Закрыть itemscope itemtype="" > Зеленый блокнот Часть 7 06.12.2022 497 Время на чтение 10 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Нет мира под оливами Маслины, иначе оливы, олицетворяют мир, спокойствие. Вспомним символ – голубка с веточкой маслины в клюве. Но вспомним и выражение: «Нет мира под оливами». Его и здесь нет. Елеон, созданный, казалось, исключительно для того, чтобы его касались только подошвы паломников, оскорблялся и тяжелым бездушным железом. Елеон прославлен ещё и подвигом святой Пелагии (+457, пам.8окт.). Знаменитая антиохийская красавица-куртизанка была обращена в христианство епископом Нонном и много-много лет провела в каменном затворе на Елеонской горе. В её пещерку, тесно примыкающую к часовне Возенесения, попасть можно только по разрешению мусульман. Участок напротив часовни и пещерки св. Пелагии был приобретен Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992-м году стараниями архимандрита Иоакима здесь, на вполне законных основаниях начала строиться церковь Вознесения. Кому-то это не понравилось, и Елеон услышал рёв израильского бульдозера, который превратил строение в развалины. Вместе с бульдозером были и полицейские. Но все концы в воду, доселе ни расследования, ни дознания. Но вот что было явлено Божией волей. Когда бульдозер расправился со вторым этажом, вдруг большая круглая икона Вседержителя сорвалась с места и закружилась перед бульдозером. Бульдозер обломал зубья в ковше, запутавшись в стальной арматуре и бетоне нижнего храма. Бульдозерист и охрана перепугались и отступили. А в 1995-м была убита матушка Анастасия, мать архимандрита Иоакима. В действующем подземном храме три придела: центральный в честь Вознесения Господня, левый во имя преподобной Мелании Римляныни, правый во имя святой Пелагии. И разве это первое нападение на православных на Елеоне? В первой трети 19-го века часовня Вознесения пострадала от землетрясения. Её возрождали и мы, и греки, и католики, и армяне. А далее было вот что. Армяне, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830-м году Палестину и Сирию, решили… Что решили, узнаем из письма Иерусалимского Синода посланнику России в Константинополе А.П. Бутенёву: «Оттоманская Порта из мести к России, как Православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдаёт её армянам». Не у кого было больше искать защиты, кроме как у России. Жалоба дошла до императора Николая Первого, он возбудил разбирательство, в результате которого притязания армян были пресечены, и Елеон остался доступным для поклонения людям всех национальностей и верований, приходящим сюда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Жесты рук святых на иконах: что они означают? 1 мин., 27.10.2020 Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий ВЛЕЗЬКО Руки Спасителя, Богородицы и святых иконописцы никогда не изображают «просто так», в произвольном жесте, каждая деталь на иконе символична. Когда мы представляем икону Господа Иисуса Христа, то чаще всего вспоминаем Его благословляющий жест. Пальцы правой руки сложены для благословения — как латинские буквы I и Х (то есть Иисус Христос). Или собраны в троеперстие — символ Святой Троицы (но так, как крестятся старообрядцы — с открытыми двумя перстами и тремя, собранными в горсть на ладони). Этот жест на иконах изображают не только у Спасителя, но и у святых. Причем только у тех, кто и во время земной жизни благословлял людей. Например, это святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст или Лука (Войно-Ясенецкий). Или преподобные и праведные, которые были священниками. Ладонь, открытая в сторону смотрящего на икону, — это символ праведника. Знак открытого миру человека, помыслы которого чисты. Именно с этим жестом можно увидеть изображение блаженной Матроны, а еще, например, святых князей Бориса и Глеба, которые, как мы знаем из жития, не пошли на предательство родного брата Святополка — выбрали вместо этого честную и чистую смерть. Бывает, что мы видим на иконе обе ладони раскрытыми. Этот жест историки иконописи толкуют по-разному. Первая версия — так нам показывают, что святой на иконе принимает на себя благодать Божию. А вторая — изображенный обращается к Богу с молитвой. Такой жест вы можете найти в храме на иконах праведной Анны — матери Девы Марии, мученицы Анастасии Римляныни или праотца Авраама. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/zhesty-ruk-svjatyh-na-iko...

Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского Память Святых Мучеников Терентия И Неониллы Память 29 Октября Память Святой Великомученицы Анастасии Римляныни Житие Аврамия Затворника И Блаженной Марии Житие Преподобного Отца Нашего Аврамия Ростовского Память 30 Октября Страдание Святого Священномученика Зиновия Епископа Эгейского, И Сестры Его Зиновии Память Святой Мученицы Евтропии Память Святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста И Артемы Память Святого Маркиана, Епископа Сиракузского Память 31 Октября Память Святого Мученика Епимаха Память Святых Апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия И Аристовула Житие Преподобных Спиридона И Никодима Жития Святых — месяц октябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц октябрь Память 1 октября Слово на Покров Пресвятой Богородицы В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия — во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого [ 1 ], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах [ 2 ]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца [ 3 ], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый [ 4 ], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию [ 5 ]:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В справке об одних монастырях все иноки (или инокини) перечислены поименно, о других — указано их общее число, о третьих — не указано ничего. Часто сведения по истории обители избыточны, тогда как о ее современном состоянии — минимальны. Составитель не жалеет места в справочнике для всем известных сведений (подробный рассказ о житии великомученицы Анастасии Римляныни, с. 504) и в то же время не находит возможным дать хотя бы минимальный комментарий сообщению о том, что строительство в городе Орше Богоявленского Кутеинского монастыря «благословил патриарх Иерусалимский Феофан» (с. 569), словно у нас на Руси возведение монастыря по благословению Предстоятеля другой Поместной Церкви — дело обыденное. Между тем одна из важнейших задач редактора, тем более когда речь идет о книге-справочнике, — обеспечить единообразие представляемой информации. В рецензируемой книге нарушение этого принципа мы видим повсеместно. Так, слово «владыка» в ряде случаев почему-то начинается с прописной буквы (с. 340, 434, 495; при этом речь отнюдь не идет об именовании Патриарха Святейшим Владыкой). Часто по-разному пишутся одни и те же географические названия: то село Волго-Верховье и монастырь Волго-Верховский (с. 421–423), то — Волговерховье и Волговерховский (там же); второ-афонский и второафонский монастырь (с. 400); Новоторжский монастырь назван Борисо-Глебским (с. 411), а Аносин — Борисоглебским (с. 208); на с. 154 и город Л.-Кузнецк , и Ле-нинск-Кузнецкий . Нет единообразия в информации о настоятелях или наместниках монастырей, она то излишне краткая: «И.о. настоятельницы — монахиня Вера » (с. 315), то излишне подробная, например: «Наместник — архимандрит Кирилл (Епифанов Евгений Александрович)» (с. 46); непонятно, для чего указывать мирское имя и тем более отчество монаха, учитывая, что обращаться «по имени-отчеству» ни к монахам, ни к людям с саном не принято (в официальном «Православном церковном календаре» эти данные не приводятся даже для архиереев и Предстоятелей Церквей); а то вдруг поставлен творительный падеж: « Наместником — игум. Климент (Кривоносов)» (с. 41).

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

В последние годы Матушку перевели под небольшой навес. Поразительные чудеса происходят при молитвенном обращении к ней. Она и сейчас так же чутко слышит и помогает страждущим, как и при своей земной жизни. Особенно часто приходит помощь для желающих устроить личное счастье. Матушка незримо соединяет людей любовью и семейными узами. Навес, под которым последние годы сидела Анастасия      Промысл Божий сохранил место ее молитвенного подвига совершенно таким же, каким оно было при жизни матушки. Сохранен и дом, и двор. Есть одна особенность, которая заставляет задуматься. Двор матушки Анастасии находится в центре города, прямо рядом с вокзалом и рынком, но во дворе у нее – тишина и поразительный, совершенно неземной покой. Место, где она сидела, обнесено маленьким деревянным зеленым заборчиком. Внутри стоит фотография молодой улыбающейся Анастасии, а рядом – икона ее покровительницы – святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Перед ними горит лампада. А туда, где она под конец свой жизни сидела уже под навесом, можно зайти, только нагнувшись. И тут какая тишина! Здесь, уже рядом с другими иконами, фотография Матушки в зрелом возрасте. Она похожа на ней на утомленного мужчину-воина. Племянник Матушки Георгий. Фото: Фридон Гегешидзе Время здесь будто остановилось. Матушка невидимо присутствует и ждет страждущие души тут, где ее любовь и молитва незримо утешают нас. Еще жив и родной племянник матушки Анастасии, Георгий, который ухаживал за ней. Когда Георгий был маленький, Матушка в награду за то, что он за ней ухаживал, дарила ему 5 копеек. На эти деньги покупали ему лимонад. Матушка грела этот лимонад между своими коленями и давала ему пить по утрам, а он не хотел, капризничал, – с любовью вспоминает Георгий. Уже старый человек, он по-прежнему живет здесь и часто поднимается на кладбище, где похоронена Матушка. Похоронили ее сидящей, в специальном гробу, так как ноги ее за все годы невероятного подвига срослись. Матушка Анастасия часто брала яблоко, молилась над ним и давала страждущему.

