Д. С. Бирюков. Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах Биографические сведения Введение Церковная жизнь на протяжении всей истории Церкви никогда не была спокойной. В любую эпоху были отступники, стремившиеся отклонить корабль Церкви Христовой с пути, начертанного Господом. Однако всегда находились исповедники, поставленные Спасителем отстаивать чистоту веры, то откровение Божие на земле, которое Господь дарует людям через учение Православной Церкви. Но всегда наряду с людьми, ко­торые волею судеб становились во главе борьбы за чистоту веры, находились менее заметные и менее известные сподвижники, без которых дело окончательной победы православия не могло бы состояться. Так, во времена арианских споров вместе с великими Каппадокийскими отцами за истину боролись свт. Амфилохий Иконийский , свт. Петр Севастийский и другие, менее известные, поборники православия. Во время монофелитских споров наряду с прп. Максимом Исповедником исповедниками православной веры были Анастасий-апокрисиарий, Анастасий-монах и иные ученики и соратники преподобного. В эпоху паламитских споров одним из значительнейших – но, к сожалению, малоизвестным – поборником чистоты православия и соратником свт. Григория Паламы был монах, его близкий друг, Давид Дисипат . Именно Дисипат с самого начала споров оказывал свт. Григорию Паламе всестороннюю поддержку, имевшую большое значение в истории паламитских споров. Начало жизни Давида Давид Дисипат родился в аристократическом семействе Дисипатов, связанном узами родства с родом Палеологов. Дисипаты составляли известную в Византии династию дипломатов. С другой стороны, имеются сведения о жившем при императоре Михаиле Палеологе митрополите Мануиле Дисипате, который был предстоятелем в том же городе, что и, гораздо позже, свт. Григорий Палама – Фессалониках 1 . Таким образом, члены рода Дисипатов принадлежали к высшим кругам церковного и светского византийского общества. О годе рождения Давида, его детстве и юности ничего не известно. Судя по влиянию Давида в Константинополе, о котором мы можем судить по событиям, связанным с паламитскими спорами, юношеские годы Давида Дисипата проходили в столице Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

А.Ю. Виноградов По сей день не утихают дискуссии относительно места погребения (а также связанных с ним мест ссылки и смерти) сосланного в Лазику прп.  Максима Исповедника , которые приобретают иногда национально-церковную окраску 2 . Ситуация при этом к настоящему времени сложилась парадоксальная: современные историко-археологические штудии опираются на текстологические изыскания столетней давности, да и то не в полном объеме 3 . В свою очередь, эти разборы текстов не имеют под собой достаточной рукописной базы (см. ниже, I). Поэтому к обзору различных точек зрения мы вернемся позже, пока же обратимся к тем источникам, которые сообщают информацию по интересующему нас вопросу с учетом их новейших изданий 4 . I. Данные источников Источники эти можно разделить на две группы. В первую входят агиографические тексты (греческие, латинские и грузинские) византийского происхождения, посвященные жизни прп. Максима. Ко второй относятся тексты разных жанров, сообщающие информацию о прп. Максиме, но не посвященные именно ему. Агиографические тексты, посвященные жизни прп. Максима, в свою очередь, распадаются на две группы: свидетельства очевидцев и позднейшие жизнеописания. 