Свято-Андреевская пустынь также находится на Большом Заяцком острове. В середине XVI века стараниями святого игумена Филиппа на Большом Заяцком острове было устроена валунная гавань для приезжающих в Соловецкий монастырь. Здесь появились жилые и хозяйственные постройки. В первые годы «Соловецкого сидения» на островах располагались государевы стрельцы, присланные на усмирение мятежных монахов. В 1691 году при настоятеле монастыря архимандрите Фирсе на остров была перенесена деревянная часовня, построенная стрельцами вблизи монастыря в 1672—1676 гг. во время «соловецкого сидения». В августе 1702 г. на Соловки с эскадрой из 13 боевых кораблей прибыл император Петр Великий. Десять дней царская флотилия стояла у Заяцких островов. В это второе посещение монастыря Петром I, часовня была перестроена в церковь и освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного – покровителя Российского флота. Примечательно, что «Андреем Первозванным» был наречен и корабль - первенец русских военно-морских сил, построенный в 1701 г. в Архангельске. А в следующем, 1702 г. Петр начинает строительство «государевой дороги» - бревенчатого тракта длиной в 160 верст, шедшего от Нюхчи через Пулозеро, Выгозеро, реку Выг на Повенец для перевода кораблей по суше в Балтику. Таким образом, небольшая одноярусная церковь, затерявшаяся среди студеных вод Белого моря, былинного Гандвика, связана, как и большинство ее собратьев, с выдающимися событиями в жизни России. В церкви установили трехъярусный иконостас с резными позолоченными царскими вратами. На стенах церкви находились иконы. Среди них выделялась замечательная икона с крупным изображением обители. Все монастырские здания на ней были представлены так, как они выглядели в конце XVII века, до перестроек и искажений. Справа от иконостаса, у южной стены стоял четырехметровый крест 1691 г., богато орнаментированный резьбой, украшенный золотом, серебром и росписью по темно-синему фону. В XVIII в. в Свято-Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в обитель судов, чтоб «не привезли чего недозволенного». В XIX в. на острове подвизались несколько монахов, которые вели отшельнический образ жизни. В 1854—1855 гг., во время Крымской войны, на Заяцкие острова неоднократно высаживались англичане с военных судов. В июне 1855 г. к Большому Заяцкому острову подходили английские суда. Получив отказ от настоятеля монастыря в снабжении их провиантом, англичане разграбили церковь и перестреляли пасшихся на острове овец. На западной стене церкви за правым клиросом была помещена памятная доска с надписью, которая повествовала о том, как пустынь подверглась нападению, и храм был разграблен англичанами. В 1916 г. пустынь получила устав скита.

http://sobory.ru/article/?object=03582

1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг). 1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. 1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. 1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II . 1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители. 1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). 2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. 2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. 2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря.  Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013   Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. 2015 Презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». 2018 Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2021 Территория Соловецкого архипелага признана объектом культурного наследия федерального значения. Скиты и пустыни Андреевский скит Вознесенский скит Голгофо-Распятский скит ( см. также ) Никольский скит Савватиевский скит Сергиевский скит Троицкий скит ( см. также ) Исааковская пустынь Макариевская пустынь Филиппова пустынь

