Это был один из тех странников и пришельцев на земле, которых высокая нравственная жизнь от многих скрывается, но которых имена внесены в книгу жизни. Православный народ чтит их память и хоть смутно, но верно хранит, как святыню. Андрей Ильич родился в Симбирске, около восьмидесятых годов прошедшего столетия. Родители его Илья Сергеевич и Анна Иосифовна Огородниковы были мещанского звания и, при бедности своей, отличались благочестием; особенно мать блаженного Андрея, по отзывам знавших ее, была женщина очень набожная. До смерти родителей блаженный Андрей жил в их доме, под горою, на берегу Волги; а после поступил на руки старшего своего брата Фаддея; с 1813 года, – когда скончался и брат, Андрей Ильич имел приют у овдовевшей сестры своей Натальи, которая, говорят, для него собственно вышла из симбирской женской обители, куда поступила было, и служила брату, чем могла, во всю жизнь, при помощи благодетелей. К числу последних благодарная память относить, между прочим, одну из симбирских помещиц – Екат. А. Мильгунову, которая выстроила для него с сестрою на дворе, у племянницы его по брату, Агафьи – хижину; да и после всегда благодетельствовала Андрею Ильичу, жертвуя на его содержание каждогодно рублей по 60-ти ассигнациями, до самой его кончины. До трехлетнего возраста своей жизни Андрей Ильич был, как говорится, сиднем, пил-ел из чужих рук; потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама–Анна», или просто «Анна». Сначала родители одевали его, как следовало, но с семи лет, сбросив с себя и обувь и верхнее платье, он стал бегать зимою и летом по улицам города босиком, в одной рубахе и с той поры, как чудо был многим, по словам псалмопевца ( Пс. 70:7 ), – особенно тем, которые или не могли, или не хотели вникнуть поглубже в поступки блаженного и оценить их как должно, помимо тех предзанятых и обыденных мнений, под уровень которых они, конечно, и подходить не могли. Между тем, при внимательном взгляде на жизнь этого раба Божия, нельзя не видеть, что деятельность его, как некоторые полагали, не была бессознательная: внутреннее состояние ума было у него естественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя. Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели. Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью. Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии. Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью. 24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита. 30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии. II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-ro вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей. В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

6 февраля в Москве состоялась встреча рабочей группы Гильдии храмоздателей по проведению конкурсов проектов и построек современных храмов. В рабочую группу вошли члены Гильдии и члены жюри конкурса - епископ Троицкий Панкратий, протоиерей Андрей Юревич, Андрей Анисимов, Сергей Чапнин, Дмитрий Сладков и Сергей Осышный. 9 февраля 2015 г. 21:00 Великая святыня православного мира пребывает в российской столице с 5 по 18 февраля. Как сообщил наместник Новоспасского мужского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва, каждый будний день ей поклоняются около 5 тысяч паломников, в выходной — около 7 тысяч. Дмитрий Анохин 9 февраля 2015 г. 17:29 Вчера, в день Собора Новомучеников и исповедников Российских, в столичном храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве освящена третья мемориальная доска проекта под условным названием «Скрижали истории». Ранее две аналогичных знака, призванных способствовать повышению известности новомучеников — жертв массовых довоенных репрессий советской власти — появились на храмах Московской областной епархии: в подмосковных селах Молоково и Горетово. Дмитрий Анохин 9 февраля 2015 г. 17:19 Российский православный университет (РПУ) и Паломнический центр Московского Патриархата проводят его по трем программам: «Основы православной культуры», «История христианских святынь. Святыни Русской Православной Церкви» (по 128 академических часов) и «Архитектура храма и иконография» (72 академических часа). Слушатели получат знания в области основ религиоведения, истории Церкви, сектоведения, иконографии, архитектуры христианского искусства. В учебный план входят занятия по экскурсоведению, технике и культуре речи, психологии, а также семинары и практические занятия. Дмитрий Анохин 9 февраля 2015 г. 14:19 Конкурс на лучший проект памятника небесному покровителю Симбирска святому Андрею Блаженному был объявлен летом 2013 года городским Комитетом архитектуры и градостроительства. В нем приняло участие восемь скульпторов из Ульяновска, Москвы и Златоуста. Лучшим был признан проект местного автора Игоря Смиркина, сообщает официальный сайт Симбирской митрополии.

