Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРОНТИСИУ Св. Фанурий. Икона. Ангелос Акотантос. XV в. (мон-рь Вронтисиу, Крит) Св. Фанурий. Икона. Ангелос Акотантос. XV в. (мон-рь Вронтисиу, Крит) [Врондисиу; греч. Βροντησου], действующий муж. мон-рь, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии К-польского Патриархата. Расположен на о-ве Крит, на юго-востоке горного массива Псилоритис (Ида), между селами Воризия и Зарос. Возник в XIV в. (по др. данным, основание мон-ря относится к XIII в.). Мон-рь процветал в XVI в., особенно в последние десятилетия, при игум. Лаврентии Мариносе, переписывавшемся с К-польскими Патриархами Мелетием Пигасом и Кириллом I Лукарисом. В это время во В. жили и работали каллиграфы, иконописцы, дидаскалы (напр., ученый мон. Никифор Венедзас - библиограф, писатель и кодикограф), иконописец Михаил Дамаскин († 1592), представитель критского возрождения. 6 его икон («Поклонение волхвов», «Явление Христа Марии Магдалине», «Первый Вселенский Собор», «Тайная вечеря», «Неопалимая Купина» и «Божественная литургия») хранились во В. до 1800 г., когда Критский митр. Герасим перенес их в Ираклион, в храм вмч. Мины (в наст. время находятся в ц. вмц. Екатерины в Ираклионе). В этот период В. принадлежали многочисленные подворья и часовни. В 1-й пол. XVII в. здесь действовала школа и существовала богатая б-ка. В XVIII-XIX вв. мон-рь пришел в упадок. Во время Критского восстания (1866) за участие в освободительной борьбе он был разрушен турками. На рубеже XIX-XX вв. монашеская жизнь во В. снова возродилась. На месте старых стен-укреплений были построены новые келлии. Соборный храм, посвященный прп. Антонию Великому, представляет собой 2-нефную базилику. 2-й престол освящен во имя ап. Фомы. В юж. приделе сохранились фрагменты росписей XIV в. («Причащение апостолов», «Служба святых отцов», «Тайная вечеря», изображения пророков и др. святых, напр. прав. Симеона Богоприимца). К венецианскому периоду относятся колокольня и мраморный фонтан со скульптурными изображениями Адама и Евы. Во В. хранится икона св. Фанурия, написанная критским иконописцем Ангелосом Акотантосом († 1457).

http://pravenc.ru/text/155446.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18207@ Подпись к иллюстрации: Вмч. Фанурий. Икона (2-я четверть XV в. Автор Ангелос Акотантос). Из монастыря Богородицы Одигитрии в Пиргиотиссе. Ираклион, собрание Св. Екатерины Размер файла: 161.96 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 29.08.2019 19:51:40 Эта иллюстрация использована на страницах: ФАНУРИЙ РОДОССКИЙ

http://drevo-info.ru/pictures/18207.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @20390@ Подпись к иллюстрации: Икона Божией Матери " Живоносный Источник " . Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит. Размер файла: 90.46 Кб Кто разместил: Илич Нина Дата размещения 04.02.2022 21:57:11 Эта иллюстрация использована на страницах: ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

http://drevo-info.ru/pictures/20390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛОС АКОТАНТОС [греч. ρδβλθυοτεΑγγελος Ακοτντος] († 1457), критский иконописец, возможно, эмигрировал на о-в Крит из К-поля. Работал преимущественно в Ираклионе, где в 30-х - нач. 50-х гг. XV в. имел свою мастерскую. В 1436 г. А. А. посетил К-поль и оформил завещание, по к-рому, в частности, обширная коллекция образцов (рисунков на бумаге) отошла критскому иконописцу А. Рицосу . До нач. 80-х гг. ХХ в. иконы А. А. публиковались как памятники XVI-XVII вв. Датировка основывалась на подписной иконе 1604 г. «Богоматерь Одигитрия» из мон-ря св. Георгия в Ст. Каире. В наст. время надпись и дата признаны фальшивыми ( Βασσιλκη-Μαυροκκη. Σ. 290-298). Мастеру приписывается более 40 икон, в т. ч. и подписных. Среди самых известных - «Христос на троне» (Музей на о-ве Закинф. Греция), «Христос Виноградная Лоза», икона Богоматери «живоносный Источник» (в мон-ре Одигитрии Месарас на Крите), «Введение Богоматери во храм» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) и др. Заказы, связанные с мон-рем вмц. Екатерины на Синае, мастер мог получать в метохе (подворье) мон-ря на Крите. Большинство работ А. А., несмотря на скрупулезное следование к-польским образцам, отличает более свободная трактовка объемов, рисунок становится мягче, интерпретация светотеневых приемов создает подобие реальной светотени, в нек-рых памятниках ощутимо влияние итал. живописи эпохи Кватроченто. Творчество А. А. не выходит за хронологические рамки искусства Византийской империи и является связующим звеном между к-польским стилем произведений позднего палеологовского периода и критской школой иконописи, однако образы на иконах отчасти утрачивают свойственную столичному искусству монументальность. Лит.: Cattapan M. Nuovi elenchi e documenti dei pittori in Creta dal 1300 al 1500//Θησαυρσματα. 1972. Τ. 9. Σ. 202-235; idem. I pittori Andrea e Niccola Rizo da Candia//Ibid. 1973. T. 10. s. 238-282; Βασσιλκη-Μαυροκκη Μ. Ο ζωγρφος ρδβλθυοτεΑγγελος Ακοτντος: τ ργο κα διαθκη το (1436)//Ibid. 1981. T. 18; Χατζηδκης Μ. λδβλθυοτεΕλληνες ζωγρφοι μετ τν λδβλθυοτεΑλωσι (1440-1830). Αθνα, 1987. Τ. 1. Σ. 147-154; Vassilaki M. A Cretan Icon in the Ashmolean: The Embrance of Peter and Paul//JÖB. 1990. Bd. 40. S. 405-422; Post-Byzantine Icons/Sinai Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Monafis. Athens, 1990. P. 131-133, 204-205. О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Ангелос ...

