Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Аксёнов Владимир Александрович; род. 22.11.1958, г. Переславль-Залесский Ярославской обл.), еп. Кастанайский и Петропавловский. Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский В 1974-1978 гг. учился в Переславском техникуме химической промышленности, затем работал водителем на Переславском химическом заводе и в объединении «Сельхозхимия». В 1981 г. поступил в МДС, в 1985 г.- в МДА, к-рую окончил в 1989 г. со степенью канд. богословия за соч. «Переславль-Залесский и его святыни до нач. ХХ в.». С авг. 1989 г. преподаватель Московских духовных школ, профессорский стипендиат 1989/90 г. С сент. 1990 по апр. 1994 г. являлся старшим помощником инспекторов МДС и МДА, с нояб. 1990 г.- заместителя ректора по административно-хозяйственной работе. 16 июня 1987 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Анатолия Киево-Печерского, 28 июня рукоположен во иеродиакона, 18 июля - во иеромонаха, 10 апр. 1990 г. возведен в сан игумена. 22 янв. 1994 г. указом еп. Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) А. был назначен наместником переславль-залесского во имя вмч. Никиты и Данилова переславль-залесского мон-рей и строителем переславль-залесского на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря . С янв. 1994 г. А. окормлял Солбинский жен. мон-рь . 7 апр. 1995 г. возведен в сан архимандрита. 15 февр. 1998 г. в кафедральном Богоявленском Патриаршем соборе в Москве А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского, викария Ярославской епархии. С марта по дек. 1998 г. являлся ректором Ярославского ДУ. 28 дек. 1998 г. переведен на Магаданскую кафедру. С 8 окт. 2000 г. еп. Ялуторовский, вик. Тобольской епархии. 17 июля 2001 г. почислен на покой. 6 окт. 2010 г. решением Свящ. Синода назначен епископом Кастанайским и Петропавловским. Решением Синода от 25 авг. 2020 г. освобождён от управления Костанайской епархией и почислен на покой. Лит.: Наречение и хиротония архим. Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского//ЖМП. 1998. 4. С. 18-23. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/Анатолий ...

В 1995 г. основан Казанский приход в пригороде Магадана пос. Снежном. По благословению еп. Ростислава в пос. Синегорье при Колымской ГЭС на средства гидроэнергетиков началось возведение Благовещенской ц. В 1996 г., к 51-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, на Аллее Памяти в центре Магадана была сооружена часовня во имя вмч. Георгия Победоносца. К кон. 1996 г. при Свято-Духовском храме был воздвигнут крестильный храм во имя св. Иоанна Предтечи. С 17 июля 1997 по 29 марта 1998 г. еп. Ростислав временно управлял Петропавловской и Камчатской епархией. В 1997 г. в возглавляемых им епархиях торжественно отмечалось 200-летие митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) , в честь к-рого был освящен храм в пос. Провидения на Чукотке, проводились научные семинары и выставки. В нояб. 1997 г. в Магадан прибыл сопровождаемый Тернопольским еп. Сергием (Генсицким ; ныне митрополит) список Почаевской иконы Божией Матери . Впосл. икона побывала во мн. приходах Магаданской и Чукотской епархии. Ныне образ пребывает в магаданском Свято-Духовском храме. При еп. Ростиславе ЕУ получило новое помещение, в к-ром архиерей организовал б-ку. 28 дек. 1998 г. еп. Ростислав был переведен на Томскую кафедру, а на Магаданскую назначен Переславль-Залесский еп. Анатолий (Аксёнов) . 6 окт. 1999 г. магаданский Покровский приход был преобразован в жен. мон-рь. 7 апр. 2000 г. еп. Анатолий освятил достроенную Благовещенскую ц. в пос. Синегорье. 19 июля того же года от Магаданской и Чукотской епархии была отделена Анадырская и Чукотская ; Магаданская епархия получила современное название. Синодальным постановлением от 8 окт. 2000 г. еп. Анатолию было поручено Ялуторовское вик-ство Тобольской епархии, епископом Магаданским определено быть представителю патриарха Московского и всея Руси при патриархе Антиохийском и всего Востока архим. Феофану (Ашуркову ; ныне митрополит). Он был хиротонисан во епископа 26 нояб. того же года. В 2001 г. было положено начало традиции ежегодно на праздник Крещения Господня совершать освящение воды Охотского м.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

