Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы. В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль». Арх.: Летопись Троицкого мон-ря//ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3 [Синодик А.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Одновременно с московским митрополитом Платоном пользовался славою знаменитого проповедника и Анастасий Братановский, член российской академии, впоследствии архиепископ астраханский. Круг слушателей и почитателей его был очень обширен, особенно из высшего класса русского общества. Родившись в полтавской губернии 1761 г., Андрей Романенко-Братановский получил образование в переяславской семинарии и по окончании курса наук был приглашен в 1782 г. учителем в севскую семинарию. Чрез два года он был вызван дядею своим, епископом вологодским Иринеем, в вологодскую семинарию, где почувствовал склонность к иноческой жизни. Как трудолюбивый и даровитый преподаватель, Братановский неоднократно был по приглашениям и в семинарии при кирилло-белозерском монастыре, и наконец, александро-невской семинарии. Вызванный в Петербург м. Гавриилом, Андрей принял здесь монашество и имя Анастасия 1790 г. Состоя преподавателем в александро-невской семинарии, Анастасий в тоже время, по воскресным дням, изъяснял катихизис народу и преподавал закон Божий в шляхетном кадетском корпусе воспитанникам гвардии измаиловского полка. Везде и у всех он пользовался вниманием и любовью: воспитанники любили Анастасия как умного и доброго преподавателя, а начальство ценило его, как трудолюбивого и добродетельного мужа, и отличало его своим вниманием, поручая ему более важные дела, требующие сильного ума и неутомимой деятельности. Но исполняя с честию возлагаемые на него обязанности, Анастасий заслужил громкую известность как даровитейший проповедник, особенно в те годы, когда состоял на чреде священнослужения в Петербурге (1793–1795 гг.) и проповедовал в присутствии Екатерины II, при дворе, в сане архимандрита. Государыня любила слушать проповеди Анастасия, а если когда не могла слушать их в церкви, то приказывала перечитывать их у себя в кабинете. Вообще, она отзывалась очень легко о искусстве Братановского. В 1794 г. Анастасий был избран в члены императорской академии, в 1796 г. пожалован в члены св. Синода, а чрез год посвящен в епископа Белорусского, на место Георгия Конисского, где необходим был пастырь мудрый и деятельный, чтобы избегать столкновений с иноверцами и вести свою паству по пути веры православной и жизни добродетельной. Просвещение духовного юношества и приготовление из среды его достойных пастырей церкви были предметом самого заботливого внимания просвещенного архипастыря. Вызванный в Петербург для присутствия в св. Синоде в 1805 г., Анастасий написал план для преобразования духовных училищ; но чувствуя себя слабым от постоянных трудов и простуды, испросил себе перемещение в астраханскую епархию, для поправления здоровья в теплом климате, и в том же 1806 г. скончался.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Петра I активно проникают идеи материализма, атеизма, деизма, масонства, мистицизма и т. п. Борьба с ними, как правило, была очень затруднена. Так, весь тираж полемической книги Евстафия Станевича «Разговор о бессмертии души над гробом младенца» (1818), написанной против идей пиетизма и масонства, был изъят по распоряжению обер-прокурора кн. А. Н. Голицына , к-рый отозвался о ней: «К суждению о бессмертии души привязано защищение Восточной Церкви, тогда как никто на нее не нападает… Автор, понимая превратно, не чувствует, что может привести умы в беспокойство, что подлинно Церковь в опасности» (цит. по: Флоровский. Пути русского богословия. С. 151). Но хотя развитие богословия было жестко ограничено политикой имп. Петра и его преемников, отдельные апологетические сочинения все же появлялись. Митр. Стефан (Яворский) († 1722) оставил одно из интереснейших апологетических сочинений этой эпохи - «Камень веры», обличающее лютеран. нововведения в петровской России. Против апокалиптических настроений раскольников им же были написаны «Знамения пришествия антихриста и кончины века от Писаний Божественных». Его «Ответ Сорбонской академии о соединении Церквей» предвосхищал позднейшие экуменические дискуссии православных с инославными. Апологетическими были проповеди архиеп. Феофана (Прокоповича) († 1736), еп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) († 1806), митр. Платона (Левшина) († 1812). В «Рассуждении о безбожии» архиеп. Феофан излагает доказательства бытия Божия, критикует деизм просветителей и пантеизм Спинозы. Митр. Платону приписывается рукопись «Ответов на 16 вопросов Вольтера». В XVIII в. против бурно распространявшегося неверия выступил свт. Тихон (Соколов) Задонский († 1783) - это был, по выражению прот. Г. Флоровского, «апостольский отклик на безумие вольнодумного века», первое противостояние столпа веры безбожию в России. Своими трудами «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое» свт. Тихон стремился возвести мысль читателя от преходящей жизни к явлениям мира духовного.

http://pravenc.ru/text/75696.html