. верующих оцепили митрополичью резиденцию, требуя удаления с кафедры митр. Прокопия (Менутиса), который отделил от мощей прп. Герасима Кефалинийского часть руки и передал ее в дар богатой семье судовладельцев. Митр. Прокопий покинул остров и предпринял попытку вернуться только спустя полтора года. 7 тыс. чел. собрались в аэропорту, чтобы воспрепятствовать возвращению митрополита. В 1983 г. под давлением Афинского архиепископа и Синода Прокопий (Менутис) был вынужден подать в отставку. Возглавляющий в настоящее время епархию митр. Спиридон (Калафатакис) приложил усилия к восстановлению монастырских построек и открыл церковный музей в монастыре Андрея апостола Милапидиас . В К. м. организованы кассы помощи бедным, в т. ч. фонд «Святой Герасим», действуют 2 дома престарелых в Аргостоли и приют для бедных в Ликсури. В 2013 г. в епархии насчитывается 87 приходских храмов и 3 кладбищенские церкви (Δπτυχα. 2013. Σ. 632). Монастыри и другие архитектурные памятники Благовещение Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVII в. Худож. Еммануил Дзанес (Б-ка Коргиаленио, Аргостоли, Греция) Благовещение Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVII в. Худож. Еммануил Дзанес (Б-ка Коргиаленио, Аргостоли, Греция) В К. м. действуют 5 муж. и 4 жен. мон-ря. Муж.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

С 1718 г. к избранию архиепископа стали допускаться кандидаты с Закинфа, с тем чтобы каждый 3-й архиерей был родом с этого острова, но эта очередность не соблюдалась. В 1777 г. на Кефалинии проповедовал равноап. Косма Этолийский . Кефалинийцы приняли его с большим уважением, тогда как с Закинфа проповедника прогнали. Во 2-й пол. XVIII в. архиепископская резиденция была перенесена в Аргостолион, ставший столицей острова с 1757 г. В 1751 и 1784-1785 гг. был реформирован Совет, в т. ч. значительно сокращено число его членов (150, затем 80) и запрещено участие ремесленников и земледельцев. Икона Божией Матери «Акафистная». Иконописец иером. Стефан Цангаролас. XVII в. (Музей мон-ря ап. Андрея Первозванного, Милапидиас) Икона Божией Матери «Акафистная». Иконописец иером. Стефан Цангаролас. XVII в. (Музей мон-ря ап. Андрея Первозванного, Милапидиас) Когда в июле 1797 г. на острове высадились франц. войска, местные жители встретили их с энтузиазмом. Архиеп. Иоанникий (Аннинос) благословил дерево свободы, «Золотая книга» со списками знатных семей, обладавших привилегиями, была брошена в огонь, кефалинийские якобинцы даже предполагали восстановление культа древнегреческих богов. Был образован департамент Итаки, в к-рый вошли острова Кефалиния, Лефкада, Итака и города материковой Греции - Превеза и Воница. Однако усиление налогового гнета и дурное обращение вскоре вызвали разочарование у местных жителей. Когда в окт. 1798 г. к острову прибыл российский и турецкий флот под командованием вице-адмирала Феодора Ушакова , кефалинийцы подняли восстание против французов. На Ионических о-вах была провозглашена автономная Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом - России и Турции (1799-1807). В 1799 г. архиеп. Иоанникий (Аннинос) (1787-1817) получил титул митрополита от К-польского патриарха Неофита VII, а Закинфская епархия была отделена от Кефалинийской. В 1803 г. правосл. вероисповедание было провозглашено господствующим на острове. По Тильзитскому миру Кефалиния снова перешла под франц. контроль (1807-1809), в 1809 г. она была занята англ. флотом, и в 1815-1864 гг. Ионические о-ва оставались под протекторатом Великобритании.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