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

1654 г. пожаловал строителю Иоилю земли «на одну версту... близ оной пустыни». Но из-за регулярных половодий деревянную церковь и кельи Н. М. п. подтапливало, и прот. Стефан решил перевести монастырь на высокий берег р. Москвы в запустевшую после «морового поветрия» дер. Фавстово (впосл. с. Фаустово) Гвоздинской вол. на Красном холме. По отказной книге ключника И. Титова в этой деревне имелись 3 «живущих» крестьянских двора, «пустой» двор, 8 четвертей «паханной» земли и 10 четвертей земли «в поле» ( Савич. 1927. С. 82). По царской жалованной грамоте от 20 февр. 1655 г., выданной строителю Кириллу (1656-1660), и по царскому указу 1657 г. монастырю, переведенному в Фаустово, передавалась «оная деревня с бобылями, с пашенною землею и со всеми угодьями... в вечное владение сей пустыне» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Иванчин-Писарев. 1843. С. 22). Деревянная монастырская марчуковская церковь была разобрана, и на ее месте построена большая часовня, в к-рой к сер. XIX в. хранились «древние» иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также Нерукотворный образ Спасителя с надписью: «7103» (1684) ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 19). А. М. Ратшин, вероятно ошибочно, утверждал, что до 70-х гг. XVII в. Н. М. п. была приписной к Андреевскому монастырю в Пленницах ( Ратшин. Монастыри. С. 279). При царе Феодоре Алексеевиче пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 18). К нач. 80-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, братии «питаться стало нечем и они в конец оскудали». 30 июня 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич выдали строителю Моисею жалованную грамоту на рыбные ловли в речках Мерской, Гуслице и Волне с угодьями ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Савич. 1927. С. 82). В 1684 г. «ниже Соловецкие пустыни верст с 8» по пути из Москвы в Н. Новгород останавливался архим. Нил, настоятель нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (ДАИ. Т. 11. 33). К 1700 г. пустынь была выведена из приказа Большого дворца и приписана к Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю «с находящимися при ней пашенными и непашенными землями, угодьями и людьми» ( Милютин В.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю. В XVIII веке в Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие. В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена. В 1916 г. пустынь была преобразована в Свято-Андреевский скит. После революции 1917 г. на острове был устроен женский штрафной изолятор для заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. В 1940 г. на Большом Заяцком острове разместился учебный отряд Северного флота. Современное состояние [ править править код ] После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения. 5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты (самой известной гонки северных яхтсменов), которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов. Осенью 2009 года на Большом Заяцком острове были завершены реставрационные работы в храме апостола Андрея Первозванного. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию. Силами реставраторов Соловецкого музея проводились восстановительные работы, но только в 2009 году под руководством В.В. Сошина была завершена реставрация Св. Андреевской церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевская_пу...

Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин. После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года в Андреевском храме начали совершаться богослужения. 5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты, которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов. Осенью 2009 года на Большом Заяцком острове были завершены реставрационные работы в храме апостола Андрея Первозванного. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию. Силами реставраторов Соловецкого музея проводились восстановительные работы, но только в 2009 году под руководством В.В. Сошина была завершена реставрация Свято-Андреевской церкви. В том же году и.о. скитоначальника был назначен игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря. В настоящее время ведутся работы по воссозданию древнего иконостаса Свято-Андреевской церкви. http://zayatskie.ru/ ; http://solovki-monastyr.ru/spp/andreevskij-skit/ В августе 1702 года эскадра из 13 кораблей пришла на Соловки. Сам царь Пётр I и его ближайжие сподвижники находились на фрегатах " Святой Дух " и " Курьер " , построенных в Архангельске, остальные корабли с войском в числе 4000 человек стояли на Заяцких островах. После торжественной встречи и молебна в храме Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Пётр присоединился к своему войску. По его повелению на месте простой часовни за пять дней из архангельской мачтовой сосны, привезённой сюда на этих кораблях, была построена церковь и освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, в своих странствиях апостол посещал земли будущей Руси, дойдя до её северных окраин, поэтому он считался одним из небесных покровителей нашей страны. Пётр I почитал апостола Андрея и как покровителя моряков. По окончании строительства в присутствии царя Петра здесь был отслужен молебен на освящение флагов первых судов российского военно-морского флота. Позднее флаг, который стал называться Андреевским, в его современном виде был закреплён в первом в России Корабельном уставе: " Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он " . В Андреевском храме и сейчас иногда освящают флаги спускаемые на воду новых судов. Здесь же служат молебны перед началом крупных морских состязаний, таких как ежегодная Соловецкая регата, самая известная гонка северных яхтсменов. Каждый год 13 июля, в праздник собора 12 апостолов, братия монастыря совершает Божественную литургию в память святого апостола Андрея Первозванного. Скит на Заяцком острове со времени постройки и освящения церкви во имя апостола Андрея Первозванного стал называться Андреевским.

http://sobory.ru/article/?object=03600

В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу. Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров, так же как встречали летом 1566 года английских мореплавателей Томаса Соутона и Джона Спарка, оставивших сведения об этих сооружениях в своих путевых заметках. Гавань Большого Заяцкого острова - древнейшая из сохранившихся на территории России. Интересен текст надписи, сделанный святителем Филиппом на одном из многочисленных крестов, в ту пору установленных здесь. Она призывала всех приезжающих на остров, чтобы они «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того чтобы волнами морскими не располоскало». В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю. В XVIII веке в Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие. В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена. Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин. После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения. 5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты, которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов.

