Ляут исследованию египетских памятников в приложении к истории Моисея посвятил два особых сочинения и несколько журнальных статей. В первом из этих сочинений «Moses der Ehraer» Ляут пользуется главным образом двумя папирусами – так называемым – Анастаси 1-й, Британского музея, изданным в «Select Papyri in the hieratic character» (1844), и папирусом, известным под I. 350, Лейденского музея 615 . Сравнивая содержание британского папируса 616 с соответствующими местами лейденского, мюнхенский египтолог, как весьма часто называется Ляут, пришел, во-первых, к тому выводу, что в обоих их говорится об одном и том же лице, что Могар, путешествие которого излагается в британском папирусе, есть лицо тожественное с Сотем Месу, о котором говорится в лейденском папирусе. Важнейшим основанием для такого вывода послужило следующее: в британском папирусе, по переводу Шаба, автор письма говорит, обращаясь к Могару: N’as tu pas mangé des poissons de la rivière... 617 Ne t’es-tu pas baigné en elle 618 (Lauth. Moses d. Ebr. 24). В лейденском папирусе, по переводу Ляута, говорится: Es sagte der Hui (Theodule), Träger des Schirmes im grossen Cortege des Königs, indem er anklagte den Sotern 619 Mesu, nämlich: «er nabm ein Bad in der Aolath und ass Fische, reisend nach Снаг 620 ; er sagte mir manches von Chairebu, was er sehr scheut jedermann zu sagen 621 (Lauth. ibid. 19–24), т. e., как Могару приписывается то, что он ел рыбу и купался, по догадке Шаба, в Эланитском заливе, подобно этому и Сотем Месу обвиняется также в том, что он купался в Аолат и ел рыбу, что египетскими законами не было позволено жрецам. Затем, как о Могаре говорится в британском папирусе: «не видел ли ты земли Ауп», подобно этому в лейденском папирусе указывается на странствование Месу в землю Хар, по которой должен был также путешествовать и Могар, так как «земля Хар простиралась» по папирусу Анастаси III, «от Цор» «до Ауп» 622 . Наконец, как о Могаре говорится, что он был в городе Халеб, так равным образом и Месу много рассказывал о Халебу 623 . На основании сходства в этих пунктах Ляут и пришел к заключен», что в обоих названных папирусах разумеется одна личность, что Сотем Месу лейденского папируса есть одно и то же лице с Могаром британского папируса 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере февраля 2015 Не чаем единым (часть 2. Хранители) Петроград, весна 1919 года. Молодая российская республика охвачена Гражданской войной. В столице не хватает провизии, люди голодают. В одной из холодных городских квартир от воспаления легких умирает выдающийся российский ученый, академик РАН, кристаллограф, минералог и математик Евграф Фёдоров. Анастасия Володина (слева) и Анастасия Григораш — одни из самых активных «хранителей» Жить ему осталось считанные недели. Свое последнее пристанище ученый обретет недалеко от alma mater, на Смоленском православном кладбище… Санкт-Петербург, ноябрь 2014 года. На могилу Евграфа Фёдорова приходит группа молодых людей. Это не готы, устраивающие тусовки на кладбищах, и не правнуки ученого. Это студенты Горного университета, прихожане вузовского храма преподобного Макария Египетского . Девушки собирают граблями листья, юноши сваливают их в мешки и уносят на помойку. В этот день они собираются привести в порядок могилы еще нескольких горных инженеров и сотрудников Горного института, покоящихся на Смоленском кладбище. Координирует работу добровольцев пятикурсница Анастасия Володина. Она — одна из самых первых активисток проекта «Хранители памяти», созданного три года назад студентом, а ныне уже выпускником Горного университета, Дмитрием Тациенко. (Проект «Хранители Памяти» — самостоятельная студенческая инициатива, имеющая целью сохранение памяти о горных инженерах, похороненных на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга). Закончив вуз, Дмитрий передал «бразды правления» Анастасии, и теперь все организационные вопросы приходится решать ей. — До поступления я была совсем далека от Церкви. На первом курсе узнала про университетский храм, про общину, стала сюда ходить. На самом деле, это просто удивительно: большинство студентов вообще не знают, что у нас есть православная община. И я тоже узнала случайно. Но меня это сразу «зацепило». И «хранителем памяти» я стала сразу же, как Дмитрий нас пригласил.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=65860

