Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Первый этап — оглашение а) познавательная часть пути Чтобы ответить на вопрос, заданный в предыдущей главе, святитель Феофан Затворник написал книгу в пятьсот страниц " Начертание христианского нравоучения " . Нет такой возможности, да и нет такой задачи пересказывать здесь ее содержание. Отчасти опираясь на труд святителя, отчасти подытоживая опыт многих людей, в наше время вступающих в церковную жизнь, попробую рассмотреть основные этапы, которыми совершается оглашение, совершается со стороны призывающей благодати Божией и со стороны людей, ею возгреваемых. Первая часть этого пути — потребность в книгах, в Слове Божием. И поэтому — необыкновенная жажда к чтению, к беседам, к разговорам. Малейший разговор о Христе, о Церкви — " ушки на макушке " , уже я там, я весь там. Малейшее объявление о том, что где-то будет происходить беседа или лекция, или же батюшка будет выступать, — я бегу туда. А вот книга попалась. Если есть деньги — последние выложу, чтобы купить. Вот уже такая библиотека собралась, что целой семинарии, если по одной книжке в неделю читать, — не прочесть и за пять лет. А я один собрался все прочесть. Хочет ли человек на этом этапе подолгу молиться, ходить на службы? Пока еще нет. Эта сторона практической церковной жизни, может быть, еще выражена неявно, а вот потребность в Слове — большая. По мере того, как сознание человека начинает изменяться, действие призывающей благодати начинает проникать в его чувства (а оно действительно будет проникать, потому что человек читает с живым интересом). Многие вещи, которые он представлял одним образом, теперь видятся по-иному. Некоторые представления вовсе переворачиваются в его сознании. И если сознание человека начинает постепенно быть церковным, то непременно за этим следует и преображение чувств. И тогда по чувству человек начинает желать богослужения, желать молитвы. Это выход уже во вторую часть пути оглашения — освоение практических действий Церкви.

http://zavet.ru/garmaev/ways02.htm

Православие еще не иссякло. Беседа о семейных традициях с протоиереем Сергием Правдолюбовым Источник: Портал Слово Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца Его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. – Отец Сергий, пример Вашего рода свидетельствует о том, что семейные традиции для Вас – не абстракция. Как сохранить преемственность в семье? И вообще, что такое традиция? – Известно, что человек, как основа будущей личности, формируется до пяти лет, потом уже начинается «шлифовка». Как правило, дети повторяют своих родителей. Реже случается и так, что ребенок движется в противоположном направлении, поступает наоборот. Видимо, такой протест возникает тогда, когда родители что-то упустили, не учли каких-то важных особенностей ребенка. Святитель Феофан Затворник говорил, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло. Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случилось, то православия бы уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что Церковь еще живет.

http://pravoslavie.ru/37197.html

13.10.2022 Во Владивостоке открылась выставка-форум «Радость Слова» 13 октября 2022 года в Культурно-просветительском центре ДВФУ Пушкинский театр города Владивостока состоялось торжественное открытие выставки-форума «Радость Слова». Вначале был совершен молебен на начало благого дела перед ковчегом с частицей мощей преподобного Амвросия Оптинского. С приветственным словом к собравшимся обратился Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка поделился размышлениями о важности чтения книг в любом возрасте, а также привёл в качестве примера святителя Феофана Затворника, который был хорошо осведомлен о научных открытиях своего времени. Владыка пожелал духовенству больше читать, быть развитыми и открытыми для современного общества для того, чтобы доносить свидетельство о вере Христовой до каждого человека. К собравшимся также обратился митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Владыка поблагодарил Издательский Совет за организацию форума, обратил внимание на тесное сотрудничество с Издательским Советом, выразил надежду на скорое издание книжного проекта, посвященного Православию на Дальнем Востоке и пожелал плодотворной работы всех участникам выставки-форума. Приветствие губернатора Приморского края Олега Николаевича Кожемяко озвучила заместитель министра культуры и архивного дела Приморского края Ольга Анатольевна Максименко. С приветствием выступил Александр Владимирович Щербаков, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Также было зачитано приветственное слово председателя Законодательного собрания Приморского края Александра Ивановича Ролик. На церемонии открытия присутствовали епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, епископ Находкинский и Преображенский Николай, Сергей Александрович Грызыхин, главный федеральный инспектор по Приморского краю и Людмила Викторовна Пасечная, начальник отдела взаимодействия с общественными организациями Администрации города Владивостока.