Коллекция поствизантийских греческих икон музея — явление совершенно нетипичное для частного собирательства в России. Ее шедевром является небольшой образ Богоматери Гликофилусы первой половины XV века, созданный в мастерской знаменитого Ангелоса Акотантоса, предопределившего иконографию и стиль критских икон второй половины XV–XVI века. Грандиозным явлением в музейной практике является резной греческий иконостас конца XVII века, сохранивший свои размеры — почти девять метров шириной, с иконами праздничного, местного ряда и Царскими вратами в центре. Этот ансамбль и его габариты потребовали создания специального зала, спроектированного для его экспонирования, неизбежно получившего название «греческого». Необычен и сам зал, где представлен иконостас: это своего рода храмовое пространство, в котором воссоздан апсида-алтарь, украшенный фреской (высокохудожественной копией знаменитой византийской росписи XII века), престолом-витриной, на которой с помощью музейных экспонатов реконструировано литургическое убранство, запрестольным крестом и даже одеждой священнослужителя. Перед Царскими вратами поставлены подлинные греческие храмовые светильники, создано подобие святилища для почитаемой иконы, западная стена украшена характерными для нее образами Страшного суда и Голгофы. Важнейшее место в музее занимает собрание русской иконописи XIV–XVII веков, в их числе есть целый ряд шедевров. Среди них — ростовские образы Святителя Николая Мирликийского около середины XIV века из архангельской деревни Кялованьги на реке Онега и «Чуда Георгия о змие» последних двух десятилетий того же столетия. Уникален образ благоверных князей Феодора, Давида и Константина конца XV века — древнейшее из известных нам изображений ярославских святых, близкое ко времени их прославления после обретения мощей в 1463 году. Шесть икон принадлежат одному деисусному чину, когда-то принадлежавшему крупному собору Ростовской земли.  Значительным произведением столичного искусства второй четверти XV века является икона «Пророк Гедеон», один из самых ранних примеров украшения пророческого ряда, прямо следовавшего за рублевской традицией. Храмовая икона «Богоматерь Грузинская» конца века — один из самых ранних примеров иконографии этого почитаемого в Новгороде образа.

http://e-vestnik.ru/culture/muzey_russko...

Явление Льву Макелле Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день (в соврем. церковном календаре РПЦ память отсутствует), а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Икона Божией Матери " Живоносный Источник " . Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит. Молитвословия Тропарь, глас 4 Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою,/река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица,/источающи нам чудную воду/и измывающи сердец черности,/греховныя струпы очищающи,/души же освящающи верных//Божественною благодатию. Тропарь, греческий, глас 3 Пресущный дождь заченшая,/источник животочный, Дево, явилася еси,/источивши нам нектар бессмертия,/воду, скачущую в живот вечный,/потоки сладкоструйныя/от источника Твоего всегда./Имиже накслаждающеся, вопием://радуйся, Источниче живоносный. Кондак, глас 8 От неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный,/подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати,/приснотекущий паче слова,/яко бо Слово рождшая паче смысла,/молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Кондак греческий, глас 8 От неистощимаго Твоего Источника, Богоблагодатная,/подаеши ми, точащи неиссякаемо потоки Твоея благодати, паче Слова./Яко рождшую паче помышления, молю Тя:/оросити мя Твоею благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Источники Текст анонима X века о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула , написанного между 1306 и 1328 годом (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо. Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился. Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия. Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

http://pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon...

