Киевский – Николаев. – Иорданский, II, 982. Киевский-Петропавл.-Подольск., I, 357. Киевский-Пустынно-Николаев., I, 399. Киевский-Софийский, I, 438. Киевский-Фроловский или Флоровский-Вознес., II, 1339. Кийостровский-Крестн., Арх. г., II, 891. Клабуков-Кашинский, II, 985. Климентовская-Казан., Олон. г., 846. Клименцы или Клименский, Олон. г., I, 249. Клинская-Зосим.-Сестринская, II, 820. Клинский-Успен., II, 1316. Клопский, Новг. г., II, 872. Княгинина-Капитоновская., Волог. г., II, 859. Княгининский-Архангельск., II, 626. Княгининский-Троиц., II, 1244. Княгинин-Ростовский, II, 1195. Княгинин-Усп.-Владимирск., II, 1317. Княжая или Княжева-Успен., Костр. г., II, 1294. Княжицкий-Никол., Пск. г., II, 873. Князь-Андреевск.-Переясл., II, 986. Кобылкин-Вологодский, II, 874. Ковалев-Спасск., Новг. г., II, 875. Когуева-Преображ. у Старцева угла, Симб. г., II, 1083. Кодемская-Троиц., Арх. г., II, 1228. Кодинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кодлозерская-Богоявл., Олон. г., II, 663. Коже-Озерский-Богоявлен., Арх. г., I, 250. Кожирова-Никол., Костр. г., II, 876. Козелецкий-Богосл., I, 66. Козелецкий-Богоявл., I, 70. Козелецкий-Георг. или Юрьев., II, 759. Козелецкий-Троиц., II, 1256. Козельский-Вознесенский, II, 719. Козловский-Ильин., II, 826. Козловский-Троиц., II, 1268. Козмин-Успен.-Яхромский, Влад. г., II, 877. Козмодемьян.-Галичский, II, 878. Козмодемьян. на Гремячей горе-Псковский, I, 253. Козмодемьян. на поле-Новгородский, II, 880. Козмодемьян.-Старорусский, II, 879. Козорский-Спасский, Волог. г., II, 1172. Козьеручьевский, Арх. г., II, 1194. Койгужская-Пятн., Новг. г., II, 907. Кокуев, Арх. г., II, 858. Колесникова или Колясникова, Яросл. г., II, 1229. Колмовский-Новгородский, II, 1318. Коломенский-Брусенский-Успен., Моск. г., II, 681. Коломенский-Спасский или Спас-Ядринский, I, 473. Колоцкий, Колочевский или Кольчицкий-Успен., Смол. г., II, 881. Кольский-Троиц.-Печенегск., II, 1284. Колюбацкий, Псков. г., II, 1319. Комельский-Арсениев., Волог. г., II, 621. Комельский-Иннокентиев, Волог. г., II, 833.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Горично Кречневск. Лусск. Косицк. Передольск. 164. 175 » над оз. Килом Городенск. » на Луге » на р. Раковне 250. 263 Будковск. » над оз. Дорогани » на р. Тигоде Тигодск. » на Волхове Петровск. Переездовск. » Гусеницы Малые Городенск. » Жолытино Будковск. » Остров на Волхове Антоновск. Горностаево Горнец-Денисово Пидебск. Городенка Городенск. Городенск. Дмитр. пог. 183. 200 Городище над оз. Онтовым на Оредежи Будковск. Городно Коломенск. 463. 469 Городок Городенск. 204. 235. 243 Гороичицы Сабельск. Гороховцово Солетцк. Горыни, сельцо на Оредежи Тесовск. Гостивици Городенск. Гривекно Коситцк. Гривско Тесовск. Григорьева Лука Тигодск. Грузинск. Андреевск. пог. Грузинск. Лусск. Гумнище Тигодск. Гусинец Городенский 186. 262 Давыдково Будковск. Далекое на Оредежи Дедвино Заручье Тигодск. 370. 411 Дедерево на Тигоде Солетцк. Дедрец Переездовск. Денисово, поч. Кречневск. Деревик на Ещере Будковск. Дехово, сельцо Лусск. Дешевок Тигодск. Дешевок-Подтынье Доброва Доброе на Тигоде, сельцо Добрыжье поле 388. 413 Добынино Городенск. Долгое Лусск. Сабельск. Хрепельск. Передольск. » Заполье Кречневск. » на р. Ещере Будковск. Солетцк. Домашево Домашково Городенск. Домници Тигодск. 388. 396 Хрепельск. Будковск. Дорогинино Хрепельск. Дорогобуж Сабельск. Дорогочино Хрепельск. Дорошино Городенск. 234. 242 Дретовно Тигодск. Дрогли Городенск. Дроздово, пустошь Дрокино Сабельск. Дронево Солетцк. Дрябици Тигодск. Лусск. Гдитцк. Дубняг Переездовск. Дубовик Тигодск. 365. 371 Дуброва Спасск. Хрепельск. Городенск. » на Венке Будковск. Тигодск. » на рч. Сольце у Волх. Солетцк. » у Оломны 432. 441 Коломенск. Переездовск. Дубровици Грузинск. Дубровка (запустела) Сабельск. Городенск. 261. 270 Будковск. Коломенск. Дудорово над оз. Онтовым Будковск. Дуплево у Оломны Солетцк. 431. 441 Дымно на р. Дымно Коломенск. 457. 470 Дедвино Тигодск. Дедилово, поч. Городенск. Дедково над оз. Онтовым Будковск. Елгино на Тигоде Тигодск. Елизарово Замошье Городенск. 220. 230. 255 Елкино на Волхове Антоновск. Ескин Орлец