На окраине с. Маркопуло расположен приходский храм Пресв. Богородицы Фидусы, в к-ром хранится чудотворная икона Божией Матери Лангувардской. Прежде здесь находился жен. мон-рь. По преданию, он был осажден пиратами и монахини, затворившись в церкви, молили Бога спасти их от бесчестья. Когда разбойники ворвались в храм, то обнаружили вместо монахинь змей и в ужасе обратились в бегство. С тех пор ежегодно с Преображения Господня (6 авг.) до Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) в храм приползают змеи, к-рые в это время неопасны. Подобное чудо происходит и в сел. Арьиния. А в ц. Пресв. Богородицы Гравалиотиссы в Пастре на Успение зацветают срезанные на Благовещение (25 марта) лилии, помещенные перед иконой Божией Матери (обретена в 1720). Из храмов средневизант. периода сохранились только ц. Пресв. Богородицы Кугианы в сел. Вари типа свободного креста и ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада с росписями XII в. Фрески из руинированных церквей ап. Андрея в Карье XI-XII вв. и св. Бессребреников в Пастре XII-XIII вв. сняты и хранятся соответственно в б-ке Корьяленио и в Археологическом музее г. Аргостоли. К произведениям византийской живописи также следует отнести фрагменты фресок в ц. вмч. Димитрия Солунского в Вовикесе и в ц. Евангелистрии в Песаде. Вмч. Георгий. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада. XII в. Вмч. Георгий. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада. XII в. XVI в. датируются росписи церквей св. Таксиархов (сняты и хранятся в старом соборе мон-ря ап. Андрея Милапидиас), Пресв. Богородицы Фанеромени в крепости Агиос-Георгиос, прор. Илии в Пиргосе и Пресв. Богородицы «ту Халкиопулу» в Пастре. Фрески XVI-XVII вв. испытали западное влияние в значительно меньшей степени по сравнению с росписями Керкиры и Закинфа ( Τριανταφυλλπουλος Δ. Δ. Η μνημειακ ζωγραφικ των ναν της Κεφαλληνας//Κεφαλονι να μεγλο μουσεο. 1989. Τ. 1. Σ. 223). Фрески поствизантийского периода сохранились гл. обр. в сельских храмах и мон-рях. Огромное влияние на живопись Ионических о-вов оказали художники критской школы, покинувшие родину после турецкого завоевания.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Большинство художников работали на Керкире и Закинфе. На Кефалинии поселились критские иконописцы: свящ. Мелетий Арколеос (упом. в 1658), Георгиос Номикос (упом. в 1687), иеродиакон, а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710). В семьях критских эмигрантов родились художники свящ. Герасим Коккинос (Струмбулос) (упом. в 1807-1839) и Димитрий Критикос (упом. в 1801, 1811). Некоторое время на Кефалинии работали Илиас-Леон Москос († 1687), свящ. Эммануил Цанес († 1690) и, возможно, Теодорос Пулакис († 1692). Кроме того, в храмах Кефалинии хранятся произведения критских мастеров, живших в Венеции и на других Ионических о-вах: Михаила Дамаскина († 1590 или 1592), Эммануила Лампардоса (упом. в 1619, † 1644 (?)), иером. Филофея Скуфоса († 1685), Константина Буниалиса Цанеса († 1682/85). На основе критской и итальянской художественных традиций сложилась ионическая школа живописи. Наиболее известные ее представители, работавшие на Кефалинии: свящ. Андрей Карандинос (1703-1740, ученик Стефана Цангароласа), иеродиак. Афанасий Аннинос (1713-1748, ученик Карандиноса), свящ. Леон Ласкарис Лихудис (упом. в 1734), Евстафиос Карусос (упом. в 1756-1818). В Ликсури действовали иконописные мастерские свящ. Иоанна Каридиса (упом. в 1680-1722) и его учеников Манолиса Манесиса (упом. в 1691-1708) и свящ. Антония Миньятиса (упом. в 1691-1709). Одним из видных представителей неоклассицизма на Ионических о-вах был кефалониец Антониос Куркумелис Рифиос (2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в.). В период венецианского господства местная храмостроительная традиция подверглась значительному влиянию ренессансной, а затем барочной архитектуры. Святые, особо чтимые в К. м. Св. воины Григорий, Феодор и Лев. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (мон-рь Пресв. Богородицы в Агрилия) Св. воины Григорий, Феодор и Лев. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (мон-рь Пресв. Богородицы в Агрилия) ап. Павел (пам. 29 июня), ап. Андрей Первозванный (пам. 30 нояб.; его ступня хранится в монастыре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас)), сщмч.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

