Скачать epub pdf Письмо 1 Многоуважаемая о Господе С.Н., мир Вам и супругу вашему, и Божие благословение. Усердно кланяюсь вам и от души благодарю вас за ваше поздравление и добрыя пожелания. Извещаю вас, что если буду здоров, то предполагаю выехать к вам в Москву вечером в воскресение 12-го, если можно и удобно, то примите меня грешнаго; если для вас не стеснительно. Будьте вы здоровы и Богом хранимы. Остаюсь убогий грешный и недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 2 Достопочтенные о Господе А.С. и С.Н. Сегодня 14 вернулся в Оптину благополучно и в добром здравии, в Туле и Белеве трудов было много, и где останавливался, тоже причинял немало беспокойств и хлопот. В бытность мою в Москве много причинил вам хлопот и забот и неприятностей, прошу усердно вас простить меня и о. Нестора, за вашу любовь и труды милосердный Господь ниспошлет великую свою милость, спаси вас, Господи, за все, храни вас Царица Небесная во вся дни живота вашего. Спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. О. Нестор шлет вам сердечный привет, и за все спаси Господи. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иером. Анатолий. Поздравляю вас со святым постом и желаю вам всех благ, милостей от милосерднаго Бога. Аз грешный неоплатный ваш должник и не знаю и не умею как чем вам могу воздать и отблагодарить вас за все ваши милости. Посылку получил. О. Архимандрит принял нас ласково и любезно. Письмо 3 Христос воскресе! Досточтимыя о Господе Алексей Степанович и Сарра Николаевна! Приветствую Вас с праздником Светл. Хр. Воск. Молитвенно желаю Вам встретить сей светоносный праздник в духовной радости и добром здоровье. Храни вас Господь на многая лета. О. Нестор поздравляет вас с праздником Св. Пасхи и от души желает Вам всего наилучшаго, у нас погода стоит великолепная, в мае месяце редко бывает, вчера страшная гроза была, и лил обильный дождь. Милость Божия да будет с вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий грешный недостойный Иеромонах Анатолий. 1913 г. Письмо 4