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

По древнейшему греч. Часослову VIII–IX b. Синайск. б. первый час имеет после обычного начала тропарь «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи» трижды, 8 псалмов: 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112, антифоны из псалма 142:1, 2, 8–12 с аллилуиа, тропарь «(Христе) Свете истинный», предваряемый своим окончанием «И исправи» (может быть, припев), Слава — тропарь по дню седмицы: в понедельник и вторник «Грешников просящих услыши, Господи», среду и пятницу «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», четверг «Пречистая Богородице, во отчаянии от лютых наших прегрешений», субботу «Победоноснии мученицы», «Стопы моя» 3, но для «Да исполнятся» не указано повторения (так и в других часах); час заканчивается Трисвятым, «Верую» и «Отче наш». Часословы с IX b. имеют 1-й час в нынешнем составе, разнясь только тропарями по Трисвятом и заключительными молитвами. Так, славянские Часословы Моск. Типогр. библ. и 48 XV–XVI b. имеют тропари «Свету быти повелевый по всей твари» и «Господи, мы есмы людие Твои»; ркп. Афоно-Андреевск. м. XI b. имеет только тропарь «Скоро предвари». Впрочем, две ркп., именно СПб. Публ. б. и Соф. при СПб. Ак. XIII b. указывают не такие, как ныне, тропари и по псалмах, именно, в субботу, «коли не будет тропаря» (дневного), «Свет праведный» и «Воистину суета всяческая». Что касается молитв на 1-м часе, то в песненном последовании он, как и другие часы, имел 3 молитвы антифонов, 1 отпуста и 1 главопреклонения, в нек. памятниках еще и заамвонную, а в нек. пред последнею еще «утреннюю» (всего 7). И в ркп. Часословов 1-й час имеет часто по несколько молитв; так, в ркп. Моск. Типогр. б. и 48 XV b. — 4 молитвы, все отличные от нынешней: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, и славлю Тя», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» «Иже на всякое время»), «Отче Святый, Иже солнце праведное» и «молитва всякое пение скончивающи: Милостивый Господи, приими воздыхания моя». Син. XIII b. и СПб. Публ. б. не имеют третьей молитвы. Соф. б. при СПб. Ак. XIII b. имеет из них только 1-ю. Синайск. XIII-XIV b. и Моск. Типогр. б. XV b. не имеют молитв. Синайск. XII b.: «Нескверная, неблазная» и «Иже на всякое время», позднейшею рукою: «Христе, Свете истинный»; Синайск. XIV b. — нынешнюю молитву 1-го часа с присоединением нынешних же молитв почасия, причем последняя («Посылаяй свет») читается с воздеянием рук [ 891 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Темною силою внутренних духовных раздоров греков и Магометова меча осквернена и поражена была в Константинополе Святая София, как хранительница Православия и усыновительница власти Им­ператорской от Бога; но тогда же со светлою славою и с еще большей силою возрождены ее священные идеалы на Святой Руси событиями, последовавшими за таинством брака последней греческой царевны Софии с Иоанном III, Великим Государем всея Руси. Это свидетельствует нам история и в этом наглядно убеждает даже внешний, выше здесь изображенный, величественный вид настоящего Российского герба! Слава ему на веки! Слава идеям его навсегда! Царям Русским, Православным Слава! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! Источниками и пособиями при написании настоящего очерка служили: Собрание Государственных Грамот и Договоров, хранящ. в Государств. Коллегии иностран. дел. Москв. изд. с 1813 г. части I–IV. Памятники Дипломатическ. сношений древн. России с державами иностран­ными. Изд. по Высочайшему повел. II отд. С. Е. И. В. К. в 1851 г. том 1-й. Первое и второе Полное Собрание Законов Российской Империи. Свод Законов Российской Империи. Изд. 1892 года, том I-й, часть 1-я. Свод Морск. Постановлен, кн. X, Морской Устав, изд. 1886 г. Полн. Собр. Руск. Летописей, изд. по Высоч. пов. Археогр. Ком. 