В интерьере храма перед иконами Богоматери с Младенцем и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских ангел поражает терзаемого бесами Сергия - опекуна прп. Захарии. И. показан с нимбом впереди группы монахов на 2-м плане. Тот же сюжет повторен на гравюре Леонтия Тарасевича , выполненной для издания Патерика 1702 г. Можно предположить, что И. (или скорее прп. Иоанн, духовный брат прп. Феофила) упоминается в иконописных подлинниках кон. XVIII - нач. XX в.: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 312 об., «правая страна», 33-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125), «типа русскаго, преклонных лет, с бородой средней величины с проседью; одежды монашеския и куколь» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 123). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи. Л. 114 об., 120 об.- 122; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 344, 347. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам.

http://pravenc.ru/text/468993.html

Е . В . Лопухина Иконография На иконе XIX в., находящейся у раки В. в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, святой изображен средовеком в молении. Облачен в монашеские одежды, на голове куколь, в руках, сложенных на груди, четки; щеки впалые, усы, борода короткая, двоящаяся. В композиции «Собор Киево-Печерских святых» В. представлен (в 7-м ряду 2-м слева) на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в той же композиции, в правой группе иноков, за прп. Феодосием Киево-Печерским (во 2-м ряду 2-м слева),- на литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ). Лит.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И . Б . Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/150255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Местная канонизация А. З. совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. служба Собору преподобных отцов Дальних пещер (время ее создания неизвестно, но предположительно посл. треть XVII в.) была впервые опубликована в изд. Киево-Печерской лавры «Службы преподобным отцам печерским». В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. А. З. упоминается в рукописном словаре преподобных отцов Дальних пещер, к-рый в XIX в. хранился в б-ке Дальних пещер ( Модест. С. 31). 3 июля память А. З. совершается ради его тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. З. описан таким образом: «Сед, брада Власиева, на главе клобук черн, ризы преподобнически, испод бакан, левой рукою держит ризу, правую у сердца положил» (БАН. Строг. 66. Л. 318об., «левыя страны» 49-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. З. представлен в правой группе, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, напр. на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, литографии 1859, изд. А. Абрамова). В др. эстампах помещен образ преподобного с надписью на нимбе: «Преп. Антоний»; поскольку святой с таким именем в Дальних пещерах отсутствует, его предположительно можно отождествить с А. З. Он представлен без выраженных индивидуальных черт, в монашеском одеянии, с куколем на голове, с прижатой к груди правой рукой, в 9-м ряду первым слева на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), вероятно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. изд. А. Абрамова (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/115008.html

Ист.: Службы преподобным отцам печерским ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885; Минея (МП). Февраль. С. 768. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625, 1505-1518; Т. 4. С. 761-763, 1505а, 1517; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1901. Вып. 11. Июль. С. 47; 1902. Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 193; Голубинский. Канонизация святых. С. 202, 205; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 35; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 198; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 49-50. Игум. Андроник (Трубачёв), И . Б . Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский

http://pravenc.ru/text/115008.html

34. ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН затворник (28 авг.) Был смиренен перед всеми, трудолюбив и постник. Он заставил бесов сознаться, как много есть в Печерском монастыре иноков, которых они боятся, и как боятся бесы вообще Печерских святых. Затворился он в пещере перед кончиной. 35. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИОР затворник (суббота Сырной седмицы перед Великим постом) Пример для постников и трудолюбцев. Жил в темной пещере в непрестанноймолитве. 36. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ (15 февр.) Непрестанно плакал, памятуя о часе смертном При кончине увидел ангелов, которые вознесли его душу на небо. 37. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ многоболезненный (4 апр.) Поступил в Печерский монастырь по обету, данному в многолетней болезни, получив исцеление. Жил в молитве, посте и служении братии. 38. ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ (по прозванию Щепа) иеромонах затворник (3 окт.) В 1453 г. на Пасху он вошел в пещеру прп. Антония, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!» И отвечал ему от всех святых тел голос, как гром: «Воистину Воскресе!» После этого прп. Дионисий ч затворился в пещере, где и скончался. 39. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ затворник (25 окт.) 40. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛУКИАН священномученик (15 окт.) Пострадал от Батыя около 1243 г. согласно надписи на древней его иконе. 41. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР молчаливый (17 февр.) Молчание его было средством, чтобы ум его не развлекался ничем земным. 42. ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ затворник, постник, молитвенник и чудотворец (3 июля) 43 ПРЕПОДОБНЫЙ ЛОНГИН вратарь Печерский, прозорливец (16 окт.) Провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути. 44. Часть мощей СВЯТОГО МЛАДЕНЦА, убиенного за Христа от Ирода, принесенная в 1620 г. Патриархом Иерусалимским Феофаном. 45 Тридцать одна мироточивая глава и одна голень неизвестных святых. Когда их обрели, они источали миро, почему и были положены в Дальней пещере наряду с мощами других угодников Божиих. Кроме этих угодников упоминаются невидимо почивающие в Феодосиевой пещере:

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», которая сложилась к сер. XVIII в. и воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в., образ М. не представлен. В качестве казусных можно привести 2 примера, когда изображение святого в правой группе преподобных Дальних (Феодосиевых) пещер подписано именем Макарий. На иконе «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (под поздними прописями, частное собрание, Москва; экспонировалась в Доме иконы на Спиридоновке) с расширенным рядом Киево-Печерских преподобных в 3-м ряду сверху 3-м от края представлен святой с надписью в нимбе: «С. прп: Makapiй». На московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. также в правой группе святых во 2-м ряду сверху в центре изображен преподобный с надписью в нимбе: «Makapiй». Однако отсутствие в левой группе святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. Макария Постника, а также запутанность и произвольность программы обеих икон делают атрибуцию указанного изображения как М. невозможной. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561296.html