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

Записи воспоминаний об оптинском старце Анатолии (Потапове) Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г.И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е.В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Рассказ монаха отца Евстигнея, келейника о. Анатолия Оптинского . Крестьянин. Три года был церковным старостой. Ушел из дома от братьев, сказав, что идет на открытие мощей св. Иоасафа, а сам направился в Оптину пустынь. Келейником о. Анатолия был в течение пяти лет, вплоть до его смерти: Когда я приехал в Оптину, – рассказывает отец Евстигней, – и поступил в монастырь, то понадобились справки с места рождения, и туда написали. Получился ответ. Священник наш отговаривал меня поступать в монастырь, а батюшка сказал: «Ничего, оставайся». В первый раз зашел я к батюшке, и он принял меня любезно – посадил и надавал мне много образков и листков. С месяц я пожил в монастыре – потом отправили меня на рыбную дачу. Приезжал я к нему, рыбки привозил, и никогда больше он меня не сажал. Вот я и подумал: «Что это он меня никогда не посадит?» – и вот прихожу я к нему после этого, а он взял меня за плечи и силой посадил на скамью. В монастырь я попал в 1911 году, а к батюшке меня назначил казначей в 1917 году. Я думал – день, другой помогу ему в доме, а остался совсем. Когда в 1919 году от нас потребовали 70 человек на войну, и мне пришлось уйти, то батюшка, когда прощался со мной, плакал, но я из Козельска вернулся – меня не взяли. Очень я батюшку любил и он меня любил как родного. Такого горя я никогда раньше не испытывал, даже когда своих родных хоронил, как, когда батюшку схоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_6.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) В цитировавшейся нами выше Летописи скита уже упоминалось имя архимандрита Вениамина, будущего митрополита. Тогда, в 1916 году, он, будучи в Оптиной пустыни, многое записывал. 7 августа, в день, подробно описанный отцом Кириллом в Летописи, когда происходил крестный ход с чудотворной Калужской иконой Богоматери, отец Вениамин вместе с братией встречал святыню на лесной дороге. «Вдруг я вижу, – пишет отец Вениамин, – как из нашей толпы некоторые отделяются от процессии и спешно-спешно торопятся в правую сторону. Через некоторое время там уже собралась густая толпа народа, плотным кольцом кого-то или что-то окружавшая. Из простого любопытства – впрочем, меня в монастыре все интересовало, – я тоже направился туда: в чем дело? Чтобы оставить икону Богородицы, нужна была какая-то особая причина к этому. Протискавшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умиленной любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчесанной небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался немного. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка все точно светилось и радовалось... Так малые дети встречают родную мать. – Кто это? – спрашиваю я соседа. – Да батюшка отец Анатолий, – ласково ответил он, удивляясь, однако, моему неведению. Я знал о нем, но не пришлось еще встретить его лично; да и не было особой нужды в этом: не имел никаких вопросов к нему. А теперь явился вопрос о нем самом: что за чудо? Люди оставили даже икону и устремились к человеку. Почему? И ответ явился сам собою: святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только – живое чудо. Святой есть тоже образ Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет Сам Бог Своею благодатью. Когда Божия Матерь явилась с апостолами Петром и Иоанном святому Серафиму, то Она сказала им: “Сей – от роду нашего”. От того же роду был и батюшка отец Анатолий. Сколько радости, любви и ласки на всех окружающих проливалось от его лика в Оптинском лесу, на солнечной прогалине» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Преподобный Анатолий был келейником старца Амвросия. Богомольцы шутили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки». В это же время начинает иноческий путь преподобный Нектарий (Тихонов) , последний Оптинский старец, который будет избран соборно. Они часто ходили друг к другу за духовными советами – преподобный Амвросий, предвидя их совместное старчество, уже в те годы приучал их жить в духе сотрудничества и советования. С 1906 года начинает преподобный Анатолий свое старческое служение. Он впитал дух оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келье, той «расселине в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина , простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому – к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее богослужением, старцами, насыщенный духовно просветительной деятельностью, воспитали в нем аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия. Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. К мирянам преподобный обычно выходил в сени и благословлял каждого коротким, быстрым крестным знамением, слегка ударяя вначале несколько раз по лбу пальцами, как бы внедряя и запечатлевая крестное знамение. Маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях, он, обходя всех, отвечал на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых отдельно для беседы у себя в келье. Любовь и ласковость обращения привлекали всегда к старцу толпы людей. Во время своей болезни преподобный Анатолий, не выходя из кельи, только подходил к окну и сквозь стекло благословлял народ, собравшийся снаружи у окна. Увидев его, вся толпа припадала к земле. У него была грыжа, и часто он принимал сидя на маленькой скамеечке, а люди наклонялись, подходя по очереди. Старец постучит по лбу «цок, цок, цок» и благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 17.04.1888, Козельский у. Калужской губ.- 20.10.1925, ст. Маньчжурия (г. Маньчжоули, Китай)), св. Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ. Род. в крестьянской семье, рано осиротел, терпел нужду, зарабатывал на жизнь «на побегушках своих хозяев по поручению иной раз самого низкого свойства» ( Мелетий (Заборовский). 1925. С. 73). Был усыновлен сельским диак. Илией Покровским (впосл. священник), служившим в храме с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ., который дал сироте свою фамилию и отчество. По окончании Заиконоспасского ДУ в Москве (по др. данным, Калужского ДУ) поступил в авг. 1903 г. в Калужскую ДС. Окончил семинарию в 1910 г. по 1-му разряду и поступил в КазДА. Со 2-го курса стал активным участником бесед со старообрядцами и с сектантами, проходивших каждую неделю в старой Богоявленской ц. Казани, регулярно составлял отчеты о проведенных встречах. Во время учебы находился под духовным руководством старцев Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) ; его духовником был наместник Седмиезерной Богородицкой пуст. схиархим. Гавриил (Зырянов) . По благословению иеросхим. Анатолия (Потапова) решил принять монашеский постриг. 20 авг. 1912 г. Чистопольским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иона в честь местночтимого святого прп. Ионы Казанского. 23 авг. рукоположен во диакона. Указом Синода от 7 февр. 1913 г. приписан к Оптиной пуст. 17 марта того же года Казанским и Свияжским архиеп. Иаковом (Пятницким) рукоположен во иерея. Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в. Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в. 12 июня 1914 г. удостоен степени кандидата богословия за соч. «Библейско-святоотеческое учение о Святом Духе как Утешителе». В своем отзыве на диссертацию И. архим. Гурий (Степанов ; впосл. архиепископ) подчеркнул новизну исследования, указав на отсутствие в русской и зарубежной лит-ре монографий по данной теме (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1914 г.

