Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Зепович), еп. Ужичско-Шабацкий [серб. Антим] (Зепович; ок. 1762, о. Миконос, Греция - † неизв.), еп. Ужичско-Шабацкий К-польского Патриархата (1802-1814). До 1802 г. протосинкелл Ираклийской митрополии К-польского Патриархата. После перевода митр. Ужичско-Валевского Даниила в Трново К-польский Патриархат поставил на освободившуюся кафедру А., к-рый перенес кафедру из Валево в Шабац. Во время Первого серб. восстания (1804-1813) А. поддерживал многие начинания повстанцев. Вместе с митр. Леонтием (Ламбровичем) участвовал в сходе повстанческих старейшин, направивших австр. правительству и митр. Стефану (Стратимировичу) прошение о помощи серб. народу в борьбе против тур. владычества. В авг. 1805 г. принял участие в собрании в Боговачавском мон-ре , на к-ром вождем серб. народа был провозглашен Георгий Петрович (Карагеоргий) и А. был призван его миропомазать. Положение А. и его участие в освободительной борьбе сербов осложнялись тем фактом, что он находился в юрисдикции К-польского Патриархата. А. был тесно связан со своей серб. паствой и пользовался полным доверием и поддержкой митр. Карловацкого Стефана, чья хиротония не была признана К-польским Патриархатом. А. был вынужден бежать в Австро-Венгрию, и митр. Стефан обеспечил ему безопасное проживание в империи. После того как власти настояли на том, чтобы он покинул г. Сремска-Митровица, А. удалился в Бешеновский мон-рь (Сербия), где братия радушно приняла его как друга и сподвижника митр. Стефана. В 1807 г. возвратился в епархию и вновь занял свою кафедру. Намерение Карагеоргия поставить А. в сан митрополита Белградского (1812) не осуществилось. В серб. историографии признана важная и позитивная роль А. в событиях Первого серб. восстания. Сохранились 2 портрета А. 1811 г.- в Бешеновском мон-ре и в митрополичьей резиденции в Сремски-Карловци. Лит.: Р. О шабачком владици Антиму (1802-1806). Београд, 1941; Bpyja С. Епископ Антим и први српски устанак//Зборник за ucmopujy Матице српске. Нови Сад. 1977. 15. С. 150-168; Л. Портрет епископа Антима Српске православне цркве. Београд, 1981. С. 248-260; Српски jepapcu. С. 18. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) |
При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений. |
Таким образом, всей своей сущностью и величайшим нетленным богатством, славными святынями – согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, в Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды - Дом Спасов как престол архиепископов и коронационная церковь служил укреплению правой Веры в народе и обеспечивал законность и преемственность последующим хиротониям владык и коронациям государей. В народном эпосе обитель воспета как “седмивратная Жича”, поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ века. Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от частых военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи - то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находится Сербский народ и держава. Багряный цвет храма, являясь символом монархической власти, одновременно напоминает и о пролитой православными на этих просторах крови. Монастырь подвергался нашествию куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана, из-за чего приходилось на время переносить архиепископию на жичское подворье - метох в Печ, а затем неоднократно поновлять разоренные фрески, восстанавливать разрушенные стены, заново собирать братию. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все безчисленные святыни были безвозвратно потеряны. Опустевшую неманичскую задушбину в 1804 году обновил основатель королевской династии Карагеоргий, приведя монахов из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители. |
В 1520 г. обитель эта, богато украшенная её святым основателем, была разграблена турками и почти совсем опустела. В 1813–1815 годах жичский монастырь, и без того не богатый, вновь сильно пострадал от турок, так что с 1815 по 1854 г. богослужение совершалось в небольшой старинной церкви, близ монастыря. В 1856 г. монастырь этот был возобновлён епископом ужичско-крушевацким Иоанникием. Стараниями и заботами этого примерного архипастыря обитель была восстановлена в том самом виде, в каком находится и в настоящее время. Епископ Иоанникий принёс в дар монастырю довольно значительное недвижимое имущество, построил кельи для монахов, школу для детей и убежище для богомольцев. Из достопримечательностей сохранились лишь несколько картин на стенах церкви. В особенности заслуживает внимания древнее изображение Успения Пресвятые Богородицы и другие, по исполнению не уступающие произведениям лучших итальянских живописцев. В Жиче погребён её обновитель епископ Иоанникий. 