1853 г. Том. VI, Софий. летоп. Уложение Е. В. Государя В. К. Алексея Михайловича, по которому суд и расправа во всяких делах в Росс. государстве производится. Изд. 1737 г. Им. Ак. Наук. Его И. В. Регламент генеральный или Уст. Госуд. Коллегиям. Изд. 1737 г. Андреевского: Государственное право. Изд. 1866 г. том 1-й. Загоскина: Истории права Московского Государства. Изд.1877 г. том 1-й. Романовича-Славятинского: Система Русского Государственного права в его историко-догматическом развитии. Изд. 1886 г. часть 1-я. Градовского: Начала Русск. Государствен, права. Изд. 1892 г. том 1-й. Алексеева, орд. профес.: Лекции Русск. Госуд. права. Изд. 1892 г. Владимирского-Буданова: Обозр. Истории Русск. права. Изд. 1888 г. Пирлинга: Россия и Восток. Иван III и София Палеолог. Изд. 1892 г. Исследование по иностранным документам. Успенского: Как возник в России Восточный вопрос. Изд. Спб. Слав. Благ. Общ. 1887 г. Лакиера: Русская геральдика. Изд. 1855 г. Снегирева: Еще несколько слов о Российск. гербе. В 69 Моск. Вед. 1853 г. Литер, отдел. Забелина: Домашний быт Русск. Царей. Изд. 1895 г. Винклера: Государственный орел и герб. В Энциклопедич. Словаре, проф. Андреевск. и Арсен. Изд. Брокгауза и Ефрона, 1892 – 1893 г. Языкова: О Русском Государствен, цвете. Изд. 1858 г. С. Е. И. В. Канц. Вельтмана: Моск. Оруж. Палата. Печат. по Высочайшему соизвол. 1860 г. Гербештейна: Записки о Московии. Изд. 1866 г. с лат. 1556 г. Соловьева: История России. Изд. 1882 г том V. Иловайского: История России. Издан. 1884 г., том II. Карамзина: История Государства Российского. Изд. 1892 г., том VI. Диаконова: Власть Московск. государей до конца XVI века. Изд. 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

с фигурами, М. 1811, 8°, в тип. Решетникова (по Сопикову – М. 1809 и 1812); в издании этом многое переведено с еврейского Амвросием Зертис-Каменским; 13) «Новый Месяцеслов, или полный показатель во весь год празднуемых Российскою церковью святых, с росписью всех церквей, находящихся в Москве, и с толкованием имен», с гравированными картинами, собрал Андрей Решетников, М. 1799, 8°, изд. 2-е – М. 1802, 8°. Кроме книг, Р. издавал еще журналы: 1) «Дело от безделья, или приятная забава, рождающая улыбку на челе угрюмых, умеряющая излишнюю радость вертопрахов и каждому, по его вкусу, философическими, критическими, пастушьими и аллегорическими повестями, в стихах и прозе состоящими, угождающая», М. 1792, 8°, 4 части (12 книжек, янв.-дек.); сотрудниками здесь были М. Сушков, Н. Павлов, И. Наумов, И. Вахромеев, А. Есипов, И. Андреевск ий, И. Виноградов ; 2) «Прохладные Часы, или аптека, врачующая от уныния, составленная из медикаментов старины и новизны, то есть: философических, критических, рифмотворных, пастушьих и аллегорических веществословий», М. 1793, 8°, 2 части (12 книжек, янв.-дек.); здесь сотрудничали: П. Рославлев, П. Левашев, Н. Павлов, Д. Зиновьев. Я. Романовский, Е. П. Люценко и др. Вероятно, он же был издателем и третьего подобного журнала, печатавшегося в его типографии, но значительно позже: «Московский Собеседник, или Повествователь мыслей в вечернее время упражняющихся в своем кабинете писателей; рассказывающий повести, анекдоты, стихотворения, полезные рассуждения, а временем и критику. Ежемесячное издание на 1806 год», M., у А. Решетникова, 1806, 8°. H. Барсуков, Жизнь и труды М. П. Погодина, т. I, стр. 7, 11, 15, 17; М. Погодин, Год в чужих краях, ч. II, М. 1844, стр. 201; «Сборник старинных бумаг, хранящ. в Музее П. И. Щукина», ч. VIII, М. 1901, с. 128; В. Н. Рогожин, Материалы для Русской библиографии, т. I, вып. I, СПб. 1903; Краткий обзор книжной торговли Глазуновых, СПб. 1882, стр. 11; Г. Геннади, Словарь, т. III; В. Сопиков, Опыт Российской библиографии, изд. В. Рогожина; Смирдин, Роспись книгам; А. Неустроев, Историческое розыскание о русск. поврем. изданиях и сборниках, СПб. 1874, стр. 715 и 738. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Одновременно отказ от паспорта трактовался как отрицание печати антихриста и объявление себя негражданином СССР. В 1932 г. был арестован и выслан, а в 1934 г. заключен в политизолятор архиеп. Андрей (Ухтомский). Его расстреляли 4 сентября 1937 г. 668 Второй удар по ИПХ пришелся на 1937–1938 гг., когда выявлялись скрывавшиеся в подполье священнослужители и уничтожались отбывавшие сроки заключения руководители антисергиан. Но несмотря на все гонения деятельность «истинно-православных» продолжалась. Освобожденный в 1935 г. из лагеря схиеп. Макарий (Васильев) вновь возглавил катакомбные общины северо-запада России. «По его собственным словам, в течение более 10 лет он не ночевал подряд двух ночей в одной и той же квартире. С большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой он скитался из селения в селение, из одного города в другой, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Он имел многочисленных духовных чад – мирских, тайных монахов и тайных священников. Шутя говорил, что у него была своя духовная семинария и академия, он тайно готовил людей к принятию священнического сана» 669 . Действительно, почти до начала Великой Отечественной войны Макарий курировал своеобразную тайную семинарию, в которую приезжали слушать лекции и из очень отдаленных мест. Преподавали в ней, по данным архивов, периодически даже такие известные профессора, как И. Андреевск ий, философы С. Аскольдов и А. Мейер 670 . Одна из подобных подпольных семинарий была раскрыта и разгромлена НКВД в 1938 г. в Москве. Следует отметить, что в 1930-е гг. произошло очень сильное изменение состава катакомбников. Если в конце 1920-х гг. в подполье находились лишь ИПХ и часть иосифлян, то теперь они стали составлять меньшинство. Катакомбность не обязательно означает непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность. В 1930-е гг. из-за закрытия почти всех православных храмов самую многочисленную часть катакомбников составили верующие, никогда не порывавшие с митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. С. 164-172; 4. С. 214-225; он же. По поводу статьи «Черный бунт»//ИВ. 1915. Т. 140. 5. С. 718-719; Алексий [Щур], иеросхим. Божественно ли Имя Иисус?: Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской лавры по поводу совр. споров о божественности имени. К., 1913; Бердяев Н. А. Гасители духа//Рус. молва. 1913. 232, 5 авг.; Беседа о том, кто бунтует и против кого бунтуют/Св.-Андреевский общежит. скит на Афоне. К-поль, 1913; Благочестивому вниманию всех православных монашествующих и мирян/Св.-Андреевск. общежит. скит на Афоне. К-поль; Од., 1913; Божиею милостью Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся//ЦВед. 1913. 20. С. 277-286; Вести с Афона: почтенному вниманию всех наших благодетелей и благотворителей/Св.-Андреевский общежит. скит на Афоне. Од., 1913; Вести с правосл. Востока: [Волнения среди рус. иноков Св. Горы, в связи с спорами об имени Иисус]//СИППО. 1913. Т. 24. Вып. 1. С. 110-121; Высочайшее повеление командировать на Афон архиеп. Никона//ЦВед. 1913. 22. С. 317; Григорович Х., свящ. Имя Божие: По поводу современных Афонских споров//МисОб. 1913. 2. С. 203-214; 3. С. 369-388 (отд. изд.: СПб., 1913); Кем ныне хулится Имя Божие?/Рус. Пантелеимонов мон-рь на Афоне. М., 1913; Лопатин Н. Ватерлоо архиепископа//Утро России. 1913. 157, 9 июля; Материалы к спору о почитании Имени Божия. М., 1913. Вып. 1. СПб., 19132 (доп. изд.); Мельгунов С. Современные еретики и Синод//Рус. вед. 1913. 204, 4 сент.; Мельников Ф. Е. В тенетах ересей и проклятий: (К совр. спорам об именах Божиих). М., 1913; Меморандум афонских монахов//Рус. слово. 1913. 52, 3 марта; Никон (Рождественский) архиеп. Великое искушение около святейшего имени Божия//ПрибЦВед. 1913. 20. С. 853-869; он же. Живы ли мы?: (Мое доброе слово верующим интеллигентам)//Там же. 43. С. 1980-1994; он же. Как учит Святая Церковь об именах Божиих?: (Выписки из св. отцов и церк. вероопределений). Афон, 1913; он же. Мое доброе слово имяславцам. Афон, 1913; он же. Мои дневники.