230 Возник в 1594 г. близ устья р. Тара (правый приток Иртыша) как крепость на южном рубеже русских владений в Сибири, был центром меновой торговли с Джунгарией, Средней Азией. Гидроним Тара из тюркского тар «узкий». Деревянный город неоднократно горел (в 1629, 1658 гг.). После пожара 1669 г. перенесен ниже по течению Иртыша, на современное место. В 1708 г. приписан к Сибирской губернии, с 1719 г. к Тобольской провинции. С 1782 г. уездный город Тара Тобольской области Тобольского наместничества (с 1796 г. – Тобольская губерния). Со строительством Омской крепости, когда Сибирский тракт (1769) прошел к югу от Тары, потерял свое стратегическое и торговое значение. К середине XIX в. В окружном городе Тара Тобольской губернии насчитывалось 6 церквей. 231 Очевидно, город Ялуторовск. Ныне центр Ялуторовского района Тюменской области. Основан в 1639 г. как острог Ялуторовский (позднее слобода) на месте татарского городища Явлу-Тура, что значит «воинственный город» или «город боев». В 1782 г. слобода преобразована в уездный город Ялуторовск Тобольской области Тобольского наместничества (с 1796 г. – Тобольская губерния). В XIX в. был местом политической ссылки, здесь на поселении жили декабристы Н. В. Басаргин, М. М. Муравьёв-Апостол, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, И. Д. Якушкин. В 1856 г. в окружном городе Ялуторовск Тобольской губернии насчитывалось 2 церкви, 500 домов, 86 лавок. 232 Город Шадринск расположен на реке Исеть. Шадринский острог был основан в 1662 г., когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. Под прикрытием стен острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний. Уже к 1686 г. Шадринская слобода, возникшая вокруг острога, стала самой большой слободой Западной Сибири. В ней имелось 137 дворов пашенных крестьян, проживало 10 беломестных казаков, 41 драгун. Со второй половины XVII в. и до середины XVIII в. Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1744 г. центр Исетской провинции был перенесен в Челябинскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

С другой стороны, он убедил жену оставить всякие попытки добиться разрешения поездки в Сибирь, покориться обстоятельствам и отдаться воспитанию детей, что она и сделала, поселившись в посаде Троицко-Сергиевской лавры, где при помощи учителей местной духовной академии продолжала обучение детей, начатое ею самою. По указу от 14 декабря 1835 г. Я. был освобожден от каторжных работ и оставлен на вечное поселение. Местом его поселения был назначен глухой городишко Ялуторовск, Тобольской губ. В 1836 г. Синод разослал указы об открытии при церквах приходских школ, и Я. стал мечтать об устройстве подобного училища, куда он мог бы вложить свои бездеятельные силы. Однако осуществить свою мечту вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств ему удалось лишь в 1842 г., и то лишь благодаря содействию назначенного в 1839 г. в Ялуторовск молодого священника Знаменского. Осенью 1842 г. он открыл мужскую школу. Несмотря на интриги смотрителя местного уездного училища, губернатор и архиерей отнеслись к учреждению Я. вполне сочувственно. Первый год в школе обучали чтению гражданской и церковной печати, письму и основным действиям арифметики, причем преподавание велось по Ланкастерскому методу взаимного обучения. В следующем же году, когда Тобольская духовная семинария разрешила учиться в этой школе детям духовного звания, программа ее была значительно расширена: было введено преподавание пространного катехизиса, русской грамматики, краткой священной истории, географии, черчения, второй части арифметики и первой части латинской и греческой грамматик, а одно время преподавались даже русская история и начало алгебры, геометрии и механики. Как человек с широким и разносторонним образованием, Я. с полным успехом лично преподавал большую часть указанных предметов. В школе обучались преимущественно крестьянские дети, из них много сирот; всего в мужское приходское училище с 1842 по 1856 г. было принято 594 мальчика, из которых окончили курс 531. Первые годы школа существовала исключительно на средства, жертвуемые декабристами, но в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

