Мать Магдалина рассказывала, что много лет спустя, когда монахи жили уже в Аксайском ущелье, о.Серафим видел в тонком сне следующее: «Идут они втроем — о.Анатолий, о.Феогност и о.Серафим по ущелью и видят — храм стоит, и такой храм! Красоты необыкновенной! Зашли в него все втроем, но о.Анатолий вышел из храма и убежал. И висят в этом храме пять горящих паникадил. Вот одно из них, центральное паникадило закачалось, будто кто-то толкал его из стороны в сторону, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно. «И я,— говорит о.Серафим,— от изумления проснулся». Между двумя скитами, Медео и Кызыл-Жарским, было сообщение — ездили через горы на лошадях. Монахиня Магдалина вспоминала: «Отец Серафим приезжал к нам служить каждое воскресенье. Александра, Татьяна и Дарья пели на клиросе. Я петь не умела, пономарила. Но какие это были службы!» В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики, которые в небольшом количестве можно найти и сегодня. На другой стороне ущелья, через речку, находилась пасека, где жил старый пасечник-вдовец со своими детьми. Монахи любили бывать у пасечника и беседовать с ним. Отец Серафим много говорил о конце мира и конечных временах, а духовных чад учил быть кроткими. Мать Магдалина вспоминала: «Я молодая, красивая была, и коса у меня была дивная. Он заметил, что я собой любуюсь, взял ножницы и отрезал мне косу. Сначала я поскорбела немного, а потом поняла, почему он так сделал, и успокоилась. Из рассказов о.Серафима о Глинской пустыни мне запомнилось, как его самого смиряли в монастыре. Он нес послушание в иконописной, но, кроме того, был прекрасный чтец. И вот, как великий праздник, ему непременно велят читать паремии. Отчитает, а архимандрит велит ему сразу в скит отправляться. Он плачет, не хочет идти в скит, хочет со своей братией в монастырской церкви служить Литургию (так красиво и торжественно там служили), а его — в скит, в уединение: смирял архимандрит. Ничего не поделаешь, плачет, но идет.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Проживая в Глинской пустыни отец Серафим имел своим духовником помощника братского духовника иеромонаха Домна (Аггеева), духовная связь с которым не прекращалась и после его кончины. Однажды, после отречения Государя от Престола, послушница Феоктиста пошла к отцу Серафиму в ущелье. Поднялась в гору, ещё дверь кельи не успела открыть, а батюшка встречает её на пороге и говорит:«Знаю, зачем пришла. Мне Домн сказал: Серафиме, Серафиме, Царя убрали и скорыми, скорыми шагами всё пойдёт к погибели». В 1921 году в Кызыл–Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть:«Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилёг в своей келии отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — они выстрелили ему в сердце. На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли её досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Позже иеромонах Анатолий отпел их на Мохнатой сопке. После всего случившегося отец Пахомий, отец Ираклий и отец Анатолий жить в скиту не остались. Схимонах Ираклий (мирское имя — Сергей Матях) жил в городе Талгар, в семье старосты Талгарскаго храма И. Д. Дмитриева. В доме жить отказался и построил себе келью в саду. Последние годы батюшка жил в селе Сазоновка в доброй верующей семье. Любил ночные молитвы, спать не ложился, лишь подремлет, сидя на лавочке, и снова молится. Отец Ираклий скончался от болезни накануне праздника Вознесения Господня в 1937 году. О своей кончине он был извещён заранее. Иеромонах Пахомий (в миру — Русин Прохор Петрович, 1880 года рождения, уроженец Курской губернии) после 1921 года некоторое время тайно жил вместе со странником Виктором (Матвеевым) в скиту на горе Горельник в урочище Медео. Был молчалив, когда кто просил у него слова наставления — призывал творить Иисусову молитву.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском Кафедральном соборе города Верный. После событий, потрясших Верный — прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова, память 3 сентября), монахи ушли в горы и в 8–ми верстах от города в горном урочище Медео, и создали и устроили скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединённого места. Такое место нашли они на горе Кызыл–Жар. Там ими были поставлены кельи и вырыты пещеры. Был и Престол. Отец Пахомий до 1916 года был также переведён в город Верный и дальнейший его путь Господь связует с Глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием. Монах Ираклий, иеромонахи Феогност и Пахомий оставались в Иссык–Кульском монастыре до 1919 года. Отец Феогност в том же году был утверждён там в должности благочинного и помощника духовника для мирян. После нападения киргизов на монастырь в 1916 году, было замучено много престарелых монахов. В 1919 году монастырь был закрыт. Духовником скита был иеромонах Серафим (Богословский). Родился он в город Глухове в 70–е годы. Мирское имя его Александр. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семь было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что её сын примет мученическую кончину. Когда он был ещё мальчиком–гимназистом, она, как–то проснувшись утром, плакала и говорила:«Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нём плакала, а он очень любил и жалел её. Как–то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил:«Мама, что ты плачешь?«Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр же так рассуждал:«Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Несколько лет Святые Дары хранились у меня под окладом иконы. А когда в начале тридцатых годов нас всех четверых арестовали и погнали в Коми-край, мы взяли их с собой, и, терпя все тяготы тюремной жизни, имели большое духовное утешение, приобщаясь Святых Животворящих Таин». Провидя свою кончину, о.Серафим говорил своим духовным дочерям: «Меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». Монахини, инокини и прихожане выполняли это послушание. Каждый год, идя на могилу, они заходили на пасеку. Старик-пасечник завещал своим детям: «Тех, кто идет на поминки, поить чаем, наливать мед и давать столовые ложки — пусть ложками мед едят и их поминают». Время сокрыло от нас труды и духовные подвиги отца Феогноста. Мы не имеем его биографических данных. Люди, знавшие его, и его духовные чада давно перешли в мир иной. Но Господь дал ему кончину праведную, мученическую. В одной могиле лежит он с отцом Серафимом и вместе с ним увенчан мученическим венцом в царствии Божием. Отец Пахомий, о. Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося жить в скиту не остались. Со временем кельи монахов были разобраны на дрова и сожжены угольщиками, на их месте остались ямы. Монахини и послушницы, по причине гонений со стороны властей, вскоре вынуждены были оставить скит на Мохнатой сопке и вернуться обратно в город. После их ухода завалилась подземная церковь. Иеромонах Анатолий после 1921 года некоторое время жил в Верном, служил во Всехсвятской церкви Иверско-Серафимовского монастыря, которая еще некоторое время после закрытия обители была действующей. Там же управлял хором, писал музыку. Монахиня Магдалина рассказывает: «Мы часто к нему приходили. Придем, а он нам скажет: «Послушайте-ка, что спою». И станет петь и на аккордеоне играть. А то рассказывал, как мыша к нему приходила, мышу он кормил. «Сижу,— говорит,— за столом, смотрю — идет. Я ей хлебушка на землю. Интересно — мыша!» В середине 20х годов о.Анатолий ушел в Сухуми, где жил также в горах. Вел переписку с верненскими монахинями. Вскоре ими была получена весть с Кавказа об аресте и расстреле отца Анатолия.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

В 2000 году были прославлены трое преподобномучеников Алма-Атинских: 1 . Серафим (Богословский, 1921); 2 . Феогност (Пивоваров, 1921); 3 . Анатолий (Смирнов, после 1930). В начале XX столетия они были приглашены из Рождество-Бого- родицкой Глинской пустыни Курской епархии в Свято-Троицкий иссык-кульский монастырь Туркестанской епархии, служили также в г. Верный (ныне г. Алма-Ата). Теперь на месте мученической кончины преподобномучеников Серафима и Феогноста находится Серафимо-Феогностовская мужская пустынь в 30 км от города Алматы, в Аксайском ущелье. Они были причислены клику святых Новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Их память совершается 29 июля/11 августа. Выл еще канонизован и преподобный Макарий, иеромонах Глинский, Ефремовский (21.02.1893), который прославлен в составе Собора Тульских святых (соборная память 22 сентября ст.ст./5 октября н.ст.). Также на рубеже XIX и XX столетий в Глинской пустыни подвизались: схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель Глинской пустыни; схиархимандрит Андроник (Лукаш) , прозорливый старец; схиархимандрит Серафим (Романцов), духовник братии Глинской пустыни; митрополит Зиновий, в схиме Серафим (Мажу- га), после закрытия пустыни удостоившийся святительского сана в Уделе Матери Божией Иверии (Грузии). Последний в течение своей жизни пользовался заслуженным уважением и любовью пяти Грузинских Патриархов: Калистрата, Мелхиседека, Ефрема, Давида и ныне здравствующего Илии II (Гудушаури-Шиолашвили, р. 1933), которые любили егоза святую жизнь и благочестивый нрав. Он являлся связующим звеном между Русской и Грузинской Церквами в деле примирения двух Поместных Православных Церквей, став благочинным всех русских приходов в Грузии и Армении 1 . Он старчески окормлял людей на территории не только Грузии, но и всего нашего многонационального государства. 