http://pravoslavie.ru/70821.html

В 80-е годы прошлого столетия Юрий Антонов спел «Анастасию»: Жизни даль распахнув мне настежь, Ты явилась, весны красивей. Птицы в небе щебечут: " Настя " , Травы вторят: " Анастасия " . Счастлив я, покоренный властью Этих глаз васильково-синих. Губы с нежностью шепчут: " Настя " , Сердце вторит: " Анастасия " . С тех пор популярность имени постоянно возрастает. В 2011 году 53 из ста новорожденных москвичек звали Анастасией. Несколько раз за последние 15 лет это имя выходило на первое место по популярности. В 2013 году оно было вторым, уступив в Москве первенство Марии. Именины Анастасии Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря. Святые с именем Анастасия В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах. Анастасия Римлянка или Римляныня В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой,   но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима. День памяти Анастасии Римляныни - 11 ноября. Анастасия Узорешительница Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно. Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

Григориат восстанавливался от разрушений и пожара 1762 г. под руководством игумена Иоакима. Его трудами становится возможным не только новое возрождение монастыря, но и освобождение пленных, захваченных пиратами. После ревянный иконостас собора установлен в это же время. Новая паперть была построена в 1840 г.; храм вмч. Георгия - в 1851 г. Собор освящен во имя свт. Николая. Монастырь обладает 279-ю рукописями, из которых 11 писаны на пергаменте, и, кроме того, имеет приблизительно 6000 печатных книг. Среди сокровищ монастыря - частица Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и одеяния. Григориат имеет 7 храмов на своей территории и 6 храмов - вне ее.   В подчинении монастыря - три кафизмы и шесть келлий (на Афоне - это места проживания монахов вне территории монастыря). Келлия - маленькая пустынь: дом с одним - двумя монахами и маленьким храмом в этом же помещении. Проживающие в келлий сами заботятся об обеспечении себя пищей и бытовыми удобствами. Кафизма, в отличие от келлий, находится на полном обеспечении монастыря.               Главная святыня - особо чтимая икона святителя Николая.   Соборный храм Григориата посвящен Святителю Николаю Мирликийскому. Нынешний собор, посвященный Николаю Чудотворцу, возведен Иоакимом Акарнийским и хранит две прославленные иконы Божией Матери – «Галактотрофуса» («Млекопитательница») и «Пантанасса» -  на этой иконе есть подпись греческая: “Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской.”   Кроме этого храма есть параклисы: 1) Успенгия Пресвятой Богородицы; 2) свв. Архангелов; 3) св Анастасии Римляныни; 4) Живоносного Источника; 5) св. Димитрия Солунского; 6) Всех Святых; 7) препод. Григория, ктитора обители; 8) Всех преподобных отцов Афонских. Вне обители 9 церквей. Братия насчитывает 70 монахов.         Предание www.isihazm.ru ...   Однажды известный певчий диакон Иоанн из келлии Паличника, который недавно упокоился, пришел на престольный праздник в монастырь преподобного Григория, чтобы помочь петь. Пропев великую вечерню, перед началом литии он почувствовал, что ему нужно выпить кофе, чтобы немного взбодриться и продолжить пение.