9-го октября 1839 года, по Высочайшему манифесту, Пущин был освобожден от каторжных работ и водворен на поселение в Западную Сибирь, в г. Туринск. Во время четырехлетнего пребывания в Туринске Пущин, как доносил Туринский городничий и как показал Тобольский губернатор о лицах, состоявших под надзором полиции, «кроме чтения книг ничем не занимался». Климат Сибири вредно действовал на здоровье П.: уже в 1840 г. с ним начались сильные хронические припадки. Ссылаясь на болезнь, П. исходатайствовал себе перевод в Ялуторовск, где условия жизни были лучше. Первые годы пребывания здесь Пущин жил в одном доме с Е. П. Оболенским (в доме купца Бронникова); когда же Оболенский женился, П. поселился на отдельной квартире. В Ялуторовске в это время жили декабристы: Ентальцевы, М. И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, Е. П. Оболенский, В. К. Тизенгаузен, Басаргин. Время проходило незаметно; дважды в неделю колония собиралась: в четверг – у Пущина, в воскресенье – у М. И. Муравьева; на этих собраниях откровенно толковали о всех политических событиях; иногда, чтобы доставить удовольствие старому товарищу Тизенгаузену, садились за карты; остальные дни проходили в занятиях всякого рода, умственных и механических. Пущин пристрастился к хозяйству, и целые дни проводил на огороде. Между тем, здоровье его не улучшалось, и он, с разрешения генерал-губернатора Западной Сибири кн. П. Д. Горчакова, отправился из Ялуторовска в Тобольск для совета с медиками. На некоторое время лечение в Тобольске принесло ему облегчение. Во время пребывания в Тобольске П. видался с Бобрищевым-Пушкиным; последний воспользовался пребыванием П., чтобы исправить сделанный Пущиным еще раньше перевод Паскаля, который он затем и издал, но книга, по-видимому, не имела сбыта. По возвращении из Тобольска П. некоторое время чувствовал себя хорошо, но затем снова начались прежние припадки, и в начале 1849 года он обратился к кн. П. Д. Горчакову с просьбою разрешить ему отправиться для лечения на Туринские воды. Эта поездка была ему разрешена, и расходы на нее, с разрешения кн. Горчакова, отнесены на счет казны. П. отправился на воды в начале июня 1849 года, а в декабре того же года возвратился в Ялуторовск. Во время этой поездки П. удалось повидаться с Н. Бестужевым и некоторыми другими товарищами. Вообще и самую поездку он предпринял не столько по болезни, сколько с целью повидаться с друзьями. За все время пребывания в З. Сибири (16 лет на поселении) П. аттестовался, как отличающийся «хорошим поведением». После манифеста 26-го августа 1856 года Пущин выбыл из Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   Офицеру М. было поручено исследовать конный тракт от Кургана до Ялуторовска. Из Тобольска до железной дороги шли два конных тракта: один наезженный в Тюмень, другой в Ялуторовск. Безопаснее было бы везти Царскую Семью в направлении на Ялуторовск, пустив, для отвода глаз, несколько троек по направлению в Тюмень. Путь в 350 верст М. проехал за два дня на 23-х сменных лошадях и записал, на каких станциях и сколько имеется лошадей.      После исполнения задания М. вернулся в Тюмень. Вскоре вернулся из Тобольска Чистов и рассказал, что встречался там с штаб-ротмистром Константином Соколовым и его товарищами, которые узнали многое об условиях жизни Царской Семьи и об Их охране. Они считали, что внезапное нападение ночью на караул могло иметь все шансы на успех, и, если одновременно уничтожить телеграф, можно задержать погоню и поиски. К. Соколов также собирался приехать в Тюмень к М.С. Лопухину, но он и его товарищи были арестованы. Сам Чистов, едва избежав ареста, вернулся в Тюмень, и через два дня уехал в Москву с донесением М.С. Лопухина и с личным докладом.      Оставаться в Тюмени было уже небезопасно - слишком мал город и слишком близко он был расположен к Тобольску. В ожидании приказаний из Москвы все офицеры переехали в Екатеринбург.      В середине февраля 1918 г. из Москвы пришла телеграмма, отзывающая всех офицеров обратно. Бывшие русские сановники и французский посол Нуланс отказали в обещанной сумме денег. При сложившейся ситуации и отсутствии необходимых материальных средств задача спасения Царской Семьи оказалось неосуществимой, и потому миссия офицеров считалась законченной.     Реально спасти Царскую Семью можно было только из Царского Села летом 1917 г., но офицеры, готовые освободить Царскую Семью из заточения, в это время сражались на фронтах. Когда же власть захватили христоненавистники большевики, спасти Их стало невозможным, мученическая гибель Государя и Его Семьи была предрешена.     С большим разочарованием и душевной болью из-за провала операции по освобождению Царской Семьи офицеры вернулись в Москву. Прошли годы, у тех, кто участвовал в операции, кроме скорби, остались воспоминания о пережитом подъёме духа и сознание, что они на деле смогли проявить верность присяге, преданность Государю и готовность отдать за Него жизни. (А.Е. Трубецкой. Указ. соч. Журнал «Часовой». 114 – 115; 118 – 119).

http://radonezh.ru/2021/01/12/predannye-...