1. Среди свидетельств современников интересующая нас кавказская часть жизни прп. Максима освещена в двух греческих источниках: «Письме Анастасия Феодосию» (далее – ПАФ), написанном Анастасием Апокрисиарием ок. 665 г. и сохранившемся частично лишь на латыни, и в «Воспоминании Феодора Спудея» (далее – ВФС), составленном ок. 668 г. 5 Последовательно судьба святого излагается только в ПАФ: после прибытия в Лазику обессилевшего прп. Максима сразу же отделили от его спутников и на носилках отнесли в «крепость Схимар, близ народа, называемого аланами 6 », где и поместили в заключение (ПАФ 4). Здесь он умер, и его гробница, над которой происходило регулярное чудо в виде ночного света, также находилась в этой крепости (ПАФ 5). А его учеников, Анастасия Диакона и Анастасия Апокрисиария, автора ПАФ, сослали вначале, соответственно, в крепости Скоторий и Букол 7 , а затем, через Мукурисий (τ λεγμενον Μουκουρσιν), отправили, соответственно, в «крепость Свании» и «крепость Факирии» 8 . Анастасий Диакон так и умер то ли в «крепости Свании», то ли по дороге к ней (ПАФ 4), а Анастасия Апокрисиария перевели позднее «в края Апсилии и Мисимиании», в крепость Фусту (ПАФ 6; castro Phustas; castro Phustensium). Наконец, его должны были перевести в тот самый Схимар (Schemareos castrum), однако в это время в Лазике был свергнут тамошний princeps, а новый princeps (в дальнейшем будет указано, что это патрикий и магистр Григорий) Анастасия «отвел обратно (reduxit) с пути, [ведущего] в вышеупомянутую крепость Схимар» и поместил в некое место, которое находилось в пяти милях от его поместья (ПАФ 6–7). Следует отметить, что речь идет не о монастыре, а просто о месте, «действительно подходящем для монахов 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анастасий Апокрисиарий (лат. Anastasius Apocrisiarius; + 666 ), ученик прп. Максима Исповедника , исповедник Память 20 сентября (Греч.) Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в Константинополе . За отказ принять " Типос " имп. Константа в 648 году был сослан в Трапезунд , а в 655 году - в Месемврию . В 662 году вместе с преподобными Максимом Исповедником и Анастасием Константинопольским отозван в Константинополь , вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где его содержали в разных крепостях. Он описал свои странствия в письме к иерусалимскому монаху Феодосию Гангрскому, который позднее опубликовал письма и другие материалы о жизни Максима Исповедника и его сподвижников. Анастасий пишет, что после того, как Максима Исповедника отделили от его спутников, обоих Анастасиев на лошадях отправили - автора письма в крепость Букол(ус), находившуюся в области, именуемой Мисимиана " на границе с аланами, которые эту крепость захватили и удерживают в своих руках " , а инока в крепость Скотор, которая находилась в Апсилии " вблизи Авасгии " . Спустя месяц (18 июля 662 года) по приказу того же правителя обоих Анастасиев перевезли вначале в " крепость Мукурисин " (Μουκουρσιν), откуда уже полуживого инока отправили в " крепость области сванов " , где он спустя несколько дней умер. Апокрисиария поместили в крепость Факирия ( " близ Авасгии " ). В сентябре того же года Анастасий был вновь переправлен в " края Апсилии и Мисимиании " , где по указанию лазского правителя его, изнывавшего от холода, голода и жажды, без необходимой одежды и обуви, гоняли по горам и долинам, после чего заключили в крепость Фусту (Пустус), расположенную где-то на границе упомянутых областей. В марте-апреле 663 года тогдашний правитель Лазики был смещен. Новый патрикий освободил Анастасия из крепости и поселил его вблизи своей резиденции в том же районе. Спустя год Анастасий был вновь заключен в крепость Фусту.

http://drevo-info.ru/articles/13678142.h...

Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин Содержание Список сокращений Часть I. Максим Исповедник Г.И.Беневич, А.М.Шуфрин. Дело Максима I. Путь к Латерану II Латеран как позиция Изложение прения Диспут в Визии III. Шестой Вселенский собор и дело Максима Преподобный Максим Исповедник и его соратники Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввой Максимом и бывшими с ним с одной стороны и начальниками – с другой Диспут в Визии Письмо иже во святых аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику Письмо Анастасия к монахам в Кальяри Того же святого Анастасия монаха, ученика святого отца Максима, к общине монахов, учрежденной в Кальяри: Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому Воспоминанине. Краткая история о том, что было сделано против блаженного Мартина, папы Римского, и святого Максима, и тех, кто был с ним На константинопольцев поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного Часть II. Максим Богослов А.М. Шуфрин. Другой Максим Преподобный Максим Исповедник. О различных трудностях Богослова [Григория], глава 7 Схолии. То есть – Слова 14 св. Григория Богослова к бедным), другое (идущее почти сразу перед этим) место из которого св. Максим обсуждает в предыдущей главе Трудностей. Предметно-тематический указатель к схолиям Термины Исследования Поликарпа Шервуда (OSB) Ранние ambigua преподобного Максима исповедника и опровержения им оригенизма Глава I. Максим и оригенизм. Выводы из раздела А Глава II. Триада: сущность-сила-действие Глава III. Ecstasis IV. Логос Глава V. Корос. А. Κρος у оригенистов Глава VI. Апокалипсис Приложения Общая библиография Хронологическая таблица: период моноэнергистских споров     Список сокращений Произведения св. Максима АтЬ Трудности (Ambiguorum liber) Сар iе Capita 15 Capphys Главы физические Char О любви (сотницы) Сотт Воспоминание (Hypomnesticon) DsB Диспут в Визии DsP Диспут с Пирром Ер Письмо EpCal Письмо Анастасия монахам Кальяри ЕрМ Письмо Максима Анастасию ЕрАп Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Анастасия I, патриарха Антиохийского 546 Св. Анастасий жил в VI в. и был родом из Палестины. С детства он впитал учение святых отцов. Вначале святой занимал должность апокрисиария (то есть полномочного представителя) патриарха Александрийского при патриархе Антиохийском. Затем после смерти патриарха Домнина III был избран его преемником (559), в соответствии с предсказанием прп. Симеона Столпника. Строгий к самому себе и бдительный хранитель божественных догматов, он обычно предпочитал хранить молчание, но когда истинная вера находилась в опасности, патриарх Анастасий устремлялся в бой как словом, так и писаниями, в своих посланиях призывая всех епископов встать на защиту Православия. Именно поэтому он сделался защитником истины против ереси афтартодокетизма. Приверженцы этого ложного учения утверждали, будто тело Христа было нетленным до Воскресения 547 . Несмотря на то что, как говорят, эти еретики находили поддержку при дворе императора Юстиниана I нояб.], Анастасий воспротивился указу императора, проповедуя, что Христос воспринял всю падшую человеческую природу, кроме греха. На его сторону перешли все епископы Сирии. Примерно в те же годы он созвал Собор в Антиохии, чтобы подтвердить постановления Халкидонского Собора и тем самым воспрепятствовать возрождению монофизитства. Спустя несколько лет Анастасий, снискавший славу главы Православия благодаря своей борьбе за догматы , пал жертвой придворных интриг и был по повелению императора Юстина II (565–578) лишен сана и отправлен в изгнание (570) 548 . Несмотря на отсутствие книг, он в течение этих лет составлял догматические трактаты, по памяти приводя многочисленные цитаты из Священного Писания и святых отцов. Во время пребывания в Константинополе узы духовной дружбы связали Анастасия со св. Григорием Двоесловом марта], который был тогда папским апокрисиарием. Как только Григорий взошел на римский престол, он обратился к императору Маврикию (582–602), ходатайствуя о восстановлении святого в патриаршем достоинстве. Но Анастасий предпочел пребывать в покое и молитве и лишь благодаря настоятельным просьбам друзей согласился на двадцать третьем году изгнания вновь взойти на престол Антиохии после смерти занимавшего его архиерея (593). Папа Григорий приветствовал друга, сравнивая его с большой рекой, которая, вернувшись в свое русло, отныне сможет питать паству, чтобы она приносила обильные духовные плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномучеников Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева, пресвитеров (1937). Память святых исповедников Анастасия Апокрисиария, Анастасия Младшего, Феодора и Евпрепия, учеников преподобного Максима Исповедника 296 Память святых исповедников Анастасия Апокрисиария, Анастасия Младшего, Феодора и Евпрепия, учеников преподобного Максима