http://isihazm.ru/1/?id=516&c_pid=1

Кроме соборного храма в Григориате есть несколько небольших храмов-параклисов: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святой Анастасии Римляныни, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», великомученика Димитрия Солунского, Всех Святых, преподобного Григория, Всех преподобных отцов Афонских, святителя Спиридона. А также ряд храмов вне обители. В подчинении монастыря – три кафисмы и шесть келий. Среди святынь Григориатской обители – частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Пантанасса» (Всецарица-Путеводительница), пожертвованная обители молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. На этой иконе есть подпись на греческом языке: «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской». Образ Богоматери «Пантанасса» остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Галактотрофуса» (Млекопи-тательница). В монастыре имеется еще одна известная икона Божией Матери – «Одигитрия», которая изначально находилась в Ватопеде, но чудесным образом перешла в монастырь Ксенофонт. Решено было оставить ее здесь, из уважения к воле Самой Пресвятой Богородицы. Чтимой иконой Григориатской обители является и образ святителя Николая. В Григориатском монастыре пребывают частицы мощей многих святых: апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеимона, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святителя Николая; священномучеников Харалампия, Игнатия Богоносца; Григория, просветителя Армении, и епископа Иакова, в Персии пострадавшего; мученика Кирика, святителя Нектария Эгинского, преподобных Григория Ктитора и Силуана Афонского, великомученицы Варвары, мучениц Иулитты, Анастасии Римляныни, Фотинии Самарянки и Макрины; святого Дионисия Ареопагита, святителя Григория Назианзина, бессребреников Космы и Дамиана. В монастырской библиотеке хранятся около 297 древних рукописей, из которых 11 писаны на пергаменте. В том числе и одна из древнейших рукописей «Пастыря» Ерма. Кроме того, обитель имеет более 10000 печатных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ныне мне сказано Н.Н.: “Греха вы (я) не сделали, добра желали духовенству. Я за вас молюсь, как могу, и чувствую себя спокойнее”. Вечером были спокойные беседы... Некоторые советовали послать письмо Патриарху, но я считал это преждевременным. Решил написать завтра, и то в общем духе, чтобы не решать ничего без моего объяснения. СЕДЬМАЯ ЛИТУРГИЯ Пятница Во все богослужение мысли были сосредоточены на главнейшем вопросе для души: о греховности. Вот где единственное зло: грех. А прочее все не существенно. И это было очевидно. И зрел я себя ясно. Но сознание своего недостоинства не было мучительным, а лишь смиряло меня... И смиряло так, как этого не бывает при благоприятных условиях. И встали передо мною тщеславные помыслы: как они показались действительно пустыми! ложными, вредными... И хотелось выбросить их из души, как безумие. Нужно смиряться: есть множество оснований к этому... Смирение - правильный путь. Вот в этих мыслях прошла вся Литургия... И поплакалось немного. А если смиряться, то значит - и терпеть должно все, что Бог пошлет. А смиряться есть за что. За Литургией (во время “запричастна”) читалось поразительное житие св. мученицы Анастасии Селукской (? Римляныни - С. Ф.). Ее трехлетним младенцем приняли в монастырь. Игумения София постригла ее. Когда Анастасии было 12 лет, наступило гонение Декия. Монахини с игуменией разъехались, а отроковица осталась. И вытерпела жесточайшие гонения... Просто читать страшно: отрезали груди, ноги, руки, а сначала выдернули все ногти на них... Потом язык отрезали. Она попросила пить воды, и какой-то Кирилл подал ей. Его тут же убили за это... И как все терпели мученики? Поразительно! Непостижимо! Ныне принесли сведения будто на меня послали жалобы. И даже говорили по телефону, обвиняли меня... Буду ждать. ВОСЬМАЯ ЛИТУРГИЯ Суббота Чтобы не забыть: вчера я прочитал письмо с рассказом о конце житий монахов монастыря, где я был настоятелем... В скорбях великих прожили они. Один был в десяти тюрьмах, но по суду все же освободили: не нашли за ним вины. И вообще нужно знать, что “нормальным”, т. е. обычным путем жизни христианина нужно считать не благополучие, а скорби - в этой “юдоли”. Припоминается из стихов Лермонтова: “Ангел душу младую в объятиях нес для мipa печали и слез”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

( < < back) Память святых мучеников Терентия и Неониллы приняли мученическую кончину в царствование Декия (249–251 г.). ( < < back) Память святой великомученицы Анастасии Римляныни заимствовано из 112 псалма, стих 9. Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии близ Лампсака, значительного города Мизии (северо-западной области Малой Азии). селение находилось на берегу Геллеспонта (Дарданельский пролив между Мраморным морем и Архипелагом). один из учеников преподобного. удалилась в город Асс, близ Лампсака. было около 360 года. Житие преподобного отца нашего Аврамия Ростовского преподобного Аврамия Ростовского излагается здесь по древнейшему «житию», которое с сокращениями пересказано в Прологе и с некоторыми позднейшими добавлениями в Великих Минеях-Четьих митр. Макария. Древнее житие преподобного Аврамия впоследствии дважды дополнялось, главными образом в начальной части, где рассказывается о жизни Аврамия до пришествия его в Ростов. первичном дополнении сообщается, что Аврамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (ныне Костромской губернии), отправился в Новогородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Аврамия, в Чухломе, были еще язычники. Аврамий назывался сначала Иверик и до семнадцати лет лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Новгородские захожие купцы сообщили ему первые начатки христианского учения. Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новогородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Аврамия. разумеется древний Ростов, называвшийся Ростовом Великим; теперь это уездный город Ярославской губернии на шоссе и при железной дороге из Ярославля в Москву; Ростов стоит при озере, которое называется Ростовское или Неро. Чудским концом нужно разуметь часть города по левую сторону дороги из Ярославля. — Языческий бог древних русских славян Велес иначе называется Волосом, который, по летописям, считался покровителем скота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004