в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/180309.html

Архив Пн Собранные Костромской епархией новогодние подарки передали нуждающимся жителям Меловского района Луганской Народной Республики 15 января 2024 г. 17:14 С 4 по 8 января 2024 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта руководитель отдела по благотворительности и социальному служению Костромской епархии священник Анатолий Колупаев совершил рабочую поездку в Меловской район Луганской Народной Республики. Целью поездки стала передача новогодних подарков, собранных Костромской епархией, нуждающимся жителям поселка Меловое и Меловского района ЛНР. 5 января гостей региона встретил исполняющий обязанности главы администрации Меловского района Олег Савченко, которому отец Анатолий передал 700 комплектов подарков. По благословению митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона отец Анатолий принял участие в праздничных рождественских богослужениях в Благовещенском храме поселка Меловое. Вместе с настоятелем храма протоиереем Игорем Захаркиным 6 января он совершил всенощное бдение, а в день праздника — Божественную литургию. В мае 2023 года Костромская область и Меловский район ЛНР заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали первый заместитель губернатора Костромской области Алексей Афанасьев и исполняющий обязанности главы Меловского района Олег Савченко. Соглашение направлено на взаимодействие в сферах торговли и экономики, промышленного производства, агропромышленного комплекса, образования, молодежной политики, добровольчества, охраны здоровья и социальной защиты населения, трудовых отношений, развития спорта, культуры и искусства . Костромская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Агафона Чудотворца, Лонгина Вратаря, Захарии Постника, Евфросинии Полоцкой, мч. Иоанна Воина, преподобных Илариона и Силуана схимников, сщмч. Лукиана, преподобных Иосифа Многоболезненного, Пимена Постника, св. отрока Леонтия, канонархов, преподобных Ипатия Целебника, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Сисоя схимника, Нестора Летописца, Ахиллы диакона, Мартирия затворника (Опись 1877 г. Л. 42, 43 об.). Графическим свидетельством стенописи ц. прп. Феодосия являются рисунки К. П. Мазера. В описании ц. Благовещения Пресв. Богородицы за 1877 г. упоминается, что стены и своды храма были расписаны масляными красками; в алтаре «…над престолом - Святой Дух; с правой стороны изображены прп. Феофил, еп. Новгородский, Игнатий, архимандрит Печерский, и Моисей-чудотворец; с левой - архангел Гавриил, прп. Анатолий и Памва затворники», в наосе на стенах «…в рост по правую сторону - отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, с дополнением написанных между ними на столе скрижалей завета, Антоний Печерский; по левую сторону - Николай-чудотворец, Феодосий и Тит Воин. На задней стене - прп. Амон затворник (в углублении), прп. Евфросиния Полоцкая, на железной доске, мерою 2 аршина, напротив ее раки. За северной дверью иконостаса под аркой изображены преподобные-затворники: Пагкратий священник, Дионисий, Сафоний и Пафнутий. На земляном столбе под аркой же - Арсений Трудолюбивый и Феодор, князь Острожский; на другой стороне столба - Кассиан и Лаврентий затворники и Евфимий схимник (напротив его раки). На задней стороне земляного столба - Руф и Мартирий затворник, а напротив них на западной стене - изображение Вениамина (напротив его раки)» (Там же. Л. 36 об., 37). О масштабном живописном убранстве Благовещенской ц., существовавшем еще во 2-й пол. XIX в., можно судить лишь по образу Тита Воина. Еще один сохранившийся образ - прп. Евфросинии - написан на стене, а не на металле и, по сведениям В. А. Шиденко, был создан худож. В. Д. Сониным в нач. XX в. ( Шиденко. 2008. С. 98). В документе «О возобновлении в церкви преподобного Феодосия в Дальних пещерах иконостаса» (ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Иринарх с учениками), находится на стене у раки святого в Дальних пещерах. Л.- отрок со слегка вьющимися темными длинными волосами, лежащими на плечах, представлен в 3/4-ном повороте вправо, по пояс, облачен в стихарь, под к-рым виден подрясник, в руках держит раскрытую книгу с богослужебным текстом. Это изображение было тиражировано и легло в основу совр. икон Л., воспроизводящих образец с разной степенью приближения к нему, но с соблюдением иконографии (см., напр., совр. иконы Л. в московском храме Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Ст. Черемушках). Еще одна икона с единоличным образом Л. была выполнена мон. Иулианией (Соколовой) между 1962 и 1973 гг. в Троице-Сергиевой лавре (известна по фотографии в альбоме игум. Марка (Лозинского)). Она написана в традиционной для рус. средневек. иконописи манере. Св. отрок изображен фронтально по пояс, у него короткие темные волосы, облачен в ризу с оплечьем и широкими рукавами. Положение рук (ладонь правой развернута вовне, чуть выше ладони левой руки, обращенной к себе) отражает служение Л.-канонарха, он словно призывает хор к вниманию перед возгласом. В композициях Собора Киево-Печерских святых (разного состава) образ Л. близок к варианту изображения на иконе у раки, различаются лишь длина и цвет волос (голова не покрыта) и, в зависимости от времени создания, одежды: на ранних памятниках это монашеское облачение (препоясанный подрясник или мантия), на поздних - стихарь. Так же, но с рыжеватыми волосами он представлен на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится у нижнего входа в Дальние пещеры). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» полуфигура Л. изображена в правой группе чудотворцев Дальних пещер, в верхнем ряду, за прп. Анатолием Затворником, рядом с прп. Геронтием Канонархом. Наиболее ранней является икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010