http://sobory.ru/article/?object=03582

В 1656 году патриархом Никоном был учрежден островной монастырь в Белом море – Крестный. Он был основан на Кий-острове в заливе Белого моря, в восьми верстах от материка, в память о спасении Никона в 1630 году, когда он, будучи еще иноком Анзерского скита, был застигнут великой бурей и прибит к этому острову. Тогда же он и дал обет воздвигнуть здесь обитель, который исполнил, став патриархом. Так сложилась общая картина основания и организации жизни и деятельности островных монастырей Севера. – Не секрет, что положение Церкви осложнилось в XVIII–XIX веках (про век ХХ-й – отдельный разговор): секуляризация, обмирщение… Как встретили и пережили это время наши островные монастыри? – Для начала отметим показательный факт: секуляризация 1764 года, ударившая по северным монастырям с огромной силой, коснулась островных обителей заметно меньше. Были упразднены лишь Белавинская и Дедова пустыни, а позднее – Клименецкий монастырь. В указанное время, несмотря на все трудности, продолжает создаваться своего рода духовное ожерелье Соловецкого и Валаамского монастырей. В начале XVIII века на Соловецком архипелаге учреждаются Андреевская пустынь и Голгофо-Распятский скит. В конце того же века на месте первых подвигов Савватия и Германа был учрежден Савватиевский скит. Воздвигнут храм-маяк Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе. На месте уединения игумена Филиппа, стараниями которого в XVI веке Соловецкий монастырь приобрел цветущий вид, была основана Филиппова (или Иисусова) пустынь. В 1900 году на Муксалме на пожертвования нижегородского купца Шапошникова был основан Сергиево-Радонежский скит. В конце XVIII века учреждаются островные дочерние скиты Валаамского монастыря: на самом Валааме – Всесвятский скит, на Коневецком – Коневецкий и Святогорский Казанский скит. В XIX веке на самом Валаамском острове учреждаются Коневский скит и Назарьевская обитель, а также скиты Ильинский (остров Ильинский), Никольский (остров Крестовый), Предтеченский (остров Предтеченский), Александро-Свирский (остров Святой), Тихвинский (остров Тихвинский) и Авраамиевский.

http://pravoslavie.ru/64292.html

В 1920 году имущество Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря было национализировано советской властью. До этого времени монастырские поселения представляли собой следующие территориально-имущественные комплексы: 1. Главный комплекс монастыря в центральной части острова. В настоящее время он представляет собой сохрани­вшийся исторический монастырский ансамбль внутри крепостной стены, который при этом является географическим центром поселка Соловецкий, а также включает в себя монастырские здания и строения в поселке Соловецкий — административном центре сельского поселения Соловецкое. 2. Монастырские скиты: Савватиевский, Секиро-Вознесенский на горе Секирной, Исаакиевская пустынь, Макариева пустынь, Филиппова пустынь, Сергиевский скит на острове Большая Муксалма, Андреевский скит на Большом Заяцком острове, Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты на острове Анзер. 3. Места занятия традиционными промыслами, к которым относились рыбная ловля, добыча водорослей, заготовка дров и др. К числу подобных мест можно отнести звероловную тоню 1 на острове Малая Муксалма (современное наименование места — поселок Малая Муксалма), а также другие тони: Березовую, Новую и Старую Сосновки, Филимоновскую, тони Овсянка, Трещанка. Также к ним следует причислить промысловый поселок Реболду, где в дореволюционное время была налажена переправа на Анзер паломников и грузов. Практически во всех скитах расположены сохранившиеся и отреставрированные исторические строения скитов Соловецкого монастыря: храмы, келейные корпуса, валунные бани. В них круглогодично проживают только насельники монастыря. Савватиевский, Секиро-Вознесенский, Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты являются действующими уже более 15 лет. Скит святого апостола Андрея Первозванного восстановлен, но братия в нем пока не проживает. Рыболовные тони в основном пребывают в разрушенном состоянии, сохранились отдельные стро­ения, причалы, которые требуют ремонта. В советский период, приблизительно с конца 1940-х до конца 1980-х годов, в некоторых скитах на острове Большой Соловецкий находились постоянные жители или сезонные работники, а местности, где располагались скиты, были переименованы в поселки и хутора. Так, например, Исаакиевская пустынь была поселком Исаково, Секиро-Вознесенский скит — хутором Горка. К 2014 году почти все поселки и хутора были упразднены. Сохранились только три поселка с названиями Савватьево, Реболда и Малая Муксалма.

http://e-vestnik.ru/church/intervyu_iann...