Между тем, это было в те времена, когда приношения благочинным и членам духовных правлений практиковались в Сибири в громадных размерах и были как бы узаконены обычаем, служа, в то же время, иногда, очень тяжелым налогом для духовенства. О. Стефан был человек многосемейный; поэтому, при его чрезвычайной нестяжательности, ему нередко приходилось терпеть нужду и разнообразные лишения. В особенности тяжелы были для него, в материальном отношении, перемещения с места на место, производившиеся, как выше сказано, по воле начальства. Но о. Стефан никогда не роптал ни на распоряжение начальства, без его согласия переводившего его из города в город, ни на лишения, ни на нужду. Зная нестяжательность и многосемейность о. Стефана, сами Тобольские архипастыри, перемещавшие его, старались, по возможности, и материально вознаградить его за понесенные им убытки. Например, архиепископ Афанасий, вызвавший о. Знаменского из Кургана к Тобольск, дал ему здесь, сверх священнического места при кафедральном соборе и должности члена консистории, сперва должность эконома семинарии, а потом, вместо нее, должность законоучителя губернской гимназии, которые обе, особенно последняя, соединялись с удовлетворительным содержанием; когда же послал его в Ялуторовск, то назначил его законоучителем уездного училища. Кроме того, в материальных убытках и нуждах о. протоиерея нередко помогали ему и посторонние добрые люди, любившие и уважавшие его за сердечную его доброту и благочестие. Например, когда о. Стефан, прибывши в Ялуторовск, оказался совсем без средств приобрести себе дом, а ни казенного, ни общественного дома в том городе для соборного протоиерея не было, тогда одно благотворительное лицо, жившее от Ялуторовска за несколько тысяч верст, даже совсем не знавшее о. Стефана лично, а только слышавшее о его богоугодной жизни и полезной деятельности, пожертвовало ему там порядочный домик, а другое, и того более благотворительное лицо из живших в Тобольске, приняло на свое содержание оставленных им в этом городе в духовном училище его детей, даже впоследствии помогло ему некоторых детей и пристроить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А Юля смущалась от его открыто похотливых взглядов, как он не смел бы смотреть на учительницу раньше. Власть вот была – и не было власти. Ни стражника, ни станового, ни урядника, некем защититься, ни припугнуть, и в каком месте, по слухам, случалось ограбление или убийство (где-то целую семью зарезали для грабежа) – так не в один день из села и докладывали: охочих нет, да и докладывать некому. А где что казённое – то грабили теперь без оглядки. Случались и поджоги – самое страшное по деревенской жизни. Комитет был – вывеска нынешней Каменки. Но и весь дух и вид села в эти недели менялся. На сходках – безобразие, крик, злая ругань, и не только от пришлых чужих, но и от своих. То и дело вспыхивают давние личные счёты, раньше приглушённые, даже никому не известные, а теперь выкрикиваемые с яростью, какой от этих мужиков и ожидать было нельзя. Ещё и от того так страшны стали сходки, что все спокойные и умеренные, как Елисей Благодарёв, Аксён Фролагин или дед Иляха, вовсе перестали на них ходить, всё благоразумное было напугано, – а в первые ряды лезло самое горластое, озлобленное и тупое. Оттого что помещики были вдали (хотя и к тем топали скопом что-нибудь требовать, теряя на проходку и промолвку ведряный и тёплый день посева), а только против помещика село и могло объединиться, – то рулёвское „рви, не зевай!” стало метаться теперь между самими мужиками. Ни одного отрубника не выбрали в комитет, уже косились, кто насадил полдесятины сада – „заберём!”, и только тем ещё удерживались, что забрать-то легко, а как дальше делить? без обиды не поделишь. С однодворца требовали луг уступить. – „А что я на него затратил? из болота непролазного поднял!” – „Что и толковать, – соглашались, – покос первеющий!” Вот, мол, и давай нам. „Мы грабить не хотим, а желаем получить по согласию.” Но открывшаяся в эти месяцы возможность взять без труда – переродила каменских мужиков: дрожали не упустить момента. Ещё в марте дезертиров презирали: „ты сбежал, а мой на фронте”, но вот поворачивала зависть: „а словчил, сумел”, – и наверно немало писем пошло на фронт: „бросай и ты, приезжай”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А Елисей Никифорыч зорко, строго смотрел, а не рассиялся. Прямо, ровно в стуле сидел – и ни слова. А Зяблицкий повеселел, и ручкой маленькой замахал, и так это завыстилал, довольный: – Вот у