Исповедника Эти святые боролись против учения о единой воле во Христе, которое хотел утвердить император Констант II, чтобы присоединить к Церкви монофизитов. Первый Анастасий был апокрисиарием папы в Константинополе. Анастасий Младший сначала был секретарем императрицы Евдоксии, супруги Ираклия, правившего до Константа. Затем стал учеником св. Максима и последовал за ним сначала в Хрисопольский монастырь (617–630), затем в Африку (630–645) и Рим (645–652). Когда император издал «Типос», запрещавший кому бы то ни было под страхом наказания говорить о двух волях во Христе, Анастасий Апокрисиарий выступил с протестом. За это патриарх Павел II сослал его сначала в Трапезунд, а затем в Месемврию (647–648). Благодаря усилиям прп. Максима, защищавшего истинную веру, папа Мартин I в 649 г. созвал Латеранский Собор, на котором монофелитская ересь была осуждена. Через некоторое время император приказал арестовать Максима Исповедника и его учеников, которые принимали активное участие в Соборе. Их заключили в тюрьму, где они несколько месяцев ожидали суда. В ходе судебного процесса папа Мартин был несправедливо осужден. Император тщетно пытался привлечь их на свою сторону лестью и угрозами, а затем сослал в Силимврию и Перверис во Фракии (656). В 662 г. император призвал святых исповедников в Константинополь и, найдя их столь же твердыми в исповедании Православия, приказал отрубить прп. Максиму и прп. Анастасию Апокрисиарию правые руки и языки. Затем вновь отправил их в ссылку вместе с тремя другими святыми в крепость в Лазике на Кавказе. Там прп. Максим, которому было уже восемьдесят лет, отошел ко Господу 13 августа 662 г. Немногим ранее от истощения скончался и Анастасий Младший, во время переезда в Сванетию 24 июля 662 г. Анастасия Апокрисиария перевели в крепость Фусту. Даже после нанесенных ему увечий он мог членораздельно говорить, хотя ему отрезали язык у самого корня, и мог писать, привязывая к остатку правой руки две палочки, которыми он держал перо. Так им были созданы трактаты против монофизитов и монофелитов. В письме к своему другу Феодосию Гангрскому он описывает их страдания и смерть прп. Максима 297 . После четырех лет ссылки он скончался в этой крепости 11 октября 666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Грузии состоялась IV Международная богословская конференция памяти преподобного Максима Исповедника 2 ноября 2011 г. 11:15 24-27 октября 2011 года в Грузии состоялась IV Международная богословская конференция памяти преподобного Максима Исповедника. В форуме приняла участие делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в составе ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и преподавателей ПСТГУ И.Е. Мельниковой, Н.Г. Головниной, П.Ю. Малкова и П.Б. Михайлова. Открытие конференции 24 октября в Патриаршем центре духовного и интеллектуального развития молодежи, расположенном в подклете кафедрального Свято-Троицкого собора в Тбилиси, возглавил архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан ( Грузинская Православная Церковь ). Работа по секциям проходила в здании нового Патриаршего университета (Тбилиси), монастыре Пресвятой Богородицы (Цагери), в резиденциях архиепископа Стефана в Цагери и Лентехи. В ходе конференции прозвучали следующие доклады: епископ Калифорнийский и Североамериканский Максим (Василевич) «Пасха как средоточие евхаристической мистагоги: Церковь, Евхаристия, эсхатон в творениях преподобного Максима Исповедника»; Ж.-К. Ларше «Мученичество, ссылка и смерть Максима Исповедника и двух его учеников Анастасия Монаха и Анастасия Апокрисиария: материалы к установлению подлинности недавних археологических находок в Цагери»; архиепископ Манглисский Анания «Епархия грузинской Лазики в юрисдикции Константинополя в VI-IX веках»; архиепископ Цагерский Стефан «Преподобный Максим Исповедник: последние находки в Грузии»; Владимир Цветкович (Орхусский университет, Дания) «Рецепция учения Максима о логосах у св. Иустина Поповича»; П.Б. Михайлов (ПСТГУ) «Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника»; Р. Квиштани «Отчет по археологическим находкам в монастыре преподобного Максима в Кхутели: раскопки во внутренней церкви в 2010-2011 гг.»; Д.С. Бирюков (Санкт-Петербург) «Неопубликованные труды С.Л. Епифановича, посвященные преподобному Максиму Исповеднику»; епископ Афанасий (Евтич)  (in absentia) «Протология и эсхатология преподобного Максима Исповедника»; П.Ю. Малков (ПСТГУ) «Источники учения св. Григория Паламы о Преображении Господнем в богословии преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина»; И.Е. Мельникова (ПСТГУ) «Из истории археологических раскопок в крепости Мури: участники исследований июня 1914 г.»; Н.Г. Головнина (ПСТГУ) «Жанр вопросоответов и глав в творениях преподобного Максима Исповедника»; Э. Кавтарадзе «Преподобный Максим Исповедник в грузинском фольклоре».