Мн. памятники раннего XV в. продолжают традиции позднего палеологовского искусства, напр. икона «Богоматерь «Пелагонитисса»» (рубеж XIV и XVI вв.), по мнению Н. Драндакиса выполненная в Македонии. Икона 1-й трети XV в. «Положение во гроб» принадлежит к другой группе памятников, охарактеризованных Драндакисом как начало итало-критской живописи. Манера письма и особенности обработки доски указывают на ее принадлежность к синайской митрополичьей мастерской. Еще одно произведение этой мастерской 2-й пол. XV в.- икона «Деисус, с избранными святыми»: вверху разделенной на 5 регистров иконы помещен Деисус, остальное пространство занято изображениями особо почитавшихся на Синае святых. Из икон поствизант. периода в научный оборот введена лишь малая часть. Самые значительные произведения, находящиеся в храме и парекклисионах, связаны с деятельностью критских мастеров. Известно, что критские иконописцы работали по заказам крупных мон-рей, в т. ч. и Е. в. м., с к-рым имели особенно тесные контакты (в Ираклионе процветало подворье мон-ря). Новый резной иконостас для кафоликона Е. в. м. был выполнен в 1612 г. критянином Иеремией Палладасом. В искусстве этого периода появляются как новые сюжеты, так и новые элементы в традиц. иконографии, отчасти под влиянием контактов с зап. миром. Сохранился ряд подписных произведений худож. Ангелоса, которого отождествляют с жителем Ираклиона Ангелосом Акотантосом († 1457). К числу его работ принадлежат небольшого размера подписной «Деисус» и неподписная икона Христа с предстоящими в молении святыми Иоанном Предтечей и Фанурием. Еще одна икона без подписи, «Введение во храм Пресв. Богородицы», следует иконографическому изводу Ангелоса и имеет сходство с подписной иконой мастера, хранящейся в Византийском музее в Афинах. Неск. икон атрибутируются кисти Андреаса Рицоса (1421-1492), напр. икона «Арх. Михаил» (кон. XV в.) из иконостаса кафоликона. Из его же мастерской происходит «Богоматерь Одигитрия, со святыми на полях» (2-я пол. XV в.). Среди икон позднего XV в.- «Прп. Антоний Великий?», выполненная свящ. Димитрием, а также «Успение свт. Василия Великого» (ок. 1500). Сохранились работы и др. критских иконописцев: Георгиоса Клондзаса («О Тебе радуется, со сценами из Акафиста» (1604), «Сцены из монашеской жизни» (1603)), Эммануила Цанеса («Богоматерь с Младенцем, с пророками (Похвала)» (ок. 1651)), свящ. Виктора (складень с образом Христа Великого Архиерея в центре, с Богоматерью на троне и со св. Иоанном Предтечей по сторонам, складень с изображением Христа Великого Архиерея в центре, вмц. Екатерины и с композицией «Благовещение» по сторонам, икона «Христос Великий Архиерей, со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим» (все между 1651 и 1657)). Иконы (кон. XV - нач. XIX в.) из России

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

искусстве известен как «Преображение Господне со всходники», см., напр., храмовую икону Никольской ц. казанского Спасо-Преображенского монастыря в изд.: Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877. С. 26). Неклассические тенденции проявляются в композиции «Воскрешение прав. Лазаря»: острые концы драпировок, невесомые, летящие фигуры, оторванные от позема; симметрия и гармония нарушаются избыточным количеством фигур апостолов и жителей Иерусалима. К этим иконам стилистически близки иконы «Рождество Пресв. Богородицы», «Вход Господень в Иерусалим» и «Христос Пантократор» (кон. XV - нач. XVI в.). В 1538 г. по заказу прота Серафима в Сев. Греции или на Афоне были выполнены иконы «Христос Пантократор» и Божия Матерь (типа «Киккская») (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 95, N 41); при этом иконографический извод и художественные особенности на иконе Спасителя восходят к образцам критских изографов XV в.- Ангелоса Акотантоса, Андреаса Рицоса, Андреаса Павии. Как и во многих мон-рях Св. Горы, критские иконописцы создавали для храма Протата в К. иконописные ансамбли. Напр., деисусный чин (1542), состоящий из 7 икон большого размера (Ibid. Σ. 124-125, N 2. 47 - 2. 53; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 90-91, N 32-36), который предназначался для иконостаса храма Протата, искусствоведы единодушно приписывают Феофану Критскому и его сыновьям. Поясные изображения производят монументальное впечатление, а сплавленное вохрение личного без резких белильных оживок напоминает образы классического визант. искусства до эпохи исихазма. Еще М. Хадзидакис отметил в исполнении икон деисусного чина из храма Протата приметы стиля мастера Зорзиса Критского, писавшего иконы для кафоликонов Большого Метеорского монастыря, афонских монастырей Дохиар и прп. Дионисия ок. сер. XVI в. Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) В этот же период XVI в., когда интенсивно украшалось большинство монастырей Св.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010