вас и типичная крестьянская утопия! Ей – пятьсот лет, и нигде никогда, ни в Европе, ни в Азии, она не осуществилась. Ну, подумайте сами, Григорий Наумович, – как это вы мыслите себе организационно? В рамках современного государства, при единстве государственных задач, хотя б вот войны с внешними врагами, при единой экономике, административной и транспортной системе, – какая может быть отдельная крестьянская власть? У-топия, вы понимаете? – Какая – это пока неведомо, – отряхнул головой Плужников, жалости не принимая. – Какая – думать надо. Такой большой стране – многостройство нужно. Средь того многостройства уместится и крестьянское самоуправление. Вот в это упёрся. И – верно. Что ж мы, пеньки?… Это Арсений понимал чутко. Из того что-то будет, гле-ко-сь пробьётся? Но отец никак не радовался. Поглядел на хозяина хмуровато. А тот ещё: – Да мы и теперь не обезлюдели, у нас ещё сил и о такую войну – сколько у нас ещё мужиков с головой и руками? – хоть сейчас на рассуд, на совет собирай! Крыжников Парамон. Фролагин Аксён. Да Кузьма Ополовников. Да Мокей Лихванцев. А, Елисей Никифорович? Арсений уж заметил по батьке, что ему – не в лад, не так. Но ни выскочить, ни дёрнуться отец никогда не спешил. И – степенно, головою стойкой не крутя: – Средь нашего брата тоже дураков не мало. Среди господ есть – так а средь нас? А когда в Девятьсот Пятом году помещиков грабили, – ведь и по двадцать десятин сверх надела кто имел – и всё равно грабили. У Давыдова и щас, кому не совестно, самоволкою берут дрова, сено. На его лугах скот пасём. Он не ограждается – так мы и на голову? Нашему брату волю дай – ого-го-го-о!… И ещё подумав, и Плужников не успел отозваться, Елисей присудил гулковато: – Зашаталась вера у людей, вот что. Управлением не поправишь. А гостёк городской до своего добирается: – Ну хорошо, допустим, формы будут найдены. А какими путями вы предполагали бы это достичь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Духовность и патриотизм будут определять жизнь русского народа " Об итогах своего очередного визита в Россию председатель Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова беседует с писателем Андреем Хвалиным 02.04.2007 376 Время на чтение 26 минут Андрей Хвалин : - Ольга Николаевна, завершается Ваш очередной визит в Россию. Он вместил в себя массу значимых событий. А его венцом стало проведение в Тюмени и Сургуте в декабре 2006 - феврале 2007 гг. выставки " Искусство Великой Княгини " . Кроме того, в эти месяцы Вы успевали совершать краткие поездки и в другие места Сибири - Тобольск, Ялуторовск, встречались с главой города Ишима Тюменской области. После возвращения в столицу прошел уже некоторый срок, чтобы улеглись первые впечатления и можно было бы сделать какие-то общие выводы по результатам этой поездки. Хотел бы спросить: какие цели Вы ставили перед собой, организуя выставку " во глубине сибирских руд " , и удалось ли их достичь? Ольга Николаевна Куликовская-Романова : - Считаю, что поставленных целей мы достигли. Хотя потребовалась большая сила воли, чтобы пробыть в Сибири самые холодные месяцы - декабрь, январь и февраль. Свое пребывание там в шутку называла " добровольной ссылкой " . Но главное - поездка дала мне возможность ближе познакомиться с замечательными русскими людьми - сибиряками. Встречалась с представителями всех социальных слоев и различных возрастов от десяти лет до моих ровесников - семинаристами, школьниками, студентами, рабочими, казаками, военнослужащими, государственными деятелями, интеллигенцией... Наши встречи происходили повсеместно, но главным образом - на выставке художественных работ Великой Княгини Ольги Александровны. Именно в стенах музеев в Тюмени и Сургуте люди открывали для себя светлый, духоносный мир одного из достойных представителей Династии Романовых. Об этом же - о добром имени Императорской Фамилии - говорила и на своих лекциях, которые зачастую устраивались после просмотра экспозиции. Однажды мне пришлось выступить шесть раз с докладами в течение дня, что, конечно, тяжело для любого человека. Но с Божией помощью вынесла и Сибирь. К сожалению, иногда срывались поездки в те или иные места, потому что ударили сильные морозы: началось, когда приехала в Тюмень, с минус 12-17 градусов, во время Крещения дошло до - 19, а потом термометр показывал - 38-40 градусов. С таким морозом я не хотела шутить. Так что некоторые поездки пришлось отложить, например, в Ханты-Мансийск.

http://ruskline.ru/analitika/2007/04/02/...

  001     002    003    004    005    006