21 августа 2010 года за Божественной литургией в Глинской пустыни был совершен чин прославления трех подвижников XX века – схимитрополита Серафима, схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) , которые несли монашеское послушание в этой обители. Преподобный Серафим (Амелин) был прославлен в лике святых годом ранее. Эти подвижники, переняв старческий опыт и сохранив традиции Глинской пустыни, несли его в мир в условиях трудного времени. После закрытия монастыря, даже в сложных условиях гонений, а затем и приходской жизни в разных уголках нашей многонациональной страны, они поддерживали между собой связь, подогревая и сохраняя теплоту сердечного огня, полученную в великой Глинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1935 году его арестовали, посадили в Алма–Атинскую тюрьму, где он претерпевал издевательства и в 1936 году был расстрелян. Странник Виктор также принял мученическую кончину около 1936 -1937 годов. Иеромонах Анатолий после 1921 года некоторое время жил в городе Верном, служил во Всехсвятском храме Иверско–Серафимовского монастыря, который после закрытия обители некоторое время был действующим. Там же он управлял хором, писал музыку. В середине 20–х годов он ушёл в Сухуми, где жил в горах, вёл переписку с Верненскими монахинями. Вскоре ими была получена весть об аресте и расстреле отца Анатолия. Монахиня Евдокия выполняла в монастыре послушание помощницы эконома. В сентябре 1918 года красный отряд Мамонтова–Кихтенко, прибывший в город Верный для расправы с епископом Пименом в числе других акций по наведению»революционного порядка», разбирал конфликт между монастырём и арендаторами монастырской заимки. По навету крестьян–арендаторов, обвинивших монахинь в»контрреволюции», их расстреляли решением»полевого суда». Мать Анимаиса — эконом монастыря — была лишь ранена и выжила. Монахиня же Евдокия была убита. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл–Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафиме–Феогностовская пустынь. Прославлены в 1993 году как местночтимые святые Алма–Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (память 22 октября по старому стилю) С вященномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семён Николаевич) родился 19 июля 1881 года в город Миргород Полтавской губернии. В 1902 году Семён окончил Полтавскую Духовную Семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где и был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен в иеромонаха. В 1906 году отец Серафим — настоятель Нугекской Духовной Миссии в Северной Америке. В 1907–1908 годах он преподаёт в Ситкинской Духовной Семинарии. В Америке Владыка был сподвижником преосвященного Тихона, будущего Патриарха, который высоко ценил ревностного миссионера–аскета.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

3 . Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. 4 . Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова , 1879–1918, память 3/16 сентября, священномученик) схиархимандрита Севастиана (Фомина , 1884–1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник) иеромонаха Анатолия (†1930–1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Пахомия (Русина, 1880–1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Богословского, †1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) иеромонаха Феогноста (†1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) схимонаха Ираклия (Митяхи, †1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) монахини Евдокии (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) Виктора Матвеева (1869–1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик) в Костромской епархии: архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868–1938, память 8/21 августа, священномученик) протоиерея Иосифа Смирнова (1864–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1881 году епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий, 1823–1888) освятил мужской монастырь в селе Кутурга близ Пржевальска. Сюда в 1910-е годы для миссионерской деятельности из Глинской пустыни были направлены иеромонахи Серафим, Феогност, Ираклий, Пахомий и Анатолий. Известна фамилия только отца Ираклия – Матях. О других иноках никаких сведений не сохранилось. Летом 1916 года произошло восстание киргизов, и они напали на Кутургинский монастырь. А.