http://e-vestnik.ru/news/page/33/

Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Подобедов Андрей Иванович) Родился 20 ноября 1742 года в селе Стогове Переславльского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 года обучался в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию. С 1771 года – префект академии. С 1774 года – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию. С 27 марта 1785 года – архиепископ Казанский и Симбирский. С 16 октября 1799 года – архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а в декабре назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 года пожалован в митрополиты. С 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород. Поводом к удалению его в Новгород послужило недовольство императора Александра I на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с обер-прокурором Святейшего Синода, князем А. Н. Голицыным. Скончался 21 мая 1818 года и был погребен в Новгородском Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи. Основным направлением деятельности преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. В Казани преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А.Н. Надеждин Должностные лица С учреждения семинарии, определены в ней следующие должностные лица: ректор, инспектор, эконом, профессора и вообще преподаватели, секретарь правления, библиотекарь, врач, впоследствии и помощник инспектора. Представляем список всех этих должностных лиц в хронологическом порядке, с 1809 по 1841 год. а) Ректоры Ректоры, обыкновенно по назначению Комиссии духовных училищ, все были в монашеском сане, магистры или доктора богословия, архимандриты, но большей части настоятели какого-либо монастыря. 17 Ректор обязан был преподавать богословие. С должностью ректора семинарии соединялись обыкновенно должности: члена академической конференции, духовно-цензурного комитета, присутствующего в консистории и благочинного над законоучителями светских учебных заведений 18 . 1) Анатолий (Андрей) Максимович, из малороссиян, (воспитанник александроневской семинарии), был сначала учителем поэзии и греческого языка в старой семинарии, в 1798 г. произведен во священника к Успенской Спасосенновской церкви, где приобрел известность как проповедник катехизатор. В 1809 г. вступил в монашество и определён Комиссией дух. учил, ректором вновь открытой петербургской семинарии; архимандрит Сергиевой пустыни; в июле 1809 г., с открытием академической конференции, избран ее членом; правил семинарией до 1812 г., когда назначен епископом полтавским. В 1816 г. – архиепископ минский и литовский, в 1832 г. – симбирский, а в 1842 г. за старостию уволен на покой. 2) Мефодий Пишнячевский, (из воспитанников киевской академии и московского университета), бывший префект и профессор киевской академии, потом инспектор и профессор философии с. -петербургской семинарии, с 15 февраля 1810 г. и ректор Александреневского училища; архимандрита Сергиевой пустыни; правил семинарией с 15 марта 1812 г. по сентябрь 1813 г., когда назначен викарием старорусским. Впоследствии – епископ полтавский и переяславский, потом астраханский (1824 г.), наконец псковский; в 1834 г. уволен на покой. 3) Иннокентий Смирнов , (московской Перервинской семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Шутов Андрей Иларионович; 1812, с. Анастасьино Коломенского у. Московской губ.- 8.11.1881, Москва), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в правосл. крестьянской семье. В детстве был научен грамоте, затем учился рисованию. В 22 года ушел в Норский мон-рь около посада Злынка в Стародубье, где, повторно крестившись, присоединился к федосеевцам . Нек-рое время спустя вернулся в Москву и поступил на службу к купцу Ф. А. Гучкову, затем стал казначеем Преображенского кладбища - центра федосеевского согласия. Тяготясь своей должностью, А. И. Шутов вновь поселился в Норском мон-ре, где принял иночество с именем А., затем перебрался в Войновский мон-рь в Вост. Пруссии. В 1851 г., перейдя австрийскую границу, А. оказался в федосеевском мон-ре в с. Климоуцы близ Белой Криницы. Познакомившись в Буковине с иноком Павлом (Великодворским) , одним из учредителей Белокриницкой иерархии, А. под влиянием бесед с ним пришел к выводу о законности белокриницкого священства. Несмотря на упорное противодействие со стороны климоуцких беспоповцев , А. перешел в Белокриницкий мон-рь. Его присоединение к Церкви поповцев и повторный постриг состоялись в нач. февр. 1852 г. 1 окт. того же года он был поставлен Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) во иеродиакона, 6 дек.- во иеромонаха, 3 февр. 1853 г. А. рукоположили во архиеп. Владимирского и всея России - первоиерарха всех старообрядцев в России - и послали в Москву. Одной из причин поставления А. была необходимость ограничить деятельность первого из поставленных в Россию архиереев Белокриницкой иерархии - еп. Симбирского Софрония (Жирова) , отличавшегося своеволием и симонией . Софроний отказался подчиниться А. и попытался создать в России независимую от Белой Криницы старообрядческую иерархию с патриархом во главе. А. издал окружное послание с обличением деятельности Софрония. В 1858 г. еп. Софроний и ряд его сторонников принесли соборное покаяние. В 1863 г. А. был избран архиепископом Московским и всея России.

http://pravenc.ru/text/Антоний ...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Вместо предисловия Неведомый миру подвижник I II III IV V VI Истинный пастырь Божий Петропавловский диакон Многолетний страдалец Михаил Иванович Безруков Матрона Наумовна (г. Задонск) Раб Божий Иоанн Георгий, затворник Задонский I II Жизнь блаженного старца, монаха отца Никиты Не от мира сего Обещания Богу исполняй Евфимия Григорьевна Попова Старец, достойный подражания У «Ивана Ивановича» Блаженный Андрей, юродствовавший в городе Мещевске Раба Божия Ксения Добрые подвиги В святую ночь Где Бог да любовь – там сила Поразительный пример верности Старец Даниил Признание разбойника Дед Лука Светлая кончина Слепая паломница Отец Марк Святое дитя (Очерк-быль) Из рассказов Ивана Петровича Честный извозчик Рассказ рудокопа Алексий, человек Божий, как образец самоотвержения для сонма русских подвижников Доброе сердце Яркий пример истинно христианской жизни в миру Кто мой ближний? Редкая семья (Из воспоминаний В. Л.) Замечательный благотворитель Замечательная кончина крестьянки (Из дневника сельского священника) Схимник Это—он!!! Красные яблоки Странник «По слову твоему» (Лк.5:5.) I II III IV Доброе дело Николай Матфеевич Рынин Христианская месть врагу Пример добродетели (Из наблюдений сельского священника) Коломенский Данилушка Петрович Мирская черница За чужие грехи Священник Иоанн (города Ельца) Незабвенный благотворитель Примечания Полный текст Блаженный Мы переносимся мысленно более чем за полвека назад, именно к 1849 году, когда на Руси появилась кара небесная и люди, как мухи на морозе, почти в каждом доме, в каждой избе и во всякой хижине падали целыми семьями, целыми родами и почти полдеревнями сразу, от свирепой язвы — холеры. В эти-го самые дни тяжелой годины на Руси, именно 9 мая, когда православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, мы находились в селе Промзине, Симбирской губернии, среди многочисленной толпы народа, ежегодно в этот день паломничающего сюда со всех окрестностей.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010