http://pravenc.ru/text/Имяславие.html

Но несмотря на все гонения, деятельность Истинно-Православных христиан продолжалась. Освобождённый в 1935 году из лагеря схиепископ Макарий (Васильев) вновь возглавил катакомбные общины Северо-Запада России. «По его собственным словам, в течении более 10 лет он не ночевал подряд двух ночей в одной и той же квартире. С большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой, он скитался из селения в селение, из одного города в другой, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Он имел многочисленных духовных чад – мирских, тайных монахов и тайных священников. Шутя говорил, что у него была своя Духовная семинария и Академия, он тайно готовил людей к принятию священнического сана». 732 Действительно, почти до начала Великой Отечественной войны владыка курировал своеобразную тайную семинарию, в которую приезжали слушать лекции и из очень отдалённых мест. Преподавали в ней, по данным архивов Катакомбной Церкви, периодически даже такие известные профессора, как И. Андреевск ий, философы С. Аскольдов и А. Мейер. 733 Одна из подобных подпольных семинарий была раскрыта и разгромлена НКВД в 1938 году в Москве. Непокорные священнослужители лишались приходов и епархий, подвергались арестам и ссылкам, но и оттуда продолжали руководить своим духовенством и пасомыми. Оставшиеся на свободе перешли на нелегальное положение и совершали тайные Богослужения в частных домах. «Так возникло явление, получившее впоследствии название Катакомбная Церковь . В Московской области к ней принадлежали архимандрит Серафим (Батюков), о. Пётр Шипков, бывший в прошлом секретарём Патриарха Тихона, иеромонах Иеракс (Бочаров), священники Владимир Богданов, Владимир Криволуцкий, Константин Всехсвятский, Алексий Габрияник, Димитрий Крючков и другие. Большинство из них архиереем своим считали епископа Афанасия (Сахарова) ». 734 По воспоминаниям В.Я. Василевской и ея двоюродной сестры Е.С. Мень, катакомбный священник о. Серафим (Батюков) тайно крестил их обеих, а также старшего сына Е.С. Мень Александра – впоследствии известного своей проповеднической деятельностью священника 735 , пользовавшегося большим влиянием среди еврейского населения нашей страны и занимавшегося миссионерством среди них, привлекая их в Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матушка Мария была знакома со многими священнослужителями. В 1928–1929 гг. матушку Марию посещал архиепископ Димитрий (Любимов). Митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями. Священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной матушке фотографии:   Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня, грешного.   К монахине в миру приходили многие верующие, к ее советам прислушивались, многие просили молитвенной помощи. Свидетельство Анны Андреевны Федоровой:   Матушка Мария сказала мне посещать только церковь «Воскресения на крови», как Истинно-Православную Церковь , имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти.   Из воспоминаний профессора М. И. Андреевск ого, посетившего монахиню Марию в 1927 году:   В ответ на жалобу о мучительной и безысходной тоске, старица мудро ответила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный – тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния... А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой в умиление прийти надо, и тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся...»   Профессору довелось стать свидетелем чудесной помощи подвижницы и другим людям:   Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца- священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая.  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

«В августе 1997 года пришла на могилку Матренушки и просила ее молитв за своего сына, который не работал, пил и скандалил в семье. И в октябре он нашел работу, которая ему нравится. Сын совсем изменился. Спасибо Матренушке за ее добро людям». (Лариса Е., Северодвинск) Господи, упокой душу блаженной Матроны, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Преподобномученица Мария (1874–1932 гг.) Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в семье купца Александра Ивановича Лелянова в Санкт-Петербурге. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте в доме 101. Здесь прошло беззаботное детство и молодость Лидии. Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение – болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом. Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей. Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной. В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе посвящённой матушке Марие отмечено: «…Оказавшись полным физическим инвалидом, (она) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние». В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир. (он был владельцем Елизаветинской аптеки.) По свидетельству профессора М. И. Андреевск ого, брат матушки Марии – слабенький, маленький благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002