отв. ред. Д. С. Лихачев Патерик Египетский Патерик Египетский – переведенный с греческого языка сборник нравственно-назидательных произведений аскетического характера. В рукописях П. имеет заглавие – «Сказание о египетских черноризцех». Наименование обусловлено тем, что большую часть сборника образуют собрания патериковых рассказов, возникшие в среде ближневосточного, прежде всего египетского, монашества IV–V вв. В патериковых рассказах П. отразилась, несмотря на нарочитую безыскусственность формы, сложнейшая проблематика важнейшего периода становления древнего монашества. Этим обстоятельством объясняется высокий авторитет собраний патериковых рассказов, вошедших в состав П. в последующей традиции и их перевод на языки почти всех народов, испытавших влияние византийской культуры. В П. входят несколько произведений, причем одна часть их разделена на 62 главы, а другая, принадлежность которой П. была с большой долей вероятности установлена М. Капальдо (Capaldo. Caratteristiche strutturali, p. 22), общей нумерации с предшествующей частью не имеет. П. состоит, помимо оглавления 62 глав, помещенного в начале сборника, из следующих произведений (постатейное описание 62 глав по рукописи – ГПБ, Солов. собр., 635/693, кон. XV в. – см.: Еремин. К истории древнерусской переводной повести, с. 38–46): 1) гл. 1–32 – «История египетских монахов» (Η κατ’ Αγπτον τν μοναχν ισιορα, Historia monachorum in Aegypto), являющаяся описанием путешествия группы монахов по главным центрам египетского монашества в кон. IV в. и составленное в 395–396 гг.; 2) гл. 33–35 – сочинение Палладия «О народах Индии и брахманах» (Περ τν τς ’Ινδας ’εθνν κα τν Βραχμνων, De gentibus Indiae et Bragmanibus), написанное в форме диалога Александра Македонского и брахманов; 3) гл. 36–60 – «Лавсаик» (η Λαυσιακ ’ιστορα, Λαυσακν, Historia Lausiaca) Палладия, еп. Еленопольского (364–430), написанный около 420 г. и представляющий собой собрание рассказов из жизни подвижников и подвижниц Египта, Ближнего Востока и других областей Византийский империи, которые автор посетил во время своих многочисленных путешествий; заглавие свое получил позднее от имени Лавса – византийского придворного – по просьбе которого было написано произведение; 4) гл. 61–62 – извлечения из алфавитной части собрания «Изречения святых старцев» (’Αποφθγματα τν αγν γερντων, Apophthegmata patrum), относящиеся к египетским пустынникам отцу Антонию (гл. 61) и отцу Арсению (гл. 62). Вторая часть П. содержит: гл. 1–30 – приписываемые Василию Великому «Словеса хотящим жити черноризкая жития» (Λγοι πρς τος τν μονρη βον ’ασκοντας) и гл. 31 – поучение Василия Великого «О житии како лето быти черноризцю» (πς δε κοσμεσθαι τν μοναχν); 2) «Нила отца епистолия к епискому Анастасу» (πρς ’Αναστσιον ’επσκοπον); 3) «О отцех слово от истории» – отрывки из «Церковных историй» Феодорита Киррского и Созомена , посвященные египетским и ближневосточным подвижникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

архиепископ Анастасий (Яннулатос) Содержание Предисловие к русскому изданию митрополита Волоколамского Илариона От автора Часть I. Византийская эпоха 1. Кирилл и Мефодий – путеводные маяки (1966) 1.1. Осознание великого церковного и исторического долга 1.2. Образование и духовный фундамент 1.3. Трезвый и систематичный подход. Внимание к природным особенностям обращаемого народа A) Подготовка Б) Переводческая деятельность B) Местные кадры 1.4. Крест апостольства и его плоды 2. Монахи-миссионеры в IV веке (1966) 2.1. Остатки язычества в послеконстантиновскую эпоху 2.2. Роль монашества в распространении христианства 2.3. Египетское монашество 2.4. Монашество Палестины, Сирии и Месопотамии 2.5. Дистанция между подвижничеством и миссионерством Заключение Избранная библиография 3. Миссионерская деятельность в Византии (1964) 3.1. Первый период (IV-VI вв.) 1. Труды по христианизации язычников внутри империи: А) Иларион. Б) Иоанн Златоуст 2. Миссия среди окружающих империю варварских народов: А) Готы. Эрулы. Б) Гунны. В) Племена Колхиды. Г) Иверы. Д) Авасги. Е) Цаны. Ж) Персы. 3) Арабы. И) Эфиопы. К) Племена Нубии. Л) Маврусии 3.2. Период спада (VII и VII вв.) 1. Миссионерское депо Августина и Феодора в Британии 2. Распространение Евангелия среди славянских племен 3.3. Второй период великих миссионерских предприятий (IX-XI вв.) 1. Христианизация болгар 2. Распространение христианства в Моравии. Кирилл и Мефодий 3. Христианизация южных славян и венгров 4. Миссия среди хазар и аланов 5. Христианизация Руси 3.4. Последние отблески (XII-XIII вв.) Заключение Избранная библиография 4. Миссионерская деятельность Восточных Церквей в Центральной и Восточной Азии (Средние века) (1964). 