С.Нагибина, прихожанка Свято-Никольского собора г. Алма-Аты, рассказывала, что слышала от верненского монаха рассказ отца Ираклия о разыгравшейся в монастыре трагедии. Киргизы ворвались в обитель и стали требовать ценности. Но у монахов никаких сокровищ не было. Захватчики кричали, шумели и наконец велели к определенному дню приготовить ценности, какие есть, угрожая расправой в случае неисполнения приказа. Тогда часть монахов ушла из монастыря: кто в горы, кто в ближайшие селения. Отец Ираклий и монахи преклонного возраста остались. К назначенному дню все они исповедались и причастились Святых Таин. Киргизы приехали утром, принялись стучать в двери саблями. Монахи не открывали и молились. «На меня напал страх, – вспоминал отец Ираклий, – видимо, мне не время было умирать, неготовый был. Я побежал на колокольню, стал искать, где спрятаться. Метался-метался и подлез под тес, лежавший близ железной кровли. Киргизы, выбив двери, зашли в монастырь и учинили разгром: побили иконы, забрали церковную утварь – чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Ныло очень жарко. Кровельное железо так накалилось, что я чуть не сгорел, очень хотелось пить, но пришлось все терпеть. Монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека, как самовар, он кровью исходит. Не знаю, как я это все вынес. Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали сдирать с него кожу. Содрали и сунули ее ему в рот с криком: «Держи!» Он висит вниз головой, держит собственную кожу. Все окровавлено. Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Потом появились люди из селений и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я попытался выбраться из своего убежища. Свалился на пол колокольни: у меня ни руки, ни ноги не двигаются. Пить хочу, катаюсь по иолу, чтобы хоть немного отойти. Наконец скатился вниз. Меня братия увидели, напоили водой, плачем все. К утру раненые умерли, и мы их похоронили. Приехало начальство из города, монастырь решили закрыть». (В советское время там располагался сельхозтехникум).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возлюбленная чада Божия – на земли ангельский образ восприявшии,/отцы святии Иссык-Кульстии, матери же преподобныя Иверския и Свято-Ключенския/молят на Небесех прекраснаго Жениха Христа,//да приведутся от удел земли нашея во обители святыя души Тому уневестившияся. Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас. Преподобнии Серафиме и Феогносте, града Алма-Аты заступницы,/в немже и монашество насадили есте и ко страданию за Христа уготовали верных множество,/вкупе со отцы святыми Анатолием, Пахомием, Ираклием и блаженным Виктором Господа молите/прегрешений оставление даровати всем во обитель вашу с любовию притекающим//и имена ваша призывающим с верою. Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас. Кому уподобим тя, Севастиане, отче наш?/Сергию ли, землю Русскую якоже кокош под криле собравшему?/Серафиму ли, всякий подвиг подъявшему и любовию сердца огорченная воспламенившему?/Амвросию ли, словесы медоточными напитавшему души?//С ними ныне помяни град Караганду и страну, юже зело возлюбил еси. Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас. Попецытеся ныне о душах наших, отцы преблажении,/старчества благодать приемшии чистоты ради,/Павле Одесский, Георгие Московский и инии, в земли нашей страдальчески пожившии./И вы, жены святыя, сим послужившия, страдание вольное предпочетши благам века сего,//научите нас в любви и радости служение ближним совершати. Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас. Егда гонят вы во граде сем, во другий тецыте:/глаголаша вам, преподобнии Иоанне и Иларионе, друзи ваша словеса Господня, ко немощным реченная./Вы же, яко сильнии, отвещавасте: Не буди тако, мученик бо венцы желаем улучити:/Сего ради не токмо благодати горы Афонския сподобилися есте, славнии,//но и Небеснаго Сиона достигли есте, яко Чимкентстии страдальцы. Слава и ныне: Егда лик мученик, яко плод Церкве первородный, взыде на Небеса,/рекоша уста Ея пречистая:/даждь ми, Боже, криле, да полещу и почию в пустыни/и тамо соберу от человек лик ангельский,//Пречистую Твою Матерь имущ Наставницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009