http://patriarchia.ru/db/text/1663346.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Грузии прошла III международная конференция, посвященная житию и богословию прп. Максима Исповедника 04.11.2010 С 20 по 25 октября в Грузии проходила III международная конференция, посвященная житию и богословию прп. Максима Исповедника . Организаторами форума выступили Грузинская Православная Церковь , Научно-богословский центр имени прп. Максима Исповедника, Грузинский университет имени апостола Андрея Первозванного. Работу конференции возглавил архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан . Координатором конференции выступил ведущий специалист по наследию преподобного Максима доктор Жан-Клод Ларше . В работе форума приняли участие ученые из Грузии, Сербии, России и Франции, в том числе представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: доцент кафедры систематического богословия богословского факультета протоиерей Валентин Васечко; зав. кафедрой факультета дополнительного образования доцент П.Ю. Малков; ст. преподаватель кафедры истории Русской Церкви богословского факультета И.Е. Мельникова; ст. преподаватель, зам. зав. кафедрой восточно-христианской филологии и истории Восточных Церквей Н.Г. Головнина. Заседания проходили в Тбилиси, а также в Цагери и Лентехи (Западная Грузия) — местах ссылки и погребения преподобного. Архиепископ Стефан, совместно с грузинскими археологами и антропологами, познакомил участников конференции с предварительными результатами археологических раскопок, которые проводились в августе 2010 г. в монастыре прп. Максима в Цагери (святой был предположительно погребен под алтарем монастырского храма). Грузинским ученым удалось обнаружить останки, которые с большой долей вероятности могут принадлежать прп. Максиму и двум его ученикам — святым Анастасию Апокрисиарию и Анастасию Монаху . Ряд антропологических признаков, по мнению участников конференции, вполне убедительно свидетельствует о принадлежности найденных тел этим святым VII века. Данное мнение было единодушно выражено всеми участниками конференции и отражено в ее итоговом документе.

http://drevo-info.ru/news/9559.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ I СИНАИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анастасий I Синаит (+ 599 ), патриарх Антиохийский (562-572, 593-599), святитель Память 20 апреля и в Соборе Синайских преподобных Родился в Палестине , подвизался на Синае , затем стал апокрисиарием Александрийского патриарха в Антиохии . После кончины патриарха Домна в 562 году Анастасий был избран на Антиохийский патриарший престол . Во время своего патриаршества Анастасий I показал себя стойким борцом с монофизитством и другими ересями. Патриарх Анастасий не побоялся практически в одиночку выступить против эдикта имп. Юстиниана I от 565 года относительно афтартодокетизма . В 565 году патриарх Анастасий председательствовал на Антиохийском Соборе , который осудил Юлиана Галикарнасского и ересь афтартодокетизма. Император не смог заставить святителя отменить осуждение и даже думал низложить непокорного патриарха, но не успел исполнить это намерение. После смерти Юстиниана его преемник Юстин II по ложному обвинению в растрате церковного имущества сослал патриарха в Иерусалим; на его место был поставлен Григорий I , настоятель Синайского монастыря. Папа Григорий Двоеслов отправил в утешение ссыльному патриарху несколько посланий и неоднократными обращениями к имп. Маврикию содействовал возвращению Анастасия I на патриарший престол. По смерти патриарха Григория, Анастасий I вторично занял патриарший престол в марте 593 года. Скончался в 599 году. В греческих синаксарях смешивается с со своим преемником, патриархом Анастасием II Синаитом , память которого отмечается в тот же день. Память Анастасия I зафиксирована в Великий Четьих Минеях без жития: " Святыи Анастасие епископ Антиохиискии миром скончяся " и внесена в современный церковный календарь Русской Православной Церкви. В настоящее время в богослужебных книгах греч. Церквей память Анастасия I Синаита отсутствует.

http://drevo-info.ru/articles/10297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010