4.1. Византийцы 4. 2. Христиане Сирии и Персии А)Китай Б) Центральная Азия 4.3. Уроки истории Часть II. Новое время 5. Православие в Китае (1962) 5.1. Первые ручейки A) Миссия пленных Б) Критическая эпоха B) Духовный плацдарм 5.2. Попытка более систематической миссионерской работы А) Правильное основание миссии Б) Оживление миссионерской работы 5.3.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и др. мученики Египетские [греч. Ιουλιανς, Κλσιος, Αντνιος, Αναστσιος, Βασλισσα, Μαριονλλα κα ο σν ατος μρτυρες] († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.). В греч. и рус. календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины В. следует отнести к лику преподобных, И.- преподобномучеников, а пресв. Анастасия - священномучеников ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44; 19984. Τ. 5. Σ. 260; ПЦК, 2011. С. 30). Источники Греч. пространное Мученичество, автор к-рого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в неск. редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Vat. gr. 1667 (Х в.). Версия, представленная в списке Patr. Hieros. 6 (Х в.), является переработкой предыдущей. Еще одна редакция встречается в рукописях Ath. Vatop. 84 (кон. IX - нач. Х в.) и Ath. Dionys. 143 (1633 г.), каждая из к-рых содержит половину повествования: 1-я - Житие И. и В., 2-я - Мученичество Египетских мучеников. В списке Vat. gr. 1667 вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греч. Мученичество было создано ранее VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на лат. язык (BHL, N 4529). М. Дель Кольяно доказал, что с лат. версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя), написанного в 1-й четв. VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава прп. Венедикта Нурсийского († 547). Лат. перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включен в Люксёйский лекционарий (ок. 700) и впосл. неоднократно перерабатывался (BHL, N 4533-4536). Ф. Алькен считал И. и В. реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности ( Halkin. 1980. Р. 242). Предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мч. Иулиана из Аназарва в Киликии, память к-рого в визант. Синаксарях также отмечалась 21 июня ( Lackner. 1973. Р. 55). Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект пров. Киликия в нач. IV в., тогда как сведения об одноименном наместнике пров. Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе И. и В. с аналогичным эпизодом греческого Жития прп. Алексия, человека Божия.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Православная молитва на языке африкаанс. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Православная молитва на языке африкаанс 10.06.2013 11:20 Версия для печати В ЮАР, недалеко от Кейптауна действует православный храм во имя Марии Египетской. Здесь по благословению греческого архиепископа Сергия служат на языке африкаанс. Приходской священник Захария ван Вук использует обиходные гласы, соединяя русскую хоровую культуру и язык потомков голландских первопоселенцев. О необычном храме рассказывает его прихожанка, читательница " Нескучного сада " Анастасия Эстерхейзен. Встреча Проезжаешь небольшой городок Робертсон, потом поселение местных цветных, потомков древних бушменов, и попадаешь в райский уголок — на территорию православного храма в честь Марии Египетской. Небольшой каменный храм расположился в долине, которую с одной стороны окружают величественные и прекрасные Лангебергские горы, а с другой — небольшие холмы, за которыми — городок Робертсон.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

3. Современное состояние изучения наследия свят. Григория Паламы ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ. КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ А. Общие бытовые особенности. Б. Богословская традиция. В. Философская традиция. Г. Мистическая традиция. ГЛАВА ВТОРАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (До-никейская антропология) АПОСТОЛ ПАВЕЛ А. Состав человека. Б. Тело и плоть. В. Душа Г. Ум. Д. Совесть и сердце. Е. Дух. Ж. Внешний и внутренний человек. 3. Сыноположение и прославление. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Иустин философ. Татиан Ассириец Ермий философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген 1. Природа души 2. Происхождение души 3. Состав человека 4. Учение о свободе и разуме. 