http://new.izdatsovet.ru/news/vo-vladivo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Протоиерей Геннадий Беловолов: Молебны на начало информационного Нового года концептуальны и глубоки по своему смыслу На Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года 15.09.2012 702 Время на чтение 4 минуты Вчера, 14 сентября, в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года. Богослужение совершил настоятель подворья протоиерей Геннадий Беловолов . В молебне приняли участие сотрудники информационно-аналитической службы «Русская народная линия» во главе с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым. По окончанию молебна отец Геннадий обратился к богомольцам с пастырским словом: Новой традицией в информационном медиа-пространстве стало празднование информационного Нового года не по гражданскому, а по церковному календарю - 1 сентября по старому стилю. Нужно ли такое празднование, что оно в себе несет, какая новость содержится в самом этом празднике? Думаю, что молебны на начало информационного года являются воцерковлением самого медиа-пространства. Церковь задумана и основана Господом таким образом, чтобы освящать все и вся. Если мы откроем старинный требник, то увидим, что там есть молитвы на освящение гумна, колодца, сеяния. То есть освящались все области жизни и деятельности человека. В наше время структура жизни и деятельности человека существенно меняется, и люди сейчас больше пребывают не на сельском поле, но на медиа-поле. И это поле тоже по смыслу бытия Церкви должно быть освящено, воцерковлено. Я думаю, эти молебны концептуальны, глубоки по своему смыслу. Они воцерковляют нашу духовную пищу, освящают новости, чтобы они были душеполезны, чтобы они стали хлебом насущным, пшеницей, а не плевелами. Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам добрые вести в грядущем году, молимся о том, чтобы эти вести были спасительны для нашей души, а если Господь посетит нас скорбями, и мы услышим печальные известия, чтобы мы их пережили духовно и смогли бы прозреть даже в скорбях действие промысла Божия. Чтобы они для нас были поводом не к отчаянию и упадку, но к покаянию и духовному возрождению. Поэтому мы совершили молебен на церковное новолетие и информационный Новый год перед иконами Матери Божией «Августовская» и «Виленская-Остробрамская», святителя Феофана Затворника, а также преподобной Анастасии Киевской.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Советская история и Священное Писание К статье Анатолия Степанова «Коммунисты сохранили в народе способность верить» 11.12.2020 1155 Время на чтение 8 минут Вышедшая на днях статья А.Д. Степанова об отношении к советскому периоду коротко и точно освещает основные точки непонимания даже церковными людьми нашей истории. Кто-то из древних святых завещал своим ученикам не судить о делах Божиих по человеческим соображениям. Это везде у древних и новых отцов именуется «плотским мудрованием», происходящим от гордости лжеименного разума. Читаешь такие работы, и удивляешься: получается, что Господь Бог в советское время устранился от управления миром, как бы «уехал в командировку». Попробуем хотя бы кратко проиллюстрировать пункты статьи мыслями из Псалтири, посланий Апостолов, Священной истории. 1. Революция 1917 года не была случайностью, революция была неизбежной. Об этом в деталях предупреждали отцы весь Х1Х век, начиная с преподобного Серафима Саровского и святителя Феофана Затворника. В последние перед революцией годы взывал к людям святой праведный Иоанн Кронштадтский: Правды нигде не стало и отечество на краю гибели!» Или Псалтирь, псалом 52: «Вси неключимы быша, несть творяй благое, несть до единого». 2. Революция началась не в октябре, а в феврале 1917-го. Тогда аристократы, считавшие себя «элитой», нарушили не только Присягу, но и все возможные человеческие приличия, чтобы «пятою рабскою» поправ обломки разрушенного под их руководством Царства, взгромоздиться на престол «русской демократии». Псалом 40: «Ядяй хлебы моя возвеличи на мя запинание». Псалом 104: «Не прикасайтеся помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте. И призва глад на землю». Откуда это взялось? «Се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие», псалом7. 3. Большевики стали бичом Божиим. «Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе. «Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех рассеял ны еси», псалом 43. «Благо мне, яко смирил мя еси», псалом 118.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/11/so...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Страсти по архиепископу Феофану К чему спекуляции, что он был духовником Царской Семьи? 12.08.2022 2769 Время на чтение 18 минут Фото: vcschannel.com Несколько дней назад мне в почту прилетели ссылки на два видеоролика, касающиеся прибытия из Франции в Санкт-Петербург останков известного русского архиерея ХХ века Феофана (Быстрова), архиепископа Полтавского. В первом ролике под названием « Возвращение духовника Царской семьи в Санкт-Петербург!» один из моих старых добрых друзей рассказал об этом, по его словам, «знаковом для православных, для монархистов событии в Петербурге и в России» – о том, что «после восьмилетних трудов группы людей на родину в Петербург вернулись честные мощи Владыки Феофана (Быстрова) – духовника Царской Семьи». Во втором ролике под названием « Кто мешает погребению Архиепископа Феофана?» известный многим православный подвижник с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сообщил « неприятную новость», касающуюся захоронения останков Владыки Феофана, которую также продублировал на своей странице «ВКонтакте». Он рассказал, что « некоторые представители РПЦ Московского Патриархата, совсем не рады этому событию и более того, препятствуют захоронению Святителя Феофана на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры» и о том, что у него самого «складывается ощущение, будто среди церкви есть иноагенты – противники царской семьи, и будущего помазанника Божиего Царя Православного и они всполошились, от такой неожиданной вести, о грядущих благих переменах в России». На сайте Санкт-Петербургской Митрополии, касательно всей этой истории сообщается , что «о станки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) доставлены 23 июля из Франции для перезахоронения в Санкт-Петербург. Далее в сообщении приводится свидетельство иерея Анатолия Першина о том, как к нему в студию на телеканале «Союз» – «пришла семья из Латвии – Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации " Лествица " , и рассказали про владыку Феофана, " нового затворника " , духовника Царской семьи. Они стали инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы рассказали об этом событии. Есть предание, что, когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/st...

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Метеоры (Μετωρα). Монастырь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы, представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней - вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос. Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем. В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника. В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Храм был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря - Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Об унынии. Часть 2 Винсент Ван Гог. «На пороге вечности» Из чего произрастают уныние и его порождения Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия. Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни. Первый корень уныния – гордыня Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник). Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается. А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются б о льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский. Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах. Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

http://pravoslavie.ru/jurnal/4504.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010