http://pravenc.ru/text/578318.html

Скачать epub pdf Преподобный Анатолий младший (1855 – 30 июля/12 августа 1922) Преподобный Анатолий (в миру Александр Алексеевич Потапов) родился в Москве, его родители происходили из мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. После смерти матери в 1885 г. в возрасте тридцати лет калужский приказчик Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Вскоре он стал келейником старца Амвросия. В 1895 г. был пострижен в монашество и после кончины старцев Иосифа и Варсонофия стал вместе с прп. Нектарием продолжателем оптинского старческою делания. Духовными детьми прп. Анатолия были в основном люди из простого народа, который ласково называл старца «утешителем» и «вторым Серафимом». После закрытия Оптиной в 1918 г. старца арестовали, но вскоре отпустили. В 1922 г. готовился второй арест прп. Анатолия. Старец попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», – вспоминали о нем современники. Указание пути ко спасению Потщимся взирать выну (постоянно. – Ред.) к Пастыреначальнику и Подвигоположнику Христу Иисусу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют; будем ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя, в светлом уповании и благой надежде на помощь вездесущего и всевидящего Господа, отчаяния и нечаяния устраняясь; все с молитвой... и благоуправится житие наше во спасение. Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Очень сочувствую вам в том, что вы, живя в миру, задыхаетесь. Да, очень тяжело верующему сердцу смотреть на все то, что творится вокруг. Не отчаивайтесь и не унывайте, избегайте – насколько возможно – всех обществ, забав и увеселений. Пусть будет ваша комната вам келлия. Свободную минуту посвящайте на молитву, на чтение книг Св. Писания и на домашний и на ручной труд. В праздники посещайте храм Божий... Конечно, такой образ жизни от мира вы не скроете, над вами будут смеяться. Не обращайте на это внимания, пусть смеются. Помните, что по слову апостола Павла «вси хотящии благочестно жити гонимы будут» 67 . Быть может, и вам придется понести что-нибудь, уготовьте душу свою во искушение. Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) 08.07.2021 696 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru Неизвестный герой Первой мировой войны Фото: pravoslavie.ru У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Фото: pravoslavie.ru Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

26 святынь Святые мощи преподобного Амвросия Оптинского доступны для поклонения в церкови Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни, в Санкт-Петербурге. Частица мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского находится в раке внутри храма. Учение Церкви о молитвенном призывании святых Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал: «Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков». Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик, в память их, достойно есть почитать». «Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви», - в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою; но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать… Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом». Святые мощи преподобного Нектария Оптинского доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных. Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья. Список частиц мощей: святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского Святые мощи преподобного Льва Оптинского Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего Святые мощи преподобного Макария Оптинского Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 - 1957), иеромонаха, преподобноисповедника Святые мощи преподобного Нектария Оптинского Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского Святые мощи преподобного Моисея Оптинского Святые мощи преподобного Антония Оптинского Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского Прп. Анатолия I Оптинского (1894) Прп. Иосифа Оптинского (1911) Прп. Илариона Оптинского

http://elitsy.ru/holy/temple/12183/

Сортировать по Исключить новости Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом» 12 августа. ПРАВМИР. «Всегда смиренный и никогда не унывающий» — старец Анатолий имел «сердце милующее», близость к нему сама по себе утешала. С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010