С сайта: http://mosregtoday.ru/news/истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Подмосковные Соловки в Фаустово. Неподалеку от железнодорожной платформы Фаустово Казанского направления располагается древнее село Фаустово, украшением которого служат два каменных храма, сохранившиеся от построек Марчуговской Соловецкой пустыни. Троицкий собор и надвратная церковь Зосимы и Савватия возведены в последние десятилетия XVII в. и образуют стилистически единый комплекс с характерными чертами нарышкинского стиля. Архитектурные особенности этого монастырского ансамбля заслуживают отдельного исследования. Некоторые историки относят основание Марчуговской Соловецкой пустыни к концу XV века. По другим источникам обитель была основана в середине XVII века. Наиболее полные сведения о ранней истории монастыря мы находим у архимандрита Досифея, который сообщает, что Соловецкая пустынь была основана в память об избавлении бывшего в Москве морового поветрия, а свое название получила " ...по произволению основателя протоиерея Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова и по именному повелению царя Алексея Михайловича " . Первоначальное место обители находилось в соседнем селе Марчуги Вохонинской десятины у Красного холма на берегу Москвы-реки. После того как находящийся на иждивении ктитора монастырь размыло половодьем, по жалованной грамоте от 20 февраля 1655 г. и царскому указу от 1657 г. он был перенесен на высокий берег Москвы-реки в деревню Фаустово на Красном Холме. Историк А. Ратшин сообщает, что в XVII веке (до 1678 года) Марчуговская Соловецкая пустынь была приписной к подмосковному Андреевскому монастырю в " Пленницах " у подножия Воробьёвых гор. Обитель продолжала пользоваться покровительством царского дома. Государь Федор Алексеевич в 1678 г. пожаловал в обитель напрестольный серебряный крест с мощами свв. Пантелеймона и Артемона, а в 1679 г. - большое чеканное блюдо для вынесения креста и серебряное кадило. По Указу 1699 г. царя Петра I пустынь была приписана к Соловецкому монастырю, в ведении которого находилась до своего упразднения в 1764 г. Жалованная грамота на владение пустынью была дана соловецкому архимандриту Фирсу 30 декабря 1700 г. В ней находятся наиболее ранние свидетельства о монастырских постройках, взятые из описных книг приказа Большого дворца. В монастыре имелись " верхняя церковь Троицы, под нею церковь Благовещения с трапезною, к церкви приделана колокольня, на колокольне часы и колокола... да к трапезе приделана келарская с сенми, поварня, хлебня, под ними ледник, все каменное. Около монастыря городьба деревянная, передние ворота... да две кельи каменные, три кельи деревянные... за монастырем двор конюшенный и двор скотный " . Храмы после 1764 года были переданы в ведение Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00421

25. Орлова Екатерина Петровна, главный редактор сайта «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству 26. Осипов Алексей Ильич, заслуженный профессор Московской духовной академии Комиссия по организации жизни монастырей и монашества 1. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий — председатель 2. игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, — секретарь 3. митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству 4. митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий 5. архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор 6. епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, председатель Синодальной комиссии по иконописи, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря 7. епископ Лидский и Сморгонский Порфирий 8. епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря 9. епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря 10. епископ Сызранский и Шигонский Леонтий 11. епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь 12. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 13. архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе, московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь 14. архимандрит Тихон (Затекин), игумен Вознесенского Печерского монастыря г. Нижнего Новгорода 15. архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии 16. архимандрит Иннокентий (Руденко), наместник Санаксарского Богородице-Рождественского мужского монастыря Краснослободской епархии 17. игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, заведующий аспирантурой Московской духовной академии

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010