мон-ри: Пресв. Богородицы на горе Атрос (упом. с 1264); Пресв. Богородицы в Агрилии близ Сами (основан в 1721 на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери); Пресв. Богородицы (Фематон) близ Пилароса (по преданию, существует с X-XI вв., отреставрирован в 90-х гг. ХХ в., в мон-ре хранится чтимая икона Божией Матери «тон Фематон»); Пресв. Богородицы в местности Кипурия, в 15 км от Ликсури (основан в 1759, в обители находится чудотворная икона Благовещения Пресв. Богородицы); Пресв. Богородицы (Сиссион) близ с. Лурдата (по преданию, основан св. Франциском Ассизским в 1-й пол. XIII в., передан православным в XVI в., в монастыре почитаются иконы Божией Матери Сиссийской критского иконописца Андреаса Рицоса XV в. и «Акафистная» XVII в. Стефана Цангароласа). Жен. мон-ри: прп. Герасима Кефалинийского, ап. Андрея Первозванного (Милапидиас), Эставромену (т. е. Распятого) близ с. Песада (построен в 1618 на месте визант. обители), Пресв. Богородицы (Коронату) близ Ликсури (основан в кон. XV в., жен. обитель с 1926, икона Божией Матери Корониотиссы утрачена, чтится ее список - «Дакрирроуса» (т. е. Слезоточивая), этот образ сохранил мон-рь от разрушений во время землетрясений 1867). Мон-рь прп. Герасима Кефалинийского имеет 2 подворья: пещеру св. Герасима в Ласи близ Аргостоли, где первоначально был его аскитирий, и мон-рь св. Параскевы и прп. Анфима Кефалинийского (Астипалейского) в сел. Лепеда (основан в 1687 как мужской, разрушен землетрясением, в 1769 восстановлен и преобразован в жен. мон-рь прп. Анфимом (Куруклисом), подвизавшимся и скончавшимся в нем; святыня - чудотворная икона св. Параскевы). Мон-рь Пресв. Богородицы (Палеохерсу) близ сел. Дефераната (основан ок. 1600) является подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Фематон), а мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы (Евангелистрии) на островке Вардиани - подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Коронату) (время основания неизв., возможно, существовал уже в XII-XIII вв., восстанавливался после землетрясений в 1469, 1560 и 1658, разрушен в период второй мировой войны, возрожден в 1988).

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Харалампий, покровитель Ликсури (пам. 10 февр.; часть его мощей помещена в храме свт. Спиридона Тримифунтского в Ликсури), прп. Герасим Кефалинийский (пам. греч. 20 окт., 16 авг.), равноап. Косма Этолийский (пам. греч. 24 авг.), сщмч. Григорий V , патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.; первоначальный гроб, в котором его мощи были увезены в Одессу, находится в ц. Пресв. Богородицы в сел. Домата). В 1974 г. к лику святых был причислен прп. Анфим Кефалинийский (Куруклис; † 1782; пам. греч. 4 сент.), в 1986 г.- прп. Панагис Басиас (1801-1888; пам. греч. 7 июня). На острове местно чтятся св. воины Григорий, Феодор и Лев (пам. греч. в день Всех святых). Икона Божией Матери Милапидиотисса (XI в.) в мон-ре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас) получила название от дерева, гибрида яблони и груши (μηλαπιδι), у корней к-рого она была обретена. В ц. Успения Пресв. Богородицы в г. Сами хранится чтимая икона Божией Матери с надписью в честь победы христиан над турками в битве при Лепанто в 1571 г. Епископы Кефалинийские Георгий (или Григорий, местоблюститель, упом. в 787), Антоний (упом. в 879), Иоанн (упом. в 1362; впосл. митрополит Нафпактский), аноним (упом. в 1448). Епископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские Герасим (Ловердос) (1463-1519), Дамиан (Ридзардопулос) (1519-1522 или 1522-1524), Афанасий (Ловердос) (упом. в 1522), Леонтий (Ридзардопулос) (упом. в 1524, 1526), Никифор (Ловердос) (1529-1537), Софроний (Ловердос) (упом. в 1547, 1555), Пахомий (Макрис) (1557 - не ранее 1575), Филофей (Ловердос) (после 1575-1580), Неофит (Колокифас) (1582-1591), Никодим I (Метаксас) (1591-1600), Анфим (Антипас) (1600-1609?), Пахомий (Аналитис) (1610-1622), Пахомий (Доксарас) (1622-1628). Архиепископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские: Никодим II (Метаксас) (1628-1646), Тимофей (Саврамасарос или Сопрамасарос) (1646-1652), Макарий (Панас) (1652-1660), Иеремия (Перистианос) (1662-1667), Паисий (Хойдас) (1667-1684), Тимофей (Типалдос-Харитатос) (1684-1718), Агапий (Ловердос) (1718-1727), Софроний (Романдзас) (1727-1732), Серафим (Аннинос) (1732-1746), Авраамий (Мелиссинос) (1746-1759), Софроний (Кутувалис) (1759-1780; впосл.

http://pravenc.ru/text/1684289.html