2578 В корпусах старой семинарии имеется в виду поместить предположенную к открытию церковную типографию и, если позволят средства, то и литографию, и церковно-живописную школу. Определение Архиерейского Собора о позаимствовании на этот предмет из церковного фонда до 30 тыс. динаров состоялось в заседании 16 июня 1903 года. Гласн. прав. ц у края. 1903, июль–авг., 419. 2579 Речь напечатана в Гласн. прав. ц. у кр. 1903, янв. и февр., 37–53. Начальной истории белградской семинарии посвящена также статья проф. П. Стокича – в Весн. срп. ц. 1903, янв., 9–16. 2581 Это с грустью отмечает „Весник срп. ц.“ в статье: „Шта са зиданьем нове (1903, сент., 809–811). 2582 Документальные данные по этому делу – в газ. „Застава“, 1903, 139 и в „Христ. Весн.“ 1903, июнь–июль, 263–268. 2583 Примеры вредного влияния католического воспитания сербок – в статье Н. Божича: „Васпитанье српкнньица у римокатоличким клостерима“ (Весн. срп. ц. 1902, июнь, 481–488). 2584 Напр. в „Весн. срп. ц. 1903, июнь, 506–511 – статья редакционная: „Шта са високим Дечанима?“ 2587 В Куманове имеется старинный православный храм, но, после многолетних пререканий и споров между местными жителями сербами и болгарами, он достался, по решению турецких властей, болгарам. 2621 Жалею, что автор в своей дельной статье о Берсье не отметил недостатков этого проповедника и недостатков весьма заметных и крупных. 2622 Проф. М. Тареев. По вопросам Гомилетики. Критические очерки. Серг. Пос. 1903 г. Стрр. 163 слл. 2624 С. Недельский. Соч. цит. стр. 912 ср. Новый Путь. авг. Стр. 239–241. Т. Романский. „Живое Слово“. 2626 П. Заведеев. История русского проповедничества от 17 в. до настоящего времени. 1879 г. Стр. 230. 2628 Ср. Речи о приходе. Церк. Вестн. 1903 г. 38 стр. 118 6-сл. В. Соловьев. Как пробудить наши церковные силы? Полн. собр. соч. Т. 4, стр. 178 слл. 2654 В 1903 г. вышел под редакцией протопресв. Маркова 1-й том нового издания резолюций под заглавием: „Полное собрание резолюций Филарета м. Моск.“, изд. журн. Душеп. Чтение. |
Монастырь неоднократно подвергался вражеским нашествиям, что заставляло не раз восстанавливать разрушенные стены и здания, поновлять разоренные фрески, а то и заново собирать братию. Турецкие разорения надолго оборвали жизнь монастыря, когда величайшие святыни обители, составлявшие национальную славу, были разграблены и безвозвратно утеряны. В 1804 г. опустевшую обитель обновил основатель королевской династии Карагеоргий, приведя монахов из монастыря Студеницы. Но это только затеплило монастырскую жизнь, которая еще не раз подвергалась нападениям. Основательное восстановление обители начинается с 1855 г. трудами епископа Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича). При короле Александре Карагеоргиевиче уже в XX в. будет проведена реставрация монастыря. В это время духовная жизнь в Сербии поднимается на новую высоту и монастыри наполняются монашествующими. И жичскую обитель не обходит благодатное время, она полна монахов. Интересно, что в числе его насельников, волею судеб, оказались многие русские эмигранты после вынужденного бегства из России после революции. Плоды их трудов способствовали расцвету монастыря, а работы русских иконописцев Ивана Мельникова и Николая Майендорфа украсили сербскую обитель. Годы Второй мировой войны были для монастыря очередным великим испытанием. В результате бомбардировок в монастыре была разрушена до основания часть северной стены собора, сожжены кельи и уничтожена типография, а главное – безвозвратно погибли многие средневековые фрески. После войны начались активные реставрационные и восстановительные работы, выполнена консервация сохранившихся средневековых фресок. Коммунисты позволили открыть монастырь только как женский, мотивируя, что женщинам более свойственны религиозные заблуждения. Но в 1987 г. землетрясением опять сильно повреждается Вознесенский собор, который скоро быстро восстанавливается. В течение последнего десятилетия силами монастыря были выполнены ремонтно-реставрационные работы в церкви святителя Саввы, расписанной еще русским живописцем Николаем Майендорфом. |