5. Образ и подобие Божие. 6. Грехопадение 7. Спасение 8. Воскресение Св. Мефодий Олимпийский ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология великих догматических споров) Эпоха тринитарных споров. Св. Афанасий Александрийский Состав человека и душа его Образ и подобие Божие Обожение Св. Василий Великий Природа человека Образ и подобие Божие Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский 1. Назначение человека; Цель и время творения. 2. Образ Божий в человеке. 3. Два устроения человека. 4. Грехопадение Св. Иоанн Златоуст 1. Состав человека 2. Создание человека. Образ и подобие 3. Грехопадение Адама 4. Человек и ангелы 5. Назначение человека Немезий Емесский 1. Место человека в мире. 2. Состав человека 3. Происхождение души 4. Загробная судьба человека 5. Назначение человека Антропология христологических споров Св. Кирилл Александрийский. Первый человек. Образ и подобие в нем. Грехопадение Искупление АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Душа. Образ и подобие. Искупление Василий Селевкийский а. Образ и подобие Б о ж и е. б. Загадка о человеке. в. Грех и искупление. Леонтий Византийский. Преп. Анастасий Синаит. а. Создание человека. б. Состав человека. Взаимоотношение души и тела. в. Назначение и достоинство человека. г. Образ и подобие Божие. Человек и ангелы. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов) Антропология Пустыни Преп. Макарий Египетский а. Состав человека б. Два состояния человека Преп. Исаак Сирин Антропология мистиков. Ареопагитики Св. Максим Исповедник Образ и подобие. Душа. Учение о воле. Грехопадение и искупление Преп. Симеон Новый Богослов Состав человека. Искупление и прославление. Антропология богословских синтезов. Св. Иоанн Дамаскин. Состав человека. Образ и подобие Божие в человеке Назначение человека Св. Фотий, патр. Константинопольский (†891) 1. Состав человека 2. Образ и подобие Божие в человеке 3. Адам и грехопадение 4. Назначение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

4. Древний этап Традиции: «исихазм до исихазма» Справочно-библиографические материалы См. также соотв. статьи CPG, BHG, ВНО, BHL, DS, LTK, TR и отечественные публикации по коптологии и греко-римскому Египту. 1 . Библиографический указатель/Сост. Шрон Г. С. Л. 1989. 2 . Русская и иностранная библиография по истории византийской Церкви IV-IX вв. (Алфавитный список авторов и краткий обзор их трудов. Прил. к соч. доц. Ф. Терновского ). Киев 1885. 3 . Bibliotheca Sanctorum. Roma 1 (1961) – 13 (1970), Prima Appendice. 1987. [BibS] 4 . Leclercq H. Hésychastes//DACL 1925. 6:2. 2362–2365. [Период до преп. Иоанна Лествичника ]. 5 . Νεοελληνικ βιβλιογραφα περ Μοναχισμο. θναι 1972. 23. 6 . The Coptic Encyclopaedia/Ed. Atiya A S. Ν. Y. 1991. 1–8. 7 . Vivian T. Reading the Saints (II): An annotated bibliography of early monastic texts and resources available in English//CistSt 1998. 33:3. 329–344. Интернет-ресурсы 8 . The Christian Classics Ethereal Library (www.ccel.org): Cassian’s Conferences 9 . The Ecole Initiative (www2.evansville.edu/ecoleweb/): Житие Антония и др. произведения (напр., жития св. Павла Фивейского и Марии Египетской). Общие проблемы древней аскезы 10 . Османкина Г. Ю. Монашеское движение в первые века возникновения византийской империи//Verbum 3 9 .1524). 105–110. 11 . Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. 528. [Популярный очерк. Библ.: 362–396. Приложение: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. ( 1 М. 1872)]. 12 . Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках//Он же. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М. 2002 [Сидоров. У истоков культуры святости]. 15–130. 13 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб. 2 1885. М. 1994. 300. Подвижницы Александрии и ее окрестностей (Синклитикия, Сарра, Феодора, Александра и Пиамуна, Ефросиния, Фомаида, Таисия, Феодора, Аполлинария, Марина, Анастасия); 2: Верхнего Египта (Таисия, Пахомия, Исидора, Талида, Тафра, Евпраксия, Феодула, Юлия и неизвестные по имени); 3–6: Подвижницы палестинские, сирские, малоазийские, Константинополя и Эллады].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. Карта и ближайшие объекты Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам). Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.

http://sobory.ru/article/?object=22005

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010