По некоторым сведениям, в 1586 году на территории Жичской обители умер и был похоронен Патриарх Сербский Герасим (Соколович), но место его могилы неизвестно. Патриарх Сербский Паисий (Яневац) в 1620 году посетил вновь запустевшую Жичскую обитель и забрал из нее Евангелие и две Минеи в Печ, чтобы сохранить их до восстановления монастыря, которое началось в тот же период. В 1730 году митрополит Арильский Иосиф сделал в обитель вклад, благодаря которому в храме была устроена новая кровля. В начале XIX века Карагеоргий – политический и военный деятель Сербии, будущий основатель династии Карагеоргиевичей – обновил Жичскую обитель: были отреставрированы храмы и построен новый братский корпус. Перед Первым сербским восстанием (1804– 1813) Жичская обитель пережила очередной кратковременный расцвет. Но в 1813 году все здания были разрушены турками в наказание восставшим сербам. Службы совершались в церкви святого Феодора, так как главный храм был осквернен. В 1824 году часть братии покинула разрушенную обитель из-за невозможности проживания в ней и отсутствия средств для ее реконструкции. В 1822 году разоренную Жичскую обитель посетил секретарь сербского князя Милоша Обреновича Д. Давидович. Несколько лет спустя он опубликовал очерк о состоянии монастыря с чертежом его строений. На чертежах видно, что в храме разрушены своды, частично – купола и стены внешней припраты. Другие паломники, также посещавшие Жичскую обитель, писали о ее плачевном состоянии и о том, что прихожане горячо молились о восстановлении обители. В 1855 году по благословению владыки Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича) начинается возрождение Жичской обители. В августе 1857 года был объявлен сбор пожертвований во всех храмах и монастырях Сербии. В 1858 году монастырь посетил сербский князь Александр Карагеоргиевич, он подарил колокол и 100 дукатов, а также передал обители от русского императора Александра II дарохранительницу, Евангелие в серебряном окладе и завесу для царских врат. В 1881–1884 годах в Жичском монастыре работали специалисты – археолог М. Валтрович и архитектор Д. Милутинович. Они провели ряд археологических и восстановительных работ. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАГЕОРГИЕВИЧИ (Караджорджевичи) [серб. серб. княжеская (1808-1859) и королевская (1903-1945, фактически до 1941) династия. Основана лидером первого сербского восстания против турецкого владычества (1804-1813) Карагеоргием; правила с 1808 г. с длительными перерывами по 1918 г. в Сербии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929) и Королевстве Югославия (1929-1945). Карагеоргий Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) (Караджордже) (наст. имя Джордже Петрович; 14.11.1768, с. Вишевац, близ Крагуеваца, - 25.07.1817, с. Радоване близ Смедерева), основатель династии, род. в бедной крестьянской семье на территории Османской империи. Прозвище Караджордже (Чёрный Георгий) получил из-за смуглой кожи, черных волос и глаз, жестокого и вспыльчивого характера. В 1785 г. женился на Елене Йованович (1767-1771 - 9.02.1849, Белград) и вскоре уехал с семьей в Австрию. Согласно легендам, К. убил отца (или отчима), к-рый уговаривал его не покидать родину и смириться с властью турок (эта история стала сюжетом «Песни о Георгии Чёрном» из цикла «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. в чине унтер-офицера командовал серб. отрядом, воевавшим на стороне Австрии. После войны вернулся в Сербию. Принял активное участие в стихийном протесте сербов против произвола мятежных янычар, захвативших в 1802 г. Белградский пашалык и игнорировавших указания султана. В февр. 1804 г., после истребления янычарами серб. старейшин (т. н. сечи кнезовой), собравшиеся в местечке Орашац сербы избрали Карагеоргия вождем и приняли решение о начале вооруженной борьбы против произвола янычар. Согласно легендам, в авг. 1805 г. еп. Ужичко-Шабацкий Анфим (Зепович) помазал вождя восстания св. миром ( Bpyja С. Еп. Антим и први српски устанак//ЗбМСИ. 1977. Бр. 15. С. 152). Благодаря Карагеоргию целями борьбы вскоре стали серб. политическая автономия и создание Сербского княжества. Под его командованием повстанцы одержали ряд побед и освободили Белград (12 дек. 1806), который стал центром княжества Сербия. В 1808 г. Правительствующий совет восставших провозгласил его наследственным «верховным сербским предводителем». Благодаря его поддержке были восстановлены многие правосл. храмы и возведены новые, в мон